Беседа с элементами опытной деятельности во второй младшей группе
«Почему мы моем руки с мылом?»
Цель: Воспитание культурно гигиенических навыков
Задачи:
- Показать опытным путём важность мытья рук с мылом; познакомить детей со свойствами мыла; обучать элементарным способам исследовательской деятельности;
- Закреплять навыки самообслуживания, формировать положительные привычки (умывание, мытье рук);
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Словарная работа: микробы, микроскоп, мыльная
Демонстрационный материал: кукла с грязными ладошками и платьем, картинки с последовательным показом мытья рук, изображение микроскопа и микробов под микроскопом, кусочек кожи или плотной ткани, губка, мыльная вода, грязь.
Предварительная работа: заучивание потешки «Водичка, водичка, умой моё личико», чтение стихотворения «Девочка чумазая» А. Барто.
Ход беседы
Воспитатель обращает внимание детей на куклу в грязном платье и грязными ладошками. Затем зачитывает отрывок из стихотворения А. Барто «Девочка чумазая», как будто обращаясь к кукле:
Ах, ты девочка, чумазая
Где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки, на локтях дорожки.
Кукла: Я на солнышке лежала,
Руки к верху держала.
Вот они и загорели.
Воспитатель: Ой, ли так ли,
Так ли дело было?
Воспитатель: Ребята, скажите, если человек загорел на солнышке, может у него одежда от этого испачкаться?
Дети: Нет.
Воспитатель: Вот видишь, Алёна, значит это грязь.
Кукла: Да не такая она и страшная эта грязь! Подумаешь, сама отвалиться и смывать не надо.
Воспитатель: Но ведь на грязных руках очень много микробов, они настолько малы, что мы их не видим, но если заглянуть в микроскоп (выставляет на мольберт изображение микроскопа или выводит на экран), в прибор который всё увеличивает, то мы их увидим (вывести на экран изображения микробов под микроскопом).
Кукла: И, что мне сделают эти малыши, если их даже без микроскопа не увидишь?
Воспитатель: Ребята, кукле Алёне стало интересно, а вы хотите узнать о том, как же нам могут навредить микробы? (ответы детей)
Воспитатель: Тогда послушайте. Когда микробы попадают в наш организм, они начинают вредить ему и из-за этого можно заболеть: начнёт болеть живот, поднимется высокая температура и даже могут начаться сопли и кашель.
Кукла: А, я не верю, что эти микробы проберутся в мой организм.
Воспитатель: Но это легко проверить. Можно провести опыт. Смотрите, ребята, и ты, Алёна. У меня есть кусочек плотной ткани (или кожи). Он такой же плотный, как и кожа наших рук. Потрогайте свои руки. А теперь кусочек ткани (даёт потрогать ткань). Чувствуете? И ты, Алёна. А это губка. Губка очень хорошо впитывает воду. На губку похож наш язык, а ещё внутренняя часть носа и они тоже очень много чего впитывают, как губка. Ведь благодаря язычку мы чувствуем вкус пищи, а нос помогает определить запах.
Воспитатель: Теперь давайте повторим: кусочек ткани похож на что? (на кожу) А губка? (на язык и нос)
Воспитатель: Посмотрите, я сейчас испачкаю кусочек кожи, а потом протру его мыльной водой.
Воспитатель, проводя опыт, обращает внимание детей, что кожа испачкалась, но не впитала грязь и легко отмылась мыльной водой.
Воспитатель: А теперь посмотрите, я снова испачкаю кожу и поднесу грязной стороной к губке, как будто мы грязной рукой трогаем рот или ковыряем нос. На губке тоже осталась грязь. А теперь, я сожму и разожму губку. Посмотрите, что стало с грязью?
Воспитатель ближе подносит губку и показывает её детям. Дети обращают внимание, что грязь впиталась.
Воспитатель: Так, что же случится, если поднести грязные руки к носу или рту?
Дети: Грязь впитается, попадет внутрь.
Воспитатель: Вот видишь, Алёна, как легко микробы вместе с грязью попадают к нам внутрь.
Кукла: Но ведь губку можно помыть!
Воспитатель: Конечно можно, смотри (моет губку в мыльной воде и показывает, сколько пены на ней).
Воспитатель: Видишь, Алёна, сколько пены? Хочешь, чтобы в носу и во рту было столько?
Кукла: Нет, конечно же!
Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете, почему нужно мыть руки с мылом?
Дети: Чтобы микробы/грязь не попали в рот/ в нос /в организм.
Воспитатель: Давайте, Алёне расскажем, как же нужно правильно мыть руки.
Попросить некоторых детей по картинкам рассказать о каждом этапе мытья рук. Например один ребёнок рассказывает о первом этапе (то что изображено на картинке), затем другой и т.д.
Воспитатель: Кому ещё мы можем рассказать о том, что необходимо мыть руки?
Если дети затрудняются ответить, то воспитатель подводит детей к тому, что можно рассказать об этом другим детям: младшим братьям или сёстрам и друзьям.