СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Безударные гласные в корне слова". Урок-практикум

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум по орфографии безударных гласных в корне слова

Просмотр содержимого документа
«"Безударные гласные в корне слова". Урок-практикум»

Урок 9, 10. Практическая работа. Орфография. Безударные гласные в корне слова


Цели урока:

Обучающая: Создание условия для актуализации знаний обучающихся о способах проверки безударной гласной в корне  слова; развитие умения находить безударную гласную в корне слова. Обобщение знаний по теме «Орфограммы в корне», закрепление навыков правописания. Отработка умения подбирать проверочные слова для слов с  безударными гласными в корне, развитие творческого мышления.

Развивающая: Развитие умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать,

использовать в работе полученные знания.

Воспитательная: Воспитание уважения   друг к другу, привитие интереса к изучению русского языка.

І. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

— Что такое орфография? (Орфография — это совокупность правил, устанавливающих: а) единообразное написание значимых частей слова: корней, приставок, суффиксов и окончаний; б) раздельное и слитное написание слов и их частей; в) употребление прописных букв; г) правила переноса слов.)

1. Орфографический диктант «Удвоенная и мнимая удвоенная согласная в корне»:

Количество, агрессор, аллегория, аукцион, бюллетень, буфет, галлюцинация, грамматика, артиллерия, иллюстрация, иллюминация, жалюзи, жужжать, исследование, интеллигент, коллаж, каллиграфия, коллега, коллектив, кристалл, кристальный, оппозиция, километр, перила, терраса, пассажир, пассивный, перрон, террариум, целлюлоза, пресса, программист, ссадина, территория, шасси, эффект, эллипс, хулиган, целлофан, прогресс.

III. Обобщение знаний по теме «Орфограммы в корне»

— Какие орфограммы, встречающиеся в корнях слов, вы знаете? (Учащиеся под руководством учителя составляют таблицу «Орфограммы в корне».)

Орфограммы в корне

Орфограммы-гласные

Орфограммы-согласные

1. Проверяемая безударная гласная в корне (вода — воды, золото — позолота — золоченый).

2. Непроверяемая безударная гласная в корне (корабль, директор).

3. О-ё после шипящих (желтый, черствый, чопорный).

4. Ы-и после ц (цыпленок, циркуль, ножницы).

5. И, а, у после шипящих (ширь, жито, щука, щавель).

6. Чередование гласных о//а, е//и (зар-//зор-, гар-//гор-, кас-//кос-, равн-//ровн-, лаг-//лож-, бер-//бир-, тер-//тир-, пер-//пир-).

1. Удвоенная согласная (программа, комментарий, аллея, шасси).

2. Непроизносимая согласная (наездник, поздний, лестный).

3. Сомнительная согласная (просьба, лодка, дубки, салазки).


IV. Закрепление знаний по теме «Орфограммы в корне»

1. Вставьте пропущенные буквы

Осл…пительная кр…сота, зн…мёна разв…ваются на в…тру, пр…мышленность стр…ны разв…вается, пос…деть от горя, пос…деть на крыльце, неприм…римые враги, прим…рять костюм, неув…дающий т…лант, просв…щать народ, исчерпать инц…дент, насл…ждаться пением, пл…нительный образ, г…родской пейзаж, объ…динять усилия.


2. Распределите слова по колонкам таблицы. Вставьте пропущенные буквы.

Д…мовой, сг…реть, торм…з, ст…рожить, соч…тание, ун…кальный, огл…сить, бл…стеть, ярм…рка, разг…дать, расст…латься, б…рабан, бл…днеть, выр…внять пол, к…ридор, вп…рвые, в…ртуоз, вопл…тить, покл…ниться, абс…лютный, потр…сающий, оз…рить, д…пломат, уд…вительный, пл…вчиха, кр…дит, просл…влять, к…снуться, пр…зидент, утв…рь, ав…нгард, об…щание.

Слова с проверяемыми безударными гласными

Слова с непроверяемыми безударными гласными

Слова с чередующимися безударными гласными






3. Вставьте пропущенные буквы, внесите исправления в данную таблицу.

Непроверяемые гласные

Проверяемые гласные

Чередующиеся гласные

д…станция

к…блук

д…легат

б…гровый

д…тектив

т…инственно

к…нфликт

т…лант

ед…нение

д…рижёр

сохр…нит

д…щатый

р…скошный

од…нокий

всх…дить

неприм…римый

о//а

е//и

з…ря

отр…сль

р…сток

з…рянка

выр…внять грядку

пл…вучий

м…лахит

накл…нение

соб…рать

выж…чь

выч…тать

выч…ты

расст…лить

нат…рать

прид…ржать

вым…рать

Лишнее слово:

____________________

Лишнее слово:

____________________

Лишнее слово:

____________________

Лишнее слово:

____________________



4. Прочитайте текст. Выполните задания.

1. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

2. Определите тип речи текста. _______________________________________

3. Определите стиль текста. ____________________________________

4. Подчеркните грамматические основы в предложениях 1 – 5.

5. В каком предложении средством выразительности речи является олицетворение:

  • в предложении 1

  • в предложении 5

  • в предложении 9

  • в предложении 11

(1) Наш сад был заброшен. (2) Я нан…л р…ботников с т…п…рами и л…патами, и сам стал р…ботать с ними. (3) Больше всего разр…слись и глушили другие д…ревья топ…ль и ч…рёмуха. (4) За прудом была п…лянка. (5) Она вся зар…сла отр…стками топ…лей. (6) Я в…лел их рубить. (7) Когда мы вырубали м…л…дые топ…льки мне иногда ст…новилось жалко их. (8) Один изо всех сил д…ржался и не хотел ум…рать. (9) Но было поздно, когда я узнал, что не надо было их уничт…жать. (10) Я думал: отр…стки вытягивают сок из старого топ…ля а вышло другое. (11) Старый топ…ль давно уже ум…рал знал это и перед…вал свою жизнь в отр…стки. (12) От этого они так скоро разр…слись а я убил всех детей старого топ…ля.

5. С целью проверки знаний разделить группу на 6 вариантов (групп). Каждый вариант получает свое задание. После выполнения каждый вариант озвучивает свое задание повторяет правило, которое было использовано.


1.Чередование гласных в корне

Изл..гать, изл..жить, предпол..гать, прик..саться, прик..снешься, соприк..саться, нал..гать, разл..жение, обм..кнуть, вым..кнуть, выск..чить, непром..каемый плащ, попл..вок, з..ренька.

Отп..рать замок, разж..гать костер, пож..мать руки, зан..ть позицию, выч..сть одно число из другого.


2. Безударные гласные в корне слова

Св..дить, прим..рение, изм..рение, объед..нение, вызд..роветь, ед..ница, м..лодой, нар..диться, од..рить, тр..стинка, ук..р..тить, щ..б..танье, св..щенник, сум..рки, разг..вор.

Б..тон, д..легат, вин..грет, рев..ранс, нав..ждение.


3. Правописание гласных после шипящих и ц

Аж..рный, ж..лудь, ож..г (руки), пощ..чина, прож..рливый, чащ..ба, ц..ган, ц..ркуль, синиц.., корниш..н, чеч..тка, маж..рный, изж..га, ц..корий, никч..мный, ш..колад, печ..нка, ж..ри, параш..т, щ..т.


4. Правописание двойных согласных

А(л, лл)ея, ба(л, лл)ада, га(л, лл)ерея, кило(м, мм)етр, гра(м,мм)ы, иску(с, сс)ный, пе(р, рр)он, на(п, пп)ерсник, ка(р, рр)икатура, а(т, тт)ракцион, экспре(с, сс)ия, ко(л, лл)онка, шо(с, сс)е, то(н, нн)ель, тро(л, лл)ейбус, те(н, нн)ис, си(м, мм)етрия, иску(с, сс)твенный, ша(с, сс)и.


5. Правописание непроизносимых согласных

Влас..ный, глас..ность, звез..ный, окрес..ный, опас..ный, праз..ный, безыскус..ный, лес..ница, ровес..ник, сверс..ница, рен..геновский, я..ственный, ше..ствие, гиган..ский, хлес..че, ярос..ный, чу..ствовать, здра..ствуйте, лан..шафт, дерма..тиновый.


6. Правописание звонких и глухих согласных

Варе..ка, во..зал, фу..бол, засте..ка, ко..ьба, развя..ка, сма..ка, е..жай, моло..ьба, бран..спойт, скла..чина, э..зотика, па..гауз (пакгауз), фла..шток, прести.., фля..ка, про..ьба, сва..ьба, уча..ствовала, деревя..ка.

6. Подведение итогов. Выставление оценок.

7. Задание на дом.