Сценарий проведения Единого урока безопасности в сети «Интернет».
«Безопасность в сети Интернет. Правила безопасного общения».
Цель: формировать навыки безопасного общения в сети Интернет.
Задачи:
закрепить знания об особенностях общения в Интернете;
дать информацию об ответственности за нарушение законодательства в сфере онлайнобщения;
разъяснить необходимость соблюдать осторожность при онлайн-общении, сформулировать основные правила безопасного общения;
воспитывать чувство ответственности за личную безопасность и благополучие семьи;
развивать навыки самоконтроля при общении в Сети.
Оборудование: презентация «Безопасность в сети Интернет. Правила безопасного общения», атрибуты для игры «Правда или ложь?», памятки с основными правилами безопасного общения.
Учитель: На классном часе вы говорили о правилах дорожного движения. Зачем нам надо знать эти правила?
Вывод из ответов детей: Правила ПДД нужны для нашей безопасности на дорогах.
Учитель: Вы знаете много правил безопасного поведения в разных ситуациях. Когда они нам могут пригодиться? Дети перечисляют (при пожаре, дома, на улице, при встрече с незнакомыми людьми и т.п.).
Учитель: Сегодня мы поговорим о безопасности еще в одном месте. Вы очень любите проводить здесь время, общаетесь с друзьями, слушаете музыку, узнаете много нового. Догадайтесь, о чем пойдет речь. Кто из вас пользуется сетью Интернет? Что вы делаете с её помощью? - Кто знает, какие опасности могут вас подстерегать в Сети? - К сожалению, многие подростки и взрослые не очень хорошо представляют себе, какие опасности и неприятности может принести в их дом Интернет. С каждым годом количество преступлений, совершенных при помощи компьютеров возрастает. Создан специальный отдел, который занимается преступлениями в сфере Интернет. К сожалению, в ходе расследования оказывается, что жертвы не соблюдали самых простых правил и пострадали по собственному незнанию. Чтобы таких случаев становилось меньше, было принято решение проводить для школьников всей страны Единый всероссийский урок «Безопасность в сети Интернет».
Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Безопасность в сети Интернет. Правила безопасного общения».
Изучение нового материала.
Часть 1. Анонимность в сети Интернет.
Учитель: Многие из вас уже сказали, что часто общаетесь с помощью Сети. Почему вам нравится это делать? Вывод из ответов детей: Это удобно, можно делать в любое время, можно не стесняться и не бояться высказывать свою точку зрения.
Учитель: Действительно, иногда нам нравиться высказывать свои мысли, когда наш собеседник не знает, с кем он говорит. Но мы всегда должны помнить, что и мы не знаем, кто находиться на другой стороне. –
2. Проведем опыт, назовем его «Правда или ложь». Описание игры. С двух сторон от ширмы размещаются герои. С одной стороны 1 человек «Пользователь» с другой стороны 3 человека «Неизвестные». Задача Пользователя, задавая ряд стандартных вопросов, познакомиться, а потом угадать правду или ложь говорит Неизвестный. Для усиления интереса можно дать Неизвестным, какие либо атрибуты, или представить их героями произведений. Вопросы и ответы приготовлены заранее на карточках:
В конце диалога Неизвестный предлагает встретиться. Пользователь может согласиться, если поверил, или отказаться, если нет. По результатам игры участник и зрители видят, что определить с кем ты ведешь диалог на самом деле определить очень сложно.
Формулируем 1 правило:
Многие люди рассказывают о себе в Интернете неправду. Общайся в Интернете с теми, кого ты знаешь лично (друзья, одноклассники).
Из него вытекает следующее:
Не встречайся с людьми, если ты познакомился с ними в Интернете.
Часть 2. Осторожность в сети.
Учитель: Представьте себе ситуацию. Вы идете по улице, к вам подходит незнакомый человек и начинает спрашивать, где вы живете, учитесь, как вас зовут, сколько вам лет. Как вы себя поведете?
Вывод из ответов: Мы знаем, что нельзя рассказывать незнакомым людям о себе и своей семье. Учитель: Давайте вернемся к Интернету. Вам попался интересный форум, и вы хотите на нем общаться. Для этого вам надо зарегистрироваться. Как это правильно сделать? Под диктовку детей «проходим регистрацию» на слайде презентации . Отвечаем на вопросы. Получаем заполненный профиль.
Ваше имя, Ваш адрес, Ваш телефон, Ваш электронный адрес, Ваше фото. Пароль - Наша регистрация успешно завершена, и мы начинаем общаться на форуме. Что происходит дальше? Любой пользователь может посмотреть профиль собеседника. Теперь в Интернете есть вся информация о вас. Люди могут делиться ею между собой.
Вывод. Если информация попала в Сеть узнать, где она находится очень сложно. Управлять ею невозможно.
Формулируем 2 правило:
Не размещай личную информацию о себе, семье и свои фотографии. Рассматриваем слайд с правильно заполненным профилем (СЛАЙД 4).
Пароль нужен для защиты вашего профиля от взлома. При взломе от вашего имени могут разослать друзьям оскорбительные письма или прочитать личную переписку. Оказывается, взламывать пароли не так уж сложно – чаще всего большого ума для этого не требуется – только терпение. В большинстве случаев стоит попробовать несколько комбинаций – и кто угодно может получить доступ к вашей информации. Причём 91% пользователей выбирает пароли из списка первой тысячи самых популярных паролей. Не используйте в качестве пароля повторяющиеся цифры, свое имя, слова «привет» или «пароль».
-Что можно использовать в качестве пароля? Придумайте комбинацию из цифр и букв. Её сложнее подобрать. Просмотр видеоролика Правила этикета в сети Интернет
Часть 3. Онлайн запугивание и реальная жизнь.
Учитель: - Как и в реальной жизни, в Интернете нам приходиться встречаться с плохо воспитанными людьми, которые могут грубить или угрожать нам. Как поступить в таком случае? Если спор перерастает в ссору, прекрати писать в этой теме. Дождись, когда все утихнет. Помни, что даже на детских сайтах и форумах могут писать взрослые люди с преступными намерениями. Если тебе стали приходить неприятные сообщения, заблокируй их автора, так чтобы не получать от него послания. Иногда, разговоры или споры, которые происходят в онлайн - среде, могут иметь последствия в реальном мире. Если ты понимаешь, что автор оскорблений знает, кто ты в жизни (твоё имя, школу, адрес), сразу сообщи об этом родителям, учителю или кому-нибудь из школьного персонала, кому ты можешь доверять. Даже просто рассказ друзьям может помочь. Всегда помни, что важно рассказать кому-нибудь, что случилось, если ты хоть когда-нибудь почувствуешь себя неуютно или под угрозой. Если ты не хочешь делиться со знакомыми, то обратись по телефону доверия. Телефоны психологической помощи для детей и подростков есть во всех странах и городах, и ты легко можешь найти их с помощью поисковика . Специалисты на условиях анонимности подскажут, как себя вести. Помни, что когда рассказываешь другим, надо сохранить доказательства запугивания, так как это может быть действительно важно.
Теперь мы готовы
сформулировать 3 правило.
Относись серьезно к угрозам в Сети. Если что-то тебя беспокоит, обратись к взрослым.
Часть 4. Ответственность за поведение в Интернете.
Многие считают, что в Интернете могут вести себя как захочется. Используют нецензурные слова, рассылают неприличные картинки и сообщения.
-Как вы думаете, допустимо ли это? (Нет, правила общения действуют и в Сети).
-Последует ли наказание за подобные действия?
- Для пресечения противоправных действий в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет, при МВД России существует специальное Управление «К». Его сотрудники занимаются расследованием случаев воровства денег со счетов и кредитных карт, организации сообществ, призывающих к насилию и разжигающих межнациональную вражду, угроз и запугивания с помощью сети Интернет, кражи личных, промышленных или государственных секретов, распространение секретной информации. Квалификация сотрудников и технической службы постоянно растет. Каждое устройство, имеющее выход в Интернет имеет свой IP-адрес. Это неповторимое имя компьютера (или другого устройства), который подключается к сети интернет или локальной сети. Установить его достаточно легко, даже для непрофессионала. Совершить преступление в Интернете и остаться не найденным практически невозможно.
4 правило.
Уважай собеседников в Интернете. Никогда и ни при каких обстоятельствах не угрожай другим, не размещай агрессивный и провокационный материал. Будь дружелюбен. Не груби.
Тест для обучающихся - Интернет: как избежать опасности.
4. Итог занятия. -Будете ли вы продолжать пользоваться Интернетом? Почему?
-Какие правила будете применять для своей безопасности?
-Существует ли ответственность за нарушения законодательства в Интернете?
-Куда можно обратиться, если вас беспокоит, нечто связанное с Интернет общением?
Давайте повторим правила, которые мы сегодня уже сформулировали. Памятки, составленные по ходу урока надо забрать с собой и вклеить в дневники.
-Вы согласны с этими правилами?
- Желаю всем приятного и безопасного общения!
Памятка безопасного общения в сети Интернет
Помни, что многие люди рассказывают о себе в Интернете неправду. Общайся в Интернете с теми, кого ты знаешь лично (друзья, одноклассники).
Не встречайся с людьми, если ты познакомился с ними в Интернете.
Не размещай личную информацию о себе, семье и свои фотографии.
Подбирай надежный пароль и никому не сообщай его.
Относись серьезно к угрозам в Сети. Если что-то тебя беспокоит, обратись к взрослым.
Уважай собеседников в Интернете. Никогда и ни при каких обстоятельствах не угрожай другим, не размещай агрессивный и провокационный материал. Будь дружелюбен.