СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа о Российской Армии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткое ознакомление с историей и созданием Красной Армии, об армии в наши дни. Использованы песня, стихи, отрывки из произведений.

Просмотр содержимого документа
«Беседа о Российской Армии»

Аргунова Вера Николаевна, учитель начальных классов

МБОУ Ширинская СШ №4 имени Героя Советского Союза А.Е.Толмачёва


Тема: Беседа о Российской Армии

Цель: кратко ознакомить с историей и созданием Красной Армии, об армии в наши дни.

-Ребята, сейчас послушаем песню.

-Все внимательно слушают. (песня «Красная Армия всех сильней»)

-Подумайте и скажите, какова тема сегодняшнего урока?

-Когда образовалась Красная Армия? (23 февраля 1918г.)


104 года назад была создана наша армия. Она ни на кого не нападала, а защищала нашу страну сначала от 14 капиталистических государств, а потом от полчищ Гитлера. Во время Великой Отечественной войны первыми, кто принял на себя удар, были Брестская крепость и город Брест. Стойко сражались наши пограничники, до последнего.


Беседа по картине «Брестская крепость»




1. Что же изображено на картине?

Вы правы, на картине художник показал не столько само сражение, сколько поведение в нем советского человека. Мужество, стойкость народа, высокое сознание своего долга перед Родиной - такова основная мысль картины".

2. Описание места и времени боя, изображенного на полотне. (Раннее летнее утро, лучи солнца с востока; бой в разгаре; разрушенные стены крепости, остатки зданий, бетонные укрепления.)

3. Защитники Брестской крепости. (В центре картины комиссар, Красное знамя в руке, бесстрашный, мужественный, решительный; боец справа поддерживает тяжелораненого товарища, готов сражаться до последней капли крови; красноармеец на переднем лане в пилотке, меткий стрелок, уверенно стреляет по фашистам; боец в светлой майке ранен, на голове повязка, не покидает сражения, сосредоточенно ведет огонь из пулемета; женщина сжимает винтовку, выражение лица суровое, в глазах - ненависть.)

4. Героизм защитников Брестской крепости. (Стойкие, смелые, гордые; преданность Родине; стоять насмерть.)


-Вот вы ещё узнали о стойкости и мужестве наших соссийских солдат. Не только так мужественно сражались наши солдаты в начале войны, а на протяжении всей войны. Сражались за каждый клочок земли, улицу, дом. В каждой дивизии было своё знамя. Оно поднимало их в атаку, вдохновляло.


_А сейчас прочитаю рассказ Ю. Яковлева «Совет знаменосцев» «Второй рассказ солдата».


ВТОРОЙ РАССКАЗ СОЛДАТА

Было это во время Великой Отечественной войны.

Бой сменял бой.

Атака сменяла атаку.

А дивизия все не отходила. Если бы она действительно была из железа, фашисты давно бы изломали ее своими танками и переплавили бы своими снарядами. Но волю советских воинов было труднее сломить, чем железо. И, когда пули и осколки уносили еще одну жизнь, ряды смыкались теснее.

Бой сменял бой.

Атака сменяла атаку.

Порой на каждого советского солдата приходилось по меньшей мере пять фашистов. Но дивизия не отходила. Будто она пустила глубокие корни, вросла в землю, слилась с ней и живет одной жизнью. Когда проливалась кровь солдат, то казалось, что это ранена сама родная земля.

И только один раз дивизия оторвалась от земли. Но не для того, чтобы медленно отойти назад. Бойцы и командиры поднялись в полный рост, чтобы начать контратаку.

Раздалась команда:

– Знамя вынести вперед!

Знаменосец Ляпин наклонил древко и быстро стал снимать с него зеленый защитный чехол, сшитый из плащ-палатки. Потом он поставил древко к ноге и стал крутить его в руках. С каждым поворотом алое полотнище становилось все больше и больше. И, когда, подхваченное ветром, знамя полностью развернулось, он подхватил древко двумя руками и поднял знамя над головой.

Когда огонь становился особенно плотным, бойцы могли залечь. Но разве можно склонить знамя перед врагом!

Свистели пули, а Ляпин все шел и шел вперед. Со стороны казалось, что он шагает легко, почти плывет над полем, что он завороженный – не берут его пули. Но на самом деле каждый новый шаг стоил знаменосцу неимоверных усилий. Каждый шаг был шагом навстречу смерти.

От разрывов земля дрожала, как во время землетрясения. Плыл сизый, горьковатый на вкус дым. Уже многих бойцов недосчитывала дивизия в строю. Но наступление продолжалось, и то слева, то справа вспыхивало солдатское «ура».

И вдруг знаменосец Ляпин остановился. Что-то яркое, огненное вспыхнуло у него перед глазами, ослепило, резануло острой болью. Ляпин прижал ладонь к глазам и почувствовал, как кровь потекла по его пальцам. Одной рукой он прикрывал рану, а другой продолжал сжимать древко знамени. Он ничего не видел, но продолжал медленно идти вперед.


И бойцам со стороны казалось, что ничего не произошло.

В глазах было темно.

«Это, наверное, от руки, – подумал Ляпин. – Надо отнять руку от глаз, и все будет видно». С большим усилием он оторвал руку от глаз и… ничего не увидел. Плотная, темная пелена застилала глаза. Сквозь нее нельзя было ничего рассмотреть. И солдат все понял.

Ослеп!

И вдруг ему захотелось двумя руками закрыть лицо и упасть на землю. Но вторая рука была занята: в ней было знамя. Ляпин поднял знамя выше и медленно зашагал вперед. Он спотыкался, но шел. Словно красное знамя вело его, как путеводная звезда.

Пробегавший мимо боец заметил, что Ляпин прижимает руку к лицу и что по руке течет кровь. Он остановился и подбежал к знаменосцу.

– Ты ранен, давай знамя.

– Я сам, – ответил Ляпин не останавливаясь. – Я сам…

– Ты же ничего не видишь?

– Вижу.

Но солдат знал, что знаменосец ничего не видит. Он осторожно взял его под руку и зашагал рядом. Ляпин принял эту помощь. Теперь он шел, опираясь на руку невидимого друга. Так было куда легче. Но силы оставляли его.

Боец подозвал товарища, и тот подхватил Ляпина с другой стороны. Теперь уже двое бойцов поддерживали раненого, ослепшего знаменосца, не пожелавшего расстаться со знаменем. Они шли втроем, а знамя развевалось над цепью, и никто не знал, что знаменосец тяжело ранен, что он идет, опираясь на друзей, поклявшись самому себе не расставаться со знаменем, пока бьется его сердце…

 
Качается знамя,
Горит высоко,
Солдатские руки
Сжимают древко.
 
И знамя плывет
Над полком не спеша.
Для снайперов вражьих
Мишень хороша!
 
На знамя направил
Глазок пулемет,
И пули летят,
Будто осы на мед.
 
А ветер с солдатом
Ведет разговор:
– Чего ты под пули
Шагаешь в упор?
 
Пригнись, знаменосец,
В огне пропадешь… —
«Но если пригнуться,
То знамя пригнешь».
 
Снаряд разорвался
В мгновенье одно.
Хоть веки открыты —
Смертельно темно.
 
Глаза прикрывая
Тяжелой рукой,
Он знамя держать
Продолжает другой.
 
Дается ему
Каждый шаг нелегко,
И кажется, держится
Он за древко.
 
И служит полотнище
В дымке седой
Слепому бойцу
Путеводной звездой.
 
Не гнется оно,
Не дрожит под свинцом
И делится светом
С ослепшим бойцом.



_Что случилось со знаменосцами во время атаки?

- Как он поступил?


Мужественно сражались наши солдаты во время войны. Не только освободила Российская Армия наши народы и страну, но и народы других стран: болгаров, чехов, хорватов, поляков, венгров и многие другие.


_ Сейчас послушаем стихотворение С. Погорельского «Советский воин»


Над вольным Дунаем,

Над славным Днепром

Душевные песни слагают о нем.

В нагорных лесах,на просторах равнин

Его вспоминают и чех, и румын.

-  Пылало село,- вспоминает хорват,-

Он кинулся в пламя Советский солдат!

Из хаты горящей,из дыма – огня

Он вынес, отважный,мальчонку – меня!

Словачка сказала:- И мне он помог –

Озябшей, голодной дал хлеба кусок.

Назвал по – отцовски дочуркой своей.

Шутя подмигнул мне: «Гляди веселей!»

Вздохнула румынка:-  Был яростный бой, Меня от осколка прикрыл он собой…

Убит он, лежит под холмом у села.

Калина над ним поднялась – расцвела.

- Нет, - молвил болгарин, -Он жив, не убит!

Я видел его: он в дозоре стоит.

И зорок, и смел,

Чтоб мир потревожить никто не посмел!


-Сделайте ещё раз вывод. (Наши воины спасли не только свою страну, но и народы других стран)

_ Вы многое знаете из истории Российской Армии, но не всё. Сколько совершено героических подвигов . И вот сейчас об одном таком я вам прочитаю из книги Л.Кассиля «Главное войско» . Он называется «Таран»

- Как вы понимаете слово «таран»?

_ Скажите, что произошло во время боя?

_ Что сделал наш лётчик?


Вот вы узнали и ещё про один подвиг. А знать надо больше, потому что путь наших вооружённых сил за 104 года – это путь безвременной доблести и славы.


- А сейчас послушайте стихотворение М. Исаковского «Навеки запомни».


Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись!

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты: рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, -

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал всё, что мог.

Себя в бою не пожалел

И Родину сберег.



Произошла революция , образовалось молодое государство. Перед молодой советской республикой встают важные задачи – спасение детей. Во имя их спасения уходят бойцы в деревню, чтобы получить хлеб. Со всех концов шли средства в фонд детей. Передавали свои скромные сбережения командиры и бойцы Красной Армии. Молодая советская республика большое внимание уделяла по спасению детей – сирот. По всем районам открывались детские дома, колонии и коммуны. Бойцы и командиры Красной Армии были частыми гостями в воспитательных учреждениях.


_ Ребята, а во время Великой Отечественной войны помогали детям?

Да, конечно, помогали. И во время Великой Отечественной войны в осаждённый Ленинград военные лётчики доставляли через линию фронта под огнём врага всё необходимое. Многие дети стали сыновьями полков , партизанских отрядов. Сколько было совершено детьми героических подвигов, герои которых неизвестны.


Хочу рассказать про детей, которых называли красными следопытами, потому что они шли по следам разных войн и восстанавливали подвиги людей. Например,в Минске в Белоруссии есть озеро Синее, которое было названо за цвет воды. Дети одной из школ услышали, что во время Великой Отечественной войны был потоплен советский самолёт. Это в 1941 году скоростной бомбардировщик возвращался с боевого задания и на него напали 5 вражеских самолётов. Наш самолёт сбил одну вражескую машину, повредил другую. Но бой был неравный. Бомбардировщик загорелся и упал в это озеро. Ребята нашли только крылья, а вот фюзеляж провалился в землю, которая в озере была мягкая, болотистая. Когда начались раскопки, на глубине 4 метров была найдена кабина, оружие и документы лётчиков Фёдора Андреевича Сылки, Михаила Моисеевича Николаева и Ивана Павловича Богатырёва. Волны озера Синего много лет хранили эту тайну. Так вот красные следопыты шли по местам боевых действий и восстанавливали подвиги людей, совершённые в годы войн.


Сейчас сухопутные войска, военно- морской флот, военно-воздушные силы, войска противоздушной обороны оснащены мощными оружиями. Одним из важнейших этапов революции в военном деле явилось рождение нового вида вооружённых сил – ракетных войск стратегического назначения, являющихся главной основной силой страны. На смену пехоты пришли мотострелковые войска.

- Что такое современные мотострелковые войска? ( выстроенная в одну колонну, она растягивается на многие десятки километров. Все рода войск вошли в неё как единое целое6 танки, артиллерия, подразделение связи, инженерные войска и реактивные установки)


Основной ударной силой сухопутных войск являются танки. Обладая надёжной бронёй, они могут вести боевые действия на любой местности, вести меткий огонь в любое время суток, преодолевать реки и озёра по их дну и над водой, совершать самостоятельно, без помощи судов , многочисленные морские переходы.


- Ребята, скажите, сыновья каких национальностей служат в Армии?


Да, наша Армия многонациональная. Почётный долг Родине должен отдать каждый юноша, какой нации бы не был. В Конституции есть глава и статья об этом долге.


- В такой большой праздник как 9 Мая что бывает?

Бывает парад. На военных парадах на Красной площади идут те, кто выполняет самую трудную, самую почётную и самую нужную боевую задачу – берегут мир.

(чтение стихотворения Е. Трутневой «Российский воин»)

Российской воин бережет
Родной страны покой и славу,
Он на посту , и наш народ
Гордится армией по праву.
Спокойно дети пусть растут
В любимой солнечной Отчизне.
Он охраняет мир и труд,
Прекрасный труд во имя жизни!


-Как вы думаете, почему наша Армия победила в тяжёлых воинах?

-Наша Армия народная, она неотделима от народа. Больше всего она любит свою Родину и не жалеет сил для её защиты. Наша Армия никогда не поднимает оружия первой, но вооружённая самой новой, самой могучей боевой техникой, она стоит на страже нашего государства, всего того, что завоёвано, Красная Армия охраняет мир во всём мире.


ПОСЛОВИЦА: Красная Армия: с нею вся страна.

- Как понимаете её смысл?

(чтение стихотворения Л.Некрасовой «Наша Армия родная»)


Пограничник на границе

Нашу землю стережёт,

Чтоб работать и учиться

Мог спокойно весь народ...


Охраняет наше море

Славный доблестный моряк.

Гордо реет на линкоре

Наш родной российский флаг.


Наши лётчики-герои

Небо зорко стерегут,

Наши лётчики-герои

Охраняют мирный труд.


Наша армия родная

Стережет покой страны,

Чтоб росли мы, бед не зная,

Чтобы не было войны.


Мы мирные люди, но у нас есть всё для того, чтобы победоносно отразить нападение любого врага. Русскую землю любили и берегли наши прадеды, любим и бережём её мы.

- В наше время установлены на морских и океанских берегах такие дальнозоркие приборы, что стоит только чужому кораблю без спросу подкрасться к нашим берегам, как сразу заприметят его и точно укажут , где он находится и куда пробирается, сколько до него километров. Где уж тут незаметно пробраться к российским берегам. Не ходи враг в наши моря.


А какие у нас подводные лодки. Такие, что смогут и со дна морского достать врага за облаками. Уйдёт эта лодка в морскую пучину и пустит из глубины ракету. Пробуравит воду ракета, вырвется в воздух над морем , высоко в небе настигнет врага и взорвётся.


Представим, что мы у рубежа родной земли. Рядом граница. По другую сторону уже другая страна. На дозорной вышке – солдат. Ему поручена охрана рубежей любимой отчизны. За его спиной – бегущие в школу ребята, люди, идущие на свои рабочие места. Эти все люди тоже трудятся на благо Родины.


СОЛНЦЕ ВСХОДИТ НАД СОПКАМИ

ЗДРАВСТВУЙ, СОЛНЦЕ!

ЗДРАВСТВУЙ, НОВЫЙ ДЕНЬ!
ПУСТЬ ОН БУДЕТ ДОБРЫМ И СЧАСТЛИВЫМ ДЛЯ ВСЕХ ХОРОШИХ ЛЮДЕЙ НА ЗЕМЛЕ!