СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безопасная среда школы

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время, проблема психологической безопасности приобрела решающие значение. Происходящие в обществе изменения, такие как, новые социально-экономические отношения и социальные процессы, связанные с модернизацией Казахстанского образования, общей виктимизацией и криминализацией населения, привели к изменениям в жизни человека и играют двоякую роль: с одной стороны создают новые возможности, с другой - оказывают неблагоприятное воздействие, негативно отражаются на целях и качестве жизни, повышают психическую напряженность, приводят к ухудшению социального здоровья общества 

Просмотр содержимого документа
«Безопасная среда школы»

Безопасная среда школы

В настоящее время, проблема психологической безопасности приобрела решающие значение. Происходящие в обществе изменения, такие как, новые социально-экономические отношения и социальные процессы, связанные с модернизацией Казахстанского образования, общей виктимизацией и криминализацией населения, привели к изменениям в жизни человека и играют двоякую роль: с одной стороны создают новые возможности, с другой - оказывают неблагоприятное воздействие, негативно отражаются на целях и качестве жизни, повышают психическую напряженность, приводят к ухудшению социального здоровья общества

Среда учебного заведения как важная область общей среды жизни индивида, определяет социализацию. Образовательное учреждение как субъект безопасности выстраивает собственную безопасную среду путем обучения, воспитания, разрешения задач развития, поскольку она становится фактором самоактуализации субъектов образования. Нормативно-правовым основанием обеспечения безопасности являются Закон «Об образовании» РК, Закон «О национальной безопасности Республики Казахстан.

Полноценное развитие человека возможно только при условии удовлетворения потребности в безопасности, когда его ресурс направлен не на защиту от субъективно воспринимаемой и переживаемой угрозы, а на собственное развитие. В последние годы все больше внимания уделяется понятию психологически безопасной образовательной среды. Такая среда способствует повышению уровня самооценки ученика, обеспечивает наиболее полное раскрытие личностного потенциала, развитию его социальных потребностей, улучшает его психологическое здоровье и гарантирует его психологическую безопасность. Современная школа должна стать средой становления успешных и самореализованных людей. Известно, что подростковый возраст наиболее сложный, так как психика ребенка уязвима различного рода психологического воздействия. Психологическое здоровье – это «динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности), которое позволяет человеку актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе»

Психологическая безопасность – это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении . Психологическая безопасность образовательной среды должна исходить из того, что все участники учебного процесса должны быть защищены. Она должна быть согласована с принципами развития и реализации их индивидуального потенциала, должно быть устранено психологическое насилие среди участников образовательного процесса. Показателями психологической безопасности в образовательной среде могут являться низкий уровень психологического насилия, положительное отношение к главным параметрам образовательной среды у всех ее участников, высокий уровень удовлетворенности школьной средой. Высокие требования от деятельности учащихся без предвзятого отношения, доброжелательная обстановка в классе, единые критерии оценки обучающихся, высокий уровень увлеченности в образовании и процессе обучения, участие родителей в процессе воспитания, способность пользоваться навыками социального взаимодействия, способствуют увеличению уровня безопасности образовательной среды. В области изучения проблемы психологической безопасности в образовательной среде основными понятиями, на которые следует обратить особое внимание, являются «риск», «угроза». Совокупностью факторов риска, которые несут в себе угрозу для образовательной среды, могут включать в себя, низкую активность учеников и педагогов, недостаточный уровень воспитанности и культуры, умений и навыков, неполное обеспечение рабочими кадрами, несформированные социальные и практические навыки, психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса, неконкретные представления о профилактики психического и физического здоровья.

Одной из важнейших психологических опасностей, которая может встречаться в образовательной среде, выступает неудовлетворение потребности личностного и доверительного общения. Это касается как отношений между самими учениками, так и отношений ученика с учителем. Если все же данное неудовлетворение присутствует, то, как следствие, возникает склонность к девиантному поведению, наблюдается отрицательное отношение к школе, учебному процессу в целом, и возникновение проблем в сферах психологического и физического здоровья. Следует обозначить проблему, которая затрагивает определение понятия «подростковый возраст», нет четко обозначенных границ перехода к данному возрасту и границах его завершения [

Подростковый возраст характеризуется множеством изменений на физиологическом уровне. Это самый долгий переходный период. Но наряду с этим происходят и интенсивные личностные изменения. Как известно, в подростковом возрасте у подростков наблюдается эмоциональная неустойчивость, резкие, частые колебания настроения. Рассматривая самооценку в рамках данного возраста, можно сказать, что она, как правило, оказывается чаще на низком уровне и проявляется ее неустойчивость. Из самооценки складывается отношение ребенка к себе. На процесс формирования самоуважения и самооценки подростка влияет множество факторов – отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Как уже упоминалось ранее, подростки очень восприимчивы к влиянию психологического воздействия, насилия, опасности. В данном возрасте возможен риск разрушения личностного и эмоционального благополучия. Поэтому чем эффективнее будет происходить процесс отражения неблагоприятных внешних воздействий на личность ребенка, его эмоциональную сферу, тем более плодотворно это будет сказываться на развитии его личности.

Для того, чтобы обеспечить психологическую безопасность образовательной среды в коллективе подростков, необходимо регулярно, целенаправленно профессионально воздействовать на всех участников образовательно-воспитательного процесса, стремиться к гуманизации взаимоотношений участников образовательного процесса. Также немаловажно проявлять индивидуальную помощь ученику в решении тех задач, которые актуальны на определенном этапе его жизни, а также оказывать ему помощь в процессе социализации в условиях школы. Педагогический состав должен предупреждать возникновение проблем развития ребенка в процессе учебного дня, а так же знать и применять технологии и методы работы в случае возникновения стрессовой ситуации. Но еще стоит отметить, что на обеспечение психологически безопасной образовательной среды влияет уровень психолого-педагогической компетентности как педагогов, психологов, так и родителей, а также самих детей.

Для проведения исследования можно использовать методики «Психологическая безопасность образовательной среды» И.А. Баевой, «Цветовой тест отношений» А.М.Эткинда, «Тест школьной тревожности» Филлипса с подростками 15-16 лет.

Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды заключается в работе по трем направлениям: работа с родителями, педагогами и, непосредственно, с учащимися. Работа специалиста с родителями заключается в том, чтобы ознакомить их с возрастными особенностями подростков, с понятием «переходный возраст», раскрыть сущность изменений, которые происходят в подростковом возрасте, выделить проблемы, возникающие при общении с детьми и раскрыть пути их преодоления. Для этого можно проводить семинары, лекции, родительские собрания. Работа специалиста с педагогами заключается в том, чтобы ознакомить их с возрастными особенностями учащихся, раскрыть возможные проблемы на пути организации психологически безопасной образовательной среды и показать способы преодоления данных проблем. Методами просвещения могут выступать круглые столы, тренинговые занятия, семинары. Работа специалиста с подростками заключается в сплочении группы, выработке правил поведения на занятиях; развитие представлений о ценности другого человека и себя самого, формирование чувства доверия и уверенности в себе, развитие сплоченности группы через совместную деятельность, закрепление позитивного отношения в группе; формирование коммуникативных навыков, уверенности в межличностных отношениях, снятие эмоционального напряжения, повышение уровня стрессоустойчивости. Для достижения этих целей необходимо проведение тренинговых и коррекционно-развивающих занятий.

Психологическую безопасность в образовательном учреждении необходимо рассматривать как важнейшее условие, позволяющее придать образовательной среде развивающий характер, обеспечить психосоциальное благополучие для всех участников образовательного процесса.  


Мы понимаем, что безопасной личности необходима определенная психологическая устойчивость и готовность к деятельности в разнообразных жизненных ситуациях.

В качествах безопасной личности должна присутствовать устойчивость к среде, даже при воздействии опасностей, высокой сопротивляемости к возникающим деструктивным воздействиям. В современных исследованиях проблем безопасности, рассматриваемое понятие трактуется по-разному, но объединяет их то, что направленность безопасности стремится к сохранению системы.

В самом общем виде безопасная личность – это личность, выстраивающая собственную жизнедеятельность без нанесения вреда себе, окружающей среде и людям, обладающая способностью противодействовать угрозам, владеющая культурой безопасности, реализовывающая специфичную деятельность по сохранению безопасности.

Образовательная среда школы представлена некоторой областью жизненной среды ученика. Школа, как субъект безопасности способна выстроить собственную систему безопасности посредством обучения и воспитания, разрешения вопросов развития.

Психологическая безопасность означает поддержание определенного баланса между отрицательным влиянием на ученика среды школы и его способностью справиться с ними своими возможностями или используя возможности среды. Психологическая безопасность школьника и среды школы неотъемлимыми друг от друга и представлены как модель устойчивого его развития и деятельности во взаимодействии со средой.





КГУ «Ильичевская СШ»

Педагог-психолог : Раковская Наталья Викторовна

Тел: 87779269756