Избегание и разрешение конфликтных ситуаций
1
«Не бывает безконфликтных личных отношений. Конфликты неизбежны в любых отношениях между людьми».
(Хорхе Букай - аргентинский психотерапевт, психодраматист и писатель).
1
Конфликт
Конфликт (лат. conflictus — столкнувшийся) — это способ разрешения противоречий, возникающих на почве несоответствия суждений, целей, интересов, выводов, умозаключений, мнений или взглядов на те или иные аспекты.
Конфликт обычно сопровождается негативными эмоциями,
выходящими за рамки
правил и норм.
1
Конфликт
Конфликт является нормальным состоянием общества. Это активное действие между людьми или группами, отражающее их заинтересованность и неравнодушие. Полное отсутствие противоборства между людьми может говорить о безразличии и апатии.
1
Причины возникновения конфликта
Объективная — реально существующие обстоятельства, связанные с условиями жизни, например, спорные ситуации вокруг материальных благ, ресурсов, социального статуса, власти и др.
Организационно-управленческая — взаимоотношения между руководителем организации и сотрудниками.
1
Причины возникновения конфликта
Социально-психологическая — неудовлетворенность индивида своей социальной ролью и положением в группе, обществе.
Личностная — индивидуальные особенности индивида, такие как темперамент, интересы, мировоззрение.
1
Варианты развития конфликта
- вхождение в стадию эскалации;
- избежание фазы эскалации.
1
Эскалация
Эскалация (от лат. scala — лестница) — это развитие конфликта, который со временем только набирает силу и становится более серьезным.
При вступлении в фазу эскалации противостояние оппонентов становится более неуправляемым и непредсказуемым.
1
Эскалация
Признаками эскалации являются:
- переход к примитивным способам отражения;
- акцентирование на отрицательных чертах оппонента;
- переход от объективных доводов к обвинениям;
1
Эскалация
Признаками эскалации являются:
- потеря первоначального предмета, вызвавшего ссору;
- расширение границ конфликта;
- привлечение сторонних участников.
1
Периоды развития конфликта
Дифференциация сторон — оппоненты разделяются и стараются защитить только собственные интересы, усиливая разногласия и усугубляя конфликтную ситуацию.
1
Периоды развития конфликта
Конфронтация — напряжение возрастает по восходящей линии и оппоненты применяют жесткие силовые способы.
Процесс интеграции — стороны начинают идти на компромисс и стремятся к снижению напряжения, путем поиска путей разрешения и улаживания разногласия.
1
Стадии развития конфликтов
В конфликтологии принято выделять четыре основных стадии прохождения конфликта:
- предконфликт;
- конфликтное взаимодействие;
- разрешение;
- постконфликт.
1
Предконфликт
Предконфликт — ситуация накануне конфликта, чаще всего воспринимаемая участниками как наличие угрозы для собственных интересов.
1
Предконфликт
Предконфликтная ситуация может казаться обеим сторонам благополучной — в таком случае конфликт наступает неожиданно. На этой стадии обычно уже существуют предпосылки для дальнейшего развития стычки в виде потенциальной угрозы для одного из участников или сильной напряженности во взаимоотношениях, которая остается скрытой.
1
Конфликтное взаимодействие
Конфликтное взаимодействие — это непосредственно сам открытый конфликт или инцидент, то есть первая стычка, с которой начинается противодействие сторон.
1
Конфликтное взаимодействие
После того, как энергия раздражения, которая накапливалась хотя бы у одного из участников на стадии предконфликта, прорывает барьер, любой незначительный повод может стать последней каплей и привести к инциденту.
Как правило, к применению активных методов воздействия приводит осознание угрозы своим интересам.
1
Конфликтное взаимодействие
Конфликт, который начался с инцидента, может на нем и завершиться. Это происходит когда участники инцидента расстаются и не планируют встречаться в будущем. В крайнем случае, он может перерасти в острую стадию. Обычно она заключается в определенном взрывном эпизоде, при котором конфликт достигает своего предела, и обе стороны понимают, что его больше не стоит продолжать.
1
Разрешение конфликта
Разрешение конфликта достигается, когда конфликтующие стороны устают и адаптируются к совместному существованию. В результате они переходят в активное взаимодействие и пытаются уладить вопрос мирным путем.
1
Разрешение конфликта
К завершению конфликта могут привести следующие факторы:
- Изменение ценностной системы оппонентов.
- Ослабление одной из конфликтующих сторон.
- Очевидная бесполезность дальнейшего развития конфликта.
- Явные преимущества на стороне одного из участников.
- Появление в конфликте третьей стороны, способной снизить накал.
1
Постконфликт
Постконфликт — последствия, которые остались после разрешения конфликтного инцидента.
Завершение конфронтации не всегда означает полное разрешение противоборства.
В зависимости от того, к каким результатам пришли оппоненты и какого рода последствия преобладают, конфликт может быть конструктивным или деструктивным .
1
Последствия конфликта
Позитивные или конструктивные последствия:
- Разрешение проблемы.
- Нахождение выхода из проблемной ситуации.
- Формирование развитой и волевой сферы у индивида.
- Повышение стрессоустойчивости.
- Адаптация личности к сложным условиям.
- Усиление коммуникации и интеграции.
- Появление новых ценностей, лидеров, норм.
1
Последствия конфликта
Негативные или деструктивные последствия:
- Рост внутреннего напряжения в виде повышенной агрессивности и тревожности.
- Перерастание конфликта в жизненный кризис.
- Разрушения и кровопролития.
- Усиление ужесточения и группового напряжения.
- Утрата уверенности в своих силах.
- Разрушение существующих межличностных отношений.
1
Как избежать конфликтной ситуации:
- Научитесь сдерживаться.
- Не накручивайте себя.
- Выбирайте время для разговора.
- Устраняйте причины, а не следствие.
- Не копите проблемы.
- Не таите обиды.
- Никого не оскорбляйте.
- Не устраивайте истерику.
- Уважайте мнение, взгляды, интересы, традиции другого человека.
1
Спасибо за внимание
1