СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа "В.П. Соловьв-Седой. Жизнь в песне"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беседа о жизни и творчестве замечательного композитора-песенника В.П. Соловьева-Седого.

Просмотр содержимого документа
«Беседа "В.П. Соловьв-Седой. Жизнь в песне"»



МАУ ДО «ДШИ» Задонского муниципального района





Беседа:



« Василий Павлович Соловьев-Седой. Жизнь в песнях.»





110-летию со дня рождения композитора посвящается.







Подготовила:

преподаватель высшей категории Комова А.В.











г. Задонск 2017













110 лет со дня рождения (1907-1979)

 

Песни Соловьева-Седова составляют своеобразную летопись истории России XX века. Хотя большинство из них было написано во время войны и первые послевоен­ные десятилетия, их влияние на формирование песенной культуры продолжалось и в последующее время.

Соловьев-Седой родился в Петербурге, но родовые корни его во Псковщине.

Музыкальные способности мальчика заметили уже в детстве. Отец любил петь и самоучкой освоил гармонь. От него страсть к музыке и песне перенял Василий.

Закончив школу в 1923 году, он подрабатывал на танцевальных площадках, выступая в качестве тапера. Его импровизации заметил музыкант-профессионал, который посоветовал Василию получить музыкальное образование.

Отец убедил Василия подать документы в Ленинградский музыкальный техникум. Выдержав конкурс, Соловьев стал учиться в классе, которым руководил профессор консерватории П. Рязанов. Он и стал первым наставником будущего ком­позитора. В 1931 году Рязанова пригласили преподавать в Ленинградскую консерваторию, и весь его класс перевели туда на пер­вый курс.

В 1936 году Соловьев заканчивает консерваторию. К тому времени он был уже автором нескольких песен, но на­стоящая популярность пришла к нему гораздо позже. На открытие ленинградского Мюзик-холла он написал пес­ню о Ленинграде. Она получила высокую оценку присут­ствовавшего на открытии И. Дунаевского. В 1938 году Соловьева впервые пригласили писать музыку для кино­фильма. Он создал несколько песен и музыкальную сюи­ту для мелодрамы «11 июля».

В начале тридцатых годов Соловьев начинает работать над своим первым крупным произведением — балетом «Тарас Бульба».

В довоенные годы Соловьев написал также несколько комедий, поставленных на сценах разных театров.

Началась Великая Отечественная война.

И уже в августе 1941 года по радио про­звучала песня «Прощай, любимый город» о моряках черноморского флота, ставшая любимой песней краснофлотцев.

Осенью 1941 года Соловьеву пришлось уехать в эвакуацию. Но Соловь­ев не мог сидеть без дела в тылу. При содействии командования Оренбургского военного округа он организует эстрадный ансамбль «Ястребок». Соловьев пишет для ансамбля не­сколько песен и вскоре добивается отправки на фронт. Слова для его песен писал молодой поэт А. Фатьянов. Всего за одно лето они написали несколько десятков песен, которые помогали бойцам пережить страшные годы сражений, в них была теплота любимых сердец, ожидающих возвращения, надежда и вера в победу — «На солнечной поляночке», «Соловьи», «Ничего не говорила», «Давно мы дома не были», «Тальяночка», «Наш город». Многие из этих песен стали почти народными, их пели в землянках и на фронтовых концертах, не всегда зная авторов.

Сотрудничество с Фатьяновым продолжалось и после войны: были написаны песни «Где же вы, друзья-однополчане», «Поет гармонь за Вологдой».

В апреле 1943 года Соловьева-Седого вызывают в Москву. Он поселяется в гостинице «Москва» и начинает работать для Всесоюзного радиокомитета. Он работает с поэтами В. Лебедевым-Кумачом, М. Исаковским, на сти­хи И. Уткина пишет песню «Над Родиной грозные тучи». Композитору предлагали остаться в Москве, но при пер­вой же возможности он просит отправить его в Ленинг­рад. В конце 1943 года композитор становится лауреатом Сталинской премии.

В последний год войны он пишет музыку к кинокоме­дии «Небесный тихоход» (1945), две песни из которого «Потому, что мы пилоты» и «Пора в путь-дорогу» сразу же стали народными. В 1955 году Соловьев-Седой написал музыку к картине «Максим Перепелица» Песня «В путь» стала визитной карточкой этого фильма.

От яркой патриотической направленности песен Соловьев-Седой переходит к лирике. С1946 года начинается его многолетнее сотрудничество с М. Исаковским. Первой совместной работой стала песня «Не тревожь ты себя, не тревожь». За ней последовали «Услышь меня, хорошая», «Баллада о солдате». Всего же в этом сотрудничестве родилось тридцать песен.

Вместе с А. Фатьяновым он начинает работу над песенным циклом «Возвращение солдата». Начало ново­му замыслу положила песня «Где же вы, друзья-однопол­чане». От ее мелодии Соловьев повел мелодический ри­сунок еще пяти песен. Их герой постепенно меняется, он становится трактористом. Завершила цикл «Величаль­ная», в которой Соловьев как бы расстается со своим ге­роем. Первым исполнителем цикла стала известная певи­ца К. Шульженко.

В начале пятидесятых Соловьев-Седой регулярно выпускает оперетты, которые с успехом идут на сцене различных авторов. Оперетты «Шельменко-денщик», «Восемнадцать лет», «У родного причала» были экранизированы.

В 1959 году Соловьеву-Седому присуждается Ленин­ская премия за песни «В путь», «Версты», «Подмосковные вечера».

В семидесятые годы Соловьев-Седой много ездит по стране, посещает союзные республики, пишет несколько монументально-песенных циклов, создает циклы романсов на стихи А. Пушкина и С. Есе­нина. Последняя работа Соловьева — мюзикл «Теремок» по сказке С. Маршака. Но дописать ее композитор не ус­пел — 2 декабря 1979 года он неожиданно умер.