Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Раисинская средняя школа»
Убинского района Новосибирской области
«Рассмотрено» На заседании МО классных руководителей Протокол №01 от «___» сентября 20___г. | «Согласовано» заместитель директора по воспитательной работе МКОУ «Раисинская средняя школа » ________________/М.С. Скрипник/ «___» __________ 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам»
направление «Общеинтеллектуальное»
для 1-9 классов
срок реализации 2020-2021 уч. год
Составитель:
Ворошко
Наталья Владимировна
с. Раисино
2020 г
Пояснительная записка
Современная система образования призвана формировать у школьников умение учиться, ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной грамотности и культуры учащихся.
В одном ряду с умением писать, читать и считать стоит и умение самостоятельного поиска необходимой информации, владения навыками культуры чтения, умения ориентироваться в библиотечном пространстве. Библиотека – это именно та среда, где ребенок может получить информацию, научиться самостоятельно, находить эту информацию и обучиться информационной культуре в целом. Составной частью читательской культуры являются библиотечно-библиографические и информационные знания. Такие знания дают возможность учащимся овладеть методами самостоятельного поиска и обработки информации, создают возможность выхода за рамки учебного пособия, расширения их информационного пространства.
Библиотечные уроки – основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию библиотечно-библиографических и информационных знаний.
Программа «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам» составлена на основе программ:
Программа библиотечно-библиографических уроков «Основы информационной культуры» / В. Антипова // Библиотека в школе. – 2001. – № 6, 16–31 марта. – С. 6
Основы информационной культуры школьника: программа для учащихся 5–6 кл. / Е. Бединская // Школьная библиотека. – 2002. – № 3. – C. 3–10.
Программа «Библиотечно-библиографические и информационные знания – школьникам» (5–8 классы) / Г. Чулкина // Библиотека в школе. – 2000. – № 11 (35). – С. 17–20.
«Библиотечно-библиографические и информационные знания для учащихся 4-х классов» // Библиотека в школе.- 2004 г.-№13
Курс «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам» предназначен для учащихся 1-9 классов.
Цель программы - подготовить учащихся к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, научить рациональным приемам работы с книгой; поиску, анализу и синтезу информации; привить умения и навыки информационного обеспечения учебной деятельности.
Задачи:
1. Дать представление учащимся о современных информационных технологиях.
2. Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.) как внутри школьной библиотеки, так и в окружающей информационной среде.
3. Приобщить учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней.
4. Показать возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности.
5. Помочь овладеть методикой написания и оформления рефератов, докладов и обзоров.
7. Дать общие сведения об истории книги, книжного дела, акцентируя внимание учащихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К КОНЦУ ОСВОЕНИЯ ДАННОГО КУРСА
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:
- знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и её структуры.
- понимать значение специальных книжных и библиотечных терминов, определённых программой.
- уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о структуре и справочном аппарате книги и библиотеки.
- вести информационный диалог через умение читать.
- уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска.
- ориентироваться в книжной и информационной среде.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ РАЗВИТИЕ У УЧАЩЕГОСЯ:
- отношения к информации;
- личной потребности в усвоении основ информационной грамотности;
- умения самостоятельно осуществлять поиск информации;
- устранять информационный дефицит;
- способности взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному;
- способности создавать и использовать персональные поисковые системы;
- способности к восприятию и оценке информации, умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника;
- стремления к библиографическому общению, пониманию важности общения с целью обмена информацией и умения поддерживать деловые контакты.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Тема | Цель | Содержание темы |
Блок 1 |
1 класс |
1. | Тема 1: Первое посещение библиотеки. | Знакомство со школьной библиотекой. | Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге. Экскурсия по библиотеке. Понятия «читатель», «библиотекарь». Знакомство с тематическими полками, книжными выставками. Основные правила пользования библиотекой. |
2. | Тема 2: «Приглашение в страну Читалию» | Посвящение в читатели. Познакомить с правилами бережного обращения с книгами и журналами. | Запись в библиотеку, знакомство с правилами выбора книг и журналов. Беседа о бережном обращении с книгами и журналами. Показ простейших операции по ремонту книг и журналов. |
3. | Тема 3: «Лучшая закладка» | Изготовление закладки. | Практическая работа. |
2 класс |
4. | Тема 1: «От глиняной таблички к печатной страничке» | Познакомить с историей возникновения книги и библиотеки. | Рассказ о первых рукописных книгах. Знакомство с историей книгопечатания и возникновения библиотек. |
5. | Тема 2: «Структура книги» | Первое знакомство со структурой книги. | Внешнее и внутреннее оформление книги. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, аннотация. |
6. | Тема 3: «Вместе с книжкой веселей» | Выбор книг в библиотеке | Открытый доступ к книжному фонду: порядок расстановки книг на полках, разделители. Просмотр книг у полок. Самостоятельный выбор литературы для домашнего чтения. |
7. | Тема 4: « Красивая обложка - книжкина одёжка!» | Научиться самостоятельно изготавливать книжную обложку. | Творческий конкурс на изготовление лучшей обложки. |
3 класс |
8. | Тема 1: «Структура книги» | Углубление знаний о структуре книги. Умение определить содержание и читательское назначение книги. | Углубление и расширение знаний о книге, полученных ранее: титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. Умение определить содержание и читательское назначение книги. |
9. | Тема 2:« Книги и творчество» | Знакомство с важнейшим элементом детской книги - иллюстрацией. | Просмотр иллюстраций. Значение слова – иллюстрация. Знакомство с художниками- иллюстраторами (В. Лебедев, Ю. Васнецов, И. Билибин и др.). Отличие иллюстрации в художественной книге от книги научно-познавательной. Рассказ по книжной иллюстрации. |
10. | Тема 4: «Я прочитал и советую тебе» | Итоговое занятие. | Обучение написанию отзыва на книгу. Знакомство с отзывами читателей «Прочитай и расскажи», с детскими сочинениями о любимых произведениях. Обсуждение книг. Реклама прочитанной книги. |
4 класс |
11. | Тема 1: «Твои первые энциклопедии» | Знакомство со справочной литературой. | Понятие об энциклопедии, словарях, справочниках. Выставка справочной литературы. Структура справочных изданий: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели и т.д. Использование этих книг в учебных целях. |
12. | Тема 2: «Листая пёстрые страны» | Итоговое занятие. | Отличие периодических изданий от книг. Способ чтения периодических изданий. Закрепление таких понятий как справочная литература, разделитель, периодика. Роль книги в жизни человека. Умение определить содержание и читательское назначение книги. Обсуждение уже прочитанных и выбор новых книг. |
Блок 2 |
5 класс |
13. | Тема 1: «Основные правила пользования библиотекой и книгой | Закрепление правил пользования библиотекой и книгой с учётом возрастных особенностей. | Обсуждение гигиенических требований (правильная поза, освещенность, продолжительность работы с книгой и т.д.) График работы библиотеки, сроки выдачи. Привычка пользоваться общественной библиотекой, навык бережного обращения с книгой. |
14. | Тема 2: «История возникновения информационных ресурсов» | Расширение знаний об истории создания основных источников информации в прошлом. | Сказания. Период «устной книги». Каменные книги. Пиктография. |
15. | Тема 3 «Русской речи государь – по прозванию словарь» | Научить пользоваться словарями. Изучить их структуру и принцип работы с ними. | Выставка словарей, имеющихся в фонде библиотеки. Подробный разбор структуры толкового словаря В. И. Даля, проводится его детальное сравнение с современными словарями. |
6 класс |
16. | Тема 1: «Кладовая мудрости» | Знакомство с типами справочной литературы их структурой и принципом работы с ними. | Выставка справочной литературы. Виды справочных изданий по содержанию, структуре, функциональному назначению. Энциклопедии. Справочники. Словари. |
17. | Тема 2: «Мы дружны с печатным словом!» | Закрепление полученных в 5 и 6 классе знаний. | Подведение итогов. Поверка усвоения пройденного материала. Тесты в игровой форме. |
Блок 3 |
7 класс |
18. | Тема 1: «Самостоятельная работа с книгой» | Формировать у детей умение самостоятельно работать с текстом. | Структура книги. Работа с текстом. Составление вопросов по прочитанному тексту. |
19. | Тема 2: «Периодические издания – одно из средств массовой информации» | Пополнить знания школьников по терминологии, принятой в области журналистики, познакомить с новыми изданиями молодёжной прессы. | Виды СМИ. Оперативность газет и журналов. Первые русские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Тематическое направление. |
8 класс |
20. | Тема 1: «Как работать с печатными изданиями» | Научить самостоятельно, работать с литературой, с учётом возрастных особенностей. | Обучение методике составления плана книги, тезисов, конспекта, списка использованной литературы. Как составить конспект. Как составить план, тезисы, список литературы. Методика самостоятельной работы с книгами. Оформление, систематизация и хранение извлечённой информации (конспект, тезис, выписка). |
21. | Тема 2: «Тестирование» | Проверка усвоенного материала. | Тесты |
9 класс |
22. | Тема 1: «Литературная лоция» | Путеводитель по литературным произведениям для подростков. Сохранение и развитие лучших традиций гуманитарного образования школьников, повышение культуры чтения. | Выставка книг. Обзор. Просмотр презентации по данной теме. Викторина по произведениям. |
23. | Тема 2: «Возможности использования новых технологий при поиске информации» | Максимальное использование возможностей современной библиотеки. Проверка усвоенного материала. | Поиск и отбор информации-возможности современной библиотеки. Современные носители информации (разнообразие видов и форм) и их использование. Электронные базы данных, электронные словари, энциклопедии, библиотеки. Интернет ресурсы. Накопительная папка «Интернет кладовая». Полезные ссылки. Тесты. |
ФОРМЫ РАБОТЫ
-индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой;
- групповые консультации, беседы; лекции об информационной системе и правилах ее использования;
- экскурсии;
- обзоры
- устные журналы
- проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов;
- библиотечные уроки по обучению самостоятельной работы с информационными носителями;
- игровые мероприятия (викторины, конкурсы).
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
- тестирование;
- анкетирование;
- поисковая работа;
-самостоятельная работа;
-письменные работы (реферат, отзыв, ведение дневника, рецензия);
-составление плана, тезисов, списков литературы.
Календарно-тематическое планирование
Проведение библиотечно-библиографических уроков
по курсу «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам»
№ п/п | № урока | Тема | Примерная дата проведения |
| | Блок 1 – 12 уроков | |
| | 1 класс | |
1 | 1 | Первое посещение библиотеки. | октябрь |
2 | 2 | «Приглашение в страну Читалию» | январь |
3 | 3 | «Лучшая закладка» | апрель |
| | 2 класс | |
4 | 1 | «От глиняной таблички к печатной страничке» | ноябрь |
5 | 2 | «Структура книги» | декабрь |
6 | 3 | «Вместе с книжкой веселей» | февраль |
7 | 4 | «Красивая обложка – книжкина одёжка!» | март |
| | 3 класс | |
8 | 1 | «Структура книги» | октябрь |
9 | 2 | «Книги и творчество» | декабрь |
10 | 3 | «Я прочитал и советую тебе» | февраль |
| | 4 класс | |
11 | 1 | «Твои первые энциклопедии» | ноябрь |
12 | 2 | «Листая пёстрые страницы» | март |
| | Блок 2 – 5 уроков | |
| | 5 класс | |
13 | 1 | «Основные правила пользования библиотекой и книгой» | октябрь |
14 | 2 | «История возникновения информационных ресурсов» | февраль |
15 | 3 | «Русской речи государь – по прозванию словарь» | апрель |
| | 6 класс | |
16 | 1 | «Кладовая мудрости» | декабрь |
17 | 2 | «Мы дружны с печатным словом!» | апрель |
| | Блок 3 – 6 уроков | |
| | 7 класс | |
18 | 1 | «Самостоятельная работа с книгой» | ноябрь |
19 | 2 | «Периодические издания – одно из средств массовой информации» | март |
| | 8 класс | |
20 | 1 | «Как работать с печатными изданиями» | октябрь |
21 | 2 | «Тестирование» | апрель |
| | 9 класс | |
22 | 1 | «Литературная лоция» | декабрь |
23 | 2 | «Возможности использования новых технологий при поиске информации» | февраль |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Встречи с героями книг: библиотечные уроки, сценарии мероприятий, инсценировки / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – Волгоград. : Учитель, 2009.- 123с.
2.Антипова, В.Б. Библиотечные уроки. Выпуск 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие / В.Б. Антипова. - М.: Издательство «Глобус», 2009.- 143с.
3. Библиографическое описание документов. Методическое пособие для школьных библиотек /Л.А.Толстых.- Краснодар, 2004,- 120с.
4.Библиотечные уроки. Выпуск 2. Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. 1-11 классы / М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.- 95с.
5. В гостях у детских писателей: сценарии мероприятий и праздников / авт. - сост. А.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011.- 123с.
6.Гендина, Н.И. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 4-х классов / Н.И.Гендина,Е.В. Косолапова.- М.: РШБА,2012.-200с.
7.Годовой круг в школьной библиотеке: сезонные забавы, беседы, праздничные программы / авт. – сост. А.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011.- 88с.
8. Илдаркина, Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 1: обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. Методическое пособие. 1-11 класс / Сост. Е.В. Илдаркина. – 3-е изд., стер.- М.: Глобус, 2008.- 265с.
9. Илдаркина, Е.В. Мастер – классы для школьных библиотекарей / Е.В. Илдаркина,- 2-е изд., стереотипное. – М.: Глобус, 2008.- 221с.
10. Информационные компетенции младших школьников: библиотечно-библиографические уроки / авт. – сост. М.А. Багаева. – Волгоград: Учитель, 2011.- 97с.
11. Кашурникова, Т.М. Чудо, имя которому – книга / Т.М. Кашурникова.- М.: Школьная библотека,2006.-104с.
10. Крук, Н.В. Библиотечные уроки по чтению 1-9 классы: сценарии 2-х ч.Ч.1 / Н.В.Крук, И.В.Катомцева. - Москва.: Русская библиотечная ассоциация , 20010.-504с.
11. Крук, Н.В. Библиотечные уроки по чтению 1-9 классы: сценарии 2-х ч.Ч.1 / Н.В.Крук, И.В.Катомцева. - Москва.: Русская библиотечная ассоциация,20010.-304с.
12. Кузнецова, Н.И., Мещерякова, М.И., Арзамасцева, И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей / Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, М.И.Арзамасцева. – М.: «Баллас», 1995.- 334с.
13. Лавренова, Л.Е. Детские праздники в школе и дома /Л.Е.Лавренёва. – М.: «Паритет», 2002.- 323с.
14. Мастер – классы для школьных библиотекарей. Вып. 2. Спецкурсы, методики работы, библиотечные мероприятия / Авт.-сост. Е.В. Илдаркина. – М.: Издательство «Глобус», 2009.- 225с.
15. Мастер – классы для школьных библиотекарей. Вып. 3: методические рекомендации, мероприятия по направлениям воспитания, библиотечно-библиографические олимпиады / Авт.-сост. Е.В. Илдаркина, В.Б. Антипова. – М.: Издательство «Глобус», 2010.- 146с.
16. Методика организации справочно-библиографического аппарата библиотеки общеобразовательного учреждения. Рекомендации для библиотечных работников ОУ/ сост. Н.В.Борисова.- Краснодар: ККИДППО, 2004.-145с.
17. Немировский, Е.Л. Рождение книги.- Москва, Советская Россия,1956.-225с.
18. Основы информационной грамотности школьника: программа, занятия с учащимися 5-6 классов / авт.-сост. И.Б. Горшкова, Л.Н. Захарова, Г.В. Ежкова.- Волгоград: Учитель, 2011. - 20 с.
19. Открывая книгу, открываем мир!: сборник материалов.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация,2008.-264с.
20.Павлов, И.П. Про твою книгу: Научно-популярная литература / рис. и макет Б. Буракова. – Л.: Дет. лит., 1991.
21.Подросток в библиотеке: взрослеем вместе с книгой: дискуссионные видеосалоны, тематические дни / авт.-сост. Т.М. Плохотник. – Волгоград: Учитель, 2011.
22. Праздничный весёлый хоровод: сценарии календарных театрализованных классных часов и игр. 1-4 классы / авт. – сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007.
23.Прохоренко, И.Ф. Литературные викторины для младших школьников / И.Ф. Прохоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
24.Путешествие в Читай – город: сценарии мероприятий, библиотечные уроки. 1-4 классы / авт.-сост. З.А. Чурикова, М.А. Багаева, И.А. Хапилина. – Волгоград: Учитель, 2009.
25. Путешествие по книжной Вселенной: методическое пособие в помощь организаторам детского чтения / сост.Н.В. Борисова.- Краснодар,2006.-120с.
26. Соколова, Т.Е. Информационно-поисковые умения. Библиотечные уроки в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.
27. Справочник школьного библиотекаря / О.Р. Старовойтова, С.М. Плескачевская, Т.Д. Жукова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2006.
28. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.
29. Гендина, Н.И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Г.И.Гендина, Н.И.Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В.Уленко.-М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008.-362с.
30. Школьному библиотекарю о семейном чтении. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.