Конспект библиотечного урока
«Юбилей сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Цель урока:
-формирование сознания, духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств
-привитие любви к устному народному творчеству, сказкам и чтению книг
Задачи:
Образовательные:
-приобщить к культуре и литературе русского народа
-закрепить знания по устному народному творчеству
- показать красоту, выразительность, народность литературного произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Воспитательные:
-способствовать развитию познавательных интересов учащихся
-привитие чувства патриотизма, гордости своей Родиной, глубокого уважения и почитания к народному творчеству, литературному творчеству А.С. Пушкина
Развивающие:
-продолжить развитие общего и литературного образования детей через чтение сказок и стихов
-продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза обучающихся через выявление доброго и злого, хороших и плохих поступков
- продолжить развитие культуры речи
-продолжить развитие сотрудничества
- развивать творческие способности, внимание, память, мышление, зрительное и слуховое восприятие.
Основное содержание темы, термины и понятия:
- работа с понятием устное народное творчество, сказка, типы и виды сказок
-чтения сказок, стихов и анализ содержания
-работа с разными источниками текстовой информации
- слушание музыки, просмотр мультфильма
Планируемые результаты:
-проявление интереса к чтению книг
-уметь перерабатывать и анализировать полученную информацию
-уметь находить ответы на вопросы
- уметь оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения
-сотрудничать с другими, работать в команде
-уметь слушать мнения других
Ход урока.
Библиотекарь. Здравствуйте ребята! Ребята , чтобы узнать о чем мы сегодня будем говорить вам необходимо разгадать кроссворд.
Песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка.
- Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что ели?
-
Учащиеся: (Потешка)
2.Стихотворение, похожее на короткую сказку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку.
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На кол сидела,
в стороны глядела,
Головой вертела.
Учащиеся: (Прибаутка)
3. Короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца.
Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.
Учащиеся:(Пестушка)
4. Устный рассказ о вымышленных, небывалых событиях.
Учащиеся: (Сказка)
5.Короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла.
- Весна красна! На чем пришла?
Учащиеся:(Закличка)
6.Эпические песни о богатырях
Учащиеся: (Былина)
Библиотекарь: Ребята в кроссворде использованы жанры, какого творчества?
Учащиеся: устного народного творчества
Библиотекарь: А что означает
Устное
Народное
Творчество?
Учащиеся: устное передается из уст в уста, народное - автором является народ, творчество – создание нового
Библиотекарь: Ребята назовите тему урока.
Учащиеся: О сказках.
Библиотекарь: Какие типы сказок вы знаете?
Учащиеся: авторские и народные.
Библиотекарь: Назовите виды сказок? Охарактеризуйте каждый вид
Учащиеся:
-волшебные
-бытовые
-о животных
Библиотекарь: назовите русского писателя сказочника, сказки которого можно отнести к народным (если затрудняетесь ответить, то кроссворде есть подсказка).
Учащиеся: А.С.Пушкин
Библиотекарь: назовите сказку А.С.Пушкина, которая в 2017 году отмечает юбилей со дня публикации.
Учащиеся: «Сказка о царе Салтане»
Библиотекарь: Сколько лет сказке отмечается в этом году?
Учащиеся: 185 лет со дня первой публикации
Библиотекарь: в каком году была напечатана сказка?
Учащиеся: в1832году.
Библиотекарь: В каком году была сказка написана А.С. Пушкиным?
Учащиеся : в 1831 году.
Библиотекарь: можно ли сказку А.С. Пушкина «О царе Салтане…» сравнить с народной? И почему?
Учащиеся: Да можно потому, что все сказки, которые написал А.С. Пушкин он услышал от своей няни Арины Радионовны.
Библиотекарь: Ребята мне хочется проверить, хорошо ли вы знаете произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», внимательно ли вы читали сказку. Предлагаю вам поиграть в интерактивную игру по этой сказке.
Послушайте внимательно инструкцию.
Инструкция
В игре может участвовать от двух и более команд. Игроки по очереди отвечают на вопросы. Если ответ неверный, то на карточке будет написано «Переход хода» и на этот вопрос отвечает следующая команда. Если ответ верный, то на карточке будет написано «Верно + 1». Кто наберёт наибольшее количество баллов, тот будет победителем.
Давайте поделимся на команды:
1 ряд – первая команда
2 ряд - вторая команда
3 ряд – третья команда
Команды придумайте сказочное название.
А Юлию Николаевну прошу вести счет правильных ответов каждой команды.
Слайд №22: Что три девицы под окном делали поздно вечерком?
Ответ: Пряли
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Слайд №23: Как долго ухаживал царь Салтан за своей будущей женой?
Ответ: Один день
Царь не долго собирался
В тот же вечер обвенчался
Слайд№ 24: Кем приходится ткачиха молодой жене царя Салтана?
Ответ: Сестрой
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха.
Слайд №25 :Сколько сестёр-завистниц было у жены царя Салтана?
Ответ: две
Слайд№ 26: Какой титул был у Гвидона?
Ответ: Князь
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон
Слайд №27: Какого роста родился сын царя Салтана Гвидон?
Ответ: в аршин
Наступает день родин;
Сына Бог им дал в аршин
Слайд №28: Где князь Гвидон провёл своё детство и отрочество?
Ответ: в море окияне
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням , а по часам.
Слайд№ 29: Какое отчество у пушкинского князя Гвидона?
Ответ: Салтанович
Слайд №30: Куда нужно плыть с острова Буяна, чтобы попасть в царство славного Салтана?
Ответ: на восток
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана
Слайд№ 31. Что росло на необитаемом острове Буяне до того, как там чудесным образом вырос город?
Ответ: один дуб
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
Слайд №32: Что «под косой блестит» у пушкинской царевны Лебедь?
Ответ: месяц
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает-
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Слайд№ 33: Что представляли собой ядрышки орехов, которые грызла белочка?
Ответ: изумруд
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра- чистый изумруд
Слайд №34: Что выстроил для своей белки князь Гвидон?
Ответ: хрустальный дом
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом.
Слайд №35: Кто вёл учёт чудесных орехов затейницы белки?
Ответ: дьяк
И при том дьяка заставил
Строгий счет орехам весть.
Слайд 36: Какого чуда НЕ было за морем?
Ответ: кот ученый
Слайд №37: Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху?
Ответ: в нос
Он над ней жужжит, кружится
Прямо на нос к ней садится
Слайд №38: Кем приходится сватья баба Бабариха князю Гвидону?
Ответ: бабушка
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей:
Слайд №39: В какого насекомого НЕ превращался князь Гвидон?
Ответ: пчела
Слайд №40: Какое музыкальное произведение написано по сказке о царе Салтане?
Ответ: опера
Опера – это музыкальное произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.
Слайд №41: Кто является автором оперы по сказке «Сказка о царе Салтане…»?
Ответ :Н.А. Римский -Корсаков
Слайд №42. Сколько глаз в рабочем состоянии осталось к концу сказки у ткачихи, поварихи и бабы Бабарихи?
Ответ: четыре
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят,
Четырьмя все три глядят.
Библиотекарь: Пока мы будем подводить итоги нашей игры. Предлагаю вам посмотреть мультфильм.
Награждение.
Библиотекарь: А закончить сегодня урок, я хотела бы словами великого русского писателя, поэта А.С. Пушкина: «Чтение - вот лучшее учение!». Ребята читайте книги, развивайтесь. Приглашаю вас поучаствовать в конкурсе «Лучший читатель года!»
Используемые источники:
Фон http://img-fotki.yandex.ru/get/9836/134091466.118/0_de01f_ff3757d5_S
Портрет писателя http://stal-nevsky.ru/wp-content/uploads/2013/06/p1-235x300.jpg
Гвидон http://img-fotki.yandex.ru/get/9349/134091466.b9/0_c7d6b_5aa14a30_S Викторина «Сказки Пушкина» http://zanimatika.narod.ru/DetKniga9.htm
Как выполнить приём сорбонка?
http://didaktor.ru/kak-vypolnit-priyom-sorbonka/
Фрагмент презентации Фокиной Лидии Петровны, учителя начальных классов
МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области