О наказании.
Народная мудрость гласит: «любить детей и курица умеет». А вот уметь воспитывать их – это великое государственное дело. В решении его большую роль играют детские сады, школы и внешкольные учреждения, однако семья была и остается важнейшим воспитательным институтом. Мать и отец естественные воспитатели своих детей. Именно в семье, где дети проводят большую часть времени, закладывается фундамент человеческого характера.
Любовь к детям предполагает не только проявление чуткости, внимания, повседневной заботы о них. Настоящая родительская любовь – это требовательное к ним отношение.
Ребенок – не идеальное существо. Это растущая и развивающаяся личность. Становление человеческого характера происходит в результате накопления опыта. При этом ребенок подвергается самым различным влияниям: и положительным, и отрицательным.
Если с помощью поощрения мы закрепляем доброе начало в поведении детей, то наказание является лечебной мерой против накопления отрицательного опыта, против закрепления дурных привычек.
Наказание, причиняя ребенку неприятные переживания, является тем толчком, который заставляет его осмыслить свое поведение и поступать в соответствии с общепринятыми нормами.
Наказание помогает привить ребенку умение сдерживаться в нужный момент, выработать тормозные реакции в определенной обстановке.
Причины многих детских проступков кроются не столько в разлагающем влиянии улицы и дурных компаний, сколько в неумении родителей в семейном воспитании правильно пользоваться понятиями «можно» и «нельзя».
Если ребенок упражняется только в том, что приводит свои желания в исполнение, и не упражняется в торможении, у него не будет сильной воли.
Наказание помогает сформироваться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю.
Используя наказание в воспитании, надо помнить о такой его особенности: наказание не воспитывает само по себе. Оно приобретает истинную воспитательную силу тогда, когда:
И плохо, если наказание рождает у детей слепой страх перед родительской властью, молчаливое озлобление несправедливостью взрослых. В таком случае ребенок не убеждается в ошибочности своего поведения и не стыдится его. Он просто избегает столкновения с взрослыми и ловчит.
Дети, которых родители запугивают наказаниями, растут неискренними, лживыми. Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, непрочно, неверно, ненадежно.
Нельзя дать точного перечня всех мер наказания, применяемых в семейном воспитании. Меры наказания в каждой семье своеобразны. Очень многое зависит от сложившихся отношений между родителями и детьми, от семейных традиций.
В качестве наказания в раннем возрасте (детстве) может быть: сердитый взгляд, выговор; в качестве поощрения: похвала, шутка, поцелуй.
Можно:
Надо помнить: «Сила мягкого любящего слова так велика, что с нею не может сравниться никакое наказание ». (П.Ф.Лесгафт)
Замечание – выговор должен быть кратким, ибо многословие затемняет прямой смысл и снижает родительское требование.
Весьма действенной мерой наказания является «отсроченная беседа». Смысл её в том, что ожидание объяснений с отцом или матерью для ребенка является временем интенсивного переживания своей виновности.
Лишение привычных удовольствий, развлечений.
Отмена или отсрочка исполнения обещания или просьбы.
Нельзя: угрожать («выгоню»), кричать, бить, заставлять всё время просить прощения, пугать полицией, детским домом, оставлять наказанного в темной комнате, лишать еды, несколько раз наказывать за один и тот же проступок.
Серьезный, суровый разговор наедине – сильное воздействие на ребенка. Надо по-деловому аргументировано объяснить ребенку спокойным тоном своё недовольство или требование. Частыми такие разговоры не должны быть.
О физическом наказании.
Наблюдения за практикой семейного воспитания показывают, что некоторые родители часто бьют своих детей. Дети к этому привыкают и не реагируют. Трудно с такими ребятами и в школе. У этих детей появляется вредная привычка реагировать только на сильные раздражители. Происходит своеобразное огрубление психики и появляется нечувствительность к другим мерам воспитания, невосприимчивость к доброму слову.