СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Безударная гласная в корне слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть полезна педагогам начальной школы, при подготовке к открытому уроку русского языка.

Просмотр содержимого документа
«"Безударная гласная в корне слова"»

Конспект урока по русскому языку УМК «Школа России»


Тема «Правописание безударных гласных»

Класс: 3 «Д»


Тип урока: закрепление орфографических умений.


Цели: развивать и совершенствовать навыки правописания безударных гласных в слове и способов их проверки.


Задачи:

1. Обобщить знания обучающихся о безударных гласных в слове;

2. Закрепить умение находить безударную гласную в корне;

3. Повторить алгоритм проверки безударных гласных в корне, правила написания приставок и суффиксов.

4.Закрепить умение правильно подбирать проверочные слова разными способами;

5.Развивать словарный запас детей.


Предметные:
- усвоение особенностей проверочных и поверяемых слов, овладение способами проверки;
- формирование умения подбирать проверочные слова, распознавать слова, которые нужно проверять;
-развитие орфографической зоркости.

Метапредметные:
- расширение творческой деятельности учащихся;
- формирование объективной самооценки.

Личностные:
- формирование личностных универсальных учебных действий;
- развитие внимания, мышления, интереса к языку.


Методическая литература и оборудование: учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 3 класс, В.Т. Голубь «Зачётная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся», мультимедийная презентация, карточки. ТСО: мультимедиапроектор, ПК.

1.Организационный момент. Приветствие гостей.


- Откройте тетради, запишите дату, классная работа.


2. Актуализация знаний.

Работа с пословицей (на доски, коллективное бсуждение)

Дерево сильно корнями, а человек своими трудами.

- Как понимаете значение пословицы? 

- Как гласные требуют проверки?

- Вернемся к этой пословице позже.


Минутка чистописание (Слайд 2)

- Для минутки чистописания возьмём буквы гласных звуков: а о и е я

- В какой части слова эти гласные чаще всего вызывают затруднения при написании?

(Дети: в корне)


3.Самоопределение к деятельности (Слайд 3)

- У вас на партах лежат карточки со словами. Разложите их перед собой (Приложение)

П.тно, п.трушка, с.сновый, к.ртофель, т.шина, ш.гать, м.рковь, п.м.дор, з.лёный

- Сформулируйте задание к данным словам.

(Дети: вставить пропущенные буквы)

-Выполните это задание.

- Проверяем (Слайд 4)

Пятно, сосновый,

картофель, тишина, шагать,

морковь, помидор, зелёный


- На какую орфограмму слова?

(Дети: На безударную гласную)


-Какое ещё задание можно предложить для работы со словами?

(Дети: можно разделить слова на группы)


- Разделите.

пятно север

сосновый морковь

тишина помидор

зелёный картофель

шагать


- Проверяем (Слайд 5)

-По какому принципу выполнили деление?

- Всегда ли можно проверить безударную гласную в слове?

-Как иначе называем слова с непроверяемым написанием? (словарные)


-Сформулируем тему урока.

Тема: (запись на Слайде 6)

«Правописание слов с безударными гласными в словах»

- Цель нашего сегодняшнего урока? (учится проверять слова с безударной гласной в корне, подбирать проверочные слова).

- Задачи?


Алгоритм безударная гласная в корне (Слайд 7)


4. Работа по теме



Словарная работа (у доски)

1. Продукт, из которого делают сыр, творог, сметану (молоко)

2. Назови одним словом: брюки, кофта, юбка, платье (одежда)

3. Крупный населенный пункт (город)

4. Дедушки Снегурочки (мороз)

6. Назови одним словом: чашки, кастрюля, сковорода (посуда)

7. Птица – «будильник» (петух)

8. То, что мы пишем на конверте (адрес).

9. Бывает он очень сильным, иногда дует нам в лицо (ветер)

10.Комната для учебных занятий (класс)

11.То, что получается, когда ты рисуешь (рисунок)

12.День, идущий после «сегодня» (завтра)



- Как вы думаете, где ещё могут быть безударные гласные в слове?

- Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам выполнить задание:


- Разберите слова по составу. Обозначьте ударение, подчеркните безударную гласную и узнайте, в какой части слова она находится (работа на местах)


Походка, старенький, маленький, снежок, посадка (написать на доске)


- Помогайте мне разобрать слова. Посмотрите внимательно и скажите, где ещё может встретиться безударная гласная в слове? (в приставке, в суффиксе и в окончании)

- Прочитаем, как проверить безударный гласный в приставке или в суффиксе


Безударные гласные в приставке и суффиксе(Слайд 8)


Если безударный гласный звук – в приставке или в суффиксе, вспомни, как пишется эта приставка или суффикс

по-, пере-, под-, про-, до-

-очк-, -ечк-, еньк-, -оньк-

«Поиграем!»

Какое слово является проверочным?

Найдите и подчеркните (Слайд 9)

плясать, пляска, плясун

зимушка, зима, зимовье

снег, снежок, снеговик

ходят, ходок, ходули

стрелок, стрелы, стрелять


- А теперь проверим (Слайд 10)

- Можно ли назвать слова каждой группы однокоренными? Обоснуйте свой ответ.

- Как пишется корень в однокоренных словах?

- Назовите проверочные слова в каждой группе?

- Почему эти слова являются проверочными?

- Молодцы, ребята. С этим заданием вы тоже справились. И мы продолжаем наше путешествие.


Тренировочные упражнения (слайд 11)

Игра-тест «Секрет-ответ» Данное упражнение нацелено на закрепление орфографических умений: обнаруживать орфограмму, знать, какое правило регулирует написание, применять правило проверки безударных гласных в корне.

1.В каком слове есть безударная гласная в корне?
1) стёклышко
2) кормушка
3) сладкий


2. В каком слове две безударные гласные (слайд 12 )


1) зеленеть
2) осень
3) травинка


3. Под какой цифрой проверочное слово для слова «кленовый» (слайд 14)


1) кленовая
2) клиника
3) клёны


4. В какой строчке во всех словах пропущена буква «О»: (слайд 16)


1. В. лчата, г. лчата, з. йчата, к. злята.
2. Р. дник, п. рник, н. чник, т. йник.
3. С. сновый, с. лёный, б. льной


5. Под какой цифрой указаны слова с непроверяемой безударной гласной в корне? (слайд 18)


1) ветер, сапог, одежда;
2) осенние, дождливый, холодные;
3) покраснели, смастерили, слетелись


5. Закрепление пройденного материала.


Работа с карточками (по желанию), 3 уровня сложности.

После выполнения самостоятельной работы, дети организуются в группы по номеру карточки, берут карточку-ключ и самостоятельно проверяют себя (Приложение).


Запись словосочетаний на доске под диктовку. Данное упражнение нацелено на закрепление орфографических умений: обнаруживать орфограмму и применять правило проверки безударных гласных в корне.

Висит на дереве,

Смешная игрушка,

Качать ногой

Бежать по траве

Махать флажком

На вершине горы

Кривыми линиями


Работа с текстом (В.Т. голубь стр. 84 №11) «Исправь ошибки» (слайд 20)


Стаяло жаркое лето. Мы шли лесом. Пахло сасновой карой и зимленикой. На сухих полянах стрекотали кузнечики. Над вирхушками сосен вился ястреб. Лес был накалён от зноя. Мы отдыхали в тинистой чяще асин, бирёс. Там дышали запахом трав и карней. К вечиру мы вышли на бериг озира. На небе блистели первые звёзды. Утки со свистом лители на начлег.

(коллективная работа)

- Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями. Спасибо за работу!


Итог урока

– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
– Как вы считаете, с пользой мы сегодня потрудились?

- Что повторяли?

- Алгоритмы?

-Что удалось?

-В чём были сложности?


Рефлексия

Самооценка собственного эмоционального состояния на уроке.








ПРИЛОЖЕНИЕ


Самостоятельная работа по карточкам по выбору. Упражнения нацелены на становление орфографических умений.


Карточка  1 Применение правила проверки безударных гласных.

1. К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.

г...лодать - ...............................

ст...рожка - ....................................

в...здушный - ..........................

в...сёлый - ....................................

д...лёкий - ............................

ч...совщик - ...................................

ш...стёрка - ............................

кр...кливый - ...................................


2. Данные слова замени одним глаголом.

Образец: заниматься лепкой – лепить

Наносить вред-………………………………

Издавать крики –…………………………………..

Испытать жалость –………………………………….

Излучать свет –…………………………………………..

Произвести выстрел -………………………………………














Карточка №2.

1.Напиши словосочетания по образцу, выдели безударную гласную в корне слова.

Образец: свеча из воска - восковая свеча

настойка из трав - ..................................................

раскаты грома - .................................

опушка леса - ...................................................

лес из сосен - ..................................................

варенье из вишни - .................................................


2. Выпиши данные слова в два столбика. В первый столбик слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова, во второй столбик - слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, рядом с ними напиши проверочные слова и обозначь орфограмму.


Болото, садовник, зимовать, декабрь, левша, квартира, зайчонок, повар, орех, пятёрка, грибник, ужин, солома.

Подчеркни лишнее слово.





















Карточка №3.

1. Вставьпропущенные буквы. Выделите в словах корень и напишите к каждой группе поверочное слово.


П...сатель, расп...сание, зап...сал, п...сьмецо-………………………

Стр...лок, стр...льба, стр....лял, выстр...л; - ....................................

Т...рговля, т...ргует, т...рговый (город); - ........................................

Гл...тать, прогл...тил, гл...ток, гл....тнул; - ......................................


2. Найди и подчеркни в каждой группе лишнее слово. У однокоренных слов выдели корень.

Соринка, сорняк, сорвал, насорил;

Голубка, голубятня, голый, голубь;


3. Подчеркни слова, в которых безударную гласную проверить нельзя.

Столбы, дорога, альбом, полетел, ходили, заяц, зелёный, рисунок, снежинка, мороз, дочурка






































Карточка- ключ №1

1. К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы. Применение правила проверки безударных гласных

гОлодать - голод...............

стОрожка - сторож

вОздушный - воздух.............

вЕсёлый - весело

дАлёкий - даль, дальний.........

чАсовщик - час

шЕстёрка - шесть..................

крИкливый – крик, крикнуть



2. Данные слова замени одним глаголом.

Образец: заниматься лепкой – лепить

Наносить вред - врЕдить

Издавать крики - крИчать

Испытать жалость – жАлеть

Излучать свет свЕтить

Произвести выстрел - стрЕлять




Карточка-ключ  2

  1. Напиши словосочетания по образцу, выдели безударную гласную в корне слова.

Образец: свеча из воска - восковая свеча

настойка из трав - травяная настойка

раскаты грома - громовые раскаты

опушка леса - лесная опушка

лес из сосен - сосновый лес.

варенье из вишни - вишнёвое варенье

2.Выпиши данные слова в два столбика.

болото

Садовник - сад, садик, садит

декабрь

Зимовать - зимы, зимушка, зимний

квартира

Левша - левый

орех

Зайчонок - заяц, зайчик, заячья

ужин

Повар - варит, варево, отвар

солома

Грибник - гриб


Пятёрка - пять


Карточка-ключ  3

1. Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах корень и напишите к каждой группе проверочное слово.



ПИсатель, распИсание, запИсал, пИсьмецо - письма, пишет

СтрЕлок, стрЕльба, стрЕлял, выстрЕл - стрелка, стрелы

ТОрговля, тОргует, тОрговый (город) - торг

ГлОтать, проглОтил, глОток, глОтнул - глотка, проглотит

2.Найди и подчеркни в каждой группе лишнее слово. У однокоренных слов выдели корень.

Соринка, сорняк, сорвал, насорил;

Голубка, голубятня, голый, голубь;

3.Подчеркни слова, в которых безударную гласную проверить нельзя.



Столбы, дорога, альбом, полетел, ходили, заяц, зелёный, рисунок, снежинка, мороз, дочурка.





















П.тно, п.трушка, с.сновый, к.ртофель, т.шина, ш.гать, м.рковь, п.м.дор, з.лёный



П.тно, п.трушка, с.сновый, к.ртофель, т.шина, ш.гать, м.рковь, п.м.дор, з.лёный



П.тно, п.трушка, с.сновый, к.ртофель, т.шина, ш.гать, м.рковь, п.м.дор, з.лёный



П.тно, п.трушка, с.сновый, к.ртофель, т.шина, ш.гать, м.рковь, п.м.дор, з.лёный



П.тно, п.трушка, с.сновый, к.ртофель, т.шина, ш.гать, м.рковь, п.м.дор, з.лёный



П.тно, п.трушка, с.сновый, к.ртофель, т.шина, ш.гать, м.рковь, п.м.дор, з.лёный



П.тно, п.трушка, с.сновый, к.ртофель, т.шина, ш.гать, м.рковь, п.м.дор, з.лёный



П.тно, п.трушка, с.сновый, к.ртофель, т.шина, ш.гать, м.рковь, п.м.дор, з.лёный



П.тно, п.трушка, с.сновый, к.ртофель, т.шина, ш.гать, м.рковь, п.м.дор, з.лёный


18