Беседа «Магнит-фокусник» в подготовительной группе «Кораблик».
Цель: продолжать знакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.
-Ребята, сегодня я хочу вам показать фокус. (В варежку кладу магнит). Посмотрите у меня в руках скрепка, почему она не падает?
-Верно, у меня в варежке магнит.
-Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с этим предметом (показываю)
-Магнит обладает очень интересными свойствами.
-Кто знает, какими? (ДЕТИ: притягивает к себе железные предметы)
-Какой магнит на ощупь? (даю потрогать) (ДЕТИ: холодный, гладкий, твёрдый)
-А теперь посмотрите у меня есть нитка с подвешенным гвоздём.
-Подскажите мне, что произойдёт, если приблизить к нему магнит?
-Давайте проверим.
-Нитка с гвоздём отклонилась.
-Почему это произошло? ДЕТИ: магнит притягивает к себе гвоздь)
-А из какого материала изготовлен гвоздь? (ДЕТИ: из железа)
-Значит, какой вывод мы можем сделать? (ДЕТИ: магнит притягивает к себе железо)
-А теперь будем проводить опыт.
-Возьмите лист картона, положите на него скрепки, а снизу к нему поднесите магнит и двигайте им в разных направлениях.
-Что происходит со скрепками? (ДЕТИ: они соединились и двигаются)
-Почему двигаются скрепки? (ДЕТИ: они притягиваются магнитом)
-На что похоже движение скрепок? (ДЕТИ: на движение вагонов паровоза)
-А теперь снимите скрепки с картона и положите их на стол, а магнит поднесите под крышку стола и посмотрите, что происходит. (ДЕТИ: скрепки не двигаются)
-Почему не двигаются скрепки? (ДЕТИ: потому, что стол толще, чем картон)
-Какой вывод можно сделать? (ДЕТИ: чем толще преграда, тем меньше сила магнита и магнит меньше притягивает железные предметы)
-Сейчас переходим к следующему эксперименту.
-Перед вами находятся подносы с различными предметами из разного материала.
-По очереди подносите магнит к предметам.
-Те предметы, которые притянутся к магниту, положите слева, а те предметы, что не притянутся – справа.
-А теперь перечислите те предметы, которые притягиваются к магниту.
-А на какие предметы не действует сила магнита?
-Из какого материала они сделаны?
-Какой вывод можно сделать из этого эксперимента? (ДЕТИ: магнит притягивает лишь железные предметы и не действует на другие материалы: резину, пластмассу, дерево, ткань, мех)
-Теперь продолжим эксперименты с магнитом.
-Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. Подношу вторую, она то - же притянулась. Теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно – цепочка не разорвалась.
Почему скрепки не рассыпались? (ДЕТИ: они намагнитились)
-Делаем вывод: под действием магнита, железные предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
-Посмотрите, у меня есть необычные магниты окрашены в синий и красный цвет.
-Попробуйте соединить магниты синими концами.
-Что вы чувствуете? (ДЕТИ: магниты отталкиваются, не соединяются)
-Сейчас соедините красными концами. Что происходит? (ДЕТИ: то же самое)
-Теперь приложите ваши магниты, синим и красным концами.
-Что произошло? (ДЕТИ: магниты соединились)
Вывод: разноокрашенные концы у магнита притягиваются друг к другу.
-Ребята, подскажите, а где в жизни мы встречаемся с магнитом и видим его волшебные свойства?
(ДЕТИ: «магнитная азбука», магнитная доска, зажимы на шкафчиках, настольная игра «рыболов»)
Что нового и интересного вы узнали о магните.
- Магниты притягивают к себе железные предметы и не действуют на другие материалы.
- Чем толще преграда между магнитом, тем меньше его сила.
- Под действием магнита железные предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
- Сила магнита действует сильнее, если магнит большего размера.
- Одинаково окрашенные концы магнита отталкиваются, а разноокрашенные притягиваются.
Молодцы, когда вы пойдёте в школу – вы узнаете о магните намного больше, и опыты будут серьёзнее. Успехов вам!