СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Библиотечный урок: «Мы очень разные, но мы вместе»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Библиотечный урок: «Мы очень разные, но мы вместе»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»















Библиотечный урок:

«Мы очень разные, но мы вместе»











Подготовила

педагог-библиотекарь

МОУ «СОШ №10»

Цыкалова Г.В.









Тема: «Мы очень разные, но мы вместе»

Цели и задачи:

  • Формирование установок толерантного сознания учащихся;

  • Показать, что несмотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера;

  • Принципы толерантности должны войти в жизнь учащихся.

Библиотекарь: Здравствуйте ребята. Тема нашего урока «Мы разные, но мы вместе».

Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам слово «толерантность». По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты.

Ежегодно день толерантности отмечается 16 ноября. Как вы думаете, почему эта проблема особенно актуально для современной России?

Ученики: (Ученики высказывают свои точки зрения на поставленный вопрос)

Библиотекарь: Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и др. конфликты.

Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям- умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ: в русском языке «толерантность» означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам»

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими

Библиотекарь: Мы очень разные, но мы вместе. Ребята, чем мы похожи, что нас объединяет?

Ученики: (Ученики называют признаки похожести между людьми)

Библиотекарь: Нас объединяет то, что

  • Все мы люди

  • Живем на одной планете

  • Живем в одном селе, крае

  • Учимся в одной школе, в одном классе

  • Живем на одних улицах

  • Носим одну одежду

  • Занимаемся одним делом

  • Похожи глаза, волосы

Слайд 2.

Библиотекарь: Мы разные, но мы вместе. Ребята, а в чем мы не похожи друг на друга.

Ученики: (Ученики называют признаки различия между людьми)

Библиотекарь: Нас различает

  • Рост

  • Цвет волос, глаз

  • Одежда

  • Здания

  • Национальность

  • Фигура

  • Возраст (старые, молодые)

  • Характер

  • Культура

Слайд 3.

Библиотекарь: ребята, представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т.д.)

  1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

  2. Хорошо или плохо, что мы все разные?

  3. Как жить в мире, где столько одинаковых людей?

Ученики: (Жить в таком мире будет неинтересно. Мы не сможем отличить друг от друга, все-таки лучше, когда мы все разные. Только надо научиться жить в мире).

Библиотекарь: Проявлять толерантность- это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Библиотекарь: Ребята, посмотрите на этот рисунок. Напоминает он эпизод из нашей школьной жизни?

Ученики: (Да, очень часто)

Библиотекарь: Нетерпимость, жестокость начинаются с детства, с отношений между одноклассниками в классе когда человека чем-то выделяющегося непохожего на других готовы заклевать. Предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная принадлежность ученика, так Ии особенности внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Слайд 4.

Вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

Слайд 5.

Библиотекарь: Очень часто проблемы, с которыми сталкиваетесь вы, это непонимание, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Например, попал мячом в окно, разбил стекло. Мама скажет: «Он маленький, не подумал», а сосед: «В десять лет мог бы догадаться, что стекло разобьется, взрослый уже!»

А как мы сами ведем себя по отношению к чужим людям?

Например, мы увидели, что учительница несет тяжелую сумку. Что сделаем? Поможем, если она даже и не просит о помощи. А что бывает, когда мама просит вынести ведро с мусором или сходить в магазин?

Ученики: (Некоторые ребята сразу помогают маме, но есть ребята, которые находят всякие причины, чтобы не выносит ведро - просто лентяи).

Библиотекарь: Почему мы скорее помогаем чужому человеку и не всегда внимательны к просьбам родных?

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого из нас таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, терпимость. Терпимость- это такое качество, которое нужно воспитывать с детства.

Слайд 6

Библиотекарь: в жизни не бывает идеальных людей. В каждом из нас есть светлая сторона-добро и темная сторона –зло.

Слайды 7-9

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» - это слова Л.Н. Толстого

Слайды 10-13

Вывод: сделав добро человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с кем мы общаемся, это и будет проявлением доброты

Слайд 14.

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и миром

Слайд 15.

Библиотекарь: Мы очень разные, но мы вместе. Ребята никогда не оценивайте людей, а цените их! Очень хотелось, чтобы вы никогда об этом не забывали. Например, такая ситуация: вы просите классного руководителя о том, чтобы вас пересадили от этого ученика, потому что он такой-то… А вы самый достойный?

Библиотекарь: Внимательно посмотрите на плакат

Слайд 16.

На котором изображены люди в виде разных геометрических фигур. Они живут на одной планете Земля. Это мы с вами. Мы с вами разные, но мы вместе. Давайте оценивать людей, а не ценить их.

Библиотекарь: Вся наша жизнь протекает через сердце. Сердце бывает разным: добрым, жестоким, счастливым… Когда человек добрый- это можно узнать по его глазам. Если глаза у этого человека добрые, то и дела у него тоже добрые. А злое сердце – это зависть, недоброжелательность, желчь которая съедает самого человека.

Пусть ваши сердца наполняют дружба, доброта, нежность, милосердие, любовь, искренность, душевность и терпение

Слайд 17.

Вот такое сердце должен иметь каждый из нас и тогда мы все будем жить в мире и согласии.

Библиотекарь: Ребята, кто скажет, что обозначает слово «сострадание»

Ученики: (Жалость, сочувствие к кому-нибудь, когда у него горе или несчастье, особенно к инвалидам)

Библиотекарь: Правильно. А как понимаете слово «сочувствие»?

Ученики: (отзывчивое отношение к тому, кого несчастье).

Библиотекарь: Правильно.

Пусть вам всегда сопутствуют:

  • Со-страдание;

  • Со-чувствие;

  • Со-действие ( участие в чьих-то делах, чтобы помочь, поддержать его);

  • Со-знание (способность отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах);

  • Со-единение

Слайд 18.

Библиотекарь: Ребята, посмотрите на следующий слайд. Что здесь изображено?

Слайд 19.

Ученики: (Мозаика)

Библиотекарь: да, это мозаика. Этот плакат из Интернета. Что мы здесь видим?

Ученики: (Рисунок, группа ребят…).

Библиотекарь: вы знаете, ребята что в мозаике из разных звеньев можно составить картинку. Так из вас, таких разных, можно сплотить коллектив, который будет объединять общие интересы и цели.

А какие у вас общие интересы?

Ученики: (Учеба, дружный и сплоченный класс)

Библиотекарь: А, что нужно сделать, чтобы класс был дружный и сплоченный? Все очень просто. Нужно, чтобы в классе, между учениками были уважение, взаимопонимание, терпимое отношение друг к другу. Все мы разные. У нас разный характер, интеллект, культура и воспитание, потребности. Но можно жить в согласии, если ценить друг друга, принимать людей такими, какие они есть…. Быть толерантными.

Ребята посмотрите снова на мозаику. Не хватает одного звена, почему?

Ученики: (Высказывают свое мнение).

Библиотекарь: Как собрать мозаику (или класс, коллектив) полностью, всю до единого?

Ученики: (Создать такую обстановку, чтобы этому человеку было здесь комфортно)

Библиотекарь: С каким призывом вы могли бы обратиться к тому из вас, кого до сих пор вы не принимали в свою компанию?

Ученики: (Присоединяйся! Ты нам нужен).

Библиотекарь: Что же такое толерантность?

Ученики: (терпимость, уважение, взаимопонимание…)

Библиотекарь: В русском языке «толерантность» означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам»

Слайд 21.

Библиотекарь: Давайте посмотрим на следующий Слайд 22. Слово «толерантность» изображено в виде солнышка и от него идут лучики – это прощение, сочувствие, взаимопонимание, уважение, милосердие, содействие, сострадание, терпимость, то есть те чувства о которых мы сейчас говорили. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас был похож на это солнышко. А вы знаете, что солнышко греет, светит, радует всех, кто с ним рядом. Вам хочется быть таким солнышком?

Ученики: (Да!)

Библиотекарь: Сегодня мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения в обществе и запишем их.

Ученики: (Предлагают свои правила)

Правила толерантного общения:

  • Уважай собеседника

  • Старайся понять то, о чем говорят другие

  • Отстаивай свое мнение тактично

  • Ищи лучшие аргументы

  • Будь справедливым, готовым признать правоту другого

  • Стремись учитывать интересы других

Слайд 23.

Библиотекарь: Вывод: наша школа, ваш класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

Слайд 24.Библиотекарь: Вот и подошла к концу наша встреча. Спасибо за урок. Я надеюсь, что наш разговор не оставил вас равнодушными.

Литература:

  1. Овчинникова Ю.В. Единство разных – Журнал «Школьная библиотека», 2004 №2, с.25-30.; №3 с.63-68; №5 с.58-60.

  2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

  3. Строгонова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков. Воспитание толерантности . – М.: Педагогическое общество России, 2006 -126с.

  4. Материалы сети Интернет.