Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Беседа по теме
«Как воспитывать ребенка без физического наказания»
Исполнитель:
Шумакова М.А.,
студентка 4 КП группы
Камышлов, 2016
Тема «Как воспитывать ребенка без физического наказания»
Цель: формирование у родителей культуры поощрение и наказания без использования физической силы
Задачи:
формировать адекватное отношение к поведению своего ребенка;
формировать убеждение, что физические наказания не заставят ребенка изменить поведение;
формировать умения адекватно реагировать на ситуацию.
Время и место: пятница – 17-30 ч.
Целевая группа: родители детей из семей, имеющих асоциальный образ жизни и родители детей, прибегающих к физическому наказанию
План беседы:
Какова статистика использования физического наказания в семьях и в чем их последствия?
Каковы основные причины, по которым родители прибегают к физическому наказанию?
Что чувствуют дети при физ.наказании и что из этого следует?
Можно ли обойтись без физ.наказания?
1.
По статистике, 85 % родителей, имеющих детей до 12 лет, используют физические наказания, но только 8-10 % из них считают эффективным такой метод воспитания эффективным, а 65 % предпочли бы воспитывать детей иначе, но не знают как. Дети нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и руководстве со стороны родителей.
(Просмотр социальный видео ролика)
2.
-Родители, которые часто используют физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей. Когда родители их не видят, дети поступают так, как им хочется, а не так, как от них требуют.
- Подчас нелегко сдержать себя, чтобы не поднять руку на ребенка. Это происходит как эмоциональная разрядка на предмете раздражения. Но многие раздают шлепки и подзатыльники, не задумываясь, по привычке. Что же к этому приводит? Схема поведения следующая: ситуация-мысли-чувства-действия.
1. Ситуация. Причины
Поведение ребенка, которое может привести к физическому наказанию:
не слушается, дерется, ведет себя вызывающе;
обманывает;
ворует;
не выполняет домашних обязанностей;
ломает игрушки, портит вещи;
капризничает во время еды, при отходе ко сну;
надоедает, пристает, требует;
делает все медленно;
плохо учится;
ноет, хнычет.
2. Мысли
Они возникают у родителей в связи с ситуацией. Родители уверены, что они всегда знают, как ребенок должен себя вести в данный момент. Часто у родителей есть образ «идеального ребенка», с которым они сравнивают своего реального. Они не учитывают, что ребенок может быть счастливым только будучи сам собой, а я таким, каким они себе его воображаю. Неправильные представления о том, каким должен быть ребенок, завышенные требования к нему очень часто ведут неправильным реакциям на поведение своего, а не идеального ребенка.
3. Чувства
Отрицательные чувства родителей -раздражение, гнев, ярость, - если с ними не справиться, приводят к действиям.(физическому наказанию).
4. Действия
Физические наказания, которые, по мнению родителей, станут для него заслуженными и заставят изменить поведение.
3. Очень часто наказание вызывает у детей не раскаяние и желание исправиться, а совсем другие чувства:
Возмущение, обиду: «Это несправедливо. Я не заслужили такого отношения».
Месть: «Они выиграли сейчас, но я с ними поквитаюсь».
Протест: «Я сделаю им назло, пусть они поймут, что я имею право поступать по-своему».
Изворотливость: «В следующий раз я постараюсь не попасться».
Снижение самооценки: «Я плохой, я не могу решать сам за себя, за меня всегда должны решать другие».
Непонимание: «А что я сделал такого, за что меня наказывают?»
Если Вы не понимаете причин неправильного поведения ребенка, обратитесь за разъяснениями к специалистам.
4. Можно ли обойтись без физического наказания?
Перед тем, как взяться за ремень, не действуйте сгоряча, подумайте:
• отчего ваш ребенок ведет себя так, как вам не хочется?
• не требуете ли вы от него слишком многого?
• может быть, поступок ребенка, за который его наказывают, - это сигнал тревоги, говорящий, что он попал в трудную ситуацию?
• можете ли вы помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию?
1. На уровне ситуации
Вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребенку незачем было вести ceбя неправильно.
2. На уровне мыслей и образов
Не предъявляйте ребенку требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям.
И дети, и взрослые лгут, чувствуя себя загнанными в угол, чтобы избежать наказания или из страха, что их отвергнут.
3. На уровне чувств
Если поведение ребенка все-таки вызвало у вас раздражение, гнев, то ваши отрицательные эмоции не обязательно должны выражаться в физическом наказании.
4. На уровне действий
Если часто наказывать детей, то они могут привыкнуть реагировать только на физическое наказание.