СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа с детьми о духовной музыке. Новолетие. Тропарь

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заинтересовать детей в познании русских традиций.

Просмотр содержимого документа
«Беседа с детьми о духовной музыке. Новолетие. Тропарь»

Беседа с детьми о духовной музыке.


Новолетие. Тропарь.


Цель-ценность: сохранение традиции.

Музыкальный материал: тропарь Новолетия.

Предполагаемый результат: заинтересованность детей в познании русских традиций.


1.Вступительное слово, актуализация.


В древности в Московском государстве существовал такой обычай: каждый год в начале сентября ровно в полночь, в глубокой тишине, со стороны Московского Кремля раздавался грохот пушки, вслед за тем начинал гудеть самый большой колокол на колокольне Ивана Великого, а за ним начинали звонить колокола во всех московских храмах.

Как вы думаете, какого события могли ожидать люди? (предположения детей)

В этот день люди встречали начало нового года. Почему именно в сентябре?

Праздник Новолетия установлен святыми отцами 1-го Вселенского собора. Люди вспоминали проповедь Господа Иисуса Христа, в которой они узрели указание на празднование дня нового года. По преданию церкви именно в этот день был сотворён мир. Поэтому определили начинать исчисление церковного года с 1 сентября по старому стилю. Сегодня этот день 14 сентября. С 1492 года, ровно 520 лет назад на Руси стали отмечать Новолетие как церковно-государственный праздник.

В наше время в церкви сохранили эту ТРАДИЦИЮ, и даже школьный год начинается в сентябре.

Как вы думаете, о чём могли молиться люди? (высказывания детей)

Давайте послушаем молитву и проверим наши предположения.


2.Восприятие музыки.


Смогли мы понять смысл песнопения? На каком языке исполняется музыка? Верно, похож на русский, но много слов, нам не знакомых. Это церковно-славянский язык.

Где можно услышать такое пение в наши дни? (Во время богослужения в храме). Какой инструмент или группа инструментов сопровождает пение? (Люди поют без помощи музыкальных инструментов).

Это песнопение называется ТРОПАРЬ - краткое напоминание о церковном празднике. На таком празднике люди собираются в храме для того, чтобы вместе поблагодарить Бога - помолиться.


3.Анализ текста.


Церковно-славянский язык только на первый взгляд кажется сложным. Оказывается, если мы будем внимательными, то сможет его понять. Давайте попробуем разобрать текст.

"Всея твари Содетелю, времена и лета во своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой, молитвами Богородицы и спаси ны."


Вместе с детьми объясняем слова:


"Творение" - согласно Библии, а также мнению некоторых учёных, мир был создан Богом, поэтому всё, что есть в мире - Божье творение;

"Содетель" - Создатель, Творец, Бог;

"Благослови"- благословение получают на всякое доброе дело, это не просто разрешение, это испрашивание помощи свыше;

"Венец лета" - венец - это вершина, лето - год, значит, венец лета - начало года;

"Молитвы Богородицы"- за всех людей, живущих на земле, непрестанно молится Матерь Божия Мария, Богородица.

"Спаси" - защити от бед и напастей, убереги от желания обидеть, обмануть, совершить плохое.

Вместе с детьми приходим к осмыслению текста:

Создатель всего живущего, положивший начало времён, благослови начало года Своей благодатью, Господи, сохраняя в мире людей и города, молитвами Богородицы и спаси нас.


4.Разучивание текста.


При разучивании текста сначала проговариваем на русском языке, условно разделив на части (закрепление смысла), затем переходим на церковно-славянский язык.

При разучивании музыкального текста сразу опираемся на слово, обращая внимание на распевы и остановки.

При исполнении обращаем на внимание на внутреннюю собранность звука, четкость слов и соборность в пении.

Исполняется тропарь троекратно. Почему?


5.Повторное слушание. Анализ собственного исполнения.


Найти отличие и похожее в пении. Получилось ли у нас спеть молитву? Как исправить ошибки?

Какими вам представляются люди, поющие тропарь, их внутреннее состояние? (спокойными, внимательными, уверенными в том, что с помощью Божьей, год будет благополучным).

Мы можем спеть в таком же состоянии? Исполнение тропаря.


6.Рефлексия.


Согласны ли вы, что такая музыка помогает сохранять древнюю традицию? Где можно познать её? Какими вы пришли на занятие, и что изменилось в вас сейчас? (стали спокойными, внимательными, собранными). Почему такая "духовная музыка" полезна для нас?


7. Творческие задания (по выбору):


  • сравнить светские и православные обычаи встречи Нового года;

  • собрать варианты исполнения тропаря разными коллективами (детский хор, смешанный и др) на разных языках;

  • составить книгу-песенник;

  • записать собственное исполнение на аудионоситель.