СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа "правоспособность и дееспособность подростков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Беседа "правоспособность и дееспособность подростков"»

Беседа "правоспособность и дееспособность подростков"(9 класс)

Граждане Российской Федерации вступают в различные правоотношения: гражданские, политические, экономические, социальные, культурные и т.д.Право участия физических лиц в подобных правоотношениях обусловлено наличием у них гражданской правоспособности и дееспособности – правосубъектности. Если правоспособность граждан - способность иметь и нести гражданские права и обязанности, возникает в момент рождения и прекращается его биологической смертью, признается в равной мере за всеми гражданами. (Ст. 17 ГК РФ). То дееспособность граждан - способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать гражданские обязанности и исполнять их, принадлежит не всем гражданам и не является для всех одинаковой, возникает в полном объеме лишь по достижению лицом определенного возраста. (Ст. 21ГК РФ)

Существует 4 категории дееспособности граждан:

- полная дееспособность (наступает с 18 дет, в исключительных случаях с 16 лет);

- частичная дееспособность несовершеннолетних (14-18 лет);

- частичная дееспособность малолетних детей (6-14 лет);

- ограниченная дееспособность, в случае злоупотребления лицом спиртных напитков или наркотических средств, в результате чего лицо ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

Также законодательством предусматриваются случаи лишения дееспособности, если вследствие психического расстройства лицо не может понимать значение своих действий или руководить ими. Такое лицо признается судом недееспособным.

Обладание лицом частичной, ограниченной дееспособности или отсутствие таковой предусматривает несостоятельность лица полностью самостоятельно осуществлять свои права и обязанности. В таких случаях государство, посредством органа опеки и попечительства, устанавливает опеку или попечительство с целью восполнить недостающую дееспособность таких лиц для обеспечения и защиты их интересов.

«Пол опекой и попечительством равным образом можно понимать как комплекс непосредственных действий по осуществлению социальной заботы, так и правовую связь, правоотношение с участием опекуна (попечителя) и подопечного.

Разумеется, опека и попечительство представляют собой также и правовой институт – совокупность норма, регулирующих осуществление данного вида социальной заботы о недееспособных и не полностью дееспособных лицах»2.

«Правоотношения опеки и попечительства начинаются с момента, когда произведено установление опеки и попечительства и заканчивается её прекращением». 3

Порядок осуществления опеки регулируется ст. 32 ГК РФ, по которой опека устанавливается над двумя категориями граждан:

над малолетними (несовершеннолетними до 14 лет);

гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

С помощью опеки, не обладающие дееспособностью лица выступают как полноценные субъекты различного рода правоотношений. Юридически значимые действия за них в их интересах осуществляет опекун, выполняя отсутствующую дееспособность своего подопечного.

Порядок осуществления попечительства санкционируется ст. 33 ГК РФ, она осуществляется в отношении:

несовершеннолетних (14-18 лет);

граждан, ограниченных судом в недееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;

дееспособных граждан, если они по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности (лица преклонного возраста, инвалиды).

В отличие от опеки попечительство оказывает лишь фактическое или правовое содействие не обладающим дееспособностью лицам, ограждает от злоупотребления третьих лиц.

Решение о назначении опеки и попечительства принимается органом опеки и попечительства, которые относятся к органам местного самоуправления, по инициативе главы местной администрации, которое является обязательным для исполнения всеми юридическими, физическими лицами и общественными организациями.

Для установления опеки (попечительства) органы опеки и попечительства должны располагать информацией о необходимости их участия в оказании помощи недееспособному, ограниченно дееспособному лицу, которая поступает от суда, органов социальной защиты, ЗАГС, правозащитных органов, заявления соседей, родственников и.т.д. После проверки и подтверждения данной информации органы опеки и попечительства должны принятия необходимых мер защиты: устройство недееспособного, ограниченно дееспособного лица на опеку или попечительство.

В дальнейшем, после назначения опекуна или попечителя, органы опеки и попечительства играют немаловажную роль в отношениях граждан, ставших опекунами ил попечителями и находящихся под опекой и попечительством. Они осуществляют постоянный надзор (контроль) за деятельностью опекунов (попечителей), как лиц, управомоченных государством заботиться о нуждающихся в их помощи. Таким образом, сводится к минимуму возможность безразличного отношения опекуна (попечителя) к своему подопечному и заставляет его более ответственно относится к принятым на себя обязательствам.

Задачи рассматриваемого институту обусловлены назначением опеки (попечительства) как индивидуальной формы устройства граждан. К задачам института опеки и попечительства относятся следующие задачи:

защита прав и интересов граждан – центральная и основная задача;

обеспечение установления опеки и попечительства в отношении нуждающихся лиц – организационный характер и ее выполнение состоит в выявлении нуждающихся в опеке и попечительстве лиц и поиске граждан желающих принять над ними опеку и попечительство;

обеспечение достойного уровня жизни граждан, находящихся под опекой и попечительством, посредством мер, направленных на удовлетворение бытовых потребностей подопечного лица (жилье, пища, одежда) как основа его нормальной жизни;

обеспечение государственной поддержкой граждан, исполняющих обязанности опекунов и попечителей;

обеспечение исполнительными органами опеки и попечительства возможности их максимального функционирования. Её исполнение состоит в финансировании, кадровой технической обеспеченности деятельности опеки и попечительства.

Важным пунктом в понятии института опеки и попечительства являются основополагающие принципы организации его работы:

принцип добровольности, то есть свободное принятие опеки (попечительства) и свободный отказ от исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей;

подконтрольность деятельности опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства посредством их надзорной (контрольной) функции;

обеспечение максимальной защиты прав и интересов подопечных;

государственная поддержка лиц, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных и стимулирование такой деятельности, к которой могут причисляться наделение таких лиц социальными льготами.

Основания для прекращения опеки и попечительства указываются в ст. 40 ГК РФ:

признания судом полностью недееспособного совершеннолетнего гражданина дееспособным в результате его выздоровления, так как он может сам себя защищать, разумно руководить своими действиями и поступками, связанными с защитой как личных, так и имущественных прав. Но опека только по заявлению опекуна. Если такового не будет, опека может быть прекращена по инициативе органов опеки и попечительства;

признание судом отмены ограничения дееспособности лица, злоупотреблявшего спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечительство может быть прекращено по просьбе органов опеки и попечительства;

достижения подопечным 14 лет - прекращение опеки и наступления попечительства;

достижение 18 лет, изменение семейно-правового статуса после вступления в брак, эмансипация или приобретение дееспособности. В таких случаях постановление о прекращении попечительства не выносится;

нарушение условий назначения опекуна, попечителя, предусмотренных п. 2 ст. 35 ГК.

смерти подопечного или его опекуна (попечителя).

ПАТРОНАЖ.

«В Гражданском Кодексе Российской Федерации предусмотрен институт попечительства в форме патронажа (помощника). Этот институт применяется в отношении совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности»14, к примеру, тяжелая болезнь, физические недостатки, преклонный возраст.

Попечитель (помощник) совершеннолетнего дееспособного гражданина может быть назначен органом опеки и попечительства только с согласия такого гражданина. Назначаемый попечитель (помощник) должен соответствовать всеми качествам, установленным в Законодательстве Российской Федерации, и назначаться по месту жительства подопечного. Наличие у гражданина, нуждающегося в помощи, детей или других родственников, обязанных по закону оказывать ему поддержку и материальную помощь, не является препятствием для установления патронажа. Гражданин, над которым установлен патронаж, может самостоятельно совершать любые сделки, поскольку он полностью дееспособен, попечитель выступает лишь в качестве их помощника, советчика, человека, оказывающего практическую помощь в быту. Распоряжение имуществом, принадлежащим совершеннолетнему дееспособному подопечному, осуществляется попечителем (помощником) на основании договора поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным. Совершение бытовых и иных сделок, направленных на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного (покупка продуктов, одежды, лекарственных препаратов, предметов домашнего обихода и т.п.), осуществляется его попечителем (помощником) с согласия подопечного или по его фактическому поручению. На эти цели используются, как правило, текущие доходы подопечного (пенсии, пособия, алименты и дополнительные средства, выплачиваемые по суду их совершеннолетними детьми и др.).

Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданином прекращается:

по требованию гражданина, находящегося под патронажем;

при помещении подопечного в лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;

по просьбе попечителя (помощника) при наличии уважительных причин, делающих невозможным дальнейшее осуществление его обязанностей;

при отстранении попечителя (помощника) от его обязанностей при ненадлежащем их выполнении, в том числе использование патронажа в корыстных целях, оставление подопечного без надзора и необходимой помощи;

при смерти подопечного (без вынесения соответствующего решения).

Для прекращения патронажа необходимо решение соответствующего органа опеки и попечительства (принятие акта главой местной администрации).

Усыновле́ние (удочере́ние) — форма семейного воспитания детей, лишенных родительской опеки, с установлением между усыновленным и усыновителем правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми[1].

По российскому праву усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей[1]. Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребёнка, в порядке особого производства по правилам гражданского процессуального законодательства[2].

Усыновление детей — граждан Российской Федерации — иностранными гражданами закон ограничивает определёнными условиям.

Значение усыновления.

Из двух форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей — усыновления и опеки — усыновление является оптимальной, поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребёнок в своих правах и обязанностях полностью приравнивается к кровному, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

Усыновление позволяет ребёнку почувствовать себя полноценным членом семьи. Только при усыновлении ребёнок приобретает права наследования в отношениях с новыми родителями. Усыновитель может присвоить ребёнку свою фамилию, а также поменять имя и отчество ребёнка.

Разделение братьев и сестёр при усыновлении не допускается, за исключением тех случаев, когда подобное разделение действительно отвечает интересам детей (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, находятся в разных детских учреждениях, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья)[4]. Не каждый ребёнок, лишённый родительского попечения, может быть усыновлён, а только дети-сироты, дети, родители которых дали согласие на усыновление, и дети, у которых оба родителя уже были лишены родительских прав. При усыновлении ребёнка старше 10 лет требуется официальное согласие самого ребёнка.

Усыновление можно оформить на одного усыновителя или на супругов. Верхнего ограничения по возрасту для усыновителей не существует. Однако одинокий усыновитель должен быть старше усыновляемого ребёнка не менее чем на 16 лет. В отличие от установления опеки над ребёнком, где решение принимается органами опеки и попечительства, решение об усыновлении принимается судом и регистрируется в актах гражданского состояния. Проверка состояния воспитания и содержания ребёнка должна проводиться органами опеки один раз в год в течение трёх лет после усыновления и далее может быть снята.

Усыновление имеет приоритет над опекой. В том случае, если одного ребёнка хотели бы взять на воспитание несколько семей, предпочтение отдаётся той семье, которая готова усыновить ребёнка, перед семьей, согласной только на опеку. Для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо согласие в письменной форме их опекунов. По закону о федеральном банке данных, дети, устроенные под опеку или в приемную семью, снимаются с учета и на усыновление не предлагаются. Детей в возрасте до 1 года, как правило, не отдают под опеку, так как их шанс на усыновление довольно велик.

Во многих регионах России при усыновлении ребёнка выплачивается единовременное пособие из местных бюджетов, сумма которого может достигать 300 000 рублей]. В некоторых регионах данное пособие планируется увеличить до 500 000 рублей. А в ряде регионов усыновителям выдают жилищные сертификаты.

Подобная материальная заинтересованность иногда вызывает озабоченность мотивами усыновителей и приёмных родителей]. В США, как и в большинстве других стран мира, усыновители не получают каких-либо пособий от государства, наоборот, процедура усыновления обходится им в десятки тысяч долларов] (хотя усыновителям предоставляется налоговый вычет, в сумме до $12650 на 2012й год), что, тем не менее, не уменьшает количества американцев, готовых усыновить ребёнка, причём не только из своей, но и из других стран мира.

Порядок усыновления.

Порядок усыновления детей (процедуры, перечни документов и сроки) был установлен Постановлением Правительства РФ № 275 от 29 марта 2000 года «Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации».

Основными этапами процедуры усыновления для российских граждан являются:

  1. Обращение в органы опеки по месту жительства и знакомство с сотрудниками, отвечающими за работу с усыновителями.

  2. Прохождение медосмотров, сбор справок и подготовка необходимого пакета документов.

  3. Подача собранного пакета документов в органы опеки, рассмотрение документов специалистом опеки, обследование жилищных условий и оформление акта данного обследования.

  4. Получение заключения о возможности быть усыновителем.

  5. Поиск ребёнка. Получение направления на знакомство с ребёнком (детьми). Если по месту собственного проживания нет детских учреждений или не удалось подобрать ребёнка, то обращение в любой другой орган опеки или к региональному оператору банка данных о детях оставшихся без попечения родителей с имеющимся на руках заключением о возможности быть усыновителем.

  6. Знакомство с ребёнком, при желании, независимое медицинское обследование ребёнка, принятие окончательного решения о желании усыновить данного ребёнка.

  7. Подача заявления в суд, ожидание даты заседания суда. В это время орган опеки по месту проживания ребёнка готовит заключение о целесообразности усыновления конкретного ребёнка и документы на ребёнка для суда.

  8. Рассмотрение заявления судом. Получение копии решения суда на руки.

  9. Получение в ЗАГСе свидетельства об усыновлении, нового свидетельства о рождении ребёнка, внесение записи о ребёнке в паспорт.

  10. Регистрация ребёнка по месту проживания усыновителя.

Для российских граждан все процедуры усыновления, включая медицинские освидетельствования, и получение всех необходимых справок — полностью бесплатны. Госпошлина в суде не взимается

































ЛИТЕРАТУРА



I. Нормативно-правовые акты:

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 29.06.2009)

2. Закон РФ от 02 июля 1992 N 3185-1 (ред. От 22.08.2004) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

3. Федеральный Закон от 24 апреля 2008 N-48 «Об опеке и попечительстве» (принят ГД ФС РФ 11.04.2008)

4. Федеральный Закон от 6 октября 2003 N 131-ФЗ (ред. От 07.05.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003)

II. Специальная литература:

7. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / отв. ред. О. Н. Садиков. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 1061 с.

8. Михеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях // Государство и право. 2003. N 5. С. 53 - 59.

9. Опека и попечительство: теория и практика / Михеева Л.Ю.; Под ред.: Мананкова Р.П. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - 368 c.

10. Полищук-Молодоженя Т.Р. Некоторые проблемы правового регулирования опеки и попечительства // Нотариус. - 2007. - № 1.

11. Сущность опеки (попечительства) как формы устройства физических лиц /Л.