Изобразительное искусство
Беседа на тему: «Народное декоративно-прикладное искусство. Богородская деревянная игрушка».
Цели:
- познакомить обучающихся с миром народной деревянной резной игрушки, как одним из видов народного творчества– Богородская деревянная игрушка;
- развивать устойчивое внимание, зрительное восприятие, наблюдательность, мелкую моторику, творческую активность, ориентировку в малом пространстве (на столе);
- воспитывать аккуратность и самостоятельность при выполнении работы, интерес к народным промыслам, бережное отношение к народным традициям на примере творчества Богородских мастеров.
Оборудование: гуашь коричневая, ноутбук, презентация, образец рисунка (шаблон).
Ход урока:
I. Организация класса.
Приветствие. Проверка готовности к уроку, организация рабочего места учащихся.
- Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
II. Введение в тему урока.
1. Беседа.
-Мы продолжаем знакомиться с народным декоративно – прикладным искусством. Давайте вспомним, с какими народными промыслами мы уже познакомились.
- Что вы помните о технике Гжель?
- Что можете сказать о Хохломе?
III. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое Богородская игрушка, и как Богородские мастера – раскрасим игрушку. А это прекрасный подарок и для взрослых и детей.
IV. Основная часть.
1. Вводная беседа
Что такое декоративно – прикладное искусство? Зачем оно людям?
«Декор»- от латинского языка - сл. УЗОР
«прикладное»- ручная работа, прикладывать
«Декоративно – прикладное искусство» - вид работы, направленное на красивое оформление изделий, выполняемое ручным трудом.
- А что значит декоративное искусство?
-Умение художественно украсить любую вещь, применяемую в быту.
- Правильно. Мы живём в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и на улице, и дома. Среди этого многообразия есть предметы, которых удостоил особым вниманием художник: они искусно украшены, нарядны и по-своему неповторимы. Эти художественные предметы относятся к области декоративно-прикладного искусства. В сочетании слов декоративно-прикладное искусство, главное слово декор, что значит, украшение, имеет несомненное отличие, от других видов изоискусства.
- Хочу поговорить об игрушках, сделанных мастерами ДПИ,
– В глубокой древности игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Игрушки обладали в представлении наших предков магической силой и оберегали людей от всякого зла. Их дарили друг другу на праздники и хранили в доме. Первые игрушки появились давно и существуют по сей день. Есть игрушки деревянные, соломенные, тряпичные.
Ребята, посмотрите на этой иллюстрации незнакомые нам игрушки, а называются они Богородские, сегодня мы о них по подробнее поговорим. (показ Богородских игрушек)
- Близ старинного подмосковного города Сергиева Посада, на высокой горе среди лесов и полей, раскинулось в Загорском районе село Богородская. Само село живописно раскинулось среди лесов на высоком взгорье. Жители села рассказывают, что их деды и прадеды резали деревянные игрушки с незапамятных времен, и здесь буквально в каждом доме можно увидеть фигурки людей, животных, птиц искусно вырезанные из липы, ольхи, осины.
По народному преданию давным-давно (в 17 веке) в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых деточек. Вырезала она из чурбачка (показ) фигурку и назвала ее «Аука». Дети порадовались, поиграли и закинули «Ауку» за печку. Раз муж стал собираться на ярмарку и говорит: Возьму-ка я «Ауку» на базар и покажу её торгашам. «Ауку» купили и заказали еще. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском и стала она называться Богородская игрушка.
Режут эту игрушку не из любого дерева, а только из липы, ольхи и осины, потому что эта древесина легко обрабатывается и позволяет воспроизводить мелкие детали. Древесина высыхает в течение, трех лет, чтобы не было трещин. И только потом приступают к работе.
Богородская игрушка часто была неокрашеной. Красоту наводили резьбой специальными ножами и стамесками. Известная Богородская игрушка – «Кузнецы». Этой игрушке более 300 лет. Медведь в Богородской игрушке любимый герой. Медведь рыбачит, играет в шахматы, качается на качели и даже расписывает матрешку.
Вывод: Итак, нам ребята рассказали об истории промысла Богородской игрушки. Давайте повторим, что услышали.
Ребята, сейчас мы будем работать по декоративному оформлению игрушки «Кузнецы»
БОГОРОДСКИЕ КУЗНЕЦЫ»
Богородские кузнецы!
Мужичок и серый медведь.
Вот придумали мудрецы!
Не устанешь на них глядеть!
В зипуне простом мужичонка
Молоточком ударил, за ним
Тотчас мишка бьет потихоньку,
Каждый делом занят своим
Богородская резьба – скульптура жанрового характера: фигурки зверей, домашних животных. Особенно часто изображается медведь, мастера олицетворяют его с человеком. Одна из главных тем – крестьянский труд и различные жанровые сценки.
Много скульптур создано на мотивы русских народных сказок, былин, басен. Фигурки, как правило, даются в действии. Присутствует и многофигурные композиции. Резчики оживляют сцены введением деревьев с колеблющимися листочками.
Богородские мастера и сегодня создают неокрашенные резные фигурки и целые композиции. Как красива пластичная форма Богородской игрушки, несмотря на то, что она лишена яркой раскраски. Приемы изготовления резной Богородской игрушки складывались десятилетиями и бережно передавались из поколения в поколение.
Да ребята, Богородские игрушки добрые, забавные, «живые». Потянешь за верёвочку улыбчивого Мишку — дергунчика, и он, приветствуя нас, раскинет в стороны лапы. Кузнецы Мишка и Мужик — бьют молоточками по наковальне, если поочерёдно двигать планки. Мишка - дровосек крепится на подставке тумбочке, внутрь которой вставлена пружинка, которая приводит фигурку в действие.
-А вам понравились эти игрушки? Чем?
-Как они называются и где их делают?
-Из какого материала сделаны игрушки?
-Какие основные инструменты для изготовления игрушек нужны мастерам?
-Как называли Богородских мастеров?
-Что особенного в этой игрушке?
2. Рассматривание образца.
- Какие фигуры изображены? (Медведь и мужик).
- Из какого материала они сделаны?
- Что они делают?
- Рассмотрим сначала медведя
- Рассмотрим сначала туловище.
- Какой формы туловище? (овальной).
- Что еще есть у мишки? (голова).
- А какой формы голова? (круглой). Не забывайте, если смотреть сбоку, то мордочка у него удлиненная.
- Где расположена голова? (если дети затрудняются, воспитатель отвечает, что голова расположена впереди (выше) туловища, и соединена с ним мощной короткой шеей).
- На что похожи лапы у медведя, какой они формы (овальные, но удлиненные?
- Где находятся лапы у медведя (внизу туловища?
- Сколько лап у медведя (2 передние и 2 задние лапы?
- Что есть на голове у мишки (уши?)
- Какой они формы? (полукруглой).
- А уши у мишки большие или маленькие? (маленькие).
- Что еще есть на голове у мишки ? (глаза, нос).
Рассмотрите внимательно лапы у мишки, что на них есть? (когти).
- Ребята, а медведи какого цвета? (коричневого, бурого).
- Глаза, носик и когти какого цвета? (черного).
- Теперь рассмотрим мужика.
- Из каких деталей он состоит?
- На чем стоят наши фигуры?
- Каким цветом мы раскрасим наши фигуры?
Молодцы, вы хорошо все описали.
V. Педагогический рисунок.
- Итак, ребята, я вам обещала, что вы тоже сегодня побудете мастерами и попробуете нарисовать таких кузнецов. Но сначала посмотрите внимательно, как это буду делать я.
1. Сначала слева нарисуем медведя и дадим ему в руки кувалду.
2. Теперь справа нарисуем мужика и дадим ему в руки тоже кувалду.
3. Посередине нарисуем наковальню.
4. Теперь нарисуем две горизонтальные полоски, на которых стоят наши герои.
5. Теперь раскрасим рисунок коричневой краской.
Вот такая Богородская игрушка у нас получилась.
Физкультминутка. Я прошу подняться вас – это раз,
повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три,
с силой их к плечам прижать – это пять.
А теперь тихонько сесть – это шесть.
VI. Практическая работа.
1. Технологическая карта.
Прежде, чем приступим к работе, повторим порядок изображения рисунка.
1. Слева нарисуем медведя и дадим ему в руки кувалду.
2. Справа нарисуем мужика и дадим ему в руки тоже кувалду.
3. Посередине нарисуем наковальню.
4. Нарисуем две горизонтальные полоски, на которых стоят наши герои.
5. Раскрасим рисунок коричневой краской.
- Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе!
2. Самостоятельная работа.
- Садитесь поудобнее, начинаем работу.
- Помните, что рисовать нужно очень аккуратно.
Оказание индивидуальной помощи.
Во время самостоятельной работы учитель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.)
Индивидуальная помощь, осуществляется на каждом этапе работы.
Во время работы звучит тихая музыка.
- А теперь заканчивайте свои работы.
VI. Итог урока выставка работ.
- Посмотрите, какие чудесные получились кузнецы – как у настоящих мастеров!
- Где впервые появилась Богородская игрушка?
- Из чего ее изготавливают?
- Какая главная тема этих игрушек?
VII. Рефлексия:
- Вам понравилось быть мастерами?
- Что для вас было самым сложным на уроке?
Выставка детских работ.
«Вот закончилась игра,
Молодцы мастера,
Сказка чаще приходи,
С нами дружбу заводи.»
- На этом наш урок мастерства окончен. Всем спасибо за работу. До новых встреч.