6 класс
Тема: Безопасность при встрече со змеёй
Цели:
- организовать деятельность учащихся по изучению правил безопасности при встрече со змеёй; получению необходимой информации для решения ситуационных задач и творческих упражнений;
-способствовать развитию умения работать с источниками, делать обобщения;
- создать условия для формирования создать условия для формирования ответственного отношения к правилам безопасного поведения при встрече с ядовитыми змеями.
Планируемые результаты деятельности учащихся:
Предметные: научатся обоснованно формулировать правила безопасного поведения при встрече со змеями, характеризовать виды и особенности змей.
Личностные результаты
- будут сформированы основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, будет развит опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- научатся самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Познавательные УУД
-научатся владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-овладеют навыком смыслового чтения.
Коммуникативные УУД:
-будет сформировано и развито экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике.
1.Вы знаете (актуализация знаний)
1)Тест
Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой по эталону
Критерии оценки:
4 правильных ответа –«5»
3 правильных ответа – «4»
2 правильных ответа – «3»
Выберите один правильный ответ:
1. По каким признакам можно определить присутствие диких животных в районе вашего пребывания в природе?
А) по помёту;
Б) по следам;
В) по ободранной коре деревьев;
Г) всё перечисленное выше.
2. Как нужно вести себя при встрече с диким животным?
А) быстро убежать;
Б) замереть на месте, затем спокойно отступать до 10-15 м;
В) кричать и бежать;
Г) смотреть прямо в глаза хищнику.
3. Когда зверь может быть опасен, в какой период, при каких обстоятельствах?
А) в брачный период;
Б) при защите своего детеныша;
В) когда зверь ест и пьет;
Г) всё перечисленное выше.
4. Собирая ягоды на полянке, вы заметили медвежат. Как вы поведёте себя?
А)начнёте играть с животными;
Б)угостите чем-нибудь вкусненьким;
В) постараетесь быстро удалиться.
2)Фронтальный опрос:
-Назовите диких животных, с которыми можно встретиться в лесу.
-Назовите особо опасных диких животных. Опишите, почему они опасны.
- В какие периоды дикие животные особенно опасны для окружающих? Обоснуйте свой ответ.
-Одним предложением сформулируйте главное правило безопасности ,которое касается встречи с дикими животными и которое нужно соблюдать в лесу.
2.Вы узнаете ( мотивация)
Решение ситуационной задачи
В июне группа ребят отправилась в лес в турпоход. Когда ребята проходили через густой залесок, с ними произошла еще одна очень неприятная история: во время пешего похода, один из ребят громко закричал и упал на колени. Когда все подбежали, он жаловался на сильную боль в ноге. Руководитель похода закатил штанину, и все увидели две красные точки, похожие на укусы, вокруг которых кожа опухла и покраснела.
- Что произошло с мальчиком?
-Как вы думаете, кто укусил мальчика?
- А вы знаете , что необходимо предпринять, чтобы избежать укуса змеи?
-Попробуйте сформулировать тему урока.
-Выясните , какова цель урока , по разделу §24 «Вы узнаете»
3. Изучение нового материала
Беседа
- Ребята, а какие виды змей вы знаете?
- Какие змеи обитают в России?
Просмотр презентации «Змеи. Среда обитания змей»
Беседа
-На какие две группы можно разделить змей?
-С какой змеёй можно чаще всего встретиться в походе?
-Наиболее опасной ядовитой змеей в нашей местности является гадюка обыкновенная. Её укус способен сильно навредить человеку, и, в некоторых случаях, даже убить. Посмотрите фильм «Гадюка обыкновенная. Как избежать укуса гадюки?»
Просмотр фильма «Гадюка обыкновенная. Как избежать укуса гадюки?»
4. Проверяем знания (первичное закрепление полученных знаний)
Заполните таблицу «Как избежать укуса гадюки?»(по материалам фильма и § 24) Работа в парах с самопроверкой по эталону
| Меры предосторожности |
Одежда | |
Обувь | |
Сбор грибов и ягод | |
Время суток | |
Ночевка в лесу | |
5.Учимся безопасной жизни (практическая часть)
Работа с источниками в парах
Обобщив информацию параграфа,, разработать памятку «Правила безопасного поведения при встрече со змеями»
Исследование в группах с использованием информации из Интернета
1 группа: заполнить таблицу «Сходства и различия гадюки, ужа и полоза»
Вид змеи | Сходство | Различие |
Гадюка | | |
Уж | | |
Полоз | | |
2 группа: Как обезопасить себя на случай встречи с гадюкой? Сформулируйте 4 правила
6. Самоконтроль и самооценка
Индивидуальная самостоятельная работа с проверкой по эталону
1.Какие особенности гадюки помогают уберечься человеку от укуса?
А)её слабое зрение
Б)её способность резко нападать
В)её слабое обоняние
Г)ночной образ жизни, который она ведёт
2.Какие утверждения вы считаете верными?
А) Ягоды и грибы нужно собирать голыми руками, чтобы не травмировать окружающую среду
Б) Ходите в лес в высокой обуви, по возможности надевайте шерстяные носки
В) При встрече со змеей смотрите ей прямо в глаза, чтобы ее напугать
3. Какие правила безопасности следует выполнять при движении по тем местам, где водятся ядовитые змеи?
А) ходить босиком по густой траве;
Б) избегать густозаросших территорий, ходить в высокой плотной и закрытой обуви.
7.Рефлексия
Д/З § 24