Игра – путешествие для учащихся начальной школы
«По тропинкам нашей планеты»
Цель урока:
воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственного отношения ко всему живому.
Задачи:
-формировать, активную, гуманную позиции по отношению к природе, повышение экологической культуры у учащихся;
- создать теплый нравственный климат среди ребят; учить сопереживать успехам и неудачам;
- развивать наблюдательность, внимание, мышление, любознательность, ловкость, смелость;
- воспитывать любовь к природе, ответственность за судьбу своего общего дома - планеты Земля.
- познакомить с Красной книгой, расширить и углубить знания о животных и растениях, занесённых в Красную книгу.
Оформлениеи оборудование : мультимидийный проектор, компьютер, экран, книжная выставка( Красная книга Ставропольского края (растения), Красная книга Ставропольского края (животные))
Библиотечный урок нацелен на формирование УУД:
- в жизненных ситуациях выбирать правильные решения, способствующие охране окружающей среды;
- сформировать экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике;
- анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.
Ожидаемые результаты:
- обучающиеся осознают необходимость защиты природы.
- обучающиеся более осознанно будут осваивать знания о природе по предметам: природоведение, биология, география.
- обучающиеся расширят знания о природе через чтение книг, представленных на книжной выставке «Земля – наш дом», и в рекомендательном списке литературы «Учимся читать книгу природы»
Форма: заочная экскурсия по тропинкам .
В команде определяется капитан. Каждой команде выдаётся маршрутный лист, по которому она отправляется в путешествие. В маршрутный лист выставляются баллы за каждое выполненное задание
Ведущий
– Сегодня на нашем уроке мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе, в мир природы. Это сказочный мир, там вы встретите много тайн и чудес. Некоторые тайны мы попробуем сегодня разгадать.
Путешествовать вы будете по станциям, на которых вас ждут различные задания. На каждой станции будут задания, отгадав которые, вы получите определенное количество баллов. Эти баллы будут выставляться в маршрутные листы. Затем жюри подсчитает количество баллов, заработанное вами, и выявит победителя сегодняшней игры.(представление жюри». В добрый путь!
Я приглашаю вас в путешествие по станциям, где вы сможете одержать победу, благодаря своим знаниям, сообразительности и сплочённости команд.
1 станция «Определи название своей команды». (слайд 2)
Приглашаются капитаны команд, чтобы получить конверты с буквами. Эти буквы команды должны собрать в слов. Это будет название команды и девиз. По сигналу они должны открыть конверты и собрать название и девиз команды.
1 команда.
«Друзья природы»
Девиз: «Красавицу природу охраняем
и никогда не обижаем!»
2 команда.
«Лесной дозор»
Девиз: « Кто природу бережёт, тот в ладу с собой живёт!»
2 станция « Красная книга» (слайд 3)
1)Правильное название Красной книги? (Книга редких и
находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений)
2)Что обозначает красный цвет? (Сигнал тревоги, опасности)
3) Где вы встречались с красным цветом?
(Красный цвет можно увидеть на пожаре-огонь. Сигнал светофора- опасность,переходить дорогу нельзя)
-Правильно,сигнал светофора говорит об опасности. Вот и красная книга предупреждает об опасности.
О какой опасности предупреждает Красная книга? (Об опасности исчезновения с лица Земли многих животных и растений. В Красную книгу внесены те виды животных, которых на Земле осталось очень мало.)
Назовите животных, внесённых в Красную книгу.
(носорог, горилла, орангутанг, крокодил, тигр, леопард, морж, фламинго, дикий осёл – кулан, беркут, джейран, белый журавль – стерх, бухарский олень, лебедь и т. д.)
Перечислите растения, занесённые в Красную книгу.
(подснежник, ландыш, лотос, сибирский рододендрон (багульник) и т. д.)
(слайд 4) Люди стали задумываться о том, что мы наносим природе непоправимый ущерб. В 1948 году был создан МСОП – международный союз охраны природы и при нем начала работу Комиссия по выживанию видов. Целых 14 лет комиссия готовила список исчезающих и редких растений и животных.
В 1963 году появилось первое издание Международной Красной книги. Оно включало 211 видов млекопитающих и 312 видов птиц. Хранится она в швейцарском городе Морже. В последнем издании Красная книга включала в себя информацию о 321 видах и подвидах млекопитающих, 485 видах птиц, 41 виде земноводных, 141 виде пресмыкающихся, 194 видах рыб. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц. (слайд 5)
Чёрный. (Слайды 6,7) На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер. Это стеллерова корова, которую истребили из-за вкусного мяса, сумчатый волк, дронт, странствующий голубь
Красный. (Слайды 8,9) На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные. Посмотрите и запомните этих животных: амурский тигр, которого истребляют браконьеры, леопард ,снежный барс, бабочка – Медведица Гера и ещё очень много животных и растений
Жёлтый. (Слайды 10,11) На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “ переселение ” на опасные красные страницы. Это белые медведи, розовый фламинго, розовая чайка, джейран и другие).
Белый. (Слайды 12,13) На белых страницах – редкие растения и животные Многие из них живут и растут рядом с нами. Это бабочка Медведица – госпожа, кавказская лесная кошка, копытень промежуточный, камнеломка колончатая и другие. Будьте внимательны. Берегите их!
Серый. (Слайд14,15) На серых страницах записаны те животные,
которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены. В нашей стране это даурский ёж, усач каспийский, гудаурская снеговая полёвка, кавказская выдра и ещё очень много видов животных.
Зелёный. (Слайды 16,17) На зелёных страницах – самых обнадёживающих –те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания в заповедниках, заказниках, питомниках. Вот лишь некоторые из них – речной бобр, зубр, морж, соболь, кубышка жёлтая. Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.
(Слайд 18) Создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга СССР вышла в свет в августе 1978 года. Всего в Красную книгу СССР было занесено 62 вида и подвида млекопитающих, 63 вида птиц , 8 видов земноводных и 21 вид пресмыкающихся.
В Российской Федерации тоже есть Красная книга, вышедшая в свет в 2001 году. Она представляет собой 860 страниц текста, иллюстрирована цветными изображениями всех занесенных в неё животных и растений. Красная книга России состоит из 2 томов: растения и животные.
(Слайд 19) В нашем крае, к сожалению, тоже есть Красная книга. Она появилась в 2002 году. Книга состоит из 2 томов: Растения и Животные. В томе Растения 5 видов грибов, 302 вида растений. В 2003 году добавили ещё 21 вид растений.
Отгадайте загадки о цветах, которые занесены в Красную книгу. (слайды 20,21)
1. Первым вылез из землицы
На проталинки.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)
2. Появились бубенчики –
Белые горошки.
Распустились колокольчики
На зелёной ножке. (Ландыш)
3. Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдёшь.
Ярко синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)
4. Колокол колышется,
А звона не слышится. (Колокольчик)
5. Белая чашка на зелёном блюдце по реке плывёт.
Плывёт белоснежка на зелёной лодочке. (Кувшинка)
Отгадайте загадки о животных, которые занесены в Красную книгу.
Он мешок под клювом носит,
Рыбу схватит - туда бросит.
Эта птица великан,
А зовётся ...(пеликан).
Вот так птица - какова!
И не спутаешь с другой.
Может, это цифра два?
Шея выгнута дугой!
Ответ: Лебедь
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.
Ответ:(Медведь)
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад.
Ответ: Белый медведь
Я, друзья, подземный житель,
Землекоп я и строитель,
Землю рою, рою, рою,
Коридоры всюду строю,
А потом построю дом
И живу спокойно в нём.
Ответ: Крот
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти – рожки,
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь.
Ответ: Рысь
3 станция «Угадай-ка» (слайд 22)
Узнайте по имени литературных персонажей животных, птиц, насекомых:
• Гена (крокодил)
• Рикки-Тикки-Тави (мангуст)
• Каа (удав)
• Людвиг14 (лисенок)
• Матроскин (кот)
• Серая шейка (утка)
• Шушара (крыса)
• Тортила (черепаха)
• Балу (медведь)
4 станция "Логическая цепочка" (слайд 23)
Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово.
1. Корень, стебель, цветок, букет, лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб, небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, пихта, ясень, клен – это лиственные деревья.
4. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа, - это кустарники.
5. Поползень, сойка, дятел, дрозд, королек – зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка - впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза, лиственница, туя, можжевельник – это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона, кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
9. Воробей, соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик, волчье лыко - это лекарственные растения.
5 Станция "Лесные загадки" (слайды 24,25,26)
1. Кто путешествует по воздуху на нитке?
(Паук).
2. У кого на сучке кладовая?
(У белки).
3. Какую птицу называют "белобока"?
(Сорока).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери?
(Кукушки).
5. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры).
6. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка).
7. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка.
(Стрекоза).
8. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному.
(Черепаха).
9. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно -
Укусит. Ясно?
(Змея).
10. Волны к берегу несут
Парашют - не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь - обжигает.
(Медуза).
6 станция «Заморочки» (слайды 27,28)
Задание № 1. Буквы рассыпались. Из этих букв нужно составить название рыб. Карточки:
тапвол (плотва) секрат (треска) Щаук (щука)
ёгмас (сёмга) дукса (судак)
торёс (осётр) арьсак (карась)
Задание № 2.
Отгадать загадки-обманки. Отвечаем сразу
1. У него большие уши, 2. Чтоб лягушкой поживиться,
Сам себя облил, как в душе, Встала в речку эта птица.
Поднял хобот, затрубил На одной ноге весь день
Толстоногий … (слон) Простоит в воде … (цапля)
3. Мама с сумкой скок да скок. 4. Пьет из миски молоко,
В сумке маленький сынок. Ночью бродит далеко.
Вот так странная семья! Мышку съест и хмурится,
С сумкой прыгает … (кенгуру) Ласковая … (кошка)
5. Посредине океана 6. Кто напуган так лисой,
Поднялась струя фонтана. Длинноухий и косой?
Без труда и без забот Тут трусишке не до игр!
Жизнь в воде проводит… (кит) От лисы несется … (заяц)
7. Сильный, смелый и игривый 8. Хвостик тоненький крючком,
Ходит зверь с косматой гривой. Роет землю пятачком.
Прячьтесь, звери, поскорей, В лужу лезет снова
Ходит грозный … (лев) Толстая … (свинья)
7 Станция «Литературный аукцион» (слайд 29)
- А теперь проведем аукцион, не обычный, а литературный! Вам необходимо называть поочередно сказку или литературное произведение, в котором упоминаются животные. Например: «Лиса и журавль». Какая команда называет последней, та и побеждает. Та команда, которая последней назвала сказку получает 3 балла.
8 станция «Ребусная»
(слайд 30)
2 (слайд 31)
береза
3 стрекоза (слайд 32)
4 (слайд 33)
5(слайд 34)
огород
6 (слайд 35)
7(слайд 36)
Лиса
8(слайд 37)
крот
9 станция «Капитаны». (слайд 38)
Конкурс капитанов.
Капитаны с закрытыми глазами должны нарисовать какое — нибудь животное, игроки другой команды должны отгадать, что изображено на доске.
10 станция «Юный турист» (слайд 39)
Чтобы сохранить природу, мы должны соблюдать экологические правила. Давайте вспомним правила поведения на природе.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ПРИРОДЕ
Надевай длинные брюки, рубашку с длинными рукавами и обязательно головной убор для защиты от укусов насекомых (клещей, комаров и др.);
Приготовь с собой аптечку с необходимыми средствами;
Смажь открытые участки тела средством, отпугивающим насекомых;
Не срывай и не бери в рот растения, цветы и незнакомые ягоды и плоды;
Собирай только известные грибы, покажи собранные грибы взрослому;
Не убегай от взрослых;
Не шуми в лесу;
Не трогай поганки: они очень ядовиты;
Не пей сырую воду из водоёма: реки, озера или ручья;
Помни, что запахи одеколонов, духов и другой парфюмерии сильно привлекают насекомых;
Не лови насекомых, животных и птиц;
Потуши костер, залив его водой или засыпав песком;
Не ломай ветки деревьев;
Не разоряй муравейников и птичьих гнёзд;
Не оставляй после себя мусор.
Запомните эти правила и живите по этим правилам
Подведение итогов.
(слайд 40)
«Природа – твой дом»
Вся Земля – наш общий дом
Мы все с рожденья в нём живём.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим.
– Вот и подошла к концу наша экскурсия. Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и будете природу беречь и охранять. В библиотеке вы всегда найдете книги и журналы о растениях, животных и птицах. Берегите дети природу!
- На этом путешествие наше заканчивается. Сейчас жюри подсчитает, сколько балов получила каждая команда. Команда- победитель награждается медалями. Поздравляем вас!
Правила поведения на природе. Памятка учащимся
1. Помни, ты часть природы, а не её хозяин.
2. Береги цветы, травы, кустарники, деревья - они дают нам красоту и чистый воздух.
3. Заботься о птицах - от них много пользы.
4. Люби и уважай каждое животное - его создала природа для жизни.
5. Относись к соседям по планете так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
(Раздать всем учащимся).
16