Классный час
«Безопасное детство»
Цели:
создание благоприятного психологического климата в классном коллективе;
воспитание уверенности в себе;
формирование умения свободного общения;
формирование внимания учащихся на необходимости проявления бдительности с целью профилактики совершения террористических актов;
напомнить учащимся основные правила поведения в условиях теракта (памятка каждому учащемуся);
пропаганда правил дорожного движения, действий при возникновении пожара;
развитие ответственного отношения к своей жизни и здоровью.
Форма: беседа с элементами дискуссии
Вступительное слово учителя.
Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами человека являются право на жизнь и право на личную безопасность. Для того чтобы соблюдались эти права человека в нашем государстве, действуют правоохранительные органы (или милиция), служба спасения и пр.
Но не все зависит только от этих служб. Очень многое зависит от самого человека. От того, как люди соблюдают законы, от стремления не причинять друг другу вред, от ответственности, умения предвидеть, и распознавать опасности, а также от того, как люди соблюдают несложные правила безопасности.
Ваша жизнь, ребята, и безопасность во многом зависит от ответственного отношения к себе и окружающим. Соблюдение правил безопасности в школе, дома, на улице должны стать важной частью вашей жизни.
В словаре С.И.Ожегова дается определение слову «безопасность»
Безопасность – положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь.
Беседа.
Всегда ли вы соблюдаете правила дорожного движения?
Проверяете ли, когда уходите из дома, выключены или нет электроприборы, свет?
Можете ли вы гулять без взрослых в незнакомых местах?
Как проводите свободное время с друзьями?
Можете ли на спор прогуляться по тонкому льду на реке или искупаться в незнакомом водоеме?
Знаете ли вы телефоны тех служб, которые смогут прийти вам на помощь в минуту опасности?
1 «При пожаре, как один, набираем 101».
- Вы попали на станцию «При пожаре как один набираем 01». Все вы знаете о том, что миллионы лет назад люди научились добывать огонь. На протяжении всей истории он был спутником человека и верно служил ему. Огонь с нами всегда: и в праздники, и в будни, он согревает и кормит нас. В руках, при условии соблюдения пожарной безопасности, он послушен. Но если дать ему волю, то добрый огонь тут же становится злым. По причине неосторожного обращения с огнем исчезли в языках пламени тысячи городов, бесценные творения культуры, несметные сокровища, созданные людьми. Пожар, как правило, не случайность, а результат легкомыслия и беспечности человека. Но чтобы его не бояться, нужно обязательно дружить с ним и использовать для своего блага, тогда дружба с огнем будет приносить только радость. А знакомы ли вы с огнем, мы сейчас узнаем!
Перед вами - пять загадок.
Я мала, да зла, чуть-чуть свечу,
Иногда так упаду, что много горя приношу. (Искра)
Кто меня не бережется, очень скоро обожжется. (Огонь)
Схоронилось солнышко
В маковое зернышко.
Пробежит по земле –
Вспыхнет весело во мгле. (Спичка)
Черный дым валит в окно – очень страшное оно,
от неправильного действия случается это бедствие. (Пожар)
С огнем бороться мы должны,
С водою мы напарники,
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (Пожарные)
2«Тише едешь – дальше будешь».
-Вы попали на станцию «Тише едешь, дальше будешь».
Везде и всюду правила, их надо знать всегда,
Без них не выйдут в плаванье из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот,
Свои имеют правила шофер и пешеход.
По городу, по улице не ходят просто так:
Когда не знаешь правила, легко попасть впросак.
Все время будь внимателен и помни наперед.
Свои имеют правила шофер и пешеход.
- Ребята! Вы знаете, что по городским улицам движется огромное количество машин. Для пешеходов отведены специальные места, где они могут свободно передвигаться.
А как вы владеете знаниями по правилам дорожного движения, мы сейчас узнаем! А
поможет нам в этом викторина:
Как помогает пешеходам и машинам светофор? (Он показывает, когда
можно переходить дорогу пешеходам или ехать машинам, а когда ждать?)
Что означаю красный, желтый и зеленый цвет светофора?
(Если горит красный сигнал светофора – переходить улицу нельзя, желтый сигнал предупреждает о том, чтобы вы готовились к переходу. Когда загорается зеленый свет – путь открыт, и вы можете идти).
Когда человек становится пешеходом?
(как только выходит на улицу и взрослый, и ребенок сразу же становится
пешеходом).
Кто является участниками движения?
(Пешеходы и водители являются участниками движения. От их поведения на дороге зависит наша жизнь.)
Какие последствия влечет за собой нарушение правил дорожного движения?
(Те, кто нарушают правила дорожного движения, представляют опасность на улицах города, создают аварийные ситуации, из-за которых случаются несчастные случаи, влекущие за собой смерть людей. Знания правил позволяют избежать аварий, травм и гибели людей. Поэтому, очень важно, чтобы каждый человек: и взрослый, и ребенок хорошо знал правила дорожного движения).
Загадки:
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведет…
(Пешеходный переход)
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете…
В этом месте ходят… (Дети)
Тянется нитка, среди нив петляя,
Лесом, перелесками
Без конца и края.
Ни ее порвать,
Ни в клубок смотать.
(Дорога)
Что за новый желтый дом!
Ребятишек много в нем…
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)
Место это – не секрет,
Сам ты дашь сейчас ответ.
Коли ехать нам куда.
Быстро путь найдем сюда.
(Остановка)
Вы показали сегодня прекрасные знания на всех этапах, и я надеюсь, что вы будете соблюдать, и применять все знания по безопасной жизнедеятельности, беречь свое здоровье, потому что оно бесценно, как и вся наша жизнь!
1. В случае обнаружения на территории учебного заведения предметов, имеющих вид взрывного устройства, необходимо:
- доложить директору учреждения об обнаружении;
- не вскрывая и не трогая предмет, зафиксировать время его обнаружения, немедленно сообщить в дежурную часть милиции;
- принять меры, исключающие доступ детей, других посторонних лиц к месту обнаружения подозрительных предметов;
- совместно с прибывшими сотрудниками УВД, ГО, ЧС эвакуировать на безопасное расстояние детей и сотрудников учреждения;
- обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения подозрительного предмета автотранспорта с лицами, прибывшими для расследования происшествия.
В данном случае категорически запрещается:
- дотрагиваться до взрывного предмета;
- оказывать на предмет какое-либо механическое воздействие;
- приближаться к вышеуказанному предмету.
2. В случае поступления в учебное учреждение угрозы террористического акта по телефону, необходимо:
- доложить директору учреждения о звонке;
- в ходе разговора со звонившим, постараться определить его пол, возраст, особенности речи, обратить внимание на звуковой фон места, с которого ведется разговор;
- немедленно сообщить о звонке в дежурную часть милиции;
- в дальнейшем действовать по указанию прибывших сотрудников ОВД, ГО, ЧС.
3. В случае совершения террористического акта на территории учебного заведения, необходимо:
- сообщить о случившемся в дежурную часть милиции;
- совместно с сотрудниками ОВД, ГО, ЧС эвакуировать на безопасное расстояние детей и сотрудников учебного учреждения;
- обеспечить присутствие очевидцев до прибытия оперативно-следственной группы;
- детям необходимо соблюдать спокойствие, выходить из помещения строго в соответствии с указаниями педагогов;
- в дальнейшем действовать по указанию прибывших сотрудников ОВД, ГО, ЧС.
4. В случае нападения на учебное заведение, необходимо:
- оповестить сотрудников учреждения;
- сообщить о нападении в дежурную часть милиции;
- принять меры по укрытию детей и сотрудников учреждения в безопасное место;
- в дальнейшем действовать по указанию прибывших сотрудников ОВД, ГО, ЧС.
Обсуждение ситуаций.
«Уже темнело. По улице города ехал автобус, возвращавшийся в парк. Из-за кустов, которыми тротуар был отделен от дороги, на проезжую часть вылетел футбольный мяч, а за ним выскочил мальчик лет восьми, забыв обо всем на свете, он бежал наперерез несущемуся с большой скоростью автобусу. Мальчик думал только о своем мяче. Еще мгновение и ребенок окажется под колесами тяжелой машины. Это понял и водитель. Не теряя и доли секунды, он одним поворотом руля бросил автобус в сторону (благо, встречная полоса была свободна), чтобы хоть как-то смягчить удар. Но все же наезд произошел. Ведь несчастья могло и не быть, знай мальчик …
Идет дождь и ветер сильный. Девочка идет в школу, ей нужно переходить несколько дорог. Голова укрыта капюшоном и в руке зонт. Девочка походит к пешеходному переходу и уверенно начинает переходить дорогу и вдруг перед ней резко останавливается машина …
Мальчик Паша живет далеко от школы. Чтобы добраться до школы ему нужно переходить железнодорожные пути, затем ехать две остановки на автобусе. Паша всегда ходит в наушниках, по сторонам не смотрит. Что может произойти с ним по пути в школу и обратно?
Дети стояли на автобусной остановке, ждали автобус. Автобуса не было, и они начали играть. Смеялись, толкали друг друга. Что может произойти на остановке с детьми?
К большому сожалению, очень часто школьники не осознают связи между своим поведением, своими поступками на дорогах и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Между тем связь самая прямая. Именно недопустимое поведение является причиной ДТП. Все это является причиной таких распространённых нарушений ПДД школьниками.
Заключение.
А теперь мы немножко погадаем.
Загадайте про себя одно число от 1 до 11 (например, 2 или 8). Встаньте те, кто загадал число:
1 - это будущие знаменитости;
2 – это лентяи;
3 – это гении;
4 – это трудяги;
5 – это зубрилки;
6 – это гордость нашей школы;
7 – это болтуны и болтушки;
8 – это лучшие спортсмены;
9 – это сони;
10 – это мечтатели и фантазёры;
11 – это спорщики
Самое главное, чтобы хорошо начался год, нужно выполнить несколько школьных ритуалов.
Ритуал № 1. "Очищение головы от дурных мыслей". Почешите голову обеими руками, затем сбросьте то, что пристало к вашим пальцам на землю, и так 3 раза!
Ритуал № 2. Ритуал обращения к Повелителю Пятёрок. Сейчас вы хором должны произнести священную фразу: "Икретяп ан ясьтичу учох!". Затем вскинуть вверх руки с растопыренными пальцами, которых, как известно, по пять на каждой руке, и которые также символизируют отметку "5".
Ритуал № 3. Ритуал отказа от враждебных намерений. Пожалуйста, все, сидящие за партами парами, наступите одновременно друг другу на ногу и улыбнитесь. Вследствие этого священнодействия вам гарантировано избежание ссор и конфликтов друг с другом.
Памятка
Правила поведения в случае террористической угрозы
Что нужно делать, чтобы не стать жертвой терроризма.
Будьте внимательны; обращайте внимание на посторонних людей; не стесняйтесь, если что-то вам покажется подозрительным, сообщить об этом старшим.
Не дотрагивайтесь до бесхозных сумок, пакетов, свертков; не подбирайте никаких вещей, даже ценных: мина-ловушка может быть замаскирована под игрушку, ручку, мобильный телефон и т.д.
О подозрительных предметах сообщайте в ближайшее отделение милиции или сотрудникам патрульно-постовой службы.
Следите за бесхозными помещениями, чердаками, подвалами.
По возможности избегайте больших скоплений людей, где увеличивается вероятность теракта.
Что нужно делать, если вы оказались среди заложников.
Чтобы суметь выжить в такой стрессовой ситуации, подготовьте себя психологически. Если вы по привычке свободной жизни рассчитываете на порядочность, сострадание, совесть людей, в руках которых оказались, вам предстоит большое разочарование, и вы «сломаетесь». Вернее будет ожидать любых подлостей, издевательств и лжи. Распрощайтесь с жизнью, постарайтесь поставить в ней приличную точку. Невозможно раздавить личность, которая готова к смерти. Но парадокс в том, что именно тот, кто психологически готов к смерти, как раз и выживет;
не впадайте в панику, а подумайте о выходе из положения;
постарайтесь понять намерения захватчиков, рассматривая возможности личного сопротивления. Почувствуйте, настроены ли они решительно или возможен диалог;
избегайте скоропалительных действий, потому что в случае неудачи можно поставить под угрозу собственную безопасность и безопасность других людей;
постарайтесь определить возможных помощников среди товарищей по несчастью;
организуйте сменное постоянное наблюдение за действиями террористов;
в ситуации, исключающей сопротивление, рассмотрите возможность побега через аварийные выходы;
старайтесь занять себя: читать, играть или разговаривать с соседями;
постарайтесь определить точное число террористов;
не употребляйте алкоголь;
не реагируйте на провокационное или вызывающее поведение;
не совершайте действия, которые привлекут внимание захватчиков;
продолжайте спокойно сидеть, не задавая вопросов и не смотря в глаза террористам, желательно подчиниться без препирательств;
прежде чем передвинуться или открыть сумочку, спрашивайте разрешения;
при стрельбе ложитесь на пол или укройтесь за сиденьем, но никуда не бегите; в подобной ситуации места у окна служат лучшим укрытием, нежели места у прохода;
иногда возникает возможность спастись, находясь на местах у выходов;
если удастся симулировать симптомы болезни, появляется возможность освободиться в результате переговоров; часто в ходе переговоров захватчики освобождают женщин, детей, пожилых и больных людей;
спрячьте компрометирующие документы и материалы;
отдайте личные вещи, которые требуют террористы;
держите под рукой фотокарточку семьи, детей - иногда это помогает растрогать захватчиков (но особенно рассчитывать на это не стоит);
захват заложников может продолжаться несколько дней, в течение которых возможно улучшение отношения к ним террористов, поэтому не теряйте веру в благоприятный исход;
может случиться, что захватчики сдадутся, чтобы не иметь дело со специальными подразделениями по борьбе с терроризмом;
освобожденные заложники должны сообщить как можно больше деталей: число захватчиков, в какой части помещения они находятся, каким оружием располагают, число заложников и их расположение, моральное состояние террористов;
запомните, что люди, которые поддерживают связь между властями и террористами - это всегда члены группы по борьбе с терроризмом или по охране правопорядка, одетые в форму сотрудников Красного Креста, обслуживающего персонала или любую другую в зависимости от требований захватчиков.
Если начался штурм здания - группа освобождения, продвигаясь в дыму, кричит заложникам, чтобы те легли на пол и беспощадно стреляет во всех вооруженных лиц или во всякого, кто останется стоять. В этот момент помните:
неприятности уже почти позади, постарайтесь успокоиться, действия порождают сумятицу и панику;
оставайтесь лежать на полу до окончания операции;
подчиняйтесь приказам и инструкциям группы по борьбе с терроризмом и не отвлекайте ее членов ненужными вопросами;
не трите глаза, если применяется слезоточивый газ (особенно, если он распространяется медленно);
не покидайте помещение до того, пока не дадут специальный приказ, чтобы не быть принятыми за захватчиков и по ошибке не быть застреленным;
при освобождении выходите как можно быстрее, не останавливаясь, чтобы взять личные вещи, учтите: всегда имеется опасность взрыва или пожара.
Если существует угроза взрыва жилого дома:
При существующей опасности взрыва лучше всего, конечно, выбраться на улицу. Однако, если опасность вас застала на верхних этажах высотного дома, воздержитесь от попыток спуститься - наверняка лифты уже отключились, а лестницы переполнены вашими собратьями по несчастью.
В минуты опасности инстинкт диктует нам прямолинейные решения - либо замри, чтобы не тронули, либо беги, чтобы не догнали. При взрывах такое поведение крайне опасно и фактически равнозначно панике. Даже если после взрыва ваше помещение видимо не пострадало, постарайтесь не забираться в щели между шкафами, плитами, столами и приборами. При остаточном обрушении их может завалить, и вы окажитесь в собственной ловушке.
Отключите свет, газ, воду, если это возможно.
Воздержитесь на некоторое время от выхода из помещения - возможно, не все еще осыпалось и именно вашей голове достанется увесистый кирпич.
При взрывах и авариях средней тяжести в домах самым безопасными местами считаются проемы дверей в капитальных стенах или, наконец, место под большими письменными столами. Впрочем, известны случаи, когда люди выживали прячась под большими кастрюлями (в столовых) или просто защищая голову сковородкой.
Больше всего люди гибнут возле труб, лифтов, электроприборов.
И еще один важный момент, которого вы наверняка не знаете. При взрывах, пожарах и землетрясениях нельзя спасать вещи до того, как спасены люди. Если даже вы пытаетесь вынести свою любимую пижаму, вы, вероятнее всего, будете задержаны, и вас обвинят в мародерстве.
Теперь кое-что о том, как выжить, если вас завалило.
Во-первых, будьте готовы к тесноте и темноте, может быть, боли.
Постарайтесь переползти туда, где по вашему мнению вероятность обвала меньше.
Укрепите потолок своей западни - может вам придется провести здесь около суток.
Если вы понимаете, что запас воздуха у вас ограничен, старайтесь дышать реже.
Каждый час спасатели наверху объявляют «время тишины». Это время специально для того, чтобы услышать живых. Не стесняйтесь звать на помощь. Многие из жертв позже вспоминали, что труднее всего им было откинуть странный комплекс и попросить помощи у формально неизвестных им людей.
При обнаружении пострадавшего, первое, что сделают спасатели, это просунут шланг или трубку для обеспечения подачи воздуха даже при возможных последующих обвалах.
Учтите, что разбор завала ведется сверху вниз, а не с боков. Так поступают опять же, чтобы избежать обвалов.
Как только контакт со спасателями установлен, сообщите им свое имя, опишите ваши повреждения, состояние завала вокруг вас, место где вы находились в здании при обвале. Обо всех ваших дальнейших инициативах консультируйтесь со спасателями.