Внеклассное мероприятие «Мы – граждане России»
Цель: воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине. Закрепить знания о государственной символике, основных документах государства и гражданина. Развивать познавательный интерес, расширить кругозор обучающихся, умение работать в группах, умение выразительно читать стихи и петь песни.
Оборудование: компьютер, проектор, слайд с надписью «Человек без Родины, что соловей без песни, «Родина – мать, умей за неё постоять, видеозапись песни «С чего начинается Родина?», гимн Российской Федерации.
Ход мероприятия
Сегодня мы снова собрались на наш классный час. Для нас с вами это всегда разговор о главном, сокровенном, рассуждения о людях, о жизни. Сегодня мы посвятим наш классный час родной стране и назовём его «Мы – граждане России»
(включается музыка «С чего начинается Родина?». Под эту музыку ученик читает стихотворение о Родине).
Откуда начинается Россия?
С лозинки, что сбежала с речки синей.
А может, начинается с крыльца
Иль с поля, где пшеница раскачалась?
Откуда бы она ни начиналась,
Любви к России нет у нас конца.
Россия, где она кончается?
Найди конец, чтоб клином свет
Россия в сердце начинается,
А в нём конца и края нет.
Учитель. Наши сердца не объять! В них самое доброе, святое, как Мама и как наша Родина! Родину не только любить и беречь надо, но и знать про неё. И мы с вами попробуем сейчас сдать экзамен на гражданскую зрелость.
(Класс делится на 3 группы и поочередно работает над каждым билетом, где-то устно, где –то письменно)
Билет № 1
1.Назовите государственные символы России. (герб, флаг, гимн)
2. Из листков цветной бумаги, подбирая нужные цвета, сконструируйте флаг нашей страны. (Б-С-К)
(Исполнение гимна)
Кто знает автора гимна? (Михалков)
Билет № 2
1.Как называли нашу страну от древних времён до наших дней? (Киевская Русь, Российская империя, Российская республика, СССР, Российская Федерация)
2. Кто является главой нашего государства? (Президент В.В. Путин)
Учитель: молодцы, с этими заданиями вы быстро справились. Продолжим наш экзамен.
Билет № 3
1.Как называется основной документ, удостоверяющий личность гражданина?
(паспорт)
2.Какие документы получает человек в течение жизни? (свидетельство о рождении, страховое свидетельство, свидетельство о браке, военный билет, аттестат зрелости, диплом, пенсионное удостоверение)
Билет № 4
1.Как называется главный документ нашего государства? (Конституция РФ)
2. Как называется документ, в котором записаны своды законов и правил? (Кодексы)
Учитель. А теперь уточняющие вопросы. Здесь на столе лежат различные кодексы. Расскажите, что вы о них знаете? (Кодекс законов о труде, уголовный кодекс, жилищный кодекс, кодекс законов о браке и семье).
Очень хорошо, что вы знаете эти документы, которые помогут вам в жизни отстаивать свои права и достойно исполнять свои обязанности. Но я очень надеюсь, что вы будете жить не только по кодексам, а по чести и совести.
Билет № 5
1. Представьте себе, что вы оказались далеко от родины, допустим в Австралии или Америке, и вам нужно доказать свою принадлежность к России песнями. Какие песни вы бы спели? («Катюша», «Калинка», «Во поле берёза стояла»)
Учитель. Вы достойно сдали экзамен на гражданскую зрелость. Вами будет гордиться вся страна. Так будьте же достойными сынами и дочерьми своего Отечества! Я благодарна вам за ваше внимание и терпение.
Приложения к мероприятию
Слово «герб» в переводе от немецкого языка означает наследство. Впервые этот термин упоминается в указе 1692 г. До этого наши предки говорили лишь о «печатях» и «клеймах».
Герб – эмблема, закрепленная за человеком, родом, регионом, землёй, государством, передаваемая по наследству или существующая до тех пор, пока существует данный тип государства.
Герб – символический опознавательный, правовой знак, составленный и утвержденный по определенным правилам. Он служит постоянным отличительным знаком лица, рода, общества.
Двуглавый орёл – один из древнейших символов. Он происходит из стран Древнего Востока и известен по цилиндрическим печатям Халдеи (В Южной Месопотамии) 6 века до н.э. В 11 веке двуглавый орёл встречается на медных монетах, орнаментах тканей.
Со времени крестовых походов двуглавый орёл распространяется и по Европе. В 12 веке он появляется у германских императоров и королей Священной Римской империи.
Объяснение значения двуглавого орла в 18 веке: орёл наричется царь небесный, сице наричет и царей земных. Им по три венца в душах их сияет, во Троице Бога прославляющие Отца, Сына и Святого Духа.
Цвета и символы на стягах Руси
Четыре разноцветных флага живут в современной политической жизни России. И каждый имеет корни в отечественной истории.
Бело-сине-красный восходит к военно- морскому флагу, а Андреевский – не только к военно- морскому, но и к армейскому. Красный – помимо того, что является символом солидарности, соотносится и багряными древнерусскими знамёнами, чёрно-желто-белый связан с традициями Романовской династии. Все флаги – историческая ценность народа. За них, бывало, расплачивались жизнью.
Государственный флаг в России утвердился в 19 веке.
Б-С-К флаг
Составляя поясной бело-сине-красный флаг, Петр 1 «построил» его так, что расположение полос совпало с древним пониманием строения мира.
Внизу – мир физический (кровь), отвага, храбрость, выше – мир небесный (синий), верность, ещё выше – божественный (белый), благородство, чистая совесть.
На рубеже 17-18 веков Петр 1 дал русскому военно-морскому флоту новый флаг – Андреевский. 30 ноября 1993г. В России государственным гербом стал двуглавый орёл.
Официальное описание герба гласит: Государственный герб РФ представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом – три исторические короны Петра Великого (над головами – две малые и над ними – одна большого размера); в лапах орла – скипетр и держава; на груди орла на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона».
Двуглавый орёл – символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частей РФ. Короны над его головами означают суверенитет всех субъектов Федерации, а также могут рассматриваться как союз трёх ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной.
Скипетр и держава подразумевают сильную власть, и защиту государства, и его единство. А всадник, поражающий копьём дракона – эмблема не только столицы, сколько древний символ победы добра над злом, готовности всего народа отстаивать свою свободу и независимость и защищать свою свободу и независимость от врага буде – такой объявится.