Берёзовая роща
Урок развития речи
в 3 классе
Цели: учить правильно передавать содержание текста, используя письменную речь; составлять план текста, каждую часть текста писать с красной строки; воспитывать чувство любви к родной природе.
Ход урока
Мотивационный этап.
Тобой нельзя не любоваться,
В любое время хороша!
Нам потому берёзы снятся,
Что наша в них живёт душа.
II. Основной этап.
Знакомство с содержанием текста
- Послушайте внимательно текст. После прочтения будут вопросы по тексту.
Чтение текста учителем.
Берёзовая роща
Лес красив всегда! Летом вся березовая роща наполнена птичьими голосами, шорохами, шелестом, жужжанием пчёл и тонким писком комаров.
Но зимою её красота особенная. Это красота сна и ожидания, красота тишины и чистоты. В хрустальных березовых ветвях мерцают солнечные блики и отражается синева зимнего неба.
Часто можно видеть, как птицы удобно рассаживаются на верхушках березы. Иногда к березе прилетает сорока, такая же черно-белая, будто ее сестричка.
Берёза зимой – будто королева красоты! Она стройная, изящная, с пышными белыми кудрями, сияющими в солнечном свете.
2. Беседа. Вопросы по тексту.
– Какой лес летом?
– Какими звуками наполнена роща летом?
– А какая красота леса зимой?
– Что мерцает в хрустальных берёзовых ветвях? Что отражается в зимнем небе?
– Где удобно рассаживаются птицы?
– Кто ещё иногда прилетает к берёзе?
– С кем сравнивают берёзу?
– Какая она?
3.Чтение текста учениками
- Ребята, прочтём текст вслух.
- Класс «следит глазами» за читаемым текстом.
4.Разделение текста на абзацы, составление плана текста
Зачитывание нескольких планов.
Применый план:
1. Лес красив всегда!
2. Берёзовая роща летом.
3. Зимою её красота особенная.
4. Птицы на верхушках берёзы.
5. Чёрно-белая сорока.
6. Берёза зимой – королева красоты!
4. Лексико-орфографическая работа
Работа над опорными, трудными словами
Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова. Краси_ - ____________ Кр_сота - ___________ Г_л_сами - ___________, ____________ Т_шина - ___________ З_ма, з_ мою - _____________ Ч_стота - ___________ В_твях - _____________ С_нева - ____________ В_рхушки - ___________ Прил_тают - __________ С_стричка - ___________ Перепиши слова, вставь пропущенные буквы. Выдели орфограммы. Шор_хами, шел_стом, жу_ _ание, к_м_ры, _собенная, ож_дание, м_рцают, отр_жается, ра_ _аж_ваются, с_рока, ч_рно-белая, бу_то, к_р_лева Подбери синонимы, каково точное значение слова. Мерцают - ___________ Изящная - ___________ Хрустальных - ____________ Скажи по-другому: Это красота сна и ожидания, красота тишины и чистоты. ________________________ _________________________________________________________________________ |
Устный рассказ
III. Написание изложения.
Запись текста.
Раздаются листочки с опорными словами.
- Я снова прочту текст. Теперь – полное внимание. Листочки с предварительной подготовкой и текстом закрываются.
- Сверьте, ребята то, что вы слышите, с пунктами плана, обращая внимание на опорные слова.
- Составьте черновик. Проверьте, ясно ли передали мысль? Нет ли повторов одинаковых слов? Все ли слова употреблены удачно? Орфография, пунктуация.
- Перепишите изложение без помарок, аккуратно и красивым почерком.
2. Самопроверка.