СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа «Прозвища – это скверно!».

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная работа поможет при воспитании навыков культурной речи и общения детей

Просмотр содержимого документа
«Беседа «Прозвища – это скверно!».»

Беседа «Прозвища – это скверно!».

Цель: Воспитание навыков культурной речи и общения.

Задачи:

1. Формировать умение вежливо разговаривать, называть окружающих

людей по именам, формулировать фразы, содержащие комплименты.

2. Корректировать слуховое и зрительное внимание, восприятие и

память, словесно-логическое мышление.

3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, учить быть

внимательными к окружающим.

Ход занятия:

- Я предлагаю вам внимательно посмотреть отрывок из мультфильма, а

потом ответите на мой вопрос. (отрывок из мультфильма «Гадкий утёнок»).

- Скажите, как называли куры, петухи, утки, гуси и индюки маленького лебедя?

- Как относились птицы к маленькому лебедю?

- А как вы поняли, что они относились к лебедю плохо? В чём выражалось это

плохое отношение?

- Как вы считаете, о ком Андерсен написал эту сказку?

- А в нашей школе есть ребята, похожие на злых птиц? А в нашей семье? А

чем эти ребята похожи на индюков, уток и гусей из сказки?

- Поднимите, пожалуйста, руки те ребята, которые хотя бы раз называли

других ребят обидным прозвищем? А теперь те ребята, которых хотя бы раз обзывали, обращались не по имени, а кличкой?

- Мы с вами только что выяснили, что не всё благополучно в отношениях между нами. Вы обзываете, вас обзывают и часто эти прозвища и клички бывают очень обидными и жестокими.

- Вы догадались, о чём пойдёт речь на нашем занятии? - Сегодня мы поговорим о наших именах, о том, что прозвище - это скверно .

Мы поучимся говорить друг другу приятные слова и ещё много интересного.

- Поднимите руку те, кому нравится, что его называют не по имени, а кличкой, как собаку, кошку, корову или лошадь? А почему вам не нравится, когда вас называют прозвищем?

- Кому обычно дают клички? А разве мы животные?

- Итак, никому из вас не нравится откликаться на кличку и уважаешь других людей, не придумываешь им прозвищ, то и сам заслуживаешь уважения.

- Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы, пожалуйста, подумайте о чём оно?

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт,

Покуда слово сам не взвесишь,

Не отправляй его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

(В. Солоухин)

- О чём это стихотворение?

- Так ли безобидны клички и прозвища? Вы иногда смеясь, шутя обзываете друг друга.

Может ли в шутку сказанное прозвище обидеть, больно ранить человека?

- Давайте посмотрим отрывок из художественного фильма «Чучело».

Анализ отрывка из фильма

- Как ребята встретили новенькую девочку?

- Почему к ней сразу же приклеилось прозвище «Чучело»?

- На первый взгляд кажется, что в классе добрые, дружеские отношения, все радуются,

смеются, шутят. Но что-то не так. Что же не так в этом классе? - Как вы считаете, в этом классе добрые, дружеские отношения между ребятами? Почему?

- Ребята этого класса так привыкли к кличкам и прозвищам, что они уже заменили их

имена. Кого эти ребята вам напоминают? Почему?

- Надо ли привыкать к прозвищам, надо ли на них откликаться? Почему?

- Кому обычно люди дают клички? Почему?

Что делать, если тебя обзывают?

- Бывает такое, что ты к кому-то относишься по-доброму, не обзываешь его, а он

обращается к тебе кличкой. Как вы обычно ведёте себя в подобной ситуации?

- Как же поступить правильно, чтобы тебя не обзывали и не возникало конфликтов?

 Не обращать внимания. Сделать это бывает сложно, необходимо проявить

твёрдость и самообладание, упрямство, в хорошем смысле слова. Лучше всего

перенести своё внимание на другой объект или обратиться к другому человеку с

каким-нибудь вопросом.

 Задать обидчику вопрос: «Это ты ко мне? Вообще-то меня зовут… Ты что- хотел

мне сказать?»

 Попробовать объясниться с обидчиком. Спокойно сказать обзывающемуся

сверстнику, например, следующие фразы: «Ты меня обижаешь», «Почему ты

хочешь меня обидеть?», «Мне обидно это слышать».

 Можно искренне признаться, что обидные дразнилки надоели и попросить

оставить в покое. У обидчика появится чувство удовлетворённости и

потребность в унижении отпадёт.

 Использовать в ответ на обидное прозвище отговорку. Вот примеры отговорок:

«Чёрная касса, ключ у меня кто обзывается – сам на себя!», «Шёл крокодил,

твоё слово проглотил, а моё оставил!», «Кто, как обзывается, тот сам так

называется!». Все отговорки стоит произносить спокойным, доброжелательным

тоном, стремясь свести всё к шутке.

 Тебя называют обидным прозвищем или словом, например, тебе говорят:

«Дурак!». Отвечайте обидчику так: «Приятно познакомиться, а меня зовут…».

- Вы запомнили, как вести себя, когда тебя обзывают? Давайте повторим.

Отгадайте загадку:

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет;

Никто ни у кого не видел,

А у каждого есть.

- Без чего на свете нельзя обойтись? Что радует слух лучше любой музыки?

Конечно же, собственное имя. - Имя человека имеет особый смысл, значение.

- А сейчас я предлагаю вам снова познакомиться, как будто вы видите друг друга в

первый раз в жизни и в первый раз узнаёте имена друг друга.

Упражнение «Здравствуй, это я!»

Дети встают в круг и передают друг другу воздушный шар и говорят: «Здравствуйте,

меня зовут…», а далее рассказывают о себе, о своих достижениях и увлечениях и

передают шарик соседу со словами: «Юля, расскажи теперь о себе!». Начинает воспитатель.

- Какие замечательные ребята собрались в нашей семье! А хорошо ли мы познакомились? Давайте проверим.

Дети по кругу обращаются друг к другу со словами: «Саша, мне очень хочется

подружиться с тобой, ты интересный мальчик. Мне нравится твоё увлечение футболом, …».

- Давайте потренируемся называть друг друга по имени.

Упражнение «Ласковое имя»

Каждому ребёнку предлагается назвать ласково соседа, сидящего справа,

который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав «Спасибо, Вова».

Давайте говорить друг другу комплименты

Звучит отрывок из песни Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».

- Как вы думаете, о чём эта песня?

- Как вы считаете, что приятно окружающим людям услышать от нас, кроме обращения к ним по имени?

- Что такое комплимент? Давайте проверим наши предположения и заглянем в словарь Ожегова (один из детей читает определение понятия из словаря).

- Как правильно сделать человеку комплимент?

- Для того, чтобы сделать комплимент, нужно подметить в человеке какие-то хорошие качества, красивый внешний вид, знать его увлечения. Сейчас мы проверим, знаете ли вы хорошие стороны друг друга.

- Угадайте, о ком я сейчас говорю: умник, спортсмен, артист, танцор, весельчак, очень общительный и искренний.

- А сейчас попробуйте вы загадать загадку о ком-то из ребят, а мы отгадаем, о ком идёт речь. Только помните, говорить нужно только хорошее.

- Давайте поиграем и одновременно поучимся делать комплименты.

Игра «Комплименты»

-Встаньте. Сейчас зазвучит музыка. Вы должны подходить друг к другу, пожимать руки

и здороваться, обращаясь по имени. Как только музыка остановится, те, кто в этот

момент пожимали руки, должны обменяться комплиментами.

- Вам понравилось делать друг другу комплименты?

Подведём итоги

-Мы говорили о том, что…

-Сейчас я понял(а), что не хорошо…

-Сейчас я буду обращаться к другим ребятам…

-Мне будет приятно…

-Мне было интересно…

Игра «Улетайте клички!»

Вспомните клички, прозвища, которыми вы называли других ребят и напишите их на

отдельных листочках. Сверните листочки и сложите их в воздушные шары. Мы

отпустим шары, пусть все наши клички навсегда улетят вместе с шариками.

Игра «Здравствуйте имена!»

- Я желаю вам, чтобы вы научились уважать, прежде всего, самих себя. Ведь

уважающий себя человек не станет придумывать окружающим людям клички, не

станет обращаться к своим друзьям прозвищем. Помните, что мы люди, а не

животные и у нас есть имена.

-Обращайтесь друг к другу только по имени. Давайте хором

назовём всех ребят в классе по именам.

- Всем спасибо!