11Б,В Дата
Урок № 40
Тема: Бессоюзное сложное предложение, его виды.
Цели:
1.Обучающие:
-формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;
-формирование навыков выполнения задания в формате ЕГЭ ;
-формирование навыков самоконтроля и самопроверки.
2. Развивающие:
- закрепление знаний о постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении ;
-закрепление навыка определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения.
-развитие пунктуационной зоркости.
3. Воспитательные:
-развитие языкового чутья, воспитание бережного отношения к языку.
Тип учебного занятия: урок закрепления знаний.
Оборудование: мультимедийная презентация для урока, рабочий компьютер учителя, рабочий лист урока, таблица самоанализа знаний
Ход урока:
1. Организация начала урока.
2. Объявление темы и цели урока.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
Иван Сергеевич Тургенев
Сформулируйте цель урока. Почему необходимо знать БСП?
- В каких заданиях ЕГЭ проверяется знание БСП?
3. Проверочная работа (задания 9-15)
Ненавидящий ложь, преступить закон, в течение недели, нехоженые тропы, касательная к окружности, подытожить всё, неумолкающий шум, умноживший на два, просеянная мука, полы не покрашены, поддерживать разговор, навязчивый человек, устилать цветами, беззаботный ребенок, привокзальная площадь, не законченный вовремя, по этому пути, так же,как и я, улыбнулся по-дружески, вязаный свитер, скошенная трава.
Устный опрос учащихся.
- Какие предложения называются бессоюзными сложными?
- Какими знаками могут отделяться простые предложения в бессоюзном сложном предложении?
- Рассказать о случаях постановки запятой, точки с запятой, тире, двоеточия в бессоюзном сложном предложении.
5. Работа по карточкам.
КАРТОЧКИ
Перепишите предложения, расставьте знаки препинания.
Подчеркните грамматическую основу предложения.
Дайте характеристику предложениям.
1) Ветер подул с юга будет дождь (Горький).
2) Его глаза никогда не смотрят просто они все высматривают да подсматривают (Тургенев).
3) Засыпая вздрагивают вершины деревьев на землю сыплются капли дождя (Горький).
1) Столыпин постоял постоял попробовал окликнуть друга, тронул за плечо ответа не было (Антокольский).
2) Резкий воздух обмыл лицо холодной водой сон сразу прошел (Паустовский).
3) Пришло лето он остался в Петербурге (Достоевский).
1) Спесивому кланяться он пуще чванится (пословица).
2) Наступила тишина природа словно подозрительно прислушивалась. (В. Вересаев)
3) Я с детства не любил овал я с детства угол рисовал. (П. Коган)
6. Верно ли утверждение.
Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений? верно
В БСП простые предложения в устной речи связываются интонацией? верно
Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями? неверно
В БСП смысловые отношения между предложениями выражаются менее четко, чем в союзных? верно
- Знак тире, двоеточие могут разделять только части БСП? неверно
7.В каких случаях ставится двоеточие и тире. Работа в парах.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Тире может обособлять приложение.
Тире в неполном предложении.
Тире и двоеточие в предложениях с однородными членами.
Тире и двоеточие в предложениях с прямой речью.
Тире в предложениях с вводными конструкциями.
- При выполнении какого задания нужно об этом помнить ?
Умение отличать БСП от других предложений пригодиться при выполнении заданий ЕГЭ.
8. Работа с учебником.
9. Работа с тестами (тесты в формате ЕГЭ) ( 5 мин)
10. Подведение итогов урока. Рефлексия
11. Домашнее задание: Написать эссе с использованием БСП (на морально-этическую тему) ,выучить правила по БСП , упр. (на выбор)
Теория 16 задание. (ОЧП, ССП)
1) Ветер подул с юга будет дождь (Горький).
2) Его глаза никогда не смотрят просто они все высматривают да подсматривают (Тургенев).
3) Засыпая вздрагивают вершины деревьев на землю сыплются капли дождя (Горький).
1) Столыпин постоял постоял попробовал окликнуть друга тронул за плечо ответа не было (Антокольский).
2) Резкий воздух обмыл лицо холодной водой сон сразу прошел (Паустовский).
3) Пришло лето он остался в Петербурге (Достоевский).
1) Спесивому кланяться он пуще чванится (пословица).
2) Наступила тишина природа словно подозрительно прислушивалась. (В. Вересаев)
3) Я с детства не любил овал я с детства угол рисовал. (П. Коган)
1) Ветер подул с юга будет дождь (Горький).
2) Его глаза никогда не смотрят просто они все высматривают да подсматривают (Тургенев).
3) Засыпая вздрагивают вершины деревьев на землю сыплются капли дождя (Горький).
1) Столыпин постоял постоял попробовал окликнуть друга тронул за плечо ответа не было (Антокольский).
2) Резкий воздух обмыл лицо холодной водой сон сразу прошел (Паустовский).
3) Пришло лето он остался в Петербурге (Достоевский).