Ч
етвёртый понедельник октября
Школьный библиотекарь
Б
иблиотекарь – это не призвание,
А состояние особое души.
Библиотекарь школьный в утро раннее,
Как и ребята, на урок всегда спешит.
Конечно, он не маг и не волшебник,
Но иногда способен удивлять,
Достав из ниоткуда вдруг учебник,
Который просто негде было взять!
О
н проведёт, как надо, все уроки.
И выручит, лишь кто-то заболел,
Он не забудет встречи, даты, сроки,
Перелопатит за день массу дел!
Его присутствие обычно незаметно,
Его отсутствие заметно сразу всем,
В духовном смысле – человек совсем не бедный,
Но это не решает всех проблем...
О
н, как учитель, делает немало,
Его работу многим не понять,
Он очень скромный, совсем не строгий,
Не ждёт особых почестей, похвал,
Идёт своей стезёй, своей дорогой,
Чтоб этот мир чуть-чуть добрее стал.
«Пока жива библиотека – жив и народ.
умрёт она - умрёт наше прошлое и будущее»
Д. Лихачёв
Международный день школьных библиотек отмечается с 1999 года ежегодно в четвёртый понедельник октября по решению Международной ассоциации школьных библиотек (IASL).
Немного истории...
Библиотека общеобразовательного учреждения как социальный институт традиционно занимала особое место в сфере образования. В России всегда существовала разветвленная сеть школьных библиотек. Они имелись при каждом учебном заведении - как духовных школах (с ними связано появление первой учебной библиотеки), в привилегированных учебных заведениях (гимназиях, лицеях), так и в начальной школе, народных училищах. Прогрессивные представители отечественной педагогики всегда рассматривали школьную библиотеку в качестве важнейшего звена учебно-воспитательного процесса, подчёркивая влияние содержания документальных ресурсов библиотеки на качество обучения.
Школьная библиотека сегодня…
Школьная библиотека, выполняя все функции, свойственные учреждениям культуры, является вместе с тем структурным подразделением и важнейшим звеном образовательного и воспитательного процесса и обеспечивает права участников этого процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. Контингент читателей неоднозначен: учащиеся, учителя, родители. В этом её специфика в ряду других библиотек.
Школьная библиотека развивается в контексте конкретного учебного заведения, планирует свою работу, исходя из задач, поставленных перед педагогическим коллективом школы.
Именно школьная библиотека становится для ребёнка первой в жизни. Именно здесь он знакомится с библиотекой как социальным институтом.
Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
Любите книгу и цените библиотеку!
Мыслители, писатели, педагоги о роли библиотеки и библиотекаря
* «Школьные библиотеки имеют громадное значение. Без привычки читать, без умения пользоваться книгой, находить нужную книжку нельзя вырастить настоящего культурного человека».
Н.К. Крупская
* «Если в стране хорошо развиты и ведут большую педагогическую работу школьные библиотеки, об остальном можно не беспокоиться. Дети, выросшие в школе с такой библиотекой, не допустят угасания культуры и создадут необходимые им музеи, театры, библиотеки».
Г.П.Фонотов, библиотековед
* «Пока жива библиотека - жив и народ, умрёт она - умрёт наше прошлое и будущее».
Д. Лихачёв
* «Величайшее сокровище - хорошая библиотека».
В. Белинский
* «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души».
Цицерон
* «В библиотеке не просто читаешь - живёшь в мире книг. Они захватывают, они не так безмолвны. Там прекрасно всё, особенно тишина. Нигде нет такого рода тишины, как в библиотеке, - с шорохом перелистываемых страниц, с тихим разговором на выдаче. В библиотеке живая тишина. От неё не покой, а лёгкое возбуждение, торжественный лад».
С. Соловейчик
* «Библиотеки – это сокровищницы всех богатств человеческого духа».
Г. Лейбниц
* «Хорошая библиотека есть отражение отражение Вселенной».
Н.А. Рубакин
* «Выбирать книги для своего и чужого чтения не только наука, но и искусство».
Д. Прянишников
* «Каждый библиотекарь является другом и художника, и учёного. Библиотекарь - первый вестник Красоты и Знания».
Н. Рерих
* «Память о замечательной книге навсегда связана в нашей душе с воспоминаниями о человеке, который снял её для нас с книжной полки и, многообещающе улыбаясь, сказал: «прочтите эту, не пожалеете!».
С. Маршак
Библиотека - «аптека для души»,
а школьная библиотека – хранитель «духовных лекарств» для детей.
Книгу не заменит ничто.
Есть такая профессия - БИБЛИОТЕКАРЬ
Выбирать книги для своего и чужого чтения
не только наука, но и искусство
Д. Прянишников
С возникновением первых книгохранилищ появилась и новая профессия - библиотекарь. На эту должность приглашали выдающихся учёных, писателей, поэтов. В прошлом веке стать почётным библиотекарем - существовало такое звание - было даже труднее, чем академиком.
З
наменитые библиотекари
Кирилл, один из создателей славянской азбуки,
был библиотекарем патриаршей библиотеки в Константинополе.
Известный русский баснописец Иван Андреевич Крылов
работал в Императорской Публичной библиотеке почти 30 лет. Он
составил каталог русских книг, за что получил орден Св. Владимира
4-й степени.
Немецкий сказочник (филолог) Якоб Гримм
в 1808 г. получил работу библиотекаря в королевской библиотеке.
Автор знаменитого «Конька - горбунка»,
Пётр Павлович Ершов, работая преподавателем
в Тобольской гимназии, многое сделал для библиотеки:
он переписал каталог каллиграфическим почерком,
значительно увеличил книжный фонд.
Иван Никитин, русский поэт –
он открыл магазин с библиотекой-читальней.
Беднякам литературу выдавали бесплатно.
Русский писатель Михаил Пришвин работал
в течение нескольких сельским учителем и библиотекарем.
Детский поэт, переводчик, писатель Корней Чуковский
открыл на территории своей дачи в Переделкино детскую
библиотеку, построенную им на собственные сбережения.
ШКОЛЬНЫЙ БИБЛИОТЕКАРЬ
*** Библиотечная работа На вид простой и тихий труд. Вдали от шумного почёта Библиотекари живут. Для разных вкусов, разных мнений Нужна особая струна. Нужна и быстрота движений, И быстрота ума нужна. Таится в книгах суть познанья. Прочти - страницы оживут. Библиотечное призванье Н а вид простой и тихий труд. | *** На улице плохая погода Но солнце сквозь капли светит. А я такая счастливая - Счастливее всех на свете! Иду на работу с радостью, Как будто на светлый праздник. Смеётесь над этой фразою? Поверьте, совсем напрасно! Работа моя - как солнышко: Светит и мне, и людям. Выплесну душу до донышка, А мне в десять раз прибудет! Вхожу в своё царство книжное - Хранительница Вселенной. Весь мир пред собою вижу я, Но мир, неподвластный тлену. Здесь двери открыты каждому - Пожалуйста, заходите! Всё лучшее, нужное, важное Берите, читайте, любите! Здесь верится в доброе, ясное, Здесь век встречается с веком... Да что может быть прекраснее Работы в библиотеке! Л. Тихонова |
*** Библиотекарь – информации хранитель, От детских сказок до статей научных, Он в необъятном книжном лабиринте Путь к знаниям указывает лучший. Его профессия сложна и многогранна, Обязанностей разных очень много, И никакие каталоги, базы данных Его работу заменить не смогут! Тому, чей труд с библиотекой связан, Мы пожелаем в этот день чудесный Здоровья и успехов самых разных, Пусть яркой будет жизнь и интересной! Порой библиотекарь незаметен Средь множества газет, журналов, книг, Он ключ хранит ко всем богатствам этим, Из рук не выпуская ни на миг. И тем ключом он дверцу открывает В мир информации, что очень нам нужна, И информация любая оживает, Когда становится полезною она. И хоть живём мы в двадцать первом веке, И каждому доступен интернет, – Альтернативы нет библиотеке, Библиотекарю замены нет! Е. Матвеева |
*** Дверь открою, а за мной гурьбой ребята: О, побольше б интересных книг. Не в обиде я, что шуму многовато, Не в обиде я, что много суетни. И не важно, что усталость донимает, Я ведь знаю, что такое счастье? Счастье я сейчас не представляю Без своих читателей вихрастых! В. Бестова *** Я иду в библиотеку И там сижу до десяти. Порядочному человеку В России есть куда пойти… Д. Быков |
Беседа
День школьных библиотек
Воспитатель: Албогачиева Р .Р.