Беседа на тему: «Как хлеб на стол пришёл?
старшая группа
Подготовила воспитатель МКДОУ № 29: М.В.Одинцова.
Беседа на тему: «Как хлеб на стол пришёл?
Задачи:
обобщать и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, обогащать словарь детей прилагательными.
развивать коммуникативные способности, развивать логическое мышление, память, творческое воображение.
воспитывать у детей уважение к труду людей выращивающих хлеб, воспитывать бережное отношение к хлебу, вызвать интерес к коллективному труду.
Предварительная работа:
Отгадывание загадок, объяснение и заучивание поговорок о хлебе, сравнение колосков пшеницы, ячменя.
Материалы:
презентация о хлебе, ящик со всходами пшеницы, все ингредиенты для теста, колоски пшеницы, лупы, музыкальная колонка, запись гимна , разрезанные картинки по теме «Хлеб», на вышитом рушнике каравай, сюжетные картинки.
Ход занятия:
(звучит гимн Кубани)
Ой, Кубань ,ты наша Родина,
Вековой наш богатырь,
Многоводная, раздольная.
Разлилась ты вдаль и вширь.
Так пели наши предки, кубанские казаки. Так и называют эту благодатную землю- Кубанью. Смыслом жизни целых поколений была забота о куске хлеба.
Сегодня мы с вами проведём экскурсию и узнаем как растёт хлеб, а нашим путеводителем будет, как вы думаете кто?
Круглый, пышный, ароматный
У него румяный бок ,называется ребята
Это чудо -(колобок)
1 слайд-название
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (колосок)
Посмотрите какой золотой, красивый колосок у меня в руке. -Из чего он состоит ?(из зёрен)
(посадить детей за стол и рассмотреть через лупы зерно)
Работа с лупой
-Какой формы наши зёрнышки ? Какого цвета?
Золотой колосок, отведи нас в поле
Бескрайним золотым морем раскинулись на Кубани пшеничные поля , думаете легко вырастить хлеб? Нелегко. Давайте проследим какой путь проходит хлеб, прежде ,чем попасть к нам на стол.
-Когда начинается подготовка земли к севу? (весной, как только оттает и просохнет земля)
2 слайд -вспашка.
Колобок спрашивает вас ребята ,чтобы посеять в землю зерно ,что необходимо сделать? (вспахать, поборонить, удобрить)
-А когда всё распахали ,можно ли сеять зерно?
(надо подготовить сеялки, семена, сделать бороздки, посеять и заборонить поля)
-Скажите, а кто управляет тракторами, сеялками? (трактористы ,комбайнёры)
3слайд-профессии
4 слайд- сев.
Ровными, аккуратными рядами укладывают зерна пшеницы в почву сеялки.
Вот пшеница взошла. Всё лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое .Но вот зёрна созрели ,в поля выходят другие машины.
-Как они называются? (комбайны)
5 слайд-комбайн
Начинается уборка ,а в старину называли уборку жатвой. Раньше это делали вручную, с утра до ночи мужчины косили, а женщины срезали серпами колосья. Затем слаживали в скирды .Скирда-это сложенное сено для просушки.
-Что делает комбайн?(скашивает и обмолачивает зерно)
физминутка
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
-Кто знает куда везут зерно с полей? (на ток, элеватор)
слайд-ток ,элеватор.
Это специальное сооружение для хранения зерна.
-Что делают с зерном на току?(сортируют, сушат, веют)
-Куда потом везут зерно?(на мельницу)
-Для чего нужна мельница? (молоть зерно в муку)
слайд-мельница
-Кто мелет зерно? (мельник)
-Куда мука едет дальше ?(в магазин, на пекарню)
На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с мукой добавляется вода, сахар, дрожжи ,соль .
слайд-пекарня
-Кто хлеб печёт?(пекарь)
9-слайд-хлеб
Хлеб-это настоящее богатство, его нужно беречь
Пословицы.
-Какие пословицы вы знаете?
1.Хлеб поспевает- работник не гуляет.
2.Хлеб- всему голова.
3.свой сухарь- лучше чужих пирогов.
4. Без хлеба краюшки -не прожить и седой старушки.
5.Горька работа- да сладок хлеб.
-А как вы относитесь к хлебу? (Доедаем ,не бросаем)
-А какой хлеб вы любите больше всего? (белый, ржаной)
-Ребята, а кто из вас видел ,как мама делает тесто?
-Какие нужны компоненты для теста?(перечисляют)
Показ детям теста
Игра «Бесконечное предложение» (передавать мяч)
Я скажу слово хлеб, а вы ответите какой он.
Хлеб -душистый. тёплый, мягкий и т.д.
Игра « Хлебобулочное изделие»
( кто быстрее соберёт разрезанную картинку )
-Скажите у вас был случай, когда хлеб вам показался очень вкусным?
-Остаётся ли у вас лишний хлеб?
-А что вы с ним делаете? Почему хлеб нужно беречь?
М. Глинская «Хлеб»
Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.
Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.
Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»
-Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».
Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:
«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».
Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»
- Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор.— Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.
Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».
-Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.
— Куда же теперь хлеб девать?
В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.
— Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».
Вопросы :
Почему Гриша бросил хлеб на землю? Как бы ты поступил на месте Гриши?
Что сказал мальчику дядя Матвей? Почему дядя Матвей не стал ругать Гришу?
Почему хлеб надо беречь? Как можно беречь хлеб? ( не покупать лишнего, из остатков хлеба можно сделать сухарики или сухарный пирог, остатки хлеба можно отдавать птичкам или другим животным.
Итог: Итак люди каких профессий трудятся ,чтобы хлеб попал к нам на стол?
Работа эта трудная ,тяжёлая, берегите хлеб!
Ребята мы сейчас вспомнили ,как хлеб на стол пришёл.
- А вы сможете сделать так, чтобы сейчас у каждого из вас появился свой хлеб?(нет)
А почему не сможете?