СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Билеты переходных экзаменов по русскому языку в армянской школе. XI класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Билеты переходных экзаменов по русскому языку в армянской школе. XI класс.»

Билет 1

  1. Прочитайте отрывок из поэмы А. Пушкина ,, Евгений Онегин»

А) Почему Онегину пришлось ехать в деревню”

Б) Что он решил сделать для облегчения жизни крестьян? В) Как это его характеризует?



2.Составить предложения с данными словосочетаниями . Найти грамматическую основу.

Рабочий день - молодой рабочий, мороженое мясо - вкусное мороженое.



3. Прочитайте и перескажите текст по-русски.



Գառնու տաճարը կառուցվել է մեր թվարկության առաջին դարում` 77 թվականին: Այն 1679 թվին փլվել է երկրաշարժից: 300 տարի հետո այն վերականգնվել է: Տաճարը նվիրված է արևի աստված Միհրին: Տաճարի 24 սյուները խորհրդանշում են օրվա 24 ժամերը:



4. Расскажите о вашем родном город или родном селе.















Вдруг получил он в самом деле 
От управителя доклад, 
Что дядя при смерти в постеле 
И с ним простится был бы рад. 
Прочтя печальное посланье, 
Евгений тотчас на свиданье 
Стремглав по почте поскакал 
И уж заранее зевал, 
Приготовляясь, денег ради, 
На вздохи, скуку и обман 
(И тем я начал мой роман); 
Но, прилетев в деревню дяди, 
Его нашел уж на столе, 
Как дань готовую земле. 

Один среди своих владений, 
Чтоб только время проводить, 
Сперва задумал наш Евгений 
Порядок новый учредить. 
В своей глуши мудрец пустынный, 
Ярем он барщины старинной 
Оброком легким заменил; 
И раб судьбу благословил. 
Зато в углу своем надулся, 
Увидя в этом страшный вред, 
Его расчетливый сосед; 
Другой лукаво улыбнулся, 
И в голос все решили так, 
Что он опаснейший чудак. 

V







Билет 2

  1. Прочитайте отрывок из поэмы А. Пушкина ,, Евгений Онегин»

А) С кем познакомился Онегин в деревне? Б) Как вы относитесь к тому , что Татьяна первая призналась Онегину в любви? В)Почему таких людей , как Онегин, называют ?



2. Слова из скобок поставьте в нужной форме. 1. Прожектор осветил нам ( дорога). 2. Молодость не имеет (понятие) о (старость), но старость знает ( молодость) наизусть . 3. Все поздравили (отец) с днем рождения. 4. Вера Николаевна учит (мы) русскому языку.



3. Прочитайте и перескажите текст по-русски.

Թափվող ջրի քանակով աշխարհում ամենահզորը Հյուսիսային Ամերիկայի Նիագարա գետի վրա գտնվող համանուն ջրվեժն է, որի բարձրությունը 51մ է: Իսկ աշհարհի ամենաբարձրը` 1054 մ բարձրությամբ, Անխել ջրվեժը գտնվում է հարավային Ամերիկայում: Ջրվեժն այդպես է կոչվել օդաչու Անխելի անունով, որը այն հայտնաբերել է 1935թ.



4. Расскажите об архитектурных памятниках Армении.











Вдруг получил он в самом деле 
От управителя доклад, 
Что дядя при смерти в постеле 
И с ним простится был бы рад. 
Прочтя печальное посланье, 
Евгений тотчас на свиданье 
Стремглав по почте поскакал 
И уж заранее зевал, 
Приготовляясь, денег ради, 
На вздохи, скуку и обман 
(И тем я начал мой роман); 
Но, прилетев в деревню дяди, 
Его нашел уж на столе, 
Как дань готовую земле. 

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой
И не заботился о том,
Какой у дочки тайный том
Дремал до утра под подушкой.
Жена ж его была сама
От Ричардсона без ума.



Билет 3



  1. Прочитайте отрывок из повести М. Лермонтова .



А)Что вы узнали о Грушницком?

Б) Как Печорин описывает его внешность, поведение , характер?

В) Как характеризует княжну Мери ее поступок у колодца?



2.Замените согласованное определение несогласованным.

А) На девушке было голубое шелковое платье. Б) Тучи приближались , и уже слышались громовые раскаты. Б) Во дворе слышались детские крики и смех. Г) Все лето мы провели в дедушкином доме.

3. Прочитайте и перескажите текст по-русски.



Նոբելյան մրցանակը առաջին անգամ շնորհվել է 1901 թ. Դեկտեմբերի 10-ին` մրցանակը սահմանողի մահվան տարելիցի օրը: Նոբելյան մրցանակը շնորհվում է Օսլոյում` Նորվեգիայի մայրաքաղաքում, համաձայն Նոբելյան կոմիտեի որոշման: Արարողությունը իրենց ներկայությամբ պատվում են Շվեդիայի ու Նորվեգիայի արքաները:



4. Каких художников вы знаете? Расскажите об одном из них.









Я остановился, запыхавшись, на краю горы и, прислонясь к углу домика, стал рассматривать окрестность, как вдруг слышу за собой знакомый голос

– Печорин! давно ли здесь?

Оборачиваюсь: Грушницкий! Мы обнялись. Я познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня. Грушницкий – юнкер. Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать 25 лет, хотя ему едва ли 21 год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль … Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий; спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает… Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьет одним словом; он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. Его цель – сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким-то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. Оттого-то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель. Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле; он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что-то не русская храбрость!.. Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание. Княжна Мери видела все это лучше меня.

Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала ему с телодвижением, исполненным невыразимой прелести; потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что ее маменька ничего не видала, кажется, тотчас же успокоилась. Когда Грушницкий открыл рот, чтоб поблагодарить ее, она была уже далеко





Билет 4

  1. Прочитайте отрывок из повести М. Лермонтова .



А) Какие чувства испытывал Печорин во время последней встречи с княжной Мери? Б) Как впоследствии объяснил Печорин свой отказ от брака с княжной Мери? В) Можно ли перечислить Печорина к людям?

  1. Спишите предложения , раскрывая скобки.



А) Сухие листья блестели в ( темнота). Б) Маша приходит из ( школа) ровно в три часа. В) Дети месяц назад вернулись с ( Черное море). Г) В (спортивный зал) с утра шли тренировки.



3. Прочитайте и перескажите текст по-русски.



Գիտնականների հաշվումներով Արարատ լեռը մոտավորապես երեք ու կես միլիոն տարեկան է: Մեծ և Փոքր Մասիսները իրարից բաժանվում են երկրաբանական մի ամբողջ դարաշրջանով: Մեծ Մասիսը 3,5 միլիոն տարեկան է, իսկ Փոքր Մասիսը ընդամենը 200 հազար տարեկան: Հետևաբար, Մեծ Մասիսը հազարամյակներ շարունակ եղել է միայնակ:



4. Рассказ на тему ,, Моя семья ”.



.

Я стоял против нее. Мы долго молчали; ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду; ее бледные губы напрасно старались улыбнуться; ее нежные руки, сложенные на коленах, были так худы и прозрачны, что мне стало жаль ее. – Княжна, – сказал я, – вы знаете, что я над вами смеялся?.. Вы должны презирать меня. На ее щеках показался болезненный румянец. Я продолжал: – Следственно, вы меня любить не можете… Она отвернулась, облокотилась на стол, закрыла глаза рукою, и мне показалось, что в них блеснули слезы. Это становилось невыносимо: еще минута, и я бы упал к ногам ее.

– Итак, вы сами видите, – сказал я сколько мог твердым голосом и с принужденной усмешкой, – вы сами видите, что я не могу на вас жениться, если б вы даже этого теперь хотели, то скоро бы раскаялись. Мой разговор с вашей матушкой принудил меня объясниться с вами так откровенно и так грубо; я надеюсь, что она в заблуждении: вам легко ее разуверить. Вы видите, я играю в ваших глазах самую жалкую и гадкую роль, и даже в этом признаюсь; вот все, что я могу для вас сделать. Какое бы вы дурное мнение обо мне ни имели, я ему покоряюсь… Видите ли, я перед вами низок. Не правда ли, если даже вы меня и любили, то с этой минуты презираете? Она обернулась ко мне бледная, как мрамор, только глаза ее чудесно сверкали. – Я вас ненавижу… – сказала она. Я поблагодарил, поклонился почтительно и вышел.

И теперь, здесь, в этой скучной крепости, я часто, пробегая мыслию прошедшее, спрашиваю себя: отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное?.. Нет, я бы не ужился с этой долею! Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки, но мало-помалу отделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани…



Билет 5



  1. Прочитайте отрывок из рассказа А.П. Чехова ,, Смерть чиновника” .


А) Какой неожиданный случай произошел с Червяковым в театре? Б) Как относился генерал к извинениям Червякова в первый раз и в конце рассказа.? В) Почему автор дал герою такую фамилию??



  1. Укажите цифру (цифры) на месте которой пишется И.

Н(1) за что н(2) понять людям, каким образом Бим находил целебные травы. Может быть, ему удавалось это делать , потому что он н( 3) ждал н(4) с чьей стороны н(5)каких подсказок.



3. Письменный перевод текста с армянского на русский.

Այո, ամենից առաջ պետք է իմանալ, որ խոսել նշանակում է մտածել; Իրոք, լեզուն մտածողության հետ կապված է անմիջաբար: Ավելին՝ մտածել, արդեն իսկ նշանակում է խոսել, միայն թե մտքում խոսել; Համոզվելու համար փորձեք որևէ բան մտածել առանց բառերի: Ոչ, ինչքան էլ ջանք թափեք, բան դուրս չի գա:



4. Расскажите о вашем любимом виде спорта или о вашем любимом спортсмене.










В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на "Корневильские колокола". Он глядел и чувствовал себя наверху блаженства. Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают. Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то. В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения.

"Я его обрызгал! - подумал Червяков. - Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо".

Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал генералу на ухо:

- Извините, ваше-ство, я вас обрызгал... я нечаянно...

- Ничего, ничего...

- Ради бога, извините. Я ведь... я не желал!

- Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!

Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство. В антракте он подошел к Бризжалову, походил возле него и, поборовши робость, пробормотал:

- Я вас обрызгал, ваше-ство... Простите... Я ведь... не то чтобы...

- Ах, полноте... Я уж забыл, а вы все о том же! - сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой.











К АРМЕНИИ

В тот год, когда господь сурово Над нами длань отяготил,— Я, в жажде сумрачного крова, Скрываясь от лица дневного, Бежал к бесстрастию могил. Я думал: божескую гневность Избуду я в святой тиши: Смирит тоску седая древность, Тысячелетних строф напевность Излечит недуги души. Но там, где я искал гробницы, Я целый мир живой обрел: Запели, в сретенье денницы, Давно истлевшие цевницы, И смерти луг — в цветах расцвел. Не мертвым голосом былины,— Живым приветствием любви Окрестно дрогнули долины, И древний мир, как зов единый, Мне грянул грозное: «Живи!»

9 декабря 1915, Москва, Тифлис





Билет 15

1. Прочитайте отрывок из повести Ф. Достоевского .

А) При каких обстоятельствах произошла встреча героя с Настенькой? Б) Какие чувства вызвала она у него

2. Напишите данные личные местоимения в нужной форме.

Хотите я покажу (вы) наш университет. Концерт пианиста (я) очень понравился.. Я дружу с Арменом со второго класса. А очень хорошо знаю (он). Мои друзья далеко, хо я часто переписываюсь с (они).

3. Прочитайте и перескажите текст по-русски.



Թումանյանն իր առաջին պոեմը գրել է 12 տարեկանում, երբ սովորում էր Ջալալօղլու դպրոցում։ Թումանյանը գրել է բանաստեղծություններ, պոեմներ, քառյակներ, բալլադներ, պատմվածքներ ու հեքիաթներ, ակնարկներ, հոդվածներ։ Լայն ճանաչում է ձեռք բերել «Բանաստեղծություններ» հավաքածուի լույս տեսնելուց հետո։



4 Какой музыкальный стиль ближе всего вам? Почему?











Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Дорога моя шла по набережной канала, на которой в этот час не встретишь живой души. Вдруг со мной случилось самое неожиданное приключение.

В сторонке, прислонившись к перилам канала, стояла женщина

Она, кажется, не слыхала шагов моих, даже не шевельнулась, когда я прошел мимо.  И вдруг я остановился как вкопанный. Мне послышалось глухое рыдание. Да! я не обманулся: девушка плакала, и через минуту еще и еще всхлипывание. Боже мой! У меня сердце сжалось. И как я ни робок с женщинами, но ведь это была такая минута!..  Но покамест я искал слово, девушка очнулась, оглянулась, спохватилась, потупилась и скользнула мимо меня по набережной. Я тотчас же пошел вслед за ней, но она догадалась, оставила набережную, перешла через улицу и пошла по тротуару. Я не посмел перейти через улицу. Сердце мое трепетало, как у пойманной птички. Вдруг один случай пришел ко мне на помощь.

По той стороне тротуара, недалеко от моей незнакомки, вдруг появился господин во фраке, солидных лет. Он шел, пошатываясь и осторожно опираясь об стенку. Вдруг мой господин срывается с места и летит со всех ног, бежит, догоняя мою незнакомку. Она шла как ветер, но колыхавшийся господин настигал, настиг, девушка вскрикнула – и… я благословляю судьбу за превосходную сучковатую палку, которая случилась на этот раз в моей правой руке. Я мигом очутился на той стороне тротуара, мигом незваный господин понял, в чем дело, отстал.















Билет 16

  1. Прочитайте отрывок из повести Ф. Достоевского .



А) Что рассказала Настенька о себе?

Б) Б) Почему бабушка впустила в дом нового жильца. В)Как изменилась жизнь Насти с его приходом?



  1. Замените прямую речь косвенной.

. ,- сказал Миша, взяв меня за руку. - взволнованно спросила Надя.

-спросил мальчик.

3. Прочитайте и перескажите текст по-русски.



Ալեքսանդր Սերգեևիչ Պուշկինը , որը համաշխարհային մշակույթի գանձարանը հարստացրել է գեղարվեստական խոսքի անմահ ստեղծագործություններով , դեռևս վաղ հասակից սիրել է բնությունն ու ճանապարհորդելը: Պուշկինի նշանավոր ճանապարհորդություններից մեկը եղել է 1829 թվականին Էրզրում գալիս: Իր ճամփորդական նոթերը նա հետագայում հրապարակել է ,, Ճամփորդություն դեպի Արզրում” գրքում:



4. Расскажите, что делается в вашем городе, в вашей школе для охраны природы.




Есть у меня старая бабушка. Я к ней попала еще очень маленькой девочкой, потому что у меня умерли и мать и отец. Надо думать, что бабушка была прежде богаче, потому что и теперь вспоминает о лучших днях. Она же меня выучила по-французски и потом наняла мне учителя. Когда мне было пятнадцать лет (а теперь мне семнадцать), учиться мы кончили…Ну-с, я вам еще позабыла сказать, что у нас, то есть у бабушки, свой дом, то есть маленький домик, всего три окна, совсем деревянный и такой же старый, как бабушка; а наверху мезонин; вот и переехал к нам в мезонин новый жилец…

Так как он не торговался, то бабушка и пустила его, а потом и спрашивает: «Что, Настенька, наш жилец молодой или нет?» Я солгать не хотела: «Так, говорю, бабушка, не то чтоб совсем молодой, а так, не старик». – «Ну, и приятной наружности?» – спрашивает бабушка.

Я опять лгать не хочу. «Да, приятной, говорю, наружности, бабушка!» А бабушка говорит: « Я это, внучка, тебе для того говорю, чтоб ты на него не засматривалась. Прошло две недели; жилец и присылает сказать с Феклой, что у него книг много французских и что всё хорошие книги, так что можно читать; так не хочет ли бабушка, чтоб я их ей почитала, чтоб не было скучно? Бабушка согласилась с благодарностью, только все спрашивала, нравственные книги или нет. потому что если книги безнравственные, так тебе, говорит, Настенька, читать никак нельзя, ты дурному научишься.

Так ты, – говорит, – Настенька, смотри их не прочти. Каких это, – говорит, – он книг прислал?

– А все Вальтера Скотта романы, бабушка.

Вот мы и начали читать Вальтера Скотта и в какой-нибудь месяц почти половину прочли. Потом он еще и еще присылал, Пушкина присылал, так что наконец я без книг и быть не могла и перестала думать, как бы выйти за китайского принца.





Билет 17

1. Прочитайте отрывок из повести Ф. Достоевского .

А)Чем закончилась последняя встреча героев? Б)Как отнесся герой повести к замужеству Настеньки?.

2.Вставьте пропущенные знаки препинания.



К Витиному брату пришел товарищ и сказал Потерян у меня день Товарищ ушел, а Витя спрашивает у брата Как это может потеряться день Брат ответил Потерянный считается тот день, в который человек не сделал никакого полезного дела или ничему не научился.

3. Прочитайте и перескажите текст по-русски.

Արամ Խաչատրյանը վառ անհատականությամբ օժտված կոմպոզիտոր է: Խաչատրյանի արվեստի ակունքը Հայաստանն է, հայ երգը: Նա լայնորեն օգտվել է ժողովրդական երաժշտությունից , դիտել այն որպես անսպառ աշխարհ: Կոմպոզիտորը նորովի հնչեցրեց ժողովրդական մեղեդիները իր բազմաժանր ստեղծագործություններում:



4.Расскажите, что вы знаете о столице России-городе Москве.










Вчера, когда мы прощались, облака стали заволакивать небо и подымался туман.

– Коли будет дождь, мы не увидимся! – сказала она, – я не приду.

Однако как радость и счастие делают человека прекрасным! как кипит сердце любовью! Кажется, хочешь излить все свое сердце в другое сердце, хочешь, чтоб все было весело, все смеялось. И как заразительна эта радость! Вчера в ее словах было столько неги, столько доброты ко мне в сердце… Как она ухаживала за мной, как ласкалась ко мне, как ободряла и нежила мое сердце! О, сколько кокетства от счастия! А я… Я принимал все за чистую монету; я думал, что она… Но, боже мой, как же мог я это думать? как же мог я быть так слеп, когда уже все взято другим, все не мое; когда, наконец, даже эта самая нежность ее, ее забота, ее любовь… да, любовь ко мне, – была не что иное, как радость о скором свидании с другим, желание навязать и мне свое счастие?.. Когда он не пришел, когда мы прождали напрасно, она же нахмурилась, она же заробела и струсила. Все движения ее, все слова ее уже стали не так легки, игривы и веселы. И, странное дело, – она удвоила ко мне свое внимание, как будто инстинктивно желая на меня излить то, чего сама желала себе, за что сама боялась, если б оно не сбылось. Моя Настенька так оробела, так перепугалась, что, кажется, поняла наконец, что я люблю ее, и сжалилась над моей бедной любовью. Так, когда мы несчастны, мы сильнее чувствуем несчастие других; чувство не разбивается, а сосредоточивается… Я пришел к ней с полным сердцем и едва дождался свидания. Она пришла раньше меня целым часом. Сначала она всему хохотала, всякому слову моему смеялась. Я начал было говорить и умолк. – Знаете ли, отчего я так рада? – сказала она, – так рада на вас смотреть? так люблю вас сегодня.

– Я оттого люблю вас, что вы не влюбились в меня. Ведь вот иной, на вашем месте, стал бы беспокоить, приставать, разохался бы, разболелся, а вы такой милый!



Билет 18

  1. Прочитайте отрывок из романа И. Тургенева .



А) Что узнала Елена об Инсарове из рассказа Берсенева? Б)Чем занимался Инсаров в России? В) Взволновала ли Елену рассказ Берсенева? 



  1. Прочитайте, определите виды придаточных предложений.

А) Сосна растет там, где не может расти другое дерево. Б) С вершины скалы мы видели , как на солнце блещут озера. В) Туристы поднимались на гору, которая густо поросла кустарником.

Г) Я вернусь, когда раскинет ветви по-осеннему наш белый сад.

Д) Лес стоял темный и молчаливый, потому что главные певцы улетели.



3. Прочитайте и перескажите текст по-русски.

Թատրոնը ծնունդ է առել հին Հունաստանում : Հայաստանում թատրոնը սկզբնավորվել է մեր թվարկությունից առաջ 95-55 թվականներին: Տիգրանակերտում թատրոն է կառուցել հայոց թագավոր Արտավազդ երկրորդը, որը նաև դրամատուրգ էր: Մեր թվարկությունից առաջ 53 թ. մայրաքաղաք Աշտարակում բեմադրվել է հույն դրամատուրգ Եվրիպիդեսի ողբերգություններից մեկը:



4. Любите ли вы читать? Расскажите о вашей любимой книге и любимом литературном герое.










— Впрочем, — продолжал Берсенев, — я должен оговориться. Я знаю одного студента, — правда, он не моего курса, — это действительно замечательный человек.
— Как его зовут? — с живостью спросила Елена.
— Инсаров, Дмитрий Никанорович. Он болгар.
— Не русский?
— Нет, не русский.
— Зачем же он живет в Москве?
— Он приехал сюда учиться. И знаете ли, с какою целью он учится? У него одна мысль: освобождение его родины. И судьба его необыкновенная. Отец его был довольно зажиточный купец, родом из Тырнова. Тырнов теперь небольшой городок, а в старину это была столица Болгарии, когда еще Болгария была независимым королевством. Торговал он в Софии, имел сношения c Россией; сестра его, родная тетка Инсарова, до сих пор живет в Киеве, замужем за старшим учителей истории в тамошней гимназии. В тысяча восемьсот тридцать пятом году, стало быть восемнадцать лет тому назад, совершилось ужасное злодеяние: мать Инсарова вдруг пропала без вести; через неделю ее нашли зарезанною. — Елена содрогнулась. Берсенев остановился.
— Продолжайте, продолжайте, — проговорила она.
— Ходили слухи, что ее похитил и убил турецкий ага; ее муж, отец Инсарова, дознался правды, хотел отметить, но он только ранил кинжалом агу… Его расстреляли.
— Расстреляли? без суда?
— Да. Инсарову в то время пошел восьмой год. Он остался на руках у соседей. Сестра узнала об участи братниного семейства и пожелала иметь племянника у себя. Его доставили в Одессу, а оттуда в Киев. В Киеве он прожил целых двенадцать лет. Оттого он так хорошо говорит по-русски.
— Он говорит по-русски?
— Как мы с вами. Когда ему минуло двадцать лет (это было в начале сорок восьмого года), он пожелал вернуться на родину. Был в Софии и Тырнове, всю Болгарию исходил вдоль и поперек, провел в ней два года, выучился опять родному языку. Турецкое правительство преследовало его, и он, вероятно, в эти два года подвергался большим опасностям; я раз увидел у него на шее широкий рубец, должно быть, след раны; но он об этом говорить не любит. Он тоже в своем роде молчальник. Я пытался его расспрашивать — не тут-то было. Отвечает общими фразами. Он ужасно упрям. В пятидесятом году он опять приехал в Россию, в Москву, с намерением образоваться вполне, сблизиться с русскими, а потом, когда он выйдет из университета…


Билет 19


1.Прочитайте отрывок из романа И. Тургенева .



А) Как характеризуют героя его поступки? Б) Почему Инсаров дорожил мнением Елены?



2.Вместо точек вставьте подходящие по смыслу союзы.

Учился Пушкин легко, … не любил математику и немецкий, … уже в Лицее юноша начинает писать русские стихи, … вскоре его произведения появляются на страницах журналов.

3. Прочитайте и перескажите текст по-русски.

Գյուտարար Թոմաս Էդիսոնի ծանոթները զարմանում էին , թե ինչու է այսպիսի դժվարությամբ բացվում նրա մուտքի դուռը: - Այնպիսի հանճարը, ինչպիսին դու ես, Թոմաս, կարող էր ավելի լավ դռնակ պատրաստել: -Իմ կարծիքով , դռնակը հանճարեղ է պատրաստված, -ասաց Էդիսոնը : Այն միացված է տնային ջրմուղի պոմպին , որպեսզի յուրաքանչյուրը, ով ներս է մտնում , տարողության մեջ մղի 20 լիտր ջուր:



4. Какие из проблем современной молодежи волнует вас?












Она заглянула в закутку, убедилась, что щенки живы и здоровы и что солому им постлали свежую, обернулась и чуть не вскрикнула: прямо к ней, по аллее, шел Инсаров, один.
— Здравствуйте, — промолвил он, приближаясь к ней и снимая картуз. Она заметила, что он точно сильно загорел в последние три дня. — Я хотел прийти сюда с Андреем Петровичем, да он что-то замешкался; вот я и отправился без него. В доме у вас никого нет: все спят или гуляют, я и пришел сюда.
— Вы как будто извиняетесь, — отвечала Елена. — Это совсем не нужно. Мы все очень рады вас видеть… Сядемте тут на скамейке, в тени.
Она села. Инсаров поместился возле нее.
— Вас, кажется, дома не было это время? — начала она.
— Да, — отвечал он, — я уходил… Вам Андрей Петрович сказывал?
Инсаров глянул на нее, улыбнулся и начал играть картузом. Улыбаясь, он быстро моргал глазами и выдвигал вперед губы, что придавало ему очень добродушный вид.
— Андрей Петрович, вероятно, вам также сказал, что я ушел с какими-то… безобразными людьми, — проговорил он, продолжая улыбаться.
— Что же вы подумали обо мне? — спросил он ее вдруг
— Я подумала, — промолвила она… — я подумала, что вы всегда знаете, что делаете, и что вы ничего дурного не в состоянии сделать.
— Ну, и спасибо вам за это. Вот видите ли, Елена Николаевна, — начал он, как-то доверчиво подсаживаясь к ней, — наших здесь небольшая семейка; есть между нами люди малообразованные; но все крепко преданы общему делу. К несчастию, без ссор нельзя, а меня все знают, верят мне; вот и позвали меня разобрать одну ссору. Я отправился.
— И трудно вам было?
— Трудно. Один все упрямился. Деньги не хотел отдать.
— Как? Из-за денег была ссора?
— Да; и деньги-то небольшие. А вы что полагали?
— И вы для таких пустяков за шестьдесят верст ездили? Три дня потеряли?
— То не пустяки, Елена Николаевна, когда свои земляки замешаны. Тут отказаться грех. Вы вот, я вижу, даже щенкам не отказываете в помощи, и я вас хвалю за это. А что я время-то потерял, это не беда, потом наверстаю. Наше время не нам принадлежит.
— Кому же?
— А всем, кому в нас нужда. Я вам все это так с бухта-барахта рассказал, потому что я дорожу вашим мнением. — Вы дорожите моим мнением, — проговорила Елена вполголоса, — почему?
Инсаров опять улыбнулся.
— Потому что вы хорошая барышня, не аристократка… вот и все.

Билет 20

. 1. Прочитайте отрывок из повести Ф. Достоевского .

А)Чем закончилась последняя встреча героев? Б) За что Настенька благодарна герою?.



2. Глаголы в скобках напишите в настоящем времени.

А) Я (учиться) в старшей школе. Б) Маша (приходить) из школы ровно в три часа В) Какую спортивную секцию ты (посещать)? Г) Сухие листья (белеть) в темноте. Д) Ученики девятого класса (готовиться) к экзаменам

3. Прочитайте и перескажите текст по-русски.

Մինչև տպագրության գյուտը գրքերը գրվում, արտագրվում ու բազմացվում էին ձեռքով և պատկերազարդվում էին մանրանկարներով: Միջնադարյան Հայաստանում և նրա սահմաններից դուրս գործել են մանրանկարչության բազմաթիվ կենտրոններ: Մեզ են հասել այդ դպրոցների այնպիսի տաղանդավոր գործիչների ստեղծագործու-թյուններ, ինչպիսիք են Մոմիկը, Թորոս Ռոսլինը, Թորոս Տարոնեցին և ուրիշներ:



4. Каким качеством , по-вашему, должен обладать лидер?










– Посмотрите на небо, Настенька, посмотрите! Завтра будет чудесный день; какое голубое небо, какая луна! Но Настенька не смотрела на облако, она стояла молча как вкопанная; через минуту она стала как-то робко, тесно прижиматься ко мне. Рука ее задрожала в моей руке; я поглядел на нее… Она оперлась на меня еще сильнее.

В эту минуту мимо нас прошел молодой человек. Он вдруг остановился, пристально посмотрел на нас и потом опять сделал несколько шагов. Сердце во мне задрожало…

– Настенька, – сказал я вполголоса, – кто это, Настенька?

– Это он! – отвечала она шепотом, еще ближе, еще трепетнее прижимаясь ко мне… Я едва устоял на ногах.

– Настенька! Настенька! это ты! – послышался голос за нами, и в ту же минуту молодой человек сделал к нам несколько шагов…

Боже, какой крик! как она вздрогнула! как она вырвалась из рук моих и порхнула к нему навстречу!.. Я стоял и смотрел на них, как убитый. Я долго стоял и глядел им вслед… Наконец оба они исчезли из глаз моих.  Мои ночи кончились утром. День был нехороший. Шел дождь и уныло стучал в мои стекла; в комнатке было темно, на дворе пасмурно. – Письмо к тебе, батюшка, по городской почте почтарь принес, – проговорила надо мною Матрена. Я сломал печать. Это от нее «О, простите, простите меня! – писала мне Настенька, – на коленях умоляю вас, простите меня! Я обманула и вас и себя. Не обвиняйте меня, потому что я ни в чем не изменилась пред вами; я сказала, что буду любить вас, я и теперь вас люблю, больше чем люблю. О боже! если б я могла любить вас обоих разом! О, если б вы были он!» «О, если б он были вы!» – пролетело в моей голове. Я вспомнил твои же слова, Настенька! «Бог видит, что бы я теперь для вас сделала! Я знаю, что вам тяжело и грустно. Я оскорбила вас, но вы знаете – коли любишь, долго ли помнишь обиду. А вы меня любите! Благодарю! да! благодарю вас за эту любовь.





ԲԱՌԱՐԱՆ

Билет 1

Փլվել-был разрушен , Երկրաշարժ-землетрясение, Սյուներ- колонны, Վերականգնվել- был восстановлен ,Խորհրդանշել-символизировать

Билет 2

Թափվող-ниспадающий , Ամենահզորը- самый мощный Հայտնաբերել-обнаружить

Билет 3

Սահմանող-учреждающий, Շնորհվում է- присваивается, Որոշում-решение, Արարողություն-церемония, Պատվում են-чествуют

Билет 4

Հաշվումներով- по подсчетам, Դարաշրջան- эпоха, Երկրաբանական –геологически

Билет 5 Билет 6

Մտածել- думать Ցուցահանդես-выставка Ջանք թափել-приложить усилия Դիմանկար- портрет Մտածողություն –мышление Բնանկար-пейзаж Անմիջաբար- непосредственно, напрямую Արտասովոր-необычный

Билет 7 Билет 8

Իմաստուն-мудрец Բնակավայր- населенный пункт Տիրակալ-владыка Հիմնադրել- основать Հակառակորդ-противник Ծոռ-правнук

Билет 9 Билет 10

Այնուամենայնիվ-однако тем не менее Կեղծանուն-псевдоним Ոսկու տենդ –золотая лихорадка Վիպասան- романист Հիացած-восхищен Խորհուրդ-совет Հարաբերականության տեսություն Արտակարգ- особый -теория օтносительности

Билет 11 Կոթող –памятник. ,Հրապարակայի-публичное Խորհրդանիշ- символ Էյֆելյան աշտարակ- Эйфелевая башня , Նախագիծ –проект ,Տևել-длилась Յուրօրինակ-своеобразный, Ապշեցուղիչ՝ ճշգրտությամբ- удивительной точностью

Билет 12 Վազեց մարմնի վրայով- пробежала по его телу, լավություն կանեմ- добро сделаю». 
Билет 13 Հունգարացի – венгерский Ծնվում են –рождаются, Գողությունների մեծ մասը- большинство краж

Билет 14 Մեծ արագությամբ –на высокой скорости , Հնարավոր է –возможно, Տխուր- грвустно, Անուղղելի օրինազանց- Неисправимый правонарушитель

Билет15 Լայն ճանաչում-широкую известность, Ակնարկ-օчерк Հոդված-статья, Լույս տեսնելուց հետո- после выхода в свет

Билет 16 Համաշխարհային մշակույթի գանձարան -Сокрօвищниц мировой культуры , գեղարվեստական խոսք-художественное слово ճամփորդական նոթեր- путевые заметки, հրապարակել-опубликовать

Билет 1 7 Վառ անհատականություն- Яркая самобытность, Ակունք-исток Անսպառ-неиссякаемый , մեղեդի-мелодия օժտված- одаренный

Билет 18 Ողբերգություն- трагедия , սկզբնավորվել- положить начало բեմադրվել է -была постановлена

Билет19 Գյուտարար –изобретатель , հանճար- гений , մղել –качать հանճարեղ- гениально , տարողության մեջ - в ёмкость Билет 20 Պատկերազարդված- иллюстрирован , գործիչ – деятель մանրանկարներով-миниатюрами, միջնադարյան –средневековый մինչև տպագրության գյուտը- до изобретения печати