Тема: Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Цели урока:
1. Образовательная: сформировать знания о правилах постановки знаков препинания в БСП. Формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе расставлять знаки препинания.
2. Развивающая: совершенствование речевых, пунктуационных, орфографических навыков учащихся. Обучение осознанному отношению к правилам пунктуации, умению применять полученные знания на практике.
3.Развитие речи и творческих способностей обучающихся.
4.Воспитательная: воспитание и привитие чувства любви к родному языку и литературе.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Лингвистическая разминка.(слайд 1)
1.В каком слове пишется буква ю?
А) кле..щий в) бре..щий
Б) сто..щий г) ненавид..щий
2. Значение какого слова определено неверно?(слайд 2)
а) игнорировать – намеренно не замечать, не желать знать;
б) классифицировать – распределять на группы, разряды, классы по каким- либо отличительным признакам;
в) лаконизм – предельная краткость, сжатость речи;
г) декоративный – театральный.
Комплексный анализ текста (слайд 3)
Пушкин, как вихрь, ворвался в литературу, чтобы стать всепоэтом. Он – эхо мира, послушное и певучее, которое несётся из края в край, чтобы страстно откликнуться на всё, чтобы не дать бесследно замереть ни одному достойному звуку вселенской жизни. В этой отзывчивости, в этом даре полногласных ответов на все живые голоса видится нечто по преимуществу человеческое, так как никто не должен ограничиваться определённой сферой впечатлений и мир для всякого должен существовать весь.
(Ю. Айхенвальд)
а) Пунктуационно-синтаксический анализ текста публицистического стиля.
- Один учащийся комментирует знаки препинания, определяет типы СПП, составляет схемы, а все остальные выступают экспертами ответа.
1-е пр-е – СПП с придаточным обстоятельственным цели, есть сравнительный оборот.
2-е пр-е – тире для особого выделения, обособленные однородные определения, стоящие после определяемого слова. Это СПП с 3-мя придаточными, здесь есть последовательное и однородное подчинение.
3-е пр-е – СПП с однородными придаточными обстоятельственными причины, запятая не ставится, так как оба придаточных относятся к одному главному и соединены союзом И, союз ТАК КАК общий.
- Вот какие разные синтаксические конструкции встретились в этом небольшом тексте.
б) Стилистический анализ.
- А теперь посмотрим на этот текст с другой стороны, на его содержательную наполненность.
- Понятно, что это текст, как бы вы это доказали?
- Определите его стиль. (Публицистический)
- Тип речи? (Рассуждение) 1-е пр. – тезис, 2-3 – аргументы, доказательства.
- А как вы понимаете значение слова “всепоэт”?
- Как автор доказывает, что Пушкин – “всепоэт”, на какие особенности его творческой манеры при этом ссылается?
(Как эхо, способен “страстно откликнуться” на любое событие. Он не ограничивается одной-двумя темами в своем творчестве – он многогранен).
3.Изучение новой темы:
А) Разминка «Собери слово».
Из слова заставить запишем приставку(за)
А корень возьмем тот, который есть в пятке(пят)
И, чтобы мы слово собрали, играя,
Конец нам подарит звезда золотая(ая)
Ответ: запятая.
Б) Какой еще существует знак препинания, в котором присутствует угаданное вами слово?(Точка с запятой)
-Какую группу предложений мы изучаем?(БСП)
-Что нам необходимо выяснить?(Правильно ставить эти знаки препинания в БСП)
-Что мы должны уметь к концу сегодняшнего урока?(Научиться правильно ставить эти знаки препинания в БСП)
4. Вспомним, что мы знаем о бессоюзном сложном предложении.
Бессоюзное сложное предложение(БСП)- это такое сложное предложение, в котором простые предложения объединены между собой только по смыслу и интонационно(без помощи союзов и союзных слов.)
5. Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните их.(слайд 5)
Толстые сосульки св…сали с крыш… и обта…вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд…ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.
- Каковы эти предложения по составу? (Простые с однородными сказуемыми).
- Замените в первом предложении одно из сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
- Замените во втором предложении одно из сказуемых обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. (слайд 6)
- Составьте из этих предложений: сложносочиненное предложение, сложноподчиненное, бессоюзное. (Устно. 1 – с союзом и, 2 – если, когда, так как)(слайд 7)
1.Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, и капли, падая с них, звонко ударяли о лёд, по всем улицам пели песню весны- ССП.
2.Когда толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, капли, падая с них, звонко о лёд ,по всем улицам пели песню весны.
3.Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, капли, падая с них звонко ударяли о лёд, по всем улицам пели песню весны.
- Обратите внимание на необычайное богатство синтаксической синонимии, то есть на возможность передать одно и то же содержание разными синтаксическими конструкциями, что говорит об огромных возможностях русского синтаксиса. Вместе с тем, есть и отличия в смысловых отношениях сложносочиненного (ССП) и сложноподчиненного (СПП), бессоюзного сложного предложения (БСП).
- Какие?
(В ССП отношения между предложениями равноправные, союз И подчеркивает последовательность происходящих действий.
В СПП отношения неравноправные – временные, условные, причинные и т.д.)
- В бессоюзных сложных предложениях отношения между предложениями менее определенные, нежели в ССП или в СПП. Они зависят от входящих в них простых. Велика роль интонации, которая диктует необходимость постановки определенных знаков препинания. БСП отличаются особой выразительностью: отсутствие союзов компенсируется интонацией, которая выражает смысловые отношения между частями предложения. Интонация на письме обозначается различными знаками: запятой, точкой с запятой, тире, двоеточием.
- В данном предложении какие отношения между предложениями? Перечисления? Причинные?
- Как вы думаете, какой знак препинания нужно поставить в бессоюзном сложном предложении?
Комментарии: Предложение состоит из 2-х частей, между частями бессоюзная связь, отношения перечисления. В первой части есть причастный оборот, во-второй -деепричастный оборот, поэтому между частями ставится ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.
Вывод: Точка с запятой ставится обязательно, если хотя бы одна из частей БСП осложнена: однородными членами, причастными, деепричастными, сравнительными оборотами, обращением и т.д.
- Когда ставится запятая в БСП прочитайте в учебнике и дайте ответ.
Итак, Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях ставятся:
Запятая:
Между частями отношения перечисления или одновременности; сложное предложение может быть разделено на несколько простых.(слайд 8)
1) Зелёные дорожки в лесу все будто курятся, 2) туман везде поднимается, 3) вода пузырьками садится на листья.
Комментарии. Предложение состоит из трёх частей. События просто перечисляются, поэтому между частями ставится ЗАПЯТАЯ.
Точка с запятой:
Между частями отношения перечисления или одновременности, но части осложнены (имеют обособленные члены, однородные члены, обращения, вводные слова) или части совершенно не связаны друг с другом.
1) Чёрные тени и красные блики двигались по земле, /сменяя друг друга/; 2) они то удалялись от костра, то приближались к нему вплотную.
Комментарии. Предложение состоит из двух частей, между частями бессоюзная связь, отношения перечисления. В первой части есть деепричастный оборот, поэтому между частями ставится ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.
6. Закрепление материала.
Упражнение 191. Выписать из упражнения предложения 2,4,9; расставить знаки препинания и объяснить.
7. Анализ текста(слайд 9).
Учитель: бессоюзные сложные предложения с запятой и точкой, с запятой часто используются художниками слова в описаниях природы.
Учащиеся: читают текст, обращая внимание на интонацию и выбор знаков препинания в предложениях.
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев).
- Почему во втором предложении мы поставили запятые между частями БСП, а в последнем предложении – точку с запятой?
(Во втором предложении автор перечисляет то, что он видит, когда идет к лесу. Между предложениями, которые представляют собой простые, схожие по строению предложения, перечислительная интонация с небольшими паузами, показывающая смену впечатлений. Это требует постановки запятой.
В последнем предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными (о тишине нельзя говорить громко и быстро), голос понижается почти до точки; в простых предложениях есть другие знаки препинания. Перечислительная интонация поэтому в этом предложении обозначается точкой с запятой).
8. Подведение итогов.(слайд 10)
- Итак, какие предложения называются бессоюзными?
- Какие знаки препинания могут ставиться в БСП?
- Когда в БСП ставится запятая, а когда точка с запятой?
9. Запись домашнего задания.(слайд 11) Сочинение-миниатюра о природе «На восходе солнца», «На вечерней зорьке» с использованием БСП. До свидания. Спасибо за урок.