В I и II классах образовательный процесс осуществляется в условиях безотметочного обучения.
Безотметочное обучение - это обучение, в котором система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок.
Содержательный контроль и оценка предполагают развернутые оценочные суждения учителя и отражение качественного результата процесса обучения, который определяется уровнем развития учащихся и степенью усвоения ими знаний по учебным предметам.
Отказ от использования отметок I – II классах связан с возрастными особенностями учащихся начальных классов. У ребенка 6--7 лет преобладает внешняя мотивация деятельности, он пока еще не умеет объективно оценивать ее результаты, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. В результате оценку учителя ребенок относит не к своей деятельности, а как его поощрение или наказание, положительное или негативное отношение к нему учителя.
Цель безотметочного обучения - создание условий для сохранения психофизического здоровья младших школьников, развитие у них положительной мотивации к учению, становление адекватной самооценки учащихся, развитие способности самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности.
На протяжении всего периода обучения, который проходит без использования отметок, учитель целенаправленно работает над формированием у учащихся навыков самостоятельного оценивания результатов собственной учебной деятельности, развитием учебной самостоятельности школьников в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.
Основными принципами безотметочного обучения являются:
- критериальность,
- приоритет самооценки,
- непрерывность,
- гибкость и вариативность инструментария оценки,
- сочетание качественной и количественной составляющих оценки,
- естественность процесса контроля и оценки.
Критериальность. Содержательный контроль и оценка строятся на основе критериев и их показателей, которые должны быть однозначными, предельно четкими и понятными для учащихся. Например, работая в прописях над написанием элементов букв, работу можно оценить по различным показателям: 1) соблюдение наклона; 2) высота элементов; 3) выдерживание расстояния между элементами и др. При списывании предложений: 1) написание большой буквы в начале предложения; 2) постановка точки в конце предложения; 3) пропуск букв и др.
Первоначально показатели для оценки задания предлагаются учителем, затем вырабатываются учениками совместно с педагогом. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, в которых можно выделить однозначный показатель оценивания. Следует избегать показателей, которые основываются на субъективной оценке (например, красота написания буквы).
Приоритет самооценки. Одной из задач безотметочного обучения является формирование у учащихся навыков самостоятельного оценивания результатов собственной учебной деятельности. Важным условием формирования таких учебных действий является соблюдение следующей последовательности: сначала ученик сам оценивает собственную работу, затем работа оценивается одноклассниками и учителем. Таким образом, самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Это позволит ученику увидеть, что любая учебная работа выполняется, прежде всего, для него самого, а не для учителя. Такая последовательная работа поможет в будущем сформировать у учащихся ценностное отношение к знаниям.
Непрерывность. В дидактике (теории обучения) общепризнанным является положение о том, что контролю и оценке должны подлежать не только результаты обучения, а и сам процесс обучения. С учетом непрерывности процесса обучения предлагается перейти от традиционной оценки конечного результата к оцениванию процесса движения к результату. При этом учащийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в его обучении.
Для оценки процесса выполнения действия необходимо выделить все его последовательные шаги (операции), что позволит отследить конкретные затруднения учащихся и своевременно провести коррекционную работу.
Например, при освоении правописания безударных гласных в корне слова, оценивая конечный результат, педагог фиксирует только наличие ошибки. Для оценки процесса обучения выделяются следующие шаги (операции): 1) постановка ударения; 2) выделение безударного гласного; 3) выделение корня слова; 4) изменение слова и подбор родственных слов; 5) выбор проверочного слова; 6) определение правильного написания. Учителем оценивается умение учащегося осуществлять каждый шаг. При выявлении ошибок в выполнении конкретной операции педагог организует дифференцированную работу по их устранению.
Гибкость и вариативность инструментария оценки. В образовательном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на динамику учебных достижений и развития ученика: условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенным показателям, различные формы графиков, таблиц, листов индивидуальных достижений, "волшебные линеечки", "ступеньки роста", знаки "+", "--" и др. Обязательными условиями использования любой оценочной шкалы являются опережающая самооценка учащихся и участие учеников в определении показателей оценки.
Сочетание качественной и количественной составляющих оценки. Качественная составляющая оценки отражает уровень личностного развития учащихся, в частности, таких важных характеристик личности, как самостоятельность, ответственность, коммуникативность, умение работать в группе, отношение к учебному предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т. д.
Количественная составляющая позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными показателями.
Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.
Естественность процесса контроля и оценки. Контроль и оценка должны проводиться учителем, а не администрацией общеобразовательного учреждения, т. е. в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях.
В процессе обучения необходимо применять такие виды контроля:
- по месту в процессе обучения:
поурочный контроль, который сопровождает процесс усвоения каждой изучаемой темы и позволяет определять степень продвижения учащихся в освоении учебного материала; носит обучающий характер; результаты поурочного контроля дают возможность учителю вовремя реагировать на недочеты, выявлять их причины и принимать необходимые меры к их устранению, возвращаться к недостаточно освоенным способам, операциям и действиям;
тематический контроль, который позволяет осуществлять проверку результативности усвоения учащимися материала определенной темы или раздела учебной программы;
- по содержанию:
прогностический, или планирующий, контроль, который определяет последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;
пооперационный контроль, который управляет правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
контроль по результату, который осуществляется после выполнения учебного действия;
- по субъектам контрольно-оценочной деятельности:
внешний контроль, который осуществляется педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);
внутренний, или рефлексивный, контроль, который осуществляется учеником (самоконтроль и самооценка).
Содержательный контроль и оценка отражают качественный результат процесса обучения. Результаты учебной деятельности рассматриваются относительно личных показателей каждого конкретного ученика. Индивидуальная динамика развития учащегося и степень усвоения им знаний и умений определяются в сопоставлении с его же результатами, полученными в предыдущий период. Сравнение учащихся между собой не допускается.
Предметом контрольно-оценочной деятельности являются:
- уровень личностного развития учащихся;
- степень овладения знаниями и умениями учащихся по учебным предметам.
Контроль и оценка знаний и умений учащихся. Содержательный контроль и оценка предусматривают выявление индивидуальной динамики усвоения ребенком знаний и умений по учебным предметам и не допускают сравнения его с другими детьми.
Используются следующие формы контроля: устная, письменная, практическая. Допускается сочетание указанных форм.
Устный опрос осуществляется с использованием фронтальной, групповой, парной и индивидуальной форм. Следует учитывать, что монологическая речь учащихся начальных классов только формируется, поэтому злоупотреблять индивидуальным устным опросом младших школьников недопустимо.
Самостоятельные работы проводятся в рамках осуществления поурочного контроля и позволяют фиксировать степень усвоения учебного материала в процессе его изучения.
Проверочные работы направлены на проверку усвоения отдельных вопросов учебной темы. В соответствии с учебной программой учитель определяет по каждой теме объем знаний, характер умений и навыков, на основе чего составляются и проводятся проверочные работы.
Тестовые работы направлены на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть в рамках данной учебной темы. Контрольные работы направлены на выявление результативности усвоения учащимися материала определенной темы или раздела учебного предмета.
Контроль и оценка уровня личностного развития учащихся. Содержательный контроль и оценка уровня личностного развития учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к его концу, от года к году) с учетом индивидуальных особенностей и личных успехов учащихся.
Основными показателями личностного развития учащихся являются:
- сформированность основных ценностных ориентиров, которые определяют мотивационно-потребностную основу личности;
- сформированность учебно-познавательных интересов;
- способность к согласованным действиям с учетом позиции другого;
- сформированность общеучебных умений и навыков;
- адекватность самооценки;
- проявление творчества в различных видах деятельности.
Динамика развития учащихся определяется учителем совместно со школьным психологом на основе результатов психолого-педагогического мониторинга.
Количество контрольных работ, их виды и примерный объем регламентированы Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь.
Открытая демонстрация своих достижений учеником проводится с предъявлением накопленного в течение года материала (наиболее значимые работы учащихся отбираются с помощью учителя; организуется выставка лучших работ школьников) в том числе с использованием ИКТ, например, презентаций.
Организация контрольно-оценочной деятельности
Для того чтобы оценка стала средством активности и инициативы самого ученика, он должен научиться самостоятельно осуществлять действия контроля и оценки.
Формирование адекватной самооценки школьника начинается с курса "Введение в школьную жизнь". В это время необходимо больше внимания отводить как на формирование навыков сотрудничества, так и на овладение простейшими приемами самооценки и самоконтроля.
После выполнения работы учитель вместе с детьми определяет показатели, по которым будет оцениваться работа, например: соответствие образцу, отсутствие ошибок и др. Показателей не должно быть много, так как для каждого из них необходима отдельная линеечка. Начинать обучение следует с использования только одного показателя, четко сформулированного и понятного учащимся. При этом выполняется неизменное требование - самооценка учеников опережает оценку учителя.
В результате работы по курсу "Введение в школьную жизнь" должны быть заложены основы контрольно-оценочной деятельности:
1) прежде чем оценить выполненное действие, необходимо определить вместе с детьми показатели, по которым будет проводиться оценивание;
2) оценивание любого действия первоначально осуществляется ребенком, а только потом - взрослым (приоритет самооценки);
3) обсуждение возможных причин расхождения оценок взрослого и ребенка организуется индивидуально в доверительной обстановке.
Педагог может выражать оценочные суждения в различной форме: словесной ("Молодец! Ты правильно решил задачу", "Умница! Ты аккуратно выполнил работу", "Твоя работа достойна высокой оценки"); графической ("линеечки самооценки"; "ступеньки роста"; графики и др.); знаковой (знаки "+", "--" и другие).
В конце учебного года учитель в письменной форме осуществляет содержательный анализ результатов учебной деятельности, в котором отражает:
- степень усвоения учащимися знаний и умений по основным темам учебного предмета;
- результаты контрольных работ;
- сведения о выполнении учебной программы с указанием успехов и возникших трудностей;
- динамику развития учащихся за учебный период.