СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам»

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

по внеурочной деятельности

 

 «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам»

направление «Общеинтеллектуальное»

для 1-9 классов

срок реализации 2020-2021 уч. год

Просмотр содержимого документа
««Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам»»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Раисинская средняя школа»

Убинского района Новосибирской области


«Рассмотрено»

На заседании МО

классных руководителей

Протокол №01

от «___» сентября 20___г.


«Согласовано»

заместитель директора

по воспитательной работе

МКОУ «Раисинская средняя школа »

________________/М.С. Скрипник/

«___» __________ 2020г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности


«Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам»

направление «Общеинтеллектуальное»

для 1-9 классов

срок реализации 2020-2021 уч. год





Составитель:

Ворошко

Наталья Владимировна





с. Раисино


2020 г


Пояснительная записка

Современная система образования призвана формировать у школьников умение учиться, ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной грамотности и культуры учащихся.

В одном ряду с умением писать, читать и считать стоит и умение самостоятельного поиска необходимой информации, владения навыками культуры чтения, умения ориентироваться в библиотечном пространстве. Библиотека – это именно та среда, где ребенок может получить информацию, научиться самостоятельно, находить эту информацию и обучиться информационной культуре в целом. Составной частью читательской культуры являются библиотечно-библиографические и информационные знания. Такие знания дают возможность учащимся овладеть методами самостоятельного поиска и обработки информации, создают возможность выхода за рамки учебного пособия, расширения их информационного пространства.

Библиотечные уроки – основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию библиотечно-библиографических и информационных знаний.

Программа «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам» составлена на основе программ:

Программа библиотечно-библиографических уроков «Основы информационной культуры» / В. Антипова // Библиотека в школе. – 2001. – № 6, 16–31 марта. – С. 6

Основы информационной культуры школьника: программа для учащихся 5–6 кл. / Е. Бединская // Школьная библиотека. – 2002. – № 3. – C. 3–10.

Программа «Библиотечно-библиографические и информационные знания – школьникам» (5–8 классы) / Г. Чулкина // Библиотека в школе. – 2000. – № 11 (35). – С. 17–20.

«Библиотечно-библиографические и информационные знания для учащихся 4-х классов» // Библиотека в школе.- 2004 г.-№13


Курс «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам» предназначен для учащихся 1-9 классов.


Цель программы - подготовить учащихся к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, научить рациональным приемам работы с книгой; поиску, анализу и синтезу информации; привить умения и навыки информационного обеспечения учебной деятельности.

Задачи:

1. Дать представление учащимся о современных информационных технологиях.

2. Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.) как внутри школьной библиотеки, так и в окружающей информационной среде.


3. Приобщить учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней.

4. Показать возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности.


5. Помочь овладеть методикой написания и оформления рефератов, докладов и обзоров.


7. Дать общие сведения об истории книги, книжного дела, акцентируя внимание учащихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


К КОНЦУ ОСВОЕНИЯ ДАННОГО КУРСА

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:


- знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и её структуры.

- понимать значение специальных книжных и библиотечных терминов, определённых программой.

- уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о структуре и справочном аппарате книги и библиотеки.

- вести информационный диалог через умение читать.

- уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска.

- ориентироваться в книжной и информационной среде.



ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ РАЗВИТИЕ У УЧАЩЕГОСЯ:


- отношения к информации;

- личной потребности в усвоении основ информационной грамотности;

- умения самостоятельно осуществлять поиск информации;

- устранять информационный дефицит;

- способности взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному;

- способности создавать и использовать персональные поисковые системы;

- способности к восприятию и оценке информации, умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника;

- стремления к библиографическому общению, пониманию важности общения с целью обмена информацией и умения поддерживать деловые контакты.























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


№ п/п

Тема

Цель

Содержание темы

Блок 1

1 класс

1.

Тема 1: Первое посещение библиотеки.

Знакомство со школьной библиотекой.

Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге. Экскурсия по библиотеке. Понятия «читатель», «библиотекарь». Знакомство с тематическими полками, книжными выставками. Основные правила пользования библиотекой.

2.

Тема 2: «Приглашение в страну Читалию»

Посвящение в читатели.

Познакомить с правилами бережного обращения с книгами и журналами.

Запись в библиотеку, знакомство с правилами выбора книг и журналов.

Беседа о бережном обращении с книгами и журналами. Показ простейших операции по ремонту книг и журналов.

3.

Тема 3: «Лучшая закладка»

Изготовление закладки.

Практическая работа.


2 класс

4.

Тема 1: «От глиняной таблички к печатной страничке»

Познакомить с историей возникновения книги и библиотеки.

Рассказ о первых рукописных книгах. Знакомство с историей книгопечатания и возникновения библиотек.

5.

Тема 2: «Структура книги»

Первое знакомство со структурой книги.

Внешнее и внутреннее оформление книги. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, аннотация.

6.

Тема 3: «Вместе с книжкой веселей»

Выбор книг в библиотеке

Открытый доступ к книжному фонду: порядок расстановки книг на полках, разделители. Просмотр книг у полок. Самостоятельный выбор литературы для домашнего чтения.

7.

Тема 4: « Красивая обложка - книжкина одёжка!»

Научиться самостоятельно изготавливать книжную обложку.

Творческий конкурс на изготовление лучшей обложки.

3 класс

8.

Тема 1: «Структура книги»

Углубление знаний о структуре книги. Умение определить содержание и читательское назначение книги.

Углубление и расширение знаний о книге, полученных ранее: титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. Умение определить содержание и читательское назначение книги.

9.

Тема 2:« Книги и творчество»

Знакомство с важнейшим элементом детской книги - иллюстрацией.

Просмотр иллюстраций. Значение слова – иллюстрация. Знакомство с художниками- иллюстраторами (В. Лебедев, Ю. Васнецов, И. Билибин и др.). Отличие иллюстрации в художественной книге от книги научно-познавательной. Рассказ по книжной иллюстрации.

10.

Тема 4: «Я прочитал и советую тебе»

Итоговое занятие.

Обучение написанию отзыва на книгу. Знакомство с отзывами читателей «Прочитай и расскажи», с детскими сочинениями о любимых произведениях. Обсуждение книг. Реклама прочитанной книги.

4 класс

11.

Тема 1: «Твои первые энциклопедии»

Знакомство со справочной литературой.

Понятие об энциклопедии, словарях, справочниках. Выставка справочной литературы. Структура справочных изданий: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели и т.д. Использование этих книг в учебных целях.

12.

Тема 2: «Листая пёстрые страны»

Итоговое занятие.

Отличие периодических изданий от книг. Способ чтения периодических изданий.

Закрепление таких понятий как справочная литература, разделитель, периодика.

Роль книги в жизни человека. Умение определить содержание и читательское назначение книги. Обсуждение уже прочитанных и выбор новых книг.

Блок 2

5 класс

13.

Тема 1: «Основные правила пользования библиотекой и книгой

Закрепление правил пользования библиотекой и книгой с учётом возрастных особенностей.

Обсуждение гигиенических требований (правильная поза, освещенность, продолжительность работы с книгой и т.д.) График работы библиотеки, сроки выдачи. Привычка пользоваться общественной библиотекой, навык бережного обращения с книгой.

14.

Тема 2: «История возникновения информационных ресурсов»

Расширение знаний об истории создания основных источников информации в прошлом.

Сказания. Период «устной книги». Каменные книги. Пиктография.

15.

Тема 3 «Русской речи государь – по прозванию словарь»

Научить пользоваться словарями. Изучить их структуру и принцип работы с ними.

Выставка словарей, имеющихся в фонде библиотеки. Подробный разбор структуры толкового словаря В. И. Даля, проводится его детальное сравнение с современными словарями.

6 класс

16.

Тема 1: «Кладовая мудрости»

Знакомство с типами справочной литературы их структурой и принципом работы с ними.

Выставка справочной литературы. Виды справочных изданий по содержанию, структуре, функциональному назначению. Энциклопедии. Справочники. Словари.

17.

Тема 2: «Мы дружны с печатным словом!»

Закрепление полученных в 5 и 6 классе знаний.

Подведение итогов. Поверка усвоения пройденного материала. Тесты в игровой форме.

Блок 3

7 класс

18.

Тема 1: «Самостоятельная работа с книгой»

Формировать у детей умение самостоятельно работать с текстом.

Структура книги. Работа с текстом. Составление вопросов по прочитанному тексту.

19.

Тема 2: «Периодические издания – одно из средств массовой информации»

Пополнить знания школьников по терминологии, принятой в области журналистики, познакомить с новыми изданиями молодёжной прессы.

Виды СМИ. Оперативность газет и журналов. Первые русские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Тематическое направление.

8 класс

20.

Тема 1: «Как работать с печатными изданиями»

Научить самостоятельно, работать с литературой, с учётом возрастных особенностей.

Обучение методике составления плана книги, тезисов, конспекта, списка использованной литературы. Как составить конспект. Как составить план, тезисы, список литературы.

Методика самостоятельной работы с книгами. Оформление, систематизация и хранение извлечённой информации (конспект, тезис, выписка).

21.

Тема 2: «Тестирование»

Проверка усвоенного материала.

Тесты

9 класс

22.

Тема 1: «Литературная лоция»

Путеводитель по литературным произведениям для подростков. Сохранение и развитие лучших традиций гуманитарного образования школьников, повышение культуры чтения.

Выставка книг. Обзор. Просмотр презентации по данной теме. Викторина по произведениям.

23.

Тема 2: «Возможности использования новых технологий при поиске информации»

Максимальное использование возможностей современной библиотеки. Проверка усвоенного материала.

Поиск и отбор информации-возможности современной библиотеки. Современные носители информации (разнообразие видов и форм) и их использование. Электронные базы данных, электронные словари, энциклопедии, библиотеки. Интернет ресурсы. Накопительная папка «Интернет кладовая». Полезные ссылки.

Тесты.



ФОРМЫ РАБОТЫ

-индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой;

- групповые консультации, беседы; лекции об информационной системе и правилах ее использования;

- экскурсии;

- обзоры

- устные журналы

- проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов;

- библиотечные уроки по обучению самостоятельной работы с информационными носителями;

- игровые мероприятия (викторины, конкурсы).

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

- тестирование;

- анкетирование;

- поисковая работа;

-самостоятельная работа;

-письменные работы (реферат, отзыв, ведение дневника, рецензия);

-составление плана, тезисов, списков литературы.























Календарно-тематическое планирование


Проведение библиотечно-библиографических уроков

по курсу «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам»



№ п/п

№ урока

Тема

Примерная дата проведения



Блок 1 – 12 уроков




1 класс


1

1

Первое посещение библиотеки.

октябрь

2

2

«Приглашение в страну Читалию»

январь

3

3

«Лучшая закладка»

апрель



2 класс


4

1

«От глиняной таблички к печатной страничке»

ноябрь

5

2

«Структура книги»

декабрь

6

3

«Вместе с книжкой веселей»

февраль

7

4

«Красивая обложка – книжкина одёжка!»

март



3 класс


8

1

«Структура книги»

октябрь

9

2

«Книги и творчество»

декабрь

10

3

«Я прочитал и советую тебе»

февраль



4 класс


11

1

«Твои первые энциклопедии»

ноябрь

12

2

«Листая пёстрые страницы»

март



Блок 2 – 5 уроков




5 класс


13

1

«Основные правила пользования библиотекой и книгой»

октябрь

14

2

«История возникновения информационных ресурсов»

февраль

15

3

«Русской речи государь – по прозванию словарь»

апрель



6 класс


16

1

«Кладовая мудрости»

декабрь

17

2

«Мы дружны с печатным словом!»

апрель



Блок 3 – 6 уроков




7 класс


18

1

«Самостоятельная работа с книгой»

ноябрь

19

2

«Периодические издания – одно из средств массовой информации»

март



8 класс


20

1

«Как работать с печатными изданиями»

октябрь

21

2

«Тестирование»

апрель



9 класс


22

1

«Литературная лоция»

декабрь

23

2

«Возможности использования новых технологий при поиске информации»

февраль




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Встречи с героями книг: библиотечные уроки, сценарии мероприятий, инсценировки / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – Волгоград. : Учитель, 2009.- 123с.

2.Антипова, В.Б. Библиотечные уроки. Выпуск 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие / В.Б. Антипова. - М.: Издательство «Глобус», 2009.- 143с.

3. Библиографическое описание документов. Методическое пособие для школьных библиотек /Л.А.Толстых.- Краснодар, 2004,- 120с.

4.Библиотечные уроки. Выпуск 2. Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. 1-11 классы / М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.- 95с.

5. В гостях у детских писателей: сценарии мероприятий и праздников / авт. - сост. А.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011.- 123с.

6.Гендина, Н.И. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 4-х классов / Н.И.Гендина,Е.В. Косолапова.- М.: РШБА,2012.-200с.

7.Годовой круг в школьной библиотеке: сезонные забавы, беседы, праздничные программы / авт. – сост. А.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011.- 88с.

8. Илдаркина, Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 1: обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. Методическое пособие. 1-11 класс / Сост. Е.В. Илдаркина. – 3-е изд., стер.- М.: Глобус, 2008.- 265с.

9. Илдаркина, Е.В. Мастер – классы для школьных библиотекарей / Е.В. Илдаркина,- 2-е изд., стереотипное. – М.: Глобус, 2008.- 221с.

10. Информационные компетенции младших школьников: библиотечно-библиографические уроки / авт. – сост. М.А. Багаева. – Волгоград: Учитель, 2011.- 97с.

11. Кашурникова, Т.М. Чудо, имя которому – книга / Т.М. Кашурникова.- М.: Школьная библотека,2006.-104с.

10. Крук, Н.В. Библиотечные уроки по чтению 1-9 классы: сценарии 2-х ч.Ч.1 / Н.В.Крук, И.В.Катомцева. - Москва.: Русская библиотечная ассоциация , 20010.-504с.

11. Крук, Н.В. Библиотечные уроки по чтению 1-9 классы: сценарии 2-х ч.Ч.1 / Н.В.Крук, И.В.Катомцева. - Москва.: Русская библиотечная ассоциация,20010.-304с.

12. Кузнецова, Н.И., Мещерякова, М.И., Арзамасцева, И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей / Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, М.И.Арзамасцева. – М.: «Баллас», 1995.- 334с.

13. Лавренова, Л.Е. Детские праздники в школе и дома /Л.Е.Лавренёва. – М.: «Паритет», 2002.- 323с.

14. Мастер – классы для школьных библиотекарей. Вып. 2. Спецкурсы, методики работы, библиотечные мероприятия / Авт.-сост. Е.В. Илдаркина. – М.: Издательство «Глобус», 2009.- 225с.

15. Мастер – классы для школьных библиотекарей. Вып. 3: методические рекомендации, мероприятия по направлениям воспитания, библиотечно-библиографические олимпиады / Авт.-сост. Е.В. Илдаркина, В.Б. Антипова. – М.: Издательство «Глобус», 2010.- 146с.

16. Методика организации справочно-библиографического аппарата библиотеки общеобразовательного учреждения. Рекомендации для библиотечных работников ОУ/ сост. Н.В.Борисова.- Краснодар: ККИДППО, 2004.-145с.

17. Немировский, Е.Л. Рождение книги.- Москва, Советская Россия,1956.-225с.

18. Основы информационной грамотности школьника: программа, занятия с учащимися 5-6 классов / авт.-сост. И.Б. Горшкова, Л.Н. Захарова, Г.В. Ежкова.- Волгоград: Учитель, 2011. - 20 с.

19. Открывая книгу, открываем мир!: сборник материалов.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация,2008.-264с.

20.Павлов, И.П. Про твою книгу: Научно-популярная литература / рис. и макет Б. Буракова. – Л.: Дет. лит., 1991.

21.Подросток в библиотеке: взрослеем вместе с книгой: дискуссионные видеосалоны, тематические дни / авт.-сост. Т.М. Плохотник. – Волгоград: Учитель, 2011.

22. Праздничный весёлый хоровод: сценарии календарных театрализованных классных часов и игр. 1-4 классы / авт. – сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007.

23.Прохоренко, И.Ф. Литературные викторины для младших школьников / И.Ф. Прохоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

24.Путешествие в Читай – город: сценарии мероприятий, библиотечные уроки. 1-4 классы / авт.-сост. З.А. Чурикова, М.А. Багаева, И.А. Хапилина. – Волгоград: Учитель, 2009.

25. Путешествие по книжной Вселенной: методическое пособие в помощь организаторам детского чтения / сост.Н.В. Борисова.- Краснодар,2006.-120с.

26. Соколова, Т.Е. Информационно-поисковые умения. Библиотечные уроки в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.

27. Справочник школьного библиотекаря / О.Р. Старовойтова, С.М. Плескачевская, Т.Д. Жукова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2006.

28. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.

29. Гендина, Н.И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Г.И.Гендина, Н.И.Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В.Уленко.-М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008.-362с.

30. Школьному библиотекарю о семейном чтении. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.