Библиотечный урок ЗНАКОМСТВО С БИБЛИОТЕКОЙ. СТРОЕНИЕ КНИГИ. КАК РОЖДАЕТСЯ КНИГА. ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНА КНИГА
Цели 1. Дать учащимся вторых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности (ББГ) - «библиотека», «книжный фонд», « читальный зал». 2. Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки. 3. Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг -попросить подобрать себе книгу. 4. В воспитательных целях ознакомить детей с « Правилами поведения в библиотеке». 5. Дать понятие об основных элементах книги (обложка, корешок, титульный лист, предисловие, оглавление, иллюстрация). Привить любовь к книге, к культурному чтению.
ХОД УРОКА
Здравствуйте, дети!
Вот вы уже школьники! И на многие вопросы знаете ответ - откуда берется молоко, как растет хлеб, как называется дерево, что растет под вашим окном.
Есть такой дом на свете, в котором собраны для тебя путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он «библиотекой».
«Библио» по-гречески - книга, а «тека» - хранилище. А знаете, сколько лет существует в мире библиотека? Почти 5 тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте -написанные на папирусе, в Междуречье - выцарапанные на глиняных табличках, в Индии - составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае - свитки из шелка. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.
Итак, библиотека - это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов, и все это называется книжным фондом. А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. А хорошо ориентироваться в этом мире вам поможет, конечно, библиотекарь.
В нашей библиотеке одно отделение: абонемент. У слова «абонемент» много значений. Если хочешь знать все значения, загляни в словарь. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку - ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги.
У нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература - энциклопедии, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. (Библиотекарь показывает справочную литературу).
Книги - как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить. Чем вылечить. И советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники: что делать? – БЕРЕЧЬ!
Правильно! Давайте и мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя:
• НЕЛЬЗЯ КНИГИ ПЕРЕГИБАТЬ.
• НЕЛЬЗЯ ЗАГИБАТЬ КНИЖНЫЕ СТРАНИЦЫ.
• НЕЛЬЗЯ ЗАКЛАДЫВАТЬ В КНИГИ КАРАНДАШИ, РУЧКИ.
• А КАК НАЗЫВАЕТСЯ ВЕЩЬ, КОТОРОЙ НЕОБХОДИМО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРИ ЧТЕНИИ КНИГ? ЗАКЛАДКА.
• НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ И РИСОВАТЬ В КНИГАХ.
• НЕЛЬЗЯ ЧИТАТЬ КНИГИ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ .
Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту. Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?
Давайте прочтем правила пользования библиотекой, которые написаны на этом плакате:
Правило №1: В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
Правило №2: Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 14 дней.
Правило №3: С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.
Правило №4: Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
Правило №5: Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого читателя.
У меня в руках книга. Что мы видим?
- Обложка (или переплет). Для чего она нужна? (Ответы детей).
- Правильно. Обложка защищает книгу, листы от повреждений и придает ей нарядный вид. Она подскажет тебе, кто написал книгу, как она называется. А если есть картинка, то можно догадаться. О чем пойдет речь, с какими героями ты встретишься, читая произведение.
Открываем книгу: первая страница книги - ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ .
Это имя книжки и ее адрес. Из текста на титульном листе мы узнаем:
1. Кто написал это произведение?
2. Каково его заглавие?
3. Кто нарисовал иллюстрации, картинки к этому произведению?
4. В каком городе, и в каком году появилась эта книга, какое издательство выпустило книжку в свет?
Автор обычно хочет сказать несколько слов тому, кто взял в руки его книгу. И он делает это в ПРЕДИСЛОВИИ . Предисловие может быть написано и другим человеком, который делится с читателем своими впечатлениями о книге и ее авторе. В древности всякий рассказ, историю называли «словом». Это значение сохранилось и до наших дней в слове «ПредиСЛОВИЕ», то есть то, что перед «словом», рассказом или. Иначе. Перед текстом. Из предисловия можно узнать, о чем или о ком эта книга. Когда и в какой стране происходят события и многое другое. Обычно предисловие бывает коротким. его можно прочитать прямо здесь у полки. И ты сразу поймешь, нужно тебе читать эту книгу или нет.
В конце книги обычно дается ее СОДЕРЖАНИЕ (оглавление) по главам или частям повествования. А если книжка состоит из произведений нескольких авторов, то и об этом можно узнать из содержания, сразу определив, на какой странице находится нужный нам текст.
ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНА КНИГА?
В России в старину простой люд писал на бересте, а государственные бумаги - указы и грамоты - на специально обработанной тонкой коже - пергаменте, который скатывался в трубочки - свитки.
Люди испытывали недостаток в материале, который был бы долговечен, устойчив к солнцу и влаге, на котором можно было бы писать. Пытливый ум человека изобрел бумагу. Это было великое изобретение, потому что с появлением бумаги стало быстро расти число книг. Как же делают бумагу? Из чего?
Из дерева. Но для того, чтобы оно превратилось в тонкие белые листы бумаги, нужно потрудится обращаться с ней бережно.
А что значит - обращаться бережно? Чего боится книга? (Анализируются детские ответы). На нее нельзя ставить утюг или сковородку. Подкладывать ее под ножку качающегося стула, накрывать ею настольную лампу, слюнявить листы, подчеркивать понравившиеся или непонравившиеся места, рисовать на ней. Книга очень хрупка. Она боится и воды, и огня, и грязных рук. Но бережно хранимая книга живет сотни лет. Ведь всем интересно посмотреть, какой была книжка 50, 100 и более лет назад. (Библиотекарь показывает детям книжку прошлых лет издания, например, букварь 60-х, 70-х годов 20 в.)
Литература
1. Библиотечно-библиографический всеобуч: Методические рекомендации.- М., 1986. -С. 32 – 34.
2. Пээш Л. Информина всем по душе/ Л. Пээш . - Библиотекарь. – 1978.- № 4.- С. 38 - 39.
3. Николаева, Л.А. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с науч. и научно-попул./ Л.А. Николаева Кн. – Изд. 2-е, изм. И доп. – М.: Просвещение, 2000. – 191 с.
4. Дитрих, А. «Почемучка»: Детская энциклопедия/ А. Дитрих, Г. Рюмин, Р. Кожурникова. – М.: Просвещение, 1995. – 567 С.
5. Дорохов, А. Про тебя самого: Детская энциклопедия/ А. Дорохов. – М.: Просвещение, 1998 . – 420 С.