Секреты волшебницы речи
Цель: Учить чувствовать эмоциональное воздействие художественного слова на человека.
Задачи:
Углублять представления детей о воздействующей функции речи на примере художественных произведений.
Продолжать закреплять у детей навык работы с кругами Луллия.
Развивать устную речь, фантазию, логику, мышление.
Воспитывать выдержку, умение выслушивать друг друга.
Материалы к занятию: Круги Луллия, кукла би-ба-бо (сказочник-загадочник), лабиринты, аудиозапись: муз. Барабас; «Бесконечное время», волшебный мешочек с книжками-малышками, рисунки для сказочника-загадочника, иллюстрации к названию 2-х команд: (кузнечик) (осенние листья).
Предварительная работа: Разучивание стихов, подготовка танца и песни, беседы на тему: «Что такое сказка?», «Что такое фантазеры?», прослушивание инструментальной музыки и беседы после прослушивания, инсценировки сказок и игры-драматизации.
Ход занятия: (Дети входят в группу под звучащую музыку, рассаживаются напротив друг друга на стульчики).
Воспитатель: - Дети, сегодня у нас много гостей (приглашенные родители), мы их поприветствуем и пожелаем приятно провести время с нами. Пожелание ребенка:
Мы рады видеть вас всегда.
Приятно рады встрече.
Покажем и расскажем мы
Секреты нашей речи.
Воспитатель: - Ребята, я уже знаю, к нам торопится еще один гость сказочник - загадочник. Пока он не пришел, мы с вами побеседуем. Дети, мы много говорили о речи, о той речи, которой мы пользуемся, разговариваем в детском саду, дома, на улице. Есть у этой речи сестра – тоже речь, но совсем необычная, праздничная, часто даже загадочная. Вы с ней хорошо знакомы по стихам и сказкам. Она похожа на волшебницу, потому что умеет менять настроение; то рассмешит, то расскажет что-то грустное, а то и опять веселое. Сейчас я вам предлагаю разделиться на две группы: (распределяет названия команд: «кузнечики» и «осенние листья»). Команды приготовили друг для друга сюрприз: исполняется песня: «В траве сидел кузнечик…» «Танец с листьями» (фрагменты).
Воспитатель: - Задерживается наш гость, поэтому давайте поможем найти ему дорогу в наш детский сад «Жаворонок» (предлагается два лабиринта командам), работают дети, сидя на полу в кругу. Находят дорогу для сказочника и обозначают фломастером. Педагог анализирует выполнение задания. (Звучит музыка входит ребенок с куклой би -ба -бо «сказочник» ).
Сказочник: - Здравствуйте, спасибо за помощь! Какая команда нашла для меня нужную дорожку?
Воспитатель: обе команды справились.
Сказочник: Молодцы, вот вам первая фишка. (Сказочник предлагает конверт, в котором находится задание, и передает конверт воспитателю. Усаживает куклу на стульчик и присоединяется к детям).
Воспитатель: (открывает конверт): - Дети, вот что хочет передать нам сказочник-загадочник о нашей речи. Она может сделать так, что мы как живого представим себе говорящего волка, почувствуем, как будто мы сами летим на ковре-самолете или вступаем в бой со злым волшебником. Эту речь можно смело назвать – волшебницей. У волшебницы есть немало секретов, их надо уметь разгадывать и когда вы полюбите ее – свою речь, она будет приносить вам радость и станет другом на всю жизнь. Спасибо тебе за сообщение о речи – волшебнице. Дети тоже приготовили тебе стихи. Дети выходят и объявляют стихотворение: «Хохотальная путаница»:
С мармеладом в бороде к своему папаше
Плыл медведь в сковороде по кудрявой каше!
Над землей арбуз летит он чирикает свистит:
«Я – горчица, я – лимон! Я закрылся на ремонт!»
Ям-тирьям, в коляске две усатых Свистопляски
Босиком бегом-бегом ловят ветер сапогом!
По реке бежит буфет, в нем лежит Большой Секрет.
Он снимается в кино, всем понравится оно!»
Воспитатель: - Дети, сказочник спрашивает, какое это стихотворение? (предполагаемые ответы детей: смешное, веселое, необычное.) Но стихи могут быть не только смешными. Послушайте стихотворение об осени, его написал поэт Плещеев А.
Осень наступила, высохли цветы
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит
Ветер в поле воет, дождик моросит
Воды зашумели быстрого ручья
Птицы улетели в теплые края
Воспитатель: - Какое настроение вызывает это стихотворение? (Предположительные детские ответы: скучное, грустное, спокойное). Мы сожалеем, что от нас вынуждены улететь птицы в теплые края из-за наступления холодов, (отмечаем фишками ответы команд).
Воспитатель: - Многие детские писатели большие фантазеры. Они пишут о разных сказочных странах, о необычных приключениях. Вот, например, какие необычные, удивительные вещи происходят на горизонтских островах (автор: Ян Бежехва).
На веселых А один Ученный Кот
На зеленых Даже водит
Горизонтских островах, Вертолет!
По свидетельству ученых Там растут на вербе груши,
Ходят все Шоколад и мармелад,
На головах! А по морю, как по суше,
Говорят, Скачут зайцы, говорят!
Что там живет Дети взрослых учат в школах!
Трехголовый Кашалот, Вот какие в двух словах, чудеса
Сам играет на рояле, На тех веселых
Сам танцует, Горизонтских островах!
Сам поет! Иногда мне жаль немного,
По горам Что никак – ни мне, ни вам!
На самокате Не найти нигде дорогу
Ездят там К этим славным островам!
Бычки в томате
Воспитатель: - Какие чудеса удивили вас в стихотворении? (ответы детей). А мне стало жаль, что никак ни мне ни вам не найти дорогу к этим славным островам! Ребята, а ведь мы с вами тоже немного фантазеры. Давайте расскажем стихотворение о днях недели, (проводим физ. минутку с имитацией движений).
Где бездельник понедельник? Смастерил он кочергу!
Спрашивает вторник Но приходила пятница -
Понедельник не бездельник Скромница – опрятница!
Он отличный дворник! Он оставил всю работу
Он для повара среды И поехал с ней в субботу
Притащил бадью воды! К воскресенью на обед
Кочегару четвергу Передал тебе привет!
Воспитатель: - Как вы думаете, зачем нужна фантазия? ( ответы детей). Чтобы интересней показать образ, явления, о которых хочется рассказать. Кто еще умеет фантазировать? (ответы детей). Я вам предлагаю послушать музыку, прослушав ее расскажите, на что она похожа? Прослушивание муз. Барабаса, «Бесконечное время», (ответы детей).
Воспитатель: - Вы находились под влиянием музыки. Влияет ли музыка на настроение людей? Где бы вы хотели себя представить, слушая эту музыку? (ответы детей) Предлагается упражнение на дыхание: «Дуновение ветерка», «Шум леса», «Вьюга».
Воспитатель: - Дети, мы с вами тоже можем сочинять сказки, быть фантазерами, и в этом нам помогут волшебные круги, от сказочника – загадочника. Мы можем рассказать о необычайных приключениях, о чудесах, которые вы придумаете с нарисованными персонажами (любимыми героями сказок) на волшебных кругах, а волшебница – речь в этом нам поможет. Дети выбирают круги Луллия, на которых изображены: 1) сказочные персонажи; 2) времена года; 3) место действий – море, река, лес, луг… 4)предметы, которые могут понадобиться сказочным персонажам.
Одна из сказок, придуманная детьми с применением кругов Луллия
В одной избушке жили – были Кот и Петушок – золотой гребешок. Отправились они на прогулку и оказались на берегу моря. Погода была солнечная и решили они позагорать и покупаться. Кот не разрешал Петушку плавать, но он не послушался и пошел купаться. Вдруг налетел шторм, Кот выплыл, а Петушка не было. Петушка не было даже тогда, когда все стихло. Кот звал, звал Петушка, но тот не отзывался. Огорченный Кот пошел домой. Вдруг на берегу моря он увидел несчастного, со сломанным крылышком Петушка, которого выбросило волной на берег. Кот спас своего друга Петушка и они снова стали жить – поживать. ( Сказочник – загадочник хвалит детей).
Воспитатель: - Ребята, на занятии сегодня мы убедились в том, что речь волшебная, загадочная, таинственная, необычная, художественная. Она создает настроение, влияет на нас. Вы сочиняли интересные сказки, читали стихи, правильно отвечали на вопросы. (Сказочник дарит книжки – малышки детям, а дети сказочнику – рисунки).
Круги Луллия
5