Н. В. Нохрина,
воспитатель БМАДОУ «Детский сад №19»
«БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК» - ПЕРЕДАЧА ДОСТОИНСТВА И НЕПОБЕДИМОСТИ, ИСТОРИЯ ЛИЧНОЙ СЕМЕЙНОЙ ПАМЯТИ.
«Гордиться славою своих предков
не только можно, но и должно;
не уважать оной есть
постыдное малодушие».
А.С. Пушкин
Воспитание в нашей стране всегда стояло на первом месте, было сутью образования личности. На современном этапе, во время расцвета научно-технического прогресса, наблюдается преобладание вещественного богатства, над духовным, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Педагоги всерьез обеспокоены тем, какими вырастут наши дошкольники, фраза «Все начинается с детства» сейчас особенно актуальна.
Дошкольный возраст — благоприятный этап в формировании личности ребенка. Считаю, что если не развивать у дошколят духовно-нравственные качества, невозможно воспитать патриотов своей Родины, граждан с активной жизненной позицией, которые будут гордиться успехами своей страны, ее историей, традициями и культурой, свершениями своего народа, будут хранить память о своих предках, уважать защитников Отечества. А это и есть основные задачи духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения.
Когда поднимается вопрос о патриотическом воспитании подрастающего поколения, лучшим примером может послужить акция «Бессмертный полк». «Бессмертный полк России» шагает в будущее, опираясь на великое прошлое. Его задача — увековечивание подвига солдат Великой Отечественной войны, сохранение памяти о доблести и героизме народа, осмысление опыта героических предков, восстановление преемственности поколений.
Семья – начало воспитательной цепочки. Люди начали изучать историю своих семей и понимать, что являются частью рода, и этот род, участвовал в великих исторических событиях и с честью из этих испытаний вышел. Как гласит английская пословица: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, они все равно будут похожи на вас!»
Говоря о формировании семейных ценностей, нам педагогам дошкольного образования, прежде всего, надо начинать работу с корректировки родительских установок. В преддверии праздника Великой Победы я стараюсь донести до каждого родителя важность этого тяжелого испытания, выпавшего на долю русского народа.
Для этого я рекомендую родителям:
- посмотреть старые фотоальбомы вместе с детьми, найти фотографию участника войны, героя, победителя. Рассказать о нем своему ребенку, кем он приходится малышу;
- изучить семейные архивы (ордена, медали);
- совместно прочитать письма с фронта, акцентируя внимание на состояние души человека;
- составить генеалогическое древо, красиво оформить его и беречь эту семейную ценность;
- обратиться к художественной литературе и киноискусству.
Признайтесь им, что война – это тяжелая и очень трудная тема для разговора, что вы, как и все люди на свете, очень боитесь войны. Дети тонко чувствуют искренность взрослых. Поэтому ваши честные слова, идущие от самого сердца, окажут гораздо больший эффект, чем специально построенные назидательные речи. Гордитесь нашей страной, нашими предками и участвуйте вместе с детьми в акции «Бессмертный полк».
Создание условий для духовно-нравственного воспитания детей на примере героизма защитников нашей Родины в годы Великой Отечественной войны - важная задача моей работы, которую я реализую в своей деятельности через такие формы работы с детьми как:
- совместная образовательная деятельность;
- беседы, включающие чтение и обсуждение подобранного в соответствии с темой произведения;
- просмотр документальной хроники, презентаций о ВОВ;
- акции «Георгиевская ленточка», «Подарок ветерану»;
- конкурс плакатов;
- «Неделя памяти», во время которой дети и взрослые совершают экскурсии по памятным местам города;
- торжественное мероприятие «Помним! Гордимся!»;
- акция «Наш Бессмертный полк».
Я убеждена, что, рассказывая о самоотверженном подвиге русского народа, ценой своей жизни завоевавшего победу, прививая детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству, мы передаем эстафету памяти дальше в будущие поколения.
Список литературы
Азбука нравственного воспитания /Под ред. И.А Каирова., О.С.Богданова.3-е изд.-М., Просвещение, 2009г.
Буре, Р. С. Основы нравственного воспитания детей [Текст] / Р. С. Буре. – М.: Перспектива, 2009. –298 с.
Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1
Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, авт.-сост. Е. Ю. Александрова и др. - Волгоград: Учитель, 2007. - 203 с.