Просмотр содержимого документа
«Беспилотные летательные аппараты (бпла) – эффективное средство вооруженной борьбы»
БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ (БПЛА) – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ВООРУЖЕННОЙ БОРЬБЫ
Белов А.М. – учитель физкультуры и ОБЗР
МБОУ Большекатрасьская СОШ
Беспилотный летательный аппарат (БПЛА)
— это устройство, которое выполняет полёт без пилота на борту.
- Человек управляет им с земли при помощи заранее заданной программы или ручного механизма. Такие аппараты также называют дронами, квадрокоптерами или беспилотными воздушными судами (БВС).
Сферы применения БПЛА:
- В настоящее время беспилотники зарекомендовали себя как эффективное военное средство многопланового использования:
- разведка;
- мониторинг ситуации;
- активные военные действия.
- Боевые дроны выполняют продолжительные полёты, устойчивы к внешним воздействиям, обладают относительной автономностью (способны выполнять конкретные задачи на поле боя, а также самостоятельно приземляться).
Роль беспилотных летательных аппаратов в системе вооружения современной армии
Военные БПЛА выполняют следующие задачи:
- разведывательные действия;
- передача сведений в наземный пункт в реальном времени;
- боевая атака;
- наведение авиации на наземные цели;
- корректировка огня ракетных войск;
- отвод внимания противника через создание
ложных целей;
Основные преимущества применения БПЛА:
- Автономность. Данное свойство делает дроны надёжными разведчиками. Техника способна исследовать труднодоступную местность, фиксировать полученные данные и оперативно передавать их в наземный штаб. Полёт будет совершён независимо от погодных условий.
- Экономия на эксплуатации . По сравнению с классической пилотируемой воздушной авиацией БПЛА обходятся в десятки раз дешевле. Полёт не требует особой подготовки и участия пилотов. Не требуется тратить финансовые ресурсы на их обучение.
- Способность одновременно выполнять группу поставленных задач . Беспилотники выполняют несколько функций: разведки, координации, информирования и атаки, обладают высокой грузоподъёмностью и способны переносить на себе оружие, которое может быть запущено в случае необходимости.
- Снятие проблемы «человеческого фактора». В процессе боевых действий пилот работает на пределе своих возможностей, как физических, так и ментальных (интеллектуальных, эмоциональных). Высокие перегрузки накладываются на экстремальную нагрузку на психику, когда требуется в короткий промежуток времени принять важное решение. А действия дрона запрограммированы или управляются оператором, который находится вне опасности и способен рассуждать рационально.
- Отсутствие риска для жизни человека. Способность дронов совершать полёты без участия человека особо актуальна в бою, Речь идёт не только о возможной гибели лётчика, но также о полётах в условиях повышенной радиации, химического воздействия и пр.
Классификация БПЛА AUVSI (начало)
Классификация БПЛА AUVSI (продолжение)
Российская универсальная классификация
Классификация БПЛА по конструкции
Различают следующие типы БПЛА, отличающихся конструкцией и принципом работы, технологиями взлета и посадки:
- БПЛА самолетного типа;
- мультироторные БПЛА;
- БПЛА аэростатического типа;
- конвертопланы и гибридные модели.
БПЛА самолетного типа
- Такой тип аппаратов известен также как БПЛА с жестким крылом. Подъемная сила у них создается аэродинамическим способом за счет напора воздуха, набегающего на неподвижное крыло. Аппараты такого типа, как правило, отличаются большой длительностью полета, большой максимальной высотой полета и высокой скоростью.
- Существует большое разнообразие подтипов БПЛА самолетного типа, различающихся по форме крыла и фюзеляжа. Практически все схемы компоновки самолета и типы фюзеляжей, которые встречаются в пилотируемой авиации, применимы и в беспилотной.
- В качестве движителей аппаратов самолетного типа обычно используются тянущие или толкающие винты, а также импеллеры (лопаточные машины, заключенные в цилиндрический кожух или реактивные двигатели.
- Обычно, для взлета аппаратов самолетного типа необходима взлетно- посадочная полоса (ВПП) или же стартовые катапульты. Есть также самолетные БПЛА легкого класса, запускаемые «с руки». При посадке может применяться ВПП, парашют или специальные уловители (тросы, сетки или растяжки).
Полученные с использованием комплекса БПЛА материалы могут использоваться для:
- — создания ортофотопланов масштаба 1:500 — 1:2000;
- — трехмерного моделирования участка местности;
- — создания карт высот местности;
- — вычисления объемов пород в карьерах и насыпных объектах;
- — обследования состояния объектов инфраструктуры, дорожного полотна;
- — инвентаризации лесов и посевов;
- — оценки ущерба и планирования аварийно-спасательных работ; при ЧС, таких как наводнения, оползни и пожары.
БПЛА вертикального взлета и посадки
- Многие из них являются гибридами самолетов и вертолетов (конвертопланы). Обычно имеют в качестве движителя реактивный двигатель, импеллер, или небольшие по размеру пропеллеры. По положению фюзеляжа при взлете и посадке «на хвосте» эти аппараты так и назвали — тэйлситтеры.
- Тэйлситтеры в стартовом положении опираются хвостовой частью на грунт. Если в качестве движителя используются тянущие винты, то они располагаются в носовой части. Посадка, как и взлет, у таких аппаратов производится вертикально.
- Самое сложное для СВВП – это переход с вертикальной фазы полета на горизонтальную и обратно. Для управления полетом в этих фазах используется даже специальный нейросетевой контроллер.
БПЛА, основанные на эффекте Коанда
- Существует особый вид БПЛА – аппарат с жестким зонтообразным крылом, подъемная сила которого основана на эффекте Коанда. Хотя эти аппараты мало похожи на самолеты, по принципу полета они все же больше всего соответствуют этой классификационной группе.
- Летательный аппарат, основанный на эффекте Коанда, устроен просто: над зонтообразной поверхностью установлен вентилятор или реактивный двигатель, создающий поток воздуха, выходящий через узкую щель и настилающий криволинейную поверхность.
Мультироторные (вертолетные) системы
- Одним из наиболее массово используемых гражданских БПЛА является мультикоптер. К этой группе относятся БПЛА, имеющие два и более несущих винта. Реактивные моменты уравновешиваются за счет вращения несущих винтов попарно в разные стороны или наклона вектора тяги каждого винта в нужном направлении.
Квадрокоптер
- – самая распространенная схема построения мультикоптеров. Наличие четырех жестко зафиксированных роторов дает возможность организовать довольно простую схему организации движения. Существуют две таких схемы движения: схема «+» и схема «х».
- В первом случае один из роторов является передним, противоположный ему – задним, и два ротора являются боковыми. В схеме «х» передними являются одновременно два ротора, два других являются задними, а смещения в боковом направлении также реализуются одновременно парой соответствующих роторов.
- Алгоритм управления частотами вращения винтов для схемы «+» несколько проще и понятнее, чем для схемы «х», однако последняя используется все же чаще из-за конструктивных преимуществ: при такой схеме проще разместить фюзеляж, который может иметь вытянутую форму, бортовая видеокамера имеет более свободный обзор.