СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безличные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную презентацию можно использовать при изучении безличных предложений как в 9 классе, так и в 8 по программе Шмелёва.

Просмотр содержимого документа
«Безличные предложения»

ЭТИ НЕОБЫЧНЫЕ ОДНОСОСТАВНЫЕ БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ЭТИ НЕОБЫЧНЫЕ

ОДНОСОСТАВНЫЕ

БЕЗЛИЧНЫЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Начнём с систематизации полученных знаний.  Какие предложения называются односоставными? Какие предложения называются односоставными? В односоставном предложении ( в отличие от двусоставного) общее значение выражено одним главным членом предложения- подлежащими или сказуемым. Сравните, определите, какое из предложений – односоставное? Вот бегает дворовый мальчик. (дворовый?) За дверью громко разговаривали.

Начнём с систематизации полученных знаний.

  • Какие предложения называются односоставными?
  • Какие предложения называются односоставными?

В односоставном предложении ( в отличие от двусоставного) общее значение выражено одним главным членом предложения- подлежащими или сказуемым.

Сравните, определите, какое из предложений

односоставное?

  • Вот бегает дворовый мальчик. (дворовый?)
  • За дверью громко разговаривали.
2. На какие группы делятся односоставные предложения? 2. На какие группы делятся односоставные предложения?  Односоставные с главным членом – подлежащим –  Односоставные с главным членом – сказуемым  Н А З Ы В Н Ы Е   ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ (сказуемое-глагол в форме 1, 2 лица ед. или мн. числа). НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ ( сказуемое –глагол в форме 3 лица ) и л и  со значением обобщённого лица (пословицы, поговорки) БЕЗЛИЧНЫЕ ( отсутствие, невозможность указания на исполнителя действия)

2. На какие группы делятся односоставные предложения?

  • 2. На какие группы делятся односоставные предложения?

Односоставные с главным членом – подлежащим –

Односоставные с главным членом – сказуемым

Н А З Ы В Н Ы Е

  • ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ (сказуемое-глагол в форме 1, 2 лица ед. или мн. числа).
  • НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ ( сказуемое –глагол в форме 3 лица ) и л и со значением обобщённого лица (пословицы, поговорки)
  • БЕЗЛИЧНЫЕ ( отсутствие, невозможность указания на исполнителя действия)
Прежде чем знакомиться с БЕЗЛИЧНЫМИ предложениями, покажите, как вы умеете узнавать другие односоставные предложения. Из предложенных укажите (письменно):  А) односоставные назывные Б) односоставные определённо-личные В) односоставные неопределённо-личные (или обобщённо-личные) Поговори со мною, мама. Сижу у моря, смотрю на пучину. (пучину?) Шум, возня, беготня беспрестанная. Хлеб-соль ешь, а правду режь. Слышишь что-нибудь? Не обижайся на меня. Великолепный зимний день! На вокзале тебя встретят.

Прежде чем знакомиться с БЕЗЛИЧНЫМИ предложениями,

покажите, как вы умеете узнавать другие односоставные

предложения. Из предложенных укажите (письменно):

А) односоставные назывные

Б) односоставные определённо-личные

В) односоставные неопределённо-личные (или обобщённо-личные)

  • Поговори со мною, мама.
  • Сижу у моря, смотрю на пучину. (пучину?)
  • Шум, возня, беготня беспрестанная.
  • Хлеб-соль ешь, а правду режь.
  • Слышишь что-нибудь?
  • Не обижайся на меня.
  • Великолепный зимний день!
  • На вокзале тебя встретят.
Проверим правильность: А) 3, 7  Б) 1, 2, 5, 6  В) 4, 8

Проверим правильность:

А) 3, 7

Б) 1, 2, 5, 6

В) 4, 8

ОДНОСОСТАВНЫЕ БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ … Мне и доныне Хочется грызть (тип сказуемого?) Жаркой рябины Горькую кисть.  (М. Цветаева)  … С вечера всё спится, На дворе темно.  (А. Фет) Самостоятельно: Найдите грамматические основы в этих предложениях. Определите, простое или сложное предложение из стихотворения А.Фета. Докажите своё мнение. Можно ли в этих предложениях «додумать» подлежащее?

ОДНОСОСТАВНЫЕ БЕЗЛИЧНЫЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Мне и доныне

Хочется грызть (тип сказуемого?)

Жаркой рябины

Горькую кисть.

(М. Цветаева)

С вечера всё спится,

На дворе темно.

(А. Фет)

Самостоятельно:

  • Найдите грамматические основы в этих предложениях.
  • Определите, простое или сложное предложение из стихотворения А.Фета. Докажите своё мнение.
  • Можно ли в этих предложениях «додумать» подлежащее?
Проверим правильность результатов ваших поисков. … Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть.  (М. Цветаева)  … С вечера всё спится, На дворе темно.   (А. Фет) СЛОЖНОЕ: ДВЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ОБА ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - БЕЗЛИЧНЫЕ СПИТСЯ – КОМУ?  Дополнение возможно, НАПРИМЕР, мне спится СПИТСЯ - КТО?  Подлежащее невозможно, действие происходит само по себе

Проверим правильность результатов ваших поисков.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

(М. Цветаева)

С вечера всё спится,

На дворе темно.

(А. Фет)

СЛОЖНОЕ: ДВЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ,

ОБА ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - БЕЗЛИЧНЫЕ

СПИТСЯ – КОМУ? Дополнение возможно, НАПРИМЕР, мне спится

СПИТСЯ - КТО? Подлежащее невозможно, действие происходит само по себе

Делимся на исследовательские группы Перед вами несколько предложений. Ваша задача: выделяя грамматическую основу, найти безличные предложения, исследовать, какой частью речи, в какой форме могут выступать сказуемые в безличных предложениях. В результате: представляете схему: «Способы выражения сказуемого в безличных предложениях».  Пахнет снегом, высушенной травой и запоздалыми цветами. Запах густ, сладко-приторен и нежен. Сквозь мглу видно всё. Но трудно разобрать цвет и очертания предметов. Всходит луна, ночь становится бледной и тёмной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен и свеж. Можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна.  (А. Чехов).

Делимся на исследовательские группы

  • Перед вами несколько предложений.
  • Ваша задача: выделяя грамматическую основу, найти безличные предложения, исследовать, какой частью речи, в какой форме могут выступать сказуемые в безличных предложениях.
  • В результате: представляете схему: «Способы выражения сказуемого в безличных предложениях».

Пахнет снегом, высушенной травой и запоздалыми цветами. Запах густ, сладко-приторен и нежен. Сквозь мглу видно всё. Но трудно разобрать цвет и очертания предметов. Всходит луна, ночь становится бледной и тёмной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен и свеж. Можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна.

(А. Чехов).

Представление и защита схемы   «Способы выражения сказуемого в безличных односоставных предложениях»

Представление и защита схемы

«Способы выражения сказуемого в безличных односоставных предложениях»

Пахнет – глагол в 3-м лице настоящего времени. Разобрать – глагол в неопределённой форме. Не бывало – глагол в прошедшем времени, в среднем роде. Различить – глагол в неопределённой форме.

Пахнет – глагол в 3-м лице настоящего времени.

Разобрать – глагол в неопределённой форме.

Не бывало – глагол в прошедшем времени, в среднем роде.

Различить – глагол в неопределённой форме.

По значению безличные предложения делятся на подгруппы Состояние человека:  Стихийные явления, состояние природы:  Мне думается. Тебе нездоровится? Нам хорошо. Морозит. Вюжит. Смеркалось. К вечеру похолодало. Бытие:  Долженствование, волеизъявление:  Случалось. Необходимо запомнить. Мне ехать.

По значению безличные предложения делятся на подгруппы

Состояние человека:

Стихийные явления,

состояние природы:

Мне думается. Тебе нездоровится?

Нам хорошо.

Морозит. Вюжит. Смеркалось.

К вечеру похолодало.

Бытие:

Долженствование, волеизъявление:

Случалось.

Необходимо запомнить.

Мне ехать.

Работа с учебником.  Самостоятельно прочитайте содержание параграфа «Безличные предложения» Найдите в объяснении материала несовпадения с тем, о чём было сказано на уроке (что есть в учебнике из прозвучавшего на уроке, а что отсутствует и наоборот).

Работа с учебником.

Самостоятельно прочитайте содержание

параграфа «Безличные предложения»

Найдите в объяснении материала несовпадения с тем, о чём было сказано на уроке (что есть в учебнике из прозвучавшего на уроке, а что отсутствует и наоборот).

Назовите тему повторения на сегодняшнем уроке. Как называются односоставные предложения, с которыми мы сегодня познакомились? Чем они отличаются от других односоставных? Как может быть выражено сказуемое в безличных предложениях? На какие подгруппы делятся безличные предложения?
  • Назовите тему повторения на сегодняшнем уроке.
  • Как называются односоставные предложения, с которыми мы сегодня познакомились? Чем они отличаются от других односоставных?
  • Как может быть выражено сказуемое в безличных предложениях?
  • На какие подгруппы делятся безличные предложения?