СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безотметочное обучение на первой ступени образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Безотметочное обучение на первой ступени образования

Просмотр содержимого документа
«Безотметочное обучение на первой ступени образования»

В I и II классах образовательный процесс осуществляется в условиях безотметочного обучения.

Безотметочное обучение - это обучение, в котором система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок.

Содержательный контроль и оценка предполагают развернутые оценочные суждения учителя и отражение качественного результата процесса обучения, который определяется уровнем развития учащихся и степенью усвоения ими знаний по учебным предметам.

Отказ от использования отметок I – II классах связан с возрастными особенностями учащихся начальных классов. У ребенка 6--7 лет преобладает внешняя мотивация деятельности, он пока еще не умеет объективно оценивать ее результаты, осуществлять контроль и само­контроль, оценку и самооценку. В результате оценку учителя ребенок относит не к своей деятельности, а как его поощрение или наказание, положительное или негативное отношение к нему учителя.

Цель безотметочного обучения - создание условий для сохранения психофизического здоровья младших школьников, развитие у них положительной мотивации к учению, становление адекватной самооценки учащихся, развитие способности самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности.

На протяжении всего периода обучения, который проходит без использования отметок, учитель целенаправленно работает над формированием у учащихся навыков самостоятельного оценивания результатов собственной учебной деятельности, развитием учебной самостоятельности школьников в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.

Основными принципами безотметочного обучения являются:

- критериальность,

- приоритет самооценки,

- непрерывность,

- гибкость и вариативность инструментария оценки,

- сочетание качественной и количественной составляющих оценки,

- естественность процесса контроля и оценки.

Критериальность. Содержательный контроль и оценка строятся на основе критериев и их показателей, которые должны быть однозначными, предельно четкими и понятными для учащихся. Например, работая в прописях над написанием элементов букв, работу можно оценить по различным показателям: 1) соблюдение наклона; 2) высота элементов; 3) выдерживание расстояния между элементами и др. При списывании предложений: 1) написание большой буквы в начале предложения; 2) постановка точки в конце предложения; 3) пропуск букв и др.

Первоначально показатели для оценки задания предлагаются учителем, затем вырабатываются учениками совместно с педагогом. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, в которых можно выделить однозначный показатель оценивания. Следует избегать показателей, которые основываются на субъективной оценке (например, красота написания буквы).

Приоритет самооценки. Одной из задач безотметочного обучения является формирование у учащихся навыков самостоятельного оценивания результатов собственной учебной деятельности. Важным условием формирования таких учебных действий является соблюдение следующей последовательности: сначала ученик сам оценивает собственную работу, затем работа оценивается одноклассниками и учителем. Таким образом, самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Это позволит ученику увидеть, что любая учебная работа выполняется, прежде всего, для него самого, а не для учителя. Такая последовательная работа поможет в будущем сформировать у учащихся ценностное отношение к знаниям.

Непрерывность. В дидактике (теории обучения) общепризнанным является положение о том, что контролю и оценке должны подлежать не только результаты обучения, а и сам процесс обучения. С учетом непрерывности процесса обучения предлагается перейти от традиционной оценки конечного результата к оцениванию процесса движения к результату. При этом учащийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в его обучении.

Для оценки процесса выполнения действия необходимо выделить все его последовательные шаги (операции), что позволит отследить конкретные затруднения учащихся и своевременно провести коррекционную работу.

Например, при освоении правописания безударных гласных в корне слова, оценивая конечный результат, педагог фиксирует только наличие ошибки. Для оценки процесса обучения выделяются следующие шаги (операции): 1) постановка ударения; 2) выделение безударного гласного; 3) выделение корня слова; 4) изменение слова и подбор родственных слов; 5) выбор проверочного слова; 6) определение правильного написания. Учителем оценивается умение учащегося осуществлять каждый шаг. При выявлении ошибок в выполнении конкретной операции педагог организует дифференцированную работу по их устранению.

Гибкость и вариативность инструментария оценки. В образовательном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на динамику учебных достижений и развития ученика: условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенным показателям, различные формы графиков, таблиц, листов индивидуальных достижений, "волшебные линеечки", "ступеньки роста", знаки "+", "--" и др. Обязательными условиями использования любой оценочной шкалы являются опережающая самооценка учащихся и участие учеников в определении показателей оценки.

Сочетание качественной и количественной составляющих оценки. Качественная составляющая оценки отражает уровень личностного развития учащихся, в частности, таких важных характеристик личности, как самостоятельность, ответственность, коммуникативность, умение работать в группе, отношение к учебному предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т. д.

Количественная составляющая позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными показателями.

Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.

Естественность процесса контроля и оценки. Контроль и оценка должны проводиться учителем, а не администрацией общеобразовательного учреждения, т. е. в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях.

В процессе обучения необходимо применять такие виды контроля:

- по месту в процессе обучения:

поурочный контроль, который сопровождает процесс усвоения каждой изучаемой темы и позволяет определять степень продвижения учащихся в освоении учебного материала; носит обучающий характер; результаты поурочного контроля дают возможность учителю вовремя реагировать на недочеты, выявлять их причины и принимать необходимые меры к их устранению, возвращаться к недостаточно освоенным способам, операциям и действиям;

тематический контроль, который позволяет осуществлять проверку результативности усвоения учащимися материала определенной темы или раздела учебной программы;

- по содержанию:

прогностический, или планирующий, контроль, который определяет последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;

пооперационный контроль, который управляет правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

контроль по результату, который осуществляется после выполнения учебного действия;

- по субъектам контрольно-оценочной деятельности:

внешний контроль, который осуществляется педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);

внутренний, или рефлексивный, контроль, который осуществляется учеником (самоконтроль и самооценка).

Содержательный контроль и оценка отражают качественный результат процесса обучения. Результаты учебной деятельности рассматриваются относительно личных показателей каждого конкретного ученика. Индивидуальная динамика развития учащегося и степень усвоения им знаний и умений определяются в сопоставлении с его же результатами, полученными в предыдущий период. Сравнение учащихся между собой не допускается.

Предметом контрольно-оценочной деятельности являются:

- уровень личностного развития учащихся;

- степень овладения знаниями и умениями учащихся по учебным предметам.

Контроль и оценка знаний и умений учащихся. Содержательный контроль и оценка предусматривают выявление индивидуальной динамики усвоения ребенком знаний и умений по учебным предметам и не допускают сравнения его с другими детьми.

Используются следующие формы контроля: устная, письменная, практическая. Допускается сочетание указанных форм.

Устный опрос осуществляется с использованием фронтальной, групповой, парной и индивидуальной форм. Следует учитывать, что монологическая речь учащихся начальных классов только формируется, поэтому злоупотреблять индивидуальным устным опросом младших школьников недопустимо.

Самостоятельные работы проводятся в рамках осуществления поурочного контроля и позволяют фиксировать степень усвоения учебного материала в процессе его изучения.

Проверочные работы направлены на проверку усвоения отдельных вопросов учебной темы. В соответствии с учебной программой учитель определяет по каждой теме объем знаний, характер умений и навыков, на основе чего составляются и проводятся проверочные работы.

Тестовые работы направлены на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть в рамках данной учебной темы. Контрольные работы направлены на выявление результативности усвоения учащимися материала определенной темы или раздела учебного предмета.

Контроль и оценка уровня личностного развития учащихся. Содержательный контроль и оценка уровня личностного развития учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к его концу, от года к году) с учетом индивидуальных особенностей и личных успехов учащихся.

Основными показателями личностного развития учащихся являются:

- сформированность основных ценностных ориентиров, которые определяют мотивационно-потребностную основу личности;

- сформированность учебно-познавательных интересов;

- способность к согласованным действиям с учетом позиции другого;

- сформированность общеучебных умений и навыков;

- адекватность самооценки;

- проявление творчества в различных видах деятельности.

Динамика развития учащихся определяется учителем совместно со школьным психологом на основе результатов психолого-педагогического мониторинга.

Количество контрольных работ, их виды и примерный объем регламентированы Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь.

Открытая демонстрация своих достижений учеником проводится с предъявлением накопленного в течение года материала (наиболее значимые работы учащихся отбираются с помощью учителя; организуется выставка лучших работ школьников) в том числе с использованием ИКТ, например, презентаций.

Организация контрольно-оценочной деятельности

Для того чтобы оценка стала средством активности и инициативы самого ученика, он должен научиться самостоятельно осуществлять действия контроля и оценки.

Формирование адекватной самооценки школьника начинается с курса "Введение в школьную жизнь". В это время необходимо больше внимания отводить как на формирование навыков сотрудничества, так и на овладение простейшими приемами самооценки и самоконтроля.

После выполнения работы учитель вместе с детьми определяет показатели, по которым будет оцениваться работа, например: соответствие образцу, отсутствие ошибок и др. Показателей не должно быть много, так как для каждого из них необходима отдельная линеечка. Начинать обучение следует с использования только одного показателя, четко сформулированного и понятного учащимся. При этом выполняется неизменное требование - самооценка учеников опережает оценку учителя.

В результате работы по курсу "Введение в школьную жизнь" должны быть заложены основы контрольно-оценочной деятельности:

1) прежде чем оценить выполненное действие, необходимо определить вместе с детьми показатели, по которым будет проводиться оценивание;

2) оценивание любого действия первоначально осуществляется ребенком, а только потом - взрослым (приоритет самооценки);

3) обсуждение возможных причин расхождения оценок взрослого и ребенка организуется индивидуально в доверительной обстановке.

Педагог может выражать оценочные суждения в различной форме: словесной ("Молодец! Ты правильно решил задачу", "Умница! Ты аккуратно выполнил работу", "Твоя работа достойна высокой оценки"); графической ("линеечки самооценки"; "ступеньки роста"; графики и др.); знаковой (знаки "+", "--" и другие).

В конце учебного года учитель в письменной форме осуществляет содержательный анализ результатов учебной деятельности, в котором отражает:

- степень усвоения учащимися знаний и умений по основным темам учебного предмета;

- результаты контрольных работ;

- сведения о выполнении учебной программы с указанием успехов и возникших трудностей;

- динамику развития учащихся за учебный период.