СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безотметочная система оценивания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Безотметочная система оценивания "Лесенка", "Светофор", "Волшебная линеечка"

Просмотр содержимого документа
«Безотметочная система оценивания»

Безотметочная система оценивания

Безотметочная система оценивания

Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений» .   Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов.  При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняется после проведения самостоятельных и контрольных работ.

Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений» . Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняется после проведения самостоятельных и контрольных работ.

Текущие результаты обучения, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений и навыков, можно заносить в специальный «Лист индивидуальных достижений», который заводится для каждого ребенка.

Текущие результаты обучения, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений и навыков, можно заносить в специальный «Лист индивидуальных достижений», который заводится для каждого ребенка.

Умелое использование « Листов индивидуальных достижений » предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии каждого ребенка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы.  Умения оценивать результаты своего труда формируются постепенно на основе сравнения с образцом, анализа причин ошибок и самостоятельным поиском путей их исправления. Допускается лишь словесная объяснительная оценка.

Умелое использование « Листов индивидуальных достижений » предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии каждого ребенка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы. Умения оценивать результаты своего труда формируются постепенно на основе сравнения с образцом, анализа причин ошибок и самостоятельным поиском путей их исправления. Допускается лишь словесная объяснительная оценка.

Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении:   «Лесенка»   «Волшебная линеечка»   «Светофор»

Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении: «Лесенка» «Волшебная линеечка» «Светофор»

«Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;

«Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;

«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше;

«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше;

«Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:  красный – я умею сам ,  жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

«Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам , жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

«Светофор »   Вместо оценочной шкалы можно ввести, предварительно оговорив с детьми, трехцветный индикатор: зеленый , желтый и красный , то есть, цвета светофора.    - Зеленый цвет обозначает, что задание выполнено правильно, без ошибок, и ученик может двигаться дальше, то есть переходить к заданию более высокого уровня.    «Я все хорошо выполнил и могу идти дальше».    - Желтый цвет означает, что задание выполнено с 1-2 ошибками. Это значит, что ученику нужно вернуться к данной теме, данному виду заданий и постараться выполнить без ошибок.   «Я все хорошо понял, но мне надо быть более внимательным и переделать без ошибок».    - Красный цвет означает, что задание выполнено с тремя и более ошибками. Этот ученик не усвоил проверяемую тему, ему следует заново изучить материал.  «Мне нужно еще раз все повторить».

«Светофор »  Вместо оценочной шкалы можно ввести, предварительно оговорив с детьми, трехцветный индикатор: зеленый , желтый и красный , то есть, цвета светофора.   - Зеленый цвет обозначает, что задание выполнено правильно, без ошибок, и ученик может двигаться дальше, то есть переходить к заданию более высокого уровня.   «Я все хорошо выполнил и могу идти дальше».   - Желтый цвет означает, что задание выполнено с 1-2 ошибками. Это значит, что ученику нужно вернуться к данной теме, данному виду заданий и постараться выполнить без ошибок.  «Я все хорошо понял, но мне надо быть более внимательным и переделать без ошибок».   - Красный цвет означает, что задание выполнено с тремя и более ошибками. Этот ученик не усвоил проверяемую тему, ему следует заново изучить материал. «Мне нужно еще раз все повторить».

Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.

Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.

"Линеечки" как инструмент небаллированной оценки (Г.А.Цукерман). Линеечки - это педагогический инструмент оценки и самооценки. Они представляют собой вертикальные отрезки с горизонтальными делениями. Каждое деление имеет своё значение. Например: Верхнее делениеработа выполнена аккуратно, без ошибок; Среднее делениеработа выполнена аккуратно, но есть 1-2 ошибки или работа выполнена без ошибок, но не аккуратно; Нижнее делениестарался, но допустил более 2 ошибок. Ученик, оценив работу, ставит крестик около одного из делений. Обводя крестик, учитель соглашается с учеником, если не соглашается - ставит крестик на другом уровне.

 

 

 

 

 

 

Самооценка с помощью линеечки может быть двух типов:  - ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая).  Ретроспективная самооценка - это оценка уже выполненной работы.  Она проще, поэтому начинать формировать самооценку следует с нее.  И только тогда, когда использование линеечек становится привычной нормой работы класса (не раньше, чем с середины 1 класса), можно переходить к формированию прогностической самооценки.

Самооценка с помощью линеечки может быть двух типов: - ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая). Ретроспективная самооценка - это оценка уже выполненной работы. Она проще, поэтому начинать формировать самооценку следует с нее. И только тогда, когда использование линеечек становится привычной нормой работы класса (не раньше, чем с середины 1 класса), можно переходить к формированию прогностической самооценки.

1 класс.   1 шаг: ребенок оценивает свою работу после того, как учитель ее проверил, т.е. исправил ошибки. Получив свою тетрадь с исправлениями, но без учительской оценки, ребенок сам себя оценивает по тем шкалам, которые выбирает учитель.   2 шаг: ребенок оценивает себя сам сразу после выполнения до учительской проверки. Такая самооценка стимулирует ученика к самоконтролю.

1 класс. 1 шаг: ребенок оценивает свою работу после того, как учитель ее проверил, т.е. исправил ошибки. Получив свою тетрадь с исправлениями, но без учительской оценки, ребенок сам себя оценивает по тем шкалам, которые выбирает учитель. 2 шаг: ребенок оценивает себя сам сразу после выполнения до учительской проверки. Такая самооценка стимулирует ученика к самоконтролю.

Прогностическая самооценка труднее ретроспективной, т.к. является

Прогностическая самооценка труднее ретроспективной, т.к. является "точкой роста" самой способности младших школьников к оцениванию себя. Предлагается лишь тогда, когда ретроспективная самооценка осознана, адекватна, дифференцирована.

При выполнении заданий ученикам предлагается, например, три линеечки и вместе с классом выбираем, за что будет оцениваться эта работа, и отдельными буквами озаглавливаем линеечки:  К - красиво, П - правильно, С - старался, З - завтра тоже хочу и т.д.

При выполнении заданий ученикам предлагается, например, три линеечки и вместе с классом выбираем, за что будет оцениваться эта работа, и отдельными буквами озаглавливаем линеечки: К - красиво, П - правильно, С - старался, З - завтра тоже хочу и т.д.

 Предлагаю алгоритм , позволяющий ученику сознательно и произвольно совершать действия и объективно анализировать свою деятельность:  1.Цель моей работы …  2.Составляю план своей работы …  3.Выполняю …  4.Проверяю …  5.Оцениваю …

Предлагаю алгоритм , позволяющий ученику сознательно и произвольно совершать действия и объективно анализировать свою деятельность: 1.Цель моей работы … 2.Составляю план своей работы … 3.Выполняю … 4.Проверяю … 5.Оцениваю …

Оценки не совпали:  Оценки совпали:    Получая тетрадь, ученик смотрит, где находится крестик учителя, есть расхождения в оценке, завысил или занизил он свою оценку, адекватно или неадекватно оценил себя.   Несовпадение оценок – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки.

Оценки не совпали: Оценки совпали:  Получая тетрадь, ученик смотрит, где находится крестик учителя, есть расхождения в оценке, завысил или занизил он свою оценку, адекватно или неадекватно оценил себя. Несовпадение оценок – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки.

Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение  учеником  границ своего знания-незнания , своих потенциальных возможностей , а также осознание тех проблем , которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.  Конечная цель обучения - формирование у учащихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.    Адекватно Завышена 25% 43% 56% Занижена 46% 27% 7%

Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания , своих потенциальных возможностей , а также осознание тех проблем , которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности. Конечная цель обучения - формирование у учащихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.

Адекватно

Завышена

25%

43%

56%

Занижена

46%

27%

7%

   Выводы:  -За безотметочным обучением будущее  -Происходит реальное развитие оценочных умений  -Снижается уровень общей и учебной тревожности  -Осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения  -Система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой

Выводы: -За безотметочным обучением будущее -Происходит реальное развитие оценочных умений -Снижается уровень общей и учебной тревожности -Осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения -Система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой

Проблемы:  -Продолжается поиск форм отслеживания результатов достижений учащихся  -Необходимо разработать критерии оценивания учащихся по труду, литературному чтению  -Необходимо взаимодействие учителей начальных классов и учителей –предметников в разработке единой системы оценивания по физкультуре, изо, музыке, английскому языку

Проблемы: -Продолжается поиск форм отслеживания результатов достижений учащихся -Необходимо разработать критерии оценивания учащихся по труду, литературному чтению -Необходимо взаимодействие учителей начальных классов и учителей –предметников в разработке единой системы оценивания по физкультуре, изо, музыке, английскому языку

-Безотметочная система работает не первый год, но стереотипы побороть сложно. Дети приходят в школу за отметками, причём хорошими.  - Прежде чем учить детей самооценке, каждому из нас необходимо выучить и внедрить в практику своей работы ПРАВИЛА ОЦЕНОЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.  -Много проблем для родителей. Часто наблюдается такое лёгкое отношение к обучению в 1 классе

-Безотметочная система работает не первый год, но стереотипы побороть сложно. Дети приходят в школу за отметками, причём хорошими. - Прежде чем учить детей самооценке, каждому из нас необходимо выучить и внедрить в практику своей работы ПРАВИЛА ОЦЕНОЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. -Много проблем для родителей. Часто наблюдается такое лёгкое отношение к обучению в 1 классе