СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»

Тема: Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Цели урока:

1. Образовательная: сформировать знания о правилах постановки знаков препинания в БСП. Формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе расставлять знаки препинания.

2. Развивающая: совершенствование речевых, пунктуационных, орфографических навыков учащихся. Обучение осознанному отношению к правилам пунктуации, умению применять полученные знания на практике.

3.Развитие речи и творческих способностей обучающихся.

4.Воспитательная: воспитание и привитие чувства любви к родному языку и литературе.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Лингвистическая разминка.(слайд 1)

1.В каком слове пишется буква ю?

А) кле..щий                                        в) бре..щий

Б) сто..щий                                         г) ненавид..щий

2. Значение какого слова определено неверно?(слайд 2)

а) игнорировать – намеренно не замечать, не желать знать;

б) классифицировать – распределять на группы, разряды, классы по каким- либо отличительным признакам;

в) лаконизм – предельная краткость, сжатость речи;

г) декоративный – театральный.

Комплексный анализ текста (слайд 3) 

Пушкин, как вихрь, ворвался в литературу, чтобы стать всепоэтом. Он – эхо мира, послушное и певучее, которое несётся из края в край, чтобы страстно откликнуться на всё, чтобы не дать бесследно замереть ни одному достойному звуку вселенской жизни. В этой отзывчивости, в этом даре полногласных ответов на все живые голоса видится нечто по преимуществу человеческое, так как никто не должен ограничиваться определённой сферой впечатлений и мир для всякого должен существовать весь.

(Ю. Айхенвальд)

а) Пунктуационно-синтаксический анализ текста публицистического стиля.

- Один учащийся комментирует знаки препинания, определяет типы СПП, составляет схемы, а все остальные выступают экспертами ответа.

1-е пр-е – СПП с придаточным обстоятельственным цели, есть сравнительный оборот.

2-е пр-е – тире для особого выделения, обособленные однородные определения, стоящие после определяемого слова. Это СПП с 3-мя придаточными, здесь есть последовательное и однородное подчинение.

3-е пр-е – СПП с однородными придаточными обстоятельственными причины, запятая не ставится, так как оба придаточных относятся к одному главному и соединены союзом И, союз ТАК КАК общий.

- Вот какие разные синтаксические конструкции встретились в этом небольшом тексте.

б) Стилистический анализ.

- А теперь посмотрим на этот текст с другой стороны, на его содержательную наполненность.

- Понятно, что это текст, как бы вы это доказали?

- Определите его стиль. (Публицистический)

- Тип речи? (Рассуждение) 1-е пр. – тезис, 2-3 – аргументы, доказательства.

- А как вы понимаете значение слова “всепоэт”?

- Как автор доказывает, что Пушкин – “всепоэт”, на какие особенности его творческой манеры при этом ссылается?

(Как эхо, способен “страстно откликнуться” на любое событие. Он не ограничивается одной-двумя темами в своем творчестве – он многогранен).

3.Изучение новой темы:

А) Разминка «Собери слово».

  • Из слова заставить запишем приставку(за)

  • А корень возьмем тот, который есть в пятке(пят)

  • И, чтобы мы слово собрали, играя,

  • Конец нам подарит звезда золотая(ая)

Ответ: запятая.

Б) Какой еще существует знак препинания, в котором присутствует угаданное вами слово?(Точка с запятой)

-Какую группу предложений мы изучаем?(БСП)

  • Формулирование темы урока: «Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.»(слайд 4)

  • Работа по теме урока.

-Что нам необходимо выяснить?(Правильно ставить эти знаки препинания в БСП)

-Что мы должны уметь к концу сегодняшнего урока?(Научиться правильно ставить эти знаки препинания в БСП)

4. Вспомним, что мы знаем о бессоюзном сложном предложении.

Бессоюзное сложное предложение(БСП)- это такое сложное предложение, в котором простые предложения объединены между собой только по смыслу и интонационно(без помощи союзов и союзных слов.)

5. Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните их.(слайд 5)

Толстые сосульки св…сали с крыш… и обта…вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд…ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.

- Каковы эти предложения по составу? (Простые с однородными сказуемыми).

- Замените в первом предложении одно из сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

- Замените во втором предложении одно из сказуемых обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. (слайд 6)

- Составьте из этих предложений: сложносочиненное предложение, сложноподчиненное, бессоюзное. (Устно. 1 – с союзом и, 2 – если, когда, так как)(слайд 7)

1.Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, и капли, падая с них, звонко ударяли о лёд, по всем улицам пели песню весны- ССП.

2.Когда толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, капли, падая с них, звонко о лёд ,по всем улицам пели песню весны.

3.Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, капли, падая с них звонко ударяли о лёд, по всем улицам пели песню весны.

- Обратите внимание на необычайное богатство синтаксической синонимии, то есть на возможность передать одно и то же содержание разными синтаксическими конструкциями, что говорит об огромных возможностях русского синтаксиса. Вместе с тем, есть и отличия в смысловых отношениях сложносочиненного (ССП) и сложноподчиненного (СПП), бессоюзного сложного предложения (БСП).

- Какие?

(В ССП отношения между предложениями равноправные, союз И подчеркивает последовательность происходящих действий.

В СПП отношения неравноправные – временные, условные, причинные и т.д.)

- В бессоюзных сложных предложениях отношения между предложениями менее определенные, нежели в ССП или в СПП. Они зависят от входящих в них простых. Велика роль интонации, которая диктует необходимость постановки определенных знаков препинания. БСП отличаются особой выразительностью: отсутствие союзов компенсируется интонацией, которая выражает смысловые отношения между частями предложения. Интонация на письме обозначается различными знаками: запятой,  точкой с запятой, тире, двоеточием.

- В данном предложении какие отношения между предложениями? Перечисления? Причинные?

- Как вы думаете, какой знак препинания нужно поставить в  бессоюзном сложном предложении?

Комментарии: Предложение состоит из 2-х частей, между частями бессоюзная связь, отношения перечисления. В первой части есть причастный оборот, во-второй  -деепричастный оборот, поэтому между частями ставится ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.

Вывод: Точка с запятой ставится обязательно, если хотя бы одна из частей БСП осложнена: однородными членами, причастными, деепричастными, сравнительными оборотами, обращением и т.д.

- Когда ставится запятая в БСП прочитайте в учебнике и дайте ответ. 

Итак, Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях ставятся:

Запятая:

Между частями отношения перечисления или одновременности; сложное предложение может быть разделено на несколько простых.(слайд 8)

1) Зелёные дорожки в лесу все будто курятся, 2) туман везде поднимается, 3) вода пузырьками садится на листья.

Комментарии. Предложение состоит из трёх частей. События просто перечисляются, поэтому между частями ставится ЗАПЯТАЯ.

Точка с запятой:

Между частями отношения перечисления или одновременности, но части осложнены (имеют обособленные члены, однородные члены, обращения, вводные слова) или части совершенно не связаны друг с другом.

1) Чёрные тени и красные блики двигались по земле, /сменяя друг друга/; 2) они то удалялись от костра, то приближались к нему вплотную.

Комментарии. Предложение состоит из двух частей, между частями бессоюзная связь, отношения перечисления. В первой части есть деепричастный оборот, поэтому между частями ставится ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.

6. Закрепление материала.

Упражнение 191. Выписать из упражнения предложения 2,4,9; расставить знаки препинания и объяснить.

7. Анализ текста(слайд 9).

Учитель: бессоюзные сложные предложения с запятой и точкой, с запятой часто используются художниками слова в описаниях природы.

Учащиеся: читают текст, обращая внимание на интонацию и выбор знаков препинания в предложениях.

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев).

- Почему во втором предложении мы поставили запятые между частями БСП, а в последнем предложении – точку с запятой?

(Во втором предложении автор перечисляет то, что он видит, когда идет к лесу. Между предложениями, которые представляют собой простые, схожие по строению предложения, перечислительная интонация с небольшими паузами, показывающая смену впечатлений. Это требует постановки запятой.

В последнем предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными (о тишине нельзя говорить громко и быстро), голос понижается почти до точки; в простых предложениях есть другие знаки препинания. Перечислительная интонация поэтому в этом предложении обозначается точкой с запятой). 

8. Подведение итогов.(слайд 10)

- Итак, какие предложения называются бессоюзными?

- Какие знаки препинания могут ставиться в БСП?

- Когда в БСП ставится запятая, а когда точка с запятой?

9. Запись домашнего задания.(слайд 11) Сочинение-миниатюра о природе «На восходе солнца», «На вечерней зорьке» с использованием БСП. До свидания. Спасибо за урок.