Б иблиотечный урок
«В мире сказок»
Цель урока:
Развивать наблюдательность, логическое мышление, связную речь, переключаемости внимания, умения анализировать, обобщать;
Воспитывать интерес к чтению, умению работать дружно, проявлять самостоятельность и инициативу, культуру речи.
Объяснить детям, что такое литературные и народные сказки и в чем их отличие.
Оборудование:
выставка книг с литературными и народными сказками: «В мире сказок»;
наглядный материал с изображением предметов из сказок.
Рисунки детей: « Моя любимая сказка».
Компьютер.
плакат со словами: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам и девицам урок”
Аудитория: дети 2-3классов.
Составила: библиотекарь Кипка О.В.
Ход урока
В некотором царстве,
В некотором государстве-
Жили-были…
Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Почему вы решили, что мы будем говорить о сказках?(ответы детей)
Правильно, тема нашего урока звучит так: “В мире сказок ”.
Р ебята, посмотрите внимательно на выставку.
Что общего в этих книгах? (Все эти книги – сказки)
На какие группы вы можете разделить эти сказки? (Волшебные, бытовые, о животных).
К ак вы думаете, на какие два вида делятся сказки?
( авторские и народные).
И сегодня мы с вами узнаем, в чем отличие литературных сказок от народных, волшебных сказок от бытовых.
Итак, сказки бывают: народные и авторские (литературные).
Народные – это те, у которых нет конкретного автора, сказка передавалась в народе из уст в уста и никто не скажет, кем же она была первоначально написана.
Авторская – это сказка, у которой есть конкретный автор. Например, «Черная курица или Подземные жители» является авторской, потому что ее автор известен. Это Антоний Погорельский.
Следующая классификация касается не авторства, а содержания сказок. По этой характеристике сказки подразделяются на:
1. Сказки о животных;
2. Волшебные;
3. Социально-бытовые (сатирически-бытовые).
С казки о животных
Сказки о животных - это сказки, героями которых выступают животные. Обычно они наделены человеческими качествами и свойствами характера.
Это те самые сказки, которые следует читать самыми первыми (до 5-6 лет). В них задействованы постоянные персонажи (медведь, волк, лиса, заяц, еж и др.). В основном указываются постоянные признаки животных (лиса – хитрая, медведь – сильный, кот – умный, заяц – боязливый и т.д.). Из этих сказок выделяются цепочные сказки – подобранные по принципу сюжетной связи («Репка», «Колобок», «Теремок»). Многие из них — с детским языковым оттенком (мышка-норушка, котик – беленький животик).
Волшебные сказки
Волшебные сказки - это сказки, в которых происходят чудеса, волшебство, чародейство. Где в ход событий вмешиваются сверхъестественные силы природы или персонажи, наделенные магическими, сверхъестественными способностями, способный творить волшебство, чародейство.
В них задействованы романтические герои, в которых воплощены самые лучшие качества человека. Обязательны для этой сказки: образ положительного героя + помощники + волшебные предметы. Главное в таких сказках: борьба за любовь, за правду, за добро. Для них характерен богатый язык, цветные определения, отрицательные персонажи (Баба-Яга, Леший, Кикимора, Змей-Горыныч). Что касается строения волшебных сказок, то здесь обязательны сказочные зачин (жили-были), середина (утро вечера мудренее, долго ли – коротко) и концовка (и я там был, мед – пиво пил).
С оциально-бытовые сказки
Б ытовые сказки - это сказки, в которых все действия происходят в обычных жизненных условиях и ситуациях. Как правило, в бытовых сказках показываются различные способы выхода из затруднительных и сложных жизненных моментов. Бытовые сказки носят социальный характер. В них высмеиваются глупость, жадность и иные отрицательные качества, присущие человеку.
В них идет показ реальной жизни, социальное содержание, высмеивание отрицательных человеческих качеств. Высокие моральные качества принадлежат не богачам и людям высокого ранга, а представителям из народа (солдат, старик). Побеждают не деньги и сила, а ум и умения. Д аются острые о трицательные характеристики барину, попу, царю и другим. Такие сказки появлялись, когда возникало стремление изменить социальный строй, и выражали они демократический настрой народа (автора). В социально-бытовых сказках широко применяются каламбуры, юмор, перевертыши, смех, сатира(Каша из топора, Умная внучка, Барин и мужик).
Итак, сегодня мы с вами узнали ,какие бывают сказки, на какие виды и основные жанры делятся сказки, а сейчас я приглашаю вас подойти к компьютеру и мы с вами разгадаем онлайн-кроссворд : «В гостях у Буратино» (дети отвечают на вопросы кроссворда).
А закрепим мы с вами сегодняшний урок разгадыванием загадок:
1.Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор ….
(Ответ: Айболит)
2. Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.
(Ответ: Белоснежка)
3 . Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?
(Ответ: Буратино)
4. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Ответ: Емеля)
5. Так быстро от принца девица бежала,
Что туфельку даже она потеряла.
(Ответ: Золушка)
6. На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился ….
(Ответ: Колобок)
7. В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Ответ: Красная Шапочка)
8. Кто любил играть и петь?
Два мышонка —
(Ответ: Круть И Верть)
9. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Ответ: Мышка)
10. Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.
(Ответ: Соловей—Разбойник)
11. «Нам не страшен серый волк,
Серый волк — зубами щелк»
Эту песню пели звонко
Три веселых ….
(Ответ: Поросенка)
Использованные ресурсы:
1http://l-skazki.ru/volshebnye-narodnye-skazki.html
2. http://salta-info.ru/?p=2020
3 http://rosinki.blogspot.com/2012/01/blog-post_11.html
4. http://zagadka.pro/team-5.html
5. http://lit-dety.ru/nemnogo-o-detskoj-literature/kakie-byvayut-skazki-klassifikaciya-skazok.html