СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа о художниках. " Воскрешение дочери Иаира". Василий Поленов и Илья Репин. Творческое соперничество.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беседа о художниках.

« Воскрешение дочери Иаира».

Творческое соперничество. Василий Поленов и Илья Репин.

 

 

1863 год. После долгих колебаний талантливый юный дворянин Василий Поленов становиться студентом сразу двух высших учебных заведений. По разумному выбору, одобренному родителями и друзьями семьи, Василий вместе с братом Алексеем поступил на математический факультет Петербургского университета. Однако по совету друга семьи, Чистякова П.П., Поленов записался вольнослушателем в Академию художеств, студентом которой был сам Чистяков, впоследствии ставший знаменитым педагогом и профессором Академии.

Через год интенсивного обучения  Поленов решает оставить университет и держать экзамены в действительные студенты Академии художеств на второй курс. Вместе с ним из вольнослушателей в это же время переводился Илья Репин, с которым Поленов тогда познакомился. Среди экзаменов были не только рисунок и живопись, но и общеобразовательные предметы. И если у дворянина Поленова начертательная геометрия или история искусств являлись любимыми предметами, то бывшему иконописцу Репину они давались с трудом. В результате юноши попали на один курс: Илью зачислили в действительные студенты, но обратно на первый, а Василия перевели на второй.

Студент натурного класса Поленов, целиком погрузившийся в свои занятия живописью, сразу  продемонстрировал удивительные способности. Вскоре он уже был обладателем нескольких серебряных медалей за рисунки и этюд, а в 1867 блестяще окончил ученический курс. Теперь Василий решил участвовать в академическом конкурсе на золотые медали по классу исторической живописи. Этот же жанр избрал для себя и Репин, также заявивший о своём намерении непременно добиться золотых медалей.

В 1869 Поленов получил от Академии малую золотую медаль за свою первую картину. Вскоре такой же награды за работу на аналогичную тему удостоился и Репин. Одинаковые задания приняли художники и на выполнение своих главных конкурсных полотен.

Заданным сюжетом оказалось « Воскрешение дочери Иаира».

На полотне Поленова на переднем плане мы видим Спасителя у постели ожившей девочки. От девочки словно исходит свечение. Чудо только- только свершилось, и это уже не мертвенная бледность, но сияние вернувшейся жизни.

 Христос написан художником благоговейно, но без излишнего пафоса. Сам Спаситель в земной жизни любил называть Себя « Сын человеческий». Но в то же время Он оставался всесильным Богом, второй Ипостасью святой Троицы. И все свои чудеса Господь совершал не из-за стремления  произвести впечатление на окружающих, а от любви к людям, жалости к ним, стремления облегчить их страдания и подарить Свет. Таким вот Человеком, понимающим горе матери, сопереживающим, но и Богом, могущим изгнать саму смерть, предстаёт Христос на картине Поленова.  В поленовском образе дочери Иаира, протянувшем худенькую ручку к Христу, чувствуется теплота и  трогательность. Картина несёт впечатление искренности, тёплые мягкие цвета передают ощущение радости, которая постепенно охватывает всех людей, ставших свидетелями великого чуда, произошедшего в простом доме бедной еврейской семьи.

Мать девочки, словно боясь спугнуть, не смеет приблизиться к воскресшей дочери, но судорожно сжимает руки, переживая величайшую радость в своей жизни. Кажется, мы сейчас увидим, как через мгновение она броситься к ногам Спасителя со слезами счастья и благодарности. За ней стоит обрадованный отец, из-за его спины выглядывают домочадцы.

 

Главная особенность этой картины заключается в обыденности и естественности, как драпировок, так и изображенных на ней действий. Именно это производит впечатление на зрителя. Глядя на картину, становится ясно, что чудеса на Земле случаются.

 

Илья Репин тоже стремился сделать своё произведение возвышенным и одухотворённым. Его работа более продумана и выверена по всем  академическим канонам. Но  в картине чувствуется определённая напряжённость.

Художник мастерски передал необыкновенное удивление и испуг родителей. Они все еще надеются на чудо. Изображенная сцена передана так, что возникает ощущение важности и значительности события. Репину очень долго не хотелось браться за этот сюжет. Он предполагал, что эта тема ему чужда. И лишь тогда, когда он вспомнил свою сестру, смог проникнуться этой темой и представить ее, как действительно реальную ситуацию, произошедшую в жизни. Справа и в глубине все нарочито затемнено, что передает необыкновенную тишину и вызывает чувство томительного ожидания. Родственники девушки изображены в тени, так как они второстепенные персонажи. Девушка и пришедший Иисус Христос с невероятной выразительностью выделены светом. Этот прием верно расставляет акценты, а также направляет наш взгляд на главное место в картине.

Христос очень естественен, его лицо спокойно и мудро в собственном величии. Его руки совершенно обычны, как у простого человека. Жесты невероятно просты, но при этом действительно наполнены торжественностью. Девушка словно спит, а не умерла. Здесь зритель вновь соприкасается со столь излюбленной темой для Репина, как тема пробуждения. Во многих творениях мы видим спящих.

Также невероятно значим на картине отец. Психологизм Репина наиболее полно отражается именно в нем. Также ощущается красота и скорбность старости. Все краски невероятно сдержанны и при этом максимально гармоничны. Все это подходит к той полной драматизма сцене, которая стала темой полотна. Репин создавал эту картину, находясь под сильнейшим впечатлением Бетховена и его «Лунной сонаты», поэтому и творение получилось таким мощным. Именно это полотно названо полным тайн и загадок.

За картину « Воскрешение дочери Иаира»  Поленов был удостоен золотой медали и права бесплатной пенсионерской поездки за границу. Надо ли говорить, что Репин получил такую же награду…

 

Для меня же лично более близок образ Спасителя с картины Поленова. Впоследствии художник не раз вернётся к Нему. « Христос и грешница», известная ещё под названием

« Кто без греха?», « Среди учителей», где изображён Божественный Отрок в двенадцатилетнем возрасте, « Марфа приняла Его в дом свой», и, наконец, моя любимая-

« Мечты», где Христос сидит на камне, погрузившись в созерцание не просто открывавшейся пред ним панорамы Генисаретского озера, но и будущего спасённого им от плена греха и смерти человечества.

Любящий, всё понимающий, прощающий, но не слабый, а остающийся при всей казавшейся мягкости всесильным Творцом и Богом- Словом, Которым создавался мир, Христос Господь в один из моментов Своей Божественной Силы - в простом бедном доме , держащий за руку воскрешенную им еврейскую девочку.

 

Эпилог.

У одного еврейского старшины, начальника синагоги, по имени Иаира, была при смерти единственная дочь, двенадцатилетняя девица.

Иаир пришел ко Иисусу Христу, пал к ногам Его и усиленно просил Его, говоря: "дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива".

Видя веру Иаира, Иисус Христос пошел с ним. На пути встречает их посланный из дома Иаира и говорит ему: "дочь твоя умерла; не утруждай учителя".

Но Иисус, услышав это, сказал Иаиру: "не бойся, только веруй, и будет спасена".

Когда они подошли к дому, то увидели там большое смятение: все плакали и рыдали.

Господь сказал им: "не плачьте; девица не умерла, но спит".

Они же не поняли Его слов и стали смеяться над Ним, зная, что она умерла.

Но Иисус Христос, выслав из дома народ, взяв с Собою только родителей умершей и трех апостолов Своих - Петра, Иакова и Иоанна, вошел в комнату, где лежала умершая девица. Он взял ее за руку и сказал: "талифа куми", что значит; "девица, тебе говорю, встань!"

И возвратился дух ее; девица тотчас встала и начала ходить. Обрадованные родители ее были в великом изумлении.

Иисус Христос велел дать ей поесть и строго запретил им разглашать в народе о происшедшем. Но слух об этом разнесся по всей стране.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 9, 18-26; от Марка гл. 5, 21-43; от Луки, гл. 8, 41-56.

 

 

Используемая литература:

« Великие художники. Поленов».

Издательство « Директ- Медиа».

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Беседа о художниках. " Воскрешение дочери Иаира". Василий Поленов и Илья Репин. Творческое соперничество.»

Беседа о художниках.

« Воскрешение дочери Иаира».

Творческое соперничество. Василий Поленов и Илья Репин.



1863 год. После долгих колебаний талантливый юный дворянин Василий Поленов становиться студентом сразу двух высших учебных заведений. По разумному выбору, одобренному родителями и друзьями семьи, Василий вместе с братом Алексеем поступил на математический факультет Петербургского университета. Однако по совету друга семьи, Чистякова П.П., Поленов записался вольнослушателем в Академию художеств, студентом которой был сам Чистяков, впоследствии ставший знаменитым педагогом и профессором Академии.

Через год интенсивного обучения Поленов решает оставить университет и держать экзамены в действительные студенты Академии художеств на второй курс. Вместе с ним из вольнослушателей в это же время переводился Илья Репин, с которым Поленов тогда познакомился. Среди экзаменов были не только рисунок и живопись, но и общеобразовательные предметы. И если у дворянина Поленова начертательная геометрия или история искусств являлись любимыми предметами, то бывшему иконописцу Репину они давались с трудом. В результате юноши попали на один курс: Илью зачислили в действительные студенты, но обратно на первый, а Василия перевели на второй.

Студент натурного класса Поленов, целиком погрузившийся в свои занятия живописью, сразу продемонстрировал удивительные способности. Вскоре он уже был обладателем нескольких серебряных медалей за рисунки и этюд, а в 1867 блестяще окончил ученический курс. Теперь Василий решил участвовать в академическом конкурсе на золотые медали по классу исторической живописи. Этот же жанр избрал для себя и Репин, также заявивший о своём намерении непременно добиться золотых медалей.

В 1869 Поленов получил от Академии малую золотую медаль за свою первую картину. Вскоре такой же награды за работу на аналогичную тему удостоился и Репин. Одинаковые задания приняли художники и на выполнение своих главных конкурсных полотен.

Заданным сюжетом оказалось « Воскрешение дочери Иаира».

На полотне Поленова изображена компания людей, каждый из которых испытывает разные чувства и эмоции. Ожившая девушка выглядит красиво и естественно, но бледность ее лица и кожи говорит о том, что жизнь покидала ее тело. Христос написан художником благоговейно, но без излишнего пафоса. Сам Спаситель в земной жизни любил называть Себя « Сын человеческий». Но в то же время Он оставался всесильным Богом, второй Ипостасью святой Троицы. И все свои чудеса Господь совершал не из-за стремления произвести впечатление на окружающих, а от любви к людям, жалости к ним, стремления облегчить их страдания и подарить Свет. Таким вот Человеком, понимающим горе матери, сопереживающим, но и Богом, могущим изгнать саму смерть, предстаёт Христос на картине Поленова. В поленовском образе дочери Иаира, протянувшем худенькую ручку к Христу, чувствуется теплота и трогательность. Картина несёт впечатление искренности, тёплые мягкие цвета передают ощущение радости, которая постепенно охватывает всех людей, ставших свидетелями великого чуда, произошедшего в простом доме бедной вдовы.

Мать девочки, словно боясь спугнуть, не смеет приблизиться к воскресшей дочери, но судорожно сжимает руки, переживая величайшую радость в своей жизни. Кажется, мы сейчас увидим, как через мгновение она броситься к ногам Спасителя со слезами счастья и благодарности.

Главная особенность этой картины заключается в обыденности и естественности, как драпировок, так и изображенных на ней действий. Именно это производит впечатление на зрителя. Глядя на картину, становится ясно, что чудеса на Земле случаются.


Илья Репин тоже стремился сделать своё произведение возвышенным и одухотворённым. Его работа более продумана и выверена по всем академическим канонам. Но в картине чувствуется определённая напряжённость.

Художник мастерски передал необыкновенное удивление и испуг родителей. Они все еще надеются на чудо. Изображенная сцена передана так, что возникает ощущение важности и значительности события.
Репину очень долго не хотелось браться за этот сюжет. Он предполагал, что эта тема ему чужда. И лишь тогда, когда он вспомнил свою сестру, смог проникнуться этой темой и представить ее, как действительно реальную ситуацию, произошедшую в жизни.
Справа и в глубине все нарочито затемнено, что передает необыкновенную тишину и вызывает чувство томительного ожидания. Родственники девушки изображены в тени, так как они второстепенные персонажи. Девушка и пришедший Иисус Христос с невероятной выразительностью выделены светом. Этот прием верно расставляет акценты, а также направляет наш взгляд на главное место в картине.

Христос очень естественен, его лицо спокойно и мудро в собственном величии. Его руки совершенно обычны, как у простого человека. Жесты невероятно просты, но при этом действительно наполнены торжественностью. Девушка словно спит, а не умерла. Здесь зритель вновь соприкасается со столь излюбленной темой для Репина, как тема пробуждения. Во многих творениях мы видим спящих.

Также невероятно значим на картине отец. Психологизм Репина наиболее полно отражается именно в нем. Также ощущается красота и скорбность старости.
Все краски невероятно сдержанны и при этом максимально гармоничны. Все это подходит к той полной драматизма сцене, которая стала темой полотна.
Репин создавал эту картину, находясь под сильнейшим впечатлением Бетховена и его «Лунной сонаты», поэтому и творение получилось таким мощным. Именно это полотно названо полным тайн и загадок.

За картину « Воскрешение дочери Иаира» Поленов был удостоен золотой медали и права бесплатной пенсионерской поездки за границу. Надо ли говорить, что Репин получил такую же награду…


Для меня же лично более близок образ Спасителя с картины Поленова. Впоследствии художник не раз вернётся к Нему. « Христос и грешница», известная ещё под названием

« Кто без греха?», « Среди учителей», где изображён Божественный отрок в двенадцатилетнем возрасте, « Марфа приняла его в дом свой», и, наконец, моя любимая-

« Мечты», где Христос сидит на камне, погрузившись в созерцание не просто открывавшейся пред ним панорамы Генисаретского озера, но и будущего спасённого им от плена греха и смерти человечества. Любящий, всё понимающий, прощающий, но не слабый, а остающийся при всей казавшейся мягкости всесильным Творцом и Богом- Словом, Которым создавался мир, Христос Господь в один из моментов Своей Божественной Силы - в простом доме бедной вдовы, держащий за руку воскрешенную им еврейскую девочку.


Эпилог.

У одного еврейского старшины, начальника синагоги, по имени Иаира, была при смерти единственная дочь, двенадцатилетняя девица.

Иаир пришел ко Иисусу Христу, пал к ногам Его и усиленно просил Его, говоря: "дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива".

Видя веру Иаира, Иисус Христос пошел с ним. На пути встречает их посланный из дома Иаира и говорит ему: "дочь твоя умерла; не утруждай учителя".

Но Иисус, услышав это, сказал Иаиру: "не бойся, только веруй, и будет спасена".

Когда они подошли к дому, то увидели там большое смятение: все плакали и рыдали.

Господь сказал им: "не плачьте; девица не умерла, но спит".

Они же не поняли Его слов и стали смеяться над Ним, зная, что она умерла.

Но Иисус Христос, выслав из дома народ, взяв с Собою только родителей умершей и трех апостолов Своих - Петра, Иакова и Иоанна, вошел в комнату, где лежала умершая девица. Он взял ее за руку и сказал: "талифа куми", что значит; "девица, тебе говорю, встань!"

И возвратился дух ее; девица тотчас встала и начала ходить. Обрадованные родители ее были в великом изумлении.

Иисус Христос велел дать ей поесть и строго запретил им разглашать в народе о происшедшем. Но слух об этом разнесся по всей стране.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 9, 18-26; от Марка гл. 5, 21-43; от Луки, гл. 8, 41-56.



Используемая литература:

« Великие художники. Поленов».

Издательство « Директ- Медиа».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!