
Департамент образования
администрации города Липецка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
имени С.В. ДОБРИНА города ЛИПЕЦКА
Беседа игра в 3 классе
«Я – гражданин России»
Попадьина Ю.В.
Цель урока:
дать первичные представления о понятиях «гражданин», «Конституция», «права и обязанности граждан»; расширить кругозор учащихся; воспитывать патриотизм, любовь к Родине
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
Физическая карта России
Используемая методическая литература:
Книги "Конституция", "Всеобщая Декларация прав Человека", "Конвенция о правах ребёнка", "Права и обязанности граждан"
Используемое оборудование:
Компьютер, мультимедиапроектор
Используемые ЦОР:
Таблицы "Государственная символика России"
Краткое описание:
Занятие знакомит детей с понятиями "Конституция", "гражданин", "права и обязанности граждан". Оно проходит в форме игры-соревнования между двумя командами "Калинка" и "Малинка". Использование компьютера делает урок ярким, запоминающимся, интересным.
Беседа игра в 3 классе
«Я – гражданин России»
Цели занятия:
- дать первичные представления о понятиях «гражданин», «Конституция», «права и обязанности граждан»;
- расширить кругозор учащихся;
- воспитывать патриотизм, любовь к Родине.
Оборудование: символы государства: герб, гимн, флаг; 4 книги: «Конституция», «Всеобщая Декларация прав Человека», «Конвенция о правах ребенка», «Права и обязанности граждан»; конкурс рисунков «Нет милее и краше, чем Родина наша», компьютер, проектор, презентация (Приложение 1).
Эпиграф занятия: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» (Н.А.Некрасов)
Ход занятия Слайд 1
Учитель.Нет на свете такого человека, который не любил бы свою родную землю. И сегодня здесь пойдет разговор о самом главном и важном для каждого из вас - о Родине, о России. Родина - это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на юг над нашим домом.
- Почему мы её так называем РОДИНА? Подберите однокоренные слова.Слайд 2
(Родина, родной, родители, родимый, родиться, родня, родовитый)
-Что объединяет все эти слова? (Корень –род-. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное.)
Со словом «родина» тесно связаны слова «отчизна», «отечество». Это самое драгоценное и святое, что есть в жизни каждого человека. Наша Родина – это Россия.
- Почему Россию мы называем Отечеством? (Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши.)
- Слайд 3К. Д. Ушинский писал: “Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина”.
- Слайд 4Откуда начинается Россия?
В.Боков
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней – Россия
Не с гор берёт начало, а с тебя.
- О чём это стихотворение?
- Слайд 5Как вы понимаете слова Н.А.Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?
- Тема нашего занятия «Я – гражданин России». Мы должны понять, что значит быть гражданином? Предлагаю посоревноваться. Вам предстоит сегодня доказать, что вы являетесь достойными гражданами своей страны. За правильный ответ вы получаете жетон. 3команды,3 ряда
Разминка.
Отношение народа к Родине выражено в пословицах.Слайд 6
- Я начинаю, а вы продолжайте…
Человек без Родины … (что соловей без песни).
Родина-мать, …( умей за нее постоять).
Для Родины своей…( жизни не жалей).
На чужой стороне и…(весна не красна).
Жить-…(Родине служить)
Родной свой край…(люби и знай, делами прославляй).
- Какими качествами должен обладать каждый гражданин своей страны? (Быть ответственным, правдивым, чувствовать свою принадлежность к государству.)
- Слайд 7Какие символы государства вы знаете? (Герб, гимн, флаг.)
- Слайд 8При исполнении гимна России прошу всех встать. (Звучит гимн России)
- Государственная символика является частью истории и культуры страны. И сейчас мы проверим, как вы усвоили эти понятия.
Конкурс «Символы России»
- Догадайтесь, о каком символе идёт речь. Это эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. (Герб)
- Найди на слайде герб России.- Слайд 9
Ученик. Герб – это отличительный знак. Который есть у всякого государства. В поле красного щита расположен золотой двуглавый орёл. Две головы символизируют единство страны: она как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас нет царя. Сегодня эти знаки напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, поражающего копьём змия. В России святой Георгий считался покровителем воинов и землепашцев. Таким образом, на российском гербе изображён христианский воин. Он олицетворяет силу добра. Он убивает копьём чёрного змия – символ зла. Наш герб очень древний. Ему уже более 500 лет.
-А теперь о каком символе страны идёт речь? Это прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов. (Флаг)
-Найди на слайде флаг России.Слайд 10
-Сколько на нём горизонтальных полос?
-Какого они цвета?
Ученик. Эти цвета появились неслучайно. Белый цвет означает мир, чистоту. Синий цвет – небо, верность и правду. Красный – храбрость. Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований и в случае победы спортсменов, его вывешивают на улицах и зданиях во время торжеств и праздников. Мы должны гордиться нашим флагом – ему уже более 300 лет!
-Слайд 11 «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца», - это слова К.Паустовского. И сердцем нашей большой Родины является самый красивый город на свете, и имя ему, о том знает каждый россиянин, - Москва.Слайд 12-13
- «Я – гражданин России». Когда человек произносит эти слова, его переполняет чувство гордости за свою страну. А как вы понимаете слово «гражданин»? Определим значение этого слова.
Конкурс «Определи значение слова»
Командам предлагается 3 варианта слова «гражданин». Они должны выбрать одно - наиболее полное и верное.Слайд 14
1. Гражданин - это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.
2. Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии со здравым смыслом.
3. Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и поступающее по своему усмотрению.
- Так вы являетесь гражданами нашей страны?
- Все права и обязанности записаны в основном законе нашего государства. Как он называется, вам сейчас предстоит вспомнить, собрав из рассыпавшихся букв его название.
Конкурс «Слово рассыпалось» Слайд 15
Слайд 16 Конституция - основной закон государства. Нынешняя конституция была принята 12 декабря 1993 года.
- Какие же права и обязанности есть у граждан – у вас? Их много, и некоторые из них вы уже знаете. На экране вы видите некоторые статьи Конституции РФ :
Слайд 17Статья 20. Каждый имеет право на жизнь.
Статья 22. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Статья 27. Каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Статья 40. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Учитель. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей декларации прав человека. У детей тоже есть права, они записаны в Конвенции о правах ребёнка, которая была принята 20 ноября 1989 года ООН.
Слайд 18 Конвенция – международный договор по какому-нибудь определённому вопросу.
Конкурс «Право имею!»
Вот некоторые права, которые вошли в Конвенцию. Но случилась беда, произошёл сбой в программе компьютера, и в слайдах обнаружились ошибки. Давайте наведём порядок.
Приложение 3 Слайд 19-24
- Я хочу прочитать вам ещё одну статью Конституции: Каждому праву соответствует обязанность.
Слайд 25 Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.
- Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду: в школе, дома, общественных местах. Главное о них помнить и выполнять.
- Какие обязанности школьника вы знаете?
1. Прилежно учиться.
2. Выполнять требования учителя, дежурных.
3. Соблюдать технику безопасности.
4. Беречь школьное имущество.
5. Выполнять распорядок дня.
6. Придерживаться правил культурного поведения.
7. Уважать права других.
- Пройдёт немного времени и у вас появится ещё одно гражданское право. Когда вам исполнится 18 лет, вы сможете голосовать и избираться в органы государственной власти. Может быть, среди вас сидит будущий президент.
- Кто такой президент? ( Президент РФ является главой государства. Избирается сроком на 4 года гражданами России тайным голосованием. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более 2-х сроков подряд.)
Конкурс «Президент»Слайд 26
В 1991 году наша страна взяла курс на демократическое развитие. Кто был первым президентом России? Кто является действующим президентом России?
а) М.С.Горбачёв
б) Б.Н.Ельцин
в) В.В.Путин
г) Д.А.Медведев
7 конкурс «Обращение к президенту России»
В нескольких предложениях выразите президенту свои просьбы и предложения.
Жюри подводит итоги.
Учитель. Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков. Хотелось бы закончить наше путешествие словами великого русского поэта Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Я думаю, что все вы вырастете и станете достойными гражданами своей страны.
Звучит гимн школы.