МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"Музыкальная хоровая школа "Радуга"
Классный час на тему:
Как в жизни могут пригодиться занятия музыкой, даже если не планируешь быть профессиональным музыкантом
Разработала: преподаватель фортепиано Шамаева Л.Ю.
Реутов
2025
Вступительная часть
Учитель (приветствует класс): Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Как настроение? Устраивайтесь поудобнее, давайте начнем в дружеской атмосфере.
Учитель (создание атмосферы): Для начала небольшой вопрос: кто из вас любит слушать музыку? (Ждет реакции учащихся.) Отлично, почти все – чего и следовало ожидать.
Учитель (постановка проблемы): И вот возникает вопрос, ради которого мы здесь сегодня собрались: «Зачем заниматься музыкой, если не собираешься становиться профессиональным музыкантом?» Ну играет человек понемножку для себя – и что с того? Или родители заставляют ходить в музыкалку, а ты думаешь: "Эх, не буду же я пианистом, может, бросить это дело?" Давайте эту проблему сформулируем чётче. С одной стороны, музыка – это красиво и интересно, с другой – требует времени и усилий. Проблема: многие подростки (да и взрослые) сомневаются, есть ли толк от занятий музыкой, если не планируешь делать это своей профессией. Сегодня мы попробуем разобраться, нужна ли нам музыка в жизни как навык, а не только как развлечение, если на сцену Карнеги-холла мы не собираемся.
Учитель (цели и задачи встречи): Итак, каковы же цели нашего классного часа? Во-первых, хочется установить дружескую атмосферу, где каждый сможет высказать своё мнение. Во-вторых, мы выясним, какие преимущества дают занятия музыкой (фортепиано) для общего развития личности. В-третьих, попробуем на практике через маленькие упражнения и дискуссии почувствовать эти преимущества.
* Просветительская цель: дать вам новые знания о влиянии музыки на человека и рассказать о скрытой пользе музыкальных занятий.
* Ориентирующая и направляющая цель: помочь вам сориентироваться, как полученные навыки от музыки можно применить в жизни, и направить ваше отношение к этим занятиям в позитивное русло.
* Формирующая цель: способствовать формированию у вас важных качеств – усидчивости, уверенности в себе, творческого мышления – через понимание ценности музыки.
Какие задачи мы перед собой поставим? Задачи: актуализировать ваши знания и опыт (то есть вспомнить, что вы уже сами знаете о музыке), получить новую информацию (немного науки и примеров из жизни), пообщаться и поделиться мнениями (дискуссия, вопросы-ответы), и в конце концов – сделать выводы, провести рефлексию: что лично каждый из нас вынес из этой встречи.
Основная часть
1. Актуализация знаний (беседа с учащимися)
Учитель: Прежде чем я поделюсь интересной информацией, давайте сначала подумаем вместе. У каждого из вас уже есть какой-то опыт или мнение о музыке. Кто-то ходит в музыкальную школу с удовольствием, а кто-то, возможно, считает занятия музыкой скучными. Это нормально – мнения могут быть разными.
Давайте обсудим: как вы думаете, какие навыки или качества развиваются, когда человек учится играть на фортепиано? Не стесняйтесь, любая мысль подойдет.
*(Учитель выслушивает ответы учеников, поощряет высказываться. Возможные ответы учащихся: развиваются пальцы и моторика, тренируется слух, терпение, усидчивость, память, можно впечатлить друзей, выучив любимую мелодию, и т.д.)*
Учитель (обобщает ответы): Отлично, вы назвали много важных вещей! Я услышала, например, терпение и усидчивость – действительно, разучивать новую пьесу или гаммы требует терпения. Ещё прозвучало развитие памяти – верно, нужно же запомнить ноты, последовательность аккордов. Говорили про мелкую моторику пальцев – пианисты двигают пальцами быстро и точно, тут и моторика, и координация рук с глазами. Слух и чувство ритма тоже улучшаются – со временем начинаешь ухом ловить, фальшиво или чисто звучит. Кто-то пошутил про впечатлить друзей – а почему бы и нет? Умение сыграть на инструменте действительно производит впечатление, добавляет баллы к вашей харизме на любом школьном концерте или семейном празднике.
Звучало ли что-то про успехи в учебе? Как думаете, может ли навык игры на пианино помочь, скажем, в учебе по другим предметам? (Даёт время на размышления.) Есть мнение, что музыканты лучше справляются с математикой – мол, музыка и математика близки. Или, например, с языками – нотная грамота ведь тоже своего рода язык. Интересно, правда? Сейчас как раз посмотрим, что об этом говорят учёные.
2. Получение новой информации (мини-лекция с элементами обсуждения)
Учитель: А теперь я поделюсь с вами некоторыми фактами и исследованиями. Вы многое правильно назвали сами, а наука это подтверждает и дополняет.
Во-первых, учёные действительно изучали влияние музыкальных занятий на мозг. Оказалось, что обучение игре на музыкальных инструментах улучшает внимание и память у детей. Представляете? То есть час, проведенный за фортепиано, может в перспективе помочь вам лучше сконцентрироваться на уроках и быстрее запоминать материал. Более того, мозг натренированного музыканта активнее в зонах, отвечающих за контроль внимания и за исполнительные функции (это когда мы ставим цель и выполняем сложные задачи). А эти навыки напрямую связаны с лучшими успехами в чтении, с большей творческой креативностью и даже с более высоким качеством жизни в целом. Выходит, занимаясь музыкой, мы не только учим ноты, но и как будто прокачиваем свой "мозговой компьютер" по разным направлениям.
Во-вторых, физически мозг тоже меняется. Например, исследователи из Гарварда заметили, что у музыкантов больше серого вещества в тех отделах мозга, которые связаны с движением, слухом и пространственным мышлением, чем у людей, кто музыкой не занимается. Попросту говоря, регулярные занятия на инструменте могут развивать ваш мозг подобно тому, как тренировки развивают мышцы. Конечно, это не значит, что если вы выучили пару пьес, то сразу станете гением физики или чемпионом по шахматам. Но долгосрочное влияние очень положительное.
Третий важный момент: психологическая устойчивость и стресс. Жизнь подростка – вообще штука стрессовая (тут, думаю, все согласятся: контрольные, экзамены, куча дел). Так вот, музыка может стать вашим другом в борьбе со стрессом. Когда играешь на пианино любимую мелодию или даже просто барабанишь по клавишам, часто чувствуешь себя спокойнее. Многие люди включают музыку, когда грустно или волнительно, и это помогает. А если ты сам умеешь сыграть красивую вещь, то получаешь двойную порцию антистресса: и от процесса игры, и от результата, который слышишь. Недаром говорят: «где слова бессильны, говорит музыка». Через музыку можно выражать свои эмоции, выплеснуть их. Был сердит – отыграл мощно какую-нибудь рок-композицию (благо сейчас и на пианино можно и рок, и саундтреки, всё что угодно найти), устал – сыграл что-то расслабляющее, грустно – можно подобрать мелодию под настроение. Это как своего рода эмоциональный сам-массаж. Кроме того, музицирование учит не сдаваться сразу, формирует психологическую устойчивость: не вышло с первого раза – пробуешь снова, преодолеваешь трудности. Это переносится и на другие сферы жизни: меньше пугаешься сложных задач, знаешь, что терпение и труд всё перетрут.
Четвёртое: уверенность в себе и коммуникация. Выступали ли вы когда-нибудь на сцене перед публикой – стихи читали, пели, танцевали? Страшновато вначале, да? Коленки дрожат, ладони потеют. Музыкальные выступления, даже если это маленький концерт в классе, очень помогают побороть страх публичных выступлений. Со временем вы начинаете чувствовать себя увереннее, каждое успешное выступление – это плюс к самооценке. А умение играть на инструменте может стать частью вашей личности: "я умею, я столько лет учился – это здорово!" Такая уверенность перенесётся и на собеседования в будущем, и на умение четко отвечать у доски. Кстати, музыка часто объединяет людей: можно играть в группе, ансамбле, оркестре. Там учишься работать в команде, прислушиваться (в прямом и переносном смысле) к другим. Даже просто сыграть дуэтом с другом – это умение взаимодействовать, договариваться. Так что тут ещё и социальные навыки подтягиваются.
Пятое: творческое мышление и воображение. Музыка – это же искусство. Когда вы интерпретируете произведение или сочиняете что-то своё, вы развиваете фантазию. Навык мыслить творчески очень пригодится, даже если вы станете программистом, бизнесменом или врачом. Нестандартное мышление ценно в любой профессии. Многие великие учёные, кстати, были не прочь поиграть на инструментах. Вот вам интересный факт: Альберт Эйнштейн – тот самый гениальный физик – обожал музыку. Он с детства играл на скрипке, а иногда, обдумывая научную задачу, садился за фортепиано импровизировать. Эйнштейн даже говорил: «Жизнь без музицирования для меня немыслима». Значит, музыка как-то питала его гений, давала ему вдохновение и отдых для ума. Если уж Эйнштейну музыка не мешала, а помогала, то нам с вами подавно грех ею пренебрегать.
*(Во время мини-лекции учитель может демонстрировать слайды или изображения, например, фотографию Эйнштейна со скрипкой, графики или веселые картинки про музыку, чтобы удержать внимание. Также можно спросить по ходу: "Кто удивлён, что музыка влияет на иммунитет и мозг?" или "Как думаете, почему в старину детей отдавали учиться музыке как обязательной программе?")*
3. Интерактивные элементы (вопросы, мини-игры, разминка)
Чтобы наш разговор не превратился в скучную лекцию, давайте разбавим его парой интерактивов.
Мини-опрос: Сейчас проверим несколько утверждений – правда это или миф. Поднимите руку (или покажите 👍), если считаете утверждение правдой, 👎 – если ложью.
1. Утверждение: "Если заниматься музыкой, улучшатся способности по другим учебным предметам."
*Как думаете, правда или миф?*
Обсуждение: (Учитель выслушивает мнения: некоторые поднимают 👍, другие сомневаются.) На самом деле – правда, и мы уже узнали почему. Исследования связывают музыкальные занятия с лучшим развитием мозга, внимания, памяти, а это в итоге помогает и в учёбе. Конечно, музыку нужно совмещать с учёбой, а не вместо неё, тогда будет толк.
2. Утверждение: "Игра на фортепиано развивает пальцы так, что из пианиста выйдет отличный киберспортсмен без тренировки."
*Ваше мнение?*
Обсуждение: (Учитель ожидает улыбок. Ученики, скорее всего, покажут 👎.) Правильно, это больше шутка. Быстрые пальцы пианиста, конечно, помогут ловкости, но чтобы стать чемпионом по компьютерным играм, всё же придётся тренироваться в самих играх! Однако доля правды есть: реакция и координация музыканта могут дать ему преимущество. Недаром многие геймеры любят музыку, а кто-то и сам музицирует.
3. Утверждение: "Музыка помогает справиться со стрессом и настроением."
*Правда или нет?*
Обсуждение: (Ученики, вероятно, согласятся – 👍.) Это чистая правда. Играя или слушая музыку, можно и настроение поднять, и успокоиться. Мы об этом говорили: музыка – отличный психологический инструмент. Кто-нибудь хочет поделиться, была ли у вас ситуация, когда музыка реально помогла справиться с эмоциями? (Дает 1-2 добровольцам возможность рассказать коротко.)
Мини-дискуссия: Представьте такую ситуацию: вы выучили на пианино классную современную мелодию (ну, скажем, саундтрек из популярного фильма или игру). Приходите в школу, там свободное пианино в актовом зале. Вы садитесь и играете, а вокруг собираются одноклассники, слушают с открытым ртом. Кто-то достаёт телефон, снимает – вот уже вы звезда школы. Как думаете, приятно было бы оказаться на вашем месте? (Ученики делятся впечатлениями.) Конечно приятно! Умение играть – это ещё и способ поделиться с другими, подарить эмоции окружающим. Возможно, через годы кто-то из вас будет врачом, учителем, инженером… и вдруг на корпоративе или просто дома с друзьями сядет за инструмент и выдаст шикарную вещь. Это запомнится всем. В общем, социальный бонус очевиден: музыка сближает людей.
*(Учитель в ходе интерактивов шутит, подбадривает, благодарит за участие. Например: "Спасибо, что поделились своей историей о том, как музыка помогла – уверен, многим это знакомо.")*
Заключительная часть
Учитель (подведение итогов): Итак, давайте подведём итоги нашего классного часа. Сегодня мы с вами обсудили, как занятия музыкой, в частности игрой на фортепиано, влияют на нашу жизнь. Вы сами назвали множество плюсов, и наука их подтвердила. Мы узнали, что музыка развивает мозг и когнитивные способности (память, внимание, мышление), укрепляет характер (терпение, дисциплина, устойчивость к стрессу), повышает уверенность и помогает в самовыражении, дарит творческие навыки и просто радость. Даже если из вас не выйдет второй Моцарт, навыки, полученные при разучивании «Турецкого марша» или любимой песни, останутся с вами на всю жизнь и не раз пригодятся. Как говорил один мой знакомый: "Музыка научила меня учиться" – то есть через музыку он понял, как достигать мастерства, и потом применял этот подход в других областях.
В начале мы спрашивали: *ну зачем мне эти гаммы и арпеджио, если я не буду пианистом?* Теперь, думаю, ответ стал яснее. Давайте вместе сформулируем вывод. Занятия музыкой полезны, потому что… (Учитель предлагает 2-3 учащимся высказать одним предложением свой вывод.) Например: "…потому что они развивают мозг и способности" или "…потому что учат не сдаваться и выражать себя". Все эти ответы верны. А кратко можно сказать так: музыка делает нас умнее, богаче духовно и увереннее в себе, даже если это не станет нашей работой.
Учитель (рефлексия): Теперь важно спросить себя: «А я какой в этой проблеме?» То есть, что для меня лично значит всё, о чём мы поговорили. Каждый из вас может задуматься: Как я буду относиться к занятиям музыкой после сегодняшнего разговора – может, с большим пониманием их пользы, с новым вдохновением? Стоит ли продолжать учиться играть для собственного развития? Вопрос "зачем мне это надо" можно применить ко многим вещам, и чаще всего ответ не в будущей профессии, а в том, кем вы становитесь благодаря этому занятию.
Учитель (возвращение к введению и перспектива): В начале мы поставили проблему и цели. Думаю, с задачей справились: атмосфера у нас была дружеская – смех сегодня прозвучал, и это здорово. Мы обсудили и проблему "практической пользы" музыки, привели аргументы. Надеюсь, каждому из вас теперь понятно, что уроки музыки – это не пустая трата сил. Возвращаясь к нашему вопросу "зачем всё это нужно" – мы нашли много ответов.
И самое главное – как это может повлиять на ваше будущее. Даже если вы не станете профессиональным музыкантом, любовь к музыке сделает вашу жизнь богаче. Навыки, полученные за фортепиано, могут помочь стать успешнее в любой области: вы привыкнете упорно идти к цели, не бросать начатое, будете более креативными в решении задач. Да и просто, через десять-двадцать лет, сидя после рабочего дня, вы сможете сесть за инструмент и сыграть для души, отвлечься от забот. А может, своим примером вдохновите уже своих детей заниматься музыкой. Кто знает, вдруг через вас в мир придёт новый Моцарт или Чайковский – всё может быть!
В заключение хочу добавить: неважно, кем вы станете по профессии, музыка всегда может быть с вами – как верный друг, как отдушина, как тренер для мозга или как хобби для радости. Спасибо всем за активность и позитив сегодня. Мне очень понравилось с вами обсуждать эту тему.
Ну что ж, на этой ноте будем заканчивать. Желаю каждому из вас находить себя в любимых делах и не бояться заниматься тем, что делает вас лучше. А теперь – можем перейти к вопросам или просто поделиться впечатлениями. Наш классный час окончен, спасибо за внимание!