СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Библейские притчи и легенды в художественно-философском мире произведений Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Библейские притчи и легенды в художественно-философском мире произведений Пушкина: смысл их привлечения»(сопоставление Евангельской притчи о сеятеле и стихотворения А.С.Пушкина «Свободы сеятель пустынный…»)Презентация

Просмотр содержимого документа
«Библейские притчи и легенды в художественно-философском мире произведений Пушкина»

Управление образования Администрации муниципального района «Сысольский»  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.Пыелдино     «Библейские притчи и легенды в художественно-философском мире произведений Пушкина: смысл их привлечения» (сопоставление Евангельской притчи о сеятеле и стихотворения А.С.Пушкина «Свободы сеятель пустынный…»)   Проектная работа по русской литературе Автор - Шустиков Андрей, ученик 9 «а» класса Руководитель – Александрова О.В., учитель русского языка и литературы    2015

Управление образования Администрации муниципального района «Сысольский» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.Пыелдино

«Библейские притчи и легенды в художественно-философском мире произведений Пушкина: смысл их привлечения»

(сопоставление Евангельской притчи о сеятеле

и стихотворения А.С.Пушкина «Свободы сеятель пустынный…»)

Проектная работа

по русской литературе

Автор - Шустиков Андрей,

ученик 9 «а» класса

Руководитель – Александрова О.В., учитель русского языка и литературы

 

2015

В 1823 году А.С.Пушкин переживает глубокий кризис. Состояние духовного упадка, пессимизма, овладевшего поэтом, нашло отражение в ряде стихотворений: Среди них - стихотворение «Свободы сеятель пустынный...».  Я думаю, в стихотворении выражено разочарование поэта в действенности политической пропаганды, которая, как он в это время думает, но в состоянии пробудить

В 1823 году А.С.Пушкин переживает глубокий кризис. Состояние духовного упадка, пессимизма, овладевшего поэтом, нашло отражение в ряде стихотворений: Среди них - стихотворение «Свободы сеятель пустынный...». Я думаю, в стихотворении выражено разочарование поэта в действенности политической пропаганды, которая, как он в это время думает, но в состоянии пробудить "мирные народы". Эпиграф взят из Евангелия от Матфея, гл. 13, ст. 3. «Изыде сеятель сеяти семена своя»

Для Пушкина доброй землей, доброй почвой была свобода, свободная жизнь. И он чувствовал себя сеятелем, который сеет свободу, но он "пустынный", то есть одинокий, и "вышел рано, до звезды", то есть был начинателем в этом деле, и начал слишком рано, когда народ еще не был готов к преобразованиям. Никто не откликается на его призвание к свободе, и страшное сомнение охватывает поэта: а нужны ли народу дары свободы, может, ему спокойнее в рабстве? Сравнивая народ со стадом, которое слепо следует зову пастуха, то есть правителя, поэт теряет надежду разбудить их "чести кличем", по крайней мере, ему не представляется возможным сделать это сейчас. Народ обречен, потому что у него такая судьба («Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич»). И пока они останутся "мирным народом", то есть не готовым к нововведениям, к бунту во имя свободы, пока у них не появится желания что-то изменить, а не бездумно, закрыв глаза и склоня голову подчиняться царю, семя свободы, которое хотел посеять Пушкин, не прорастет. А сейчас поэт только потерял "время, благие мысли и труды... ". Пушкин использует сюжет притчи о сеятеле в Евангелии от Матфея. Эту притчу произносит Христос в присутствии большого количества людей

«Вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где не много было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое шестьдесят, иное же и в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!»  Если в притче о сеятеле хотя бы часть «семян» принесла «плод», то у Пушкинского лирического героя «семя» не принесло никакого результата. «Свободы сеятель пустынный…» Свободы сеятель пустынный,  Я вышел рано, до звезды;  Рукою чистой и безвинной  В порабощенные бразды  Бросал живительное семя —  Но потерял я только время,  Благие мысли и труды.. .

«Вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где не много было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое шестьдесят, иное же и в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» Если в притче о сеятеле хотя бы часть «семян» принесла «плод», то у Пушкинского лирического героя «семя» не принесло никакого результата.

«Свободы сеятель пустынный…»

Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды; Рукою чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное семя — Но потерял я только время, Благие мысли и труды.. .

 Композиционно и по смыслу стихотворение распадается на две части. Первая посвя­щена сеятелю, ее тон — возвышенно-приподнятый, чему способствует использование евангельской образности («сеятель», «живительное семя»). Вторая — «мирным народам». Здесь тон лирического ге­роя резко меняется, теперь это гневное обличение, «мирные народы» сравниваются с покорным стадом.      …  … Паситесь, мирные народы!  Вас не разбудит чести клич.  К чему стадам дары свободы?  Их должно резать или стричь.  Наследство их из рода в роды  Ярмо с гремушками да бич.

Композиционно и по смыслу стихотворение распадается на две части. Первая посвя­щена сеятелю, ее тон — возвышенно-приподнятый, чему способствует использование евангельской образности («сеятель», «живительное семя»). Вторая — «мирным народам». Здесь тон лирического ге­роя резко меняется, теперь это гневное обличение, «мирные народы» сравниваются с покорным стадом.

… … Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич.

  С помощью знаменитой притчи Пушкин по-новому разрешает традиционную для романтизма тему поэта-пророка в столкновении с толпой. «Свободы сеятель пустынный» — поэт (причем не только сам Пушкин, но поэт как таковой), «живительное семя», которое сеет лирический герой, символизирует слово, поэзию вообще и политические стихотворения и радикальные вы­сказывания, ознаменовавшие жизнь поэта в Петербурге и Кишиневе, в частности. В результате лирический герой приходит к мысли, что все его труды напрасны: никакие призывы к свободе не в состоянии пробудить «мирные народы».

С помощью знаменитой притчи Пушкин по-новому разрешает традиционную для романтизма тему поэта-пророка в столкновении с толпой. «Свободы сеятель пустынный» — поэт (причем не только сам Пушкин, но поэт как таковой), «живительное семя», которое сеет лирический герой, символизирует слово, поэзию вообще и политические стихотворения и радикальные вы­сказывания, ознаменовавшие жизнь поэта в Петербурге и Кишиневе, в частности. В результате лирический герой приходит к мысли, что все его труды напрасны: никакие призывы к свободе не в состоянии пробудить «мирные народы».

Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.