Е. Л. Бестова, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 4 г. Орши» Витебской области
Роль Лидии Михайловны в жизни мальчика (на материале рассказа «Уроки французского»)
Цель урока: выявление роли учителя в жизни писателя и учащихся, осознание духовных человеческих ценностей.
Задачи:
создать ситуацию для обобщения знаний учащихся о главных героях рассказа В. Распутина «Уроки французского», проведения параллели между литературной героиней и реальным учителем;
содействовать развитию умений анализировать литературное произведение, использовать полученный опыт в жизненных ситуациях;
способствовать воспитанию интереса к предмету, формировать' чувство благодарности к учителю.
Форма урока: урок-рассуждение.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация, тест в программе MyTest, компьютеры, иллюстрации к произведению, заготовки письма.
Эпиграф: Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Л. Н. Толстой
Ход урока
Организационно-мотивационный этап.
— Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники — учителя. Здравствуйте и те, кто идёт в школу с не очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.
Школа не может существовать без учителя и учеников. Вот и для проведения этого урока мне необходима ваша помощь, а вам — моя. Давайте договоримся помогать друг другу и поддерживать в трудную минуту.
Мы завершаем работу над рассказом Валентина Распутина «Уроки французского». Начнём наш урок с ваших впечатлений от рассказа. (Ответы учащихся.)
— Сегодня на уроке мы постараемся глубже вникнуть в прочитанное, понять те духовные ценности, о которых рассказывает автор и которые необходимы каждому человеку.
Этап актуализации знаний учащихся.
Буквенный диктант.
В какое время происходят события рассказа: у) в 1948 г.; ю) в 1949 г.?
Какие трудности испытывает главный герой рассказа:
и) он оторван от семьи, одинок, голодает; ему с трудом даётся французский язык;
ы) его никто не понимает, все его обижают; он вынужден работать, как взрослый?
О чём говорится в произведении:
ё) о дополнительных занятиях по французскому языку;
е) рассказ об уроках нравственности и доброты?
К какому роду литературы относится произведение В. Г. Распутина: ь) эпос; ы) драма?
К какому жанру относится произведение Распутина: я) мемуары (воспоминания); и) рассказ?
Рассказчик играл в «чику», чтобы:
ш) завоевать авторитет у ребят; ч) каждый день покупать молоко.
По утверждению Лидии Михайловны, человек стареет, когда:
д) перестаёт удивляться чудесам; т) перестаёт быть ребёнком.
В чём заключается главная мысль произведения:
л) самоотверженная и бескорыстная доброта — вечные человеческие ценности;
м) помощь учительницы способному, но голодному ученику?
Почему главный герой не принимает помощь учительницы:
н) он гордый; ему стыдно принимать еду от учительницы;
р) он имел сноровку, всегда много выигрывал?
Директор увольняет Лидию Михайловну из школы, называя её поступок безнравственным. А какое название вы дали бы её поступку:
ц) её поступок благородный, милосердный, добрый;
х) поскольку азартные игры запрещены, её поступок неблагородный, непедагогичный?
За что, по словам автора, мы чувствуем вину перед учителями:
за то, что сталось с нами во взрослой жизни;
б) за то, что мы не слушались учителей, не всегда выполняли домашние задания и убегали с уроков?
Демонстрируется слайд с ответами. Проверь себя!
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
У | и | е | ь | и | ч | т | л | н | ц | а |
Ребята, сверьтесь, вот такие буквы у вас должны были получиться, но с ними мы поработаем чуть позже.
Этап проверки домашнего задания.
На прошлом уроке мы проанализировали образ главного героя рассказа и составили схему, в которой определили главные черты характера мальчика.
Главные черты
Жажда знаний Чувство собственного достоинства Стойкость
Учащиеся зачитывают цитаты из текста.
Формулирование темы урока. Целеполагание.
Но, несмотря на сильный характер, мальчик оставался ребёнком и нуждался в тепле и заботе. Кто же смог согреть его своей заботой и участием? Посмотрите на буквы, которые являлись правильными ответами в буквенном диктанте, и составьте ответ. (Учительница.)
Исходя из этого, как бы вы определили тему урока? (Ответы учащихся.) Запишите в тетради дату и тему урока.
– Что нам необходимо сделать, чтобы раскрыть тему урока? (Охарактеризовать образ учительницы.)
– Разговор у нас сегодня пойдёт о героине рассказа Валентина Распутина «Уроки французского». Именно в ней мы найдём важные качества человеческого характера, которые ценит автор. А ещё мы поговорим о доброте и нравственности и обсудим, каким должен быть настоящий учитель.
Чему вы ещё хотели бы сегодня научиться? Что понять? Вы можете поставить перед собой личную цель. Кто-нибудь хочет рассказать остальным, что запланировал? (Научиться вчитываться в текст; выразительно читать эпизоды из текста; проверить, правильно ли разобрался в прочитанном; порассуждать, выполнить интересные задания... и т. д.)
Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
Демонстрируется слайд с фотографиями разных женщин.
Ребята, обратите внимание на изображения женщин на слайде. Можете ли вы определить, на каком из них изображён учитель? Почему вы так решили?
Назовите полное имя учительницы из рассказа «Уроки французского». (Молокова Лидия Михайловна.)
Вы уже знаете, что рассказ автобиографичен. Как называется термин в литературоведении, который обозначает конкретную историческую или современную автору личность, послужившую отправной точкой для создания образа? (Прототип.)
Демонстрируется портрет Лидии Михайловны.
Обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся.)
Так писал Лев Толстой и, наверное, был прав: и в Валентине Распутине, и в Лидии Михайловне, действительно, очень много доброты.
Из какого эпизода мы впервые понимаем, что учительнице не безразличны проблемы главного героя? Давайте прочитаем по ролям этот эпизод и подумаем, почему разговор оказался неожиданным для главного героя. Какие качества характера проявляет в разговоре Лидия Михайловна? (Чуткость. Она заметила то, чего не замечали другие: мальчик голодает.)
А какие ещё черты характера вы заметили в ней? В чём они проявляются? (Смелость: она готова идти на риск ради спасения главного героя; благородство: она не оправдывается перед директором и добивается, чтобы мальчик не пострадал; доброта, щедрость, отзывчивость, милосердие, чувство собственного достоинства.)
Нарисуйте в тетради таблицу и запишите в левый столбик («Лидия Михайловна») эти качества.
Скажите, пожалуйста, вам хотелось бы учиться у такой учительницы?
А те учителя, у которых вы учитесь, обладают такими или похожими чертами характера? Помогают ли они вам в трудных ситуациях? Или, может, в чём-то даже являются примером для вас? (Ответы учащихся.)
Физкультминутка.
Этап применения знаний и способов действий в новых ситуациях.
Игра «Лото: 6 из 36» (в парах).
Определите шесть качеств из перечисленных на слайде, свойственных учителям, которые вас учат, которым вы доверяете, которых уважаете.
Внимательный Аккуратный Чёрствый Умный Красивый Открытый Отзывчивый Особенный | Человечный Вежливый Необыкновенный Строгий Скучный Невнимательный Придирчивый Благородный | Находчивый Заботливый Ответственный Крикливый Грубый Творческий Добрый Понятливый | Коммуникабельный Сдержанный Креативный Тактичный Бессердечный Вспыльчивый |
— Запишите их в правый столбик («Мои учителя») в тетради.
Самостоятельная работа (в группах).
1-я группа «Теоретики»
Говоря о характерных особенностях голоса учительницы и голосов односельчан («У нас в деревне говорили, запахивая голос глубоко в нутро, и потому звучал он вволюшку, а у Лидии Михайловны он был каким-то мелким и лёгким»; «... пока училась, пока приноравливалась к чужой речи, голос без свободы сел, ослаб...»), рассказчик употребил:
антитезу; 2) сравнение; 3) аллегорию.
В предложении Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых автор использует:
гиперболу; 2) иронию; 3) метафору.
Фраза Голос без свободы сел, ослаб, как у птички в клетке содержит:
аллегорию; 2) сравнение; 3) антитезу.
Словесные портреты главных героев находятся в тексте рядом. Стилистический приём, используемый автором в этом случае:
сравнение;
ирония;
антитеза.
Изображения учительницы и ученика («Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за само дыхание...»; «...перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах... в перешитых из отцовских галифе... марких светло-зелёных штанах...») представляют собой:
описание;
рассуждение;
повествование.
Просмотрите видеофрагмент из фильма «Уроки французского» (Лидия Михайловна играет с учеником на деньги, и входит директор...). Как называется просмотренный композиционный фрагмент? (Кульминация.)
2-я группа «Сценаристы»
Группе предлагаются шесть иллюстраций к рассказу художника В. Л. Гальдяева. Необходимо их «озвучить»: подобрать из текста отрывок, выразительно зачитать, придумать заглавие к каждой иллюстрации, расположить их по порядку развития сюжета (кадроплан, сценарий к фильму).
3-я группа «Творческая»
Учащимся предлагается поработать в эпистолярном жанре — составить письмо от имени взрослого Валентина Распутина своей учительнице Лидии Михайловне (в заготовку письма учащиеся вставляют слова, выражения, дописывают мысли).
Здравствуйте, Лидия Михайловна!
Пишет Вам ученик, по вине которого , — Валентин Распутин.
Я уже взрослый человек, но с чувством и всегда вспоминаю Вас.
Помню, в сорок восьмом году я приехал и очень голодал. Связался с компанией и , которые мне присылала мама. Меня сильно избили, и только Вы .
Я помню Ваш голос. Он был таким и , что приходилось вслушиваться. Ваш французский язык был для меня и . Но Вы открыли его для меня и заставили поверить в .
Я со страхом ждал того часа, когда мне придётся остаться с Вами . Часто
вспоминаю Ваши уроки дома. Вы были в домашнем платье и мягких туфлях, выглядели
совсем как . Но, подходя ко мне,
заставляли и .
Сейчас мне стыдно вспоминать, как я , когда, закончив урок, Вы звали меня . Я скорее согласен был выучить весь французский, чем сесть с Вами .
Вы меня очень удивили, когда стали играть в . Помните, я тогда спросил ещё: «Как же я буду играть: ведь Вы ?» А Вы ответили: « ».
И с этих пор Вы стали моим .
Я был самым несчастным человеком, когда Вы уезжали. И самым счастливым, когда пришла Ваша с . Эти были слаще мёда. Спасибо за и .
Я благодарен судьбе, что встретил такого человек — мою любимую учительницу французского, Лидию Михайловну.
Спасибо Вам за уроки французского и за уроки .
С чувством , Валентин Распутин.
Индивидуальная работа (2-3 человека выполняют тест в программе MyTest).
Как в деревне называли райцентр:
райцентр;
район;
посёлок?
Рассказчик, который ни с кем не дружил, считал, что главной причиной его одиночества является:
гордость;
тоска по дому,
скупость.
Истинный смысл игры в «замеряшки»:
помощь учительницы способному, но голодному ученику;
желание учительницы вспомнить детство;
стремление учительницы заинтересовать ученика изучением французского языка.
Сколько лет герою рассказа и в каком классе он учится:
10 лет, в 5-м классе; 2) 12 лет, в 6-м классе; 3) 11 лет, в 5-м классе?
Персонаж произведения, о котором герой говорит: «Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного — рослого и крепкого, заметного своей силой и властью, парня с длинной рыжей чёлкой»:
Птаха; 2) Вадик; 3) Федька.
Фраза Голос без свободы сел, ослаб, как у птички в клетке содержит:
аллегорию; 2) сравнение; 3) антитезу.
Что такое «чирки»:
сапоги; 2) валенки; 3) самодельная обувь?
Как герой относился к учению:
плохо, не хотел учиться;
хорошо, ходил в школу с удовольствием;
безразлично?
Какое «невиданное чудо» было в комнате Лидии Михайловны:
радиоприёмник с проигрывателем;
патефон;
магнитофон?
Изображения учительницы и ученика («Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за само дыхание...»;
«...перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах... в перешитых из отцовских галифе... марких светло-зелёных штанах...») представляют собой:
описание;
рассуждение;
повествование.
Этап коррекции знаний учащихся.
Какую роль в жизни мальчика сыграла Лидия Михайловна? (Лидия Михайловна научила мальчика не только французскому языку — она научила его жить самостоятельно. Учительница привязалась к нему и стала заботиться о нём, потому что видела, как он скучает по дому. Они стали друзьями. Главным достижением Лидии Михайловны было то, что она научила мальчика разбираться в своём душевном состоянии, привила ему чувство справедливости, вселила уверенность в собственных силах и помогла не бояться проявлять себя.)
Какие уроки она преподала автору и всем нам? (Уроки мужества, жизни, доброты, сердечности.)
Этап подведения итогов учебного занятия.
В чём заключается заслуга учителей?
Легко ли быть учителем? Почему? (Учителем быть трудно. Нужно отдавать самого себя, жертвовать свободным временем, увлечениями, забывать о здоровье, думать об учениках, как о собственных детях, воспринимать близко к сердцу их трудности. Но в то же время — быть учителем благородно и почётно.)
Проходят годы, постоянно изменяется наша жизнь, изменяются и учителя. Но неизменными остаются их доброта и любовь, которыми они делятся с вами на каждом уроке, занятии или в неформальном общении. Даже если когда-нибудь вы забудете их имена, помните ту доброту, которую вы от них получили. Ведь, как говорил писатель Виктор Астафьев, «фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово “Учитель” в вашей душе».
Учитель выставляет отметки и комментирует их.
Рефлексия.
Скажите, удалось ли вам достигнуть сегодня своих личных целей?
Продолжите фразы:
Я понял, что...;
Я научился...;
Меня удивило...;
Мне захотелось...;
Я выполнял задания...;
Урок дал мне для жизни...;
Было трудно...;
Было интересно...
— Мне бы хотелось на прощание сделать вам подарок, напрямую связанный с рассказом Валентина Распутина «Уроки французского». Как выдумаете, что это? (Учащиеся высказывают предположения.) Это яблоки.
Возможно, такие же получил от своей учительницы Лидии Михайловны главный герой рассказа — так сбылась его мечта. Пусть и ваши мечты сбываются. И ещё помните, что «стараясь о счастье других, мы находим своё собственное» (Платон). Спасибо за урок!
Домашнее задание.
Написать письмо со словами благодарности своему любимому учителю.
Сочинить стихотворение об учителе.