СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Здесь можно найти билеты для промежуточной аттестации по литературе в 7 классе
Пояснительная записка
к аттестационному материалу по литературе
7 класс
Промежуточная годовая аттестация проводится с целью проверки знаний содержания изученных литературных произведений, понимания образной природы словесного искусства, тематики и проблематики изученных произведений, умения анализировать и интерпретировать художественный текст за курс 7 класса по следующим разделам:
Устное народное творчество:
Былины
2. Древнерусская литература:
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
3.Русская литература XVIII века:
М.В. Ломоносов
Д.И. Фонвизин. «Недоросль»
4. Русская литература XIX века:
А.С. Пушкин. Лирика.
М.Ю. Лермонтов. «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Н.В. Гоголь. «Шинель».
И.С. Тургенев. Рассказы из «Записок охотника».
А.П. Чехов. Рассказы «Хамелеон», «Смерть чиновника».
Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда», «Русские женщины», «железная дорога».
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Л.Н. Толстой. «Севастополь в декабре месяце».
Н.С. Лесков. «Левша».
Произведения русских поэтов XIX века о России
5. Русская литература XX века:
Максим Горький. «Старуха Изергиль».
И.А. Бунин. «Кукушка».
А.И. Куприн. «Куст сирени».
С.А. Есенин. Лирика.
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
И.С. Шмелев. Русская песня.
М.М. Пришвин. «Москва-река».
К.Г. Паустовский. «Мещерская сторона».
Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться».
А.Т. Твардовский. «Василий Теркин».
Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны.
Б.Л. Васильев. «Экспонат № …».
В.М. Шукшин. «Микроскоп».
Русские поэты XX века о России.
6. Зарубежная литература
Уильям Шекспир. Сонеты.
Мацуо Басё
Аттестационный материал составлен на основе учебно-методического комплекта:
- Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр.. И доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010г.
- Учебник: Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч./ Г.С. Меркин 7-е изд. «Русское слово-РС», 2009.
При составлении аттестационного материала использованы следующие методические пособия:
О.Ю. Богданова, С.А. Леонов. Теория и методика обучения литературе.– М., 2012.
Н.А. Миронова. Анализ произведений русской литературы: 7 класс. – М., 2015.
3. Б.И. Турьянская. Литература в 7 классе. Урок за уроком. – М. «Русское слово», 2014.
4. Ф.Е. Соловьева. Уроки литературы. 7 класс. Методическое пособие. – М. «Русское слово», 2015.
5. И.В. Золотарева. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. Универсальное пособие. – М. «Вако», 2015.
Форма проведения промежуточной аттестации ответы на билеты (устно).
Комплект экзаменационных билетов включает 22 билета. Каждый билет состоит из двух вопросов. На подготовку ученика к ответу рекомендуется отводить не менее 20 минут. Вопросы экзаменационных билетов базируется на литературном материале, который изучался в 7 классе. Содержание вопросов определяется задачами изучения литературы. Все экзаменационные билеты ориентированы на проверку выполнения требований к уровню подготовки учащихся и опираются на художественные тексты. Вопросы каждого экзаменационного билета подобраны таким образом, чтобы в нем были представлены художественные произведения разных писателей и эпох (при этом учитываются и родо-жанровые подходы). Каждый билет сбалансирован по уровню сложности проверяемого учебного материала. Первые вопросы всех аттестационных билетов в значительной мере традиционны: к ответам на эти вопросы поможет подготовиться материал учебника. Формулировки этих вопросов достаточно просты, не содержат избыточного объема терминов и понятий; они ставят проблему в обобщенном виде и предполагают ее раскрытие либо на материале конкретного художественного текста, либо с опорой на ряд произведений писателя. Во втором задании учащиеся должны выразительно прочитать наизусть стихотворение поэта 18-20 веков.
Использование данной структуры аттестационного материала направлено не только на проверку знаний за курс 7 класса, но и на выявление способности к практическому их применению, степени сформированности общих и специальных умений семиклассников.
Критерии оценивания ответов учащихся
При оценке устного ответа по литературе учитывается глубина и прочность знаний, полученных в рамках литературного образования. В целях повышения объективности при выставлении отметки рекомендуется анализировать ответ ученика по следующим позициям:
– понимание вопросов экзаменационного билета, соответствие содержания ответа поставленным проблемам;
– привлечение необходимого объема литературного материала для ответа на вопросы, цитирование наизусть, точность в передаче фактического материала;
– аргументированность суждений, убедительность приводимых доказательств и обоснованность выводов;
– использование необходимых для ответа терминов и понятий;
– композиционная стройность ответа;
– умение выразительно читать наизусть;
– ясность и точность изложения мысли, речевая грамотность.
Отметка «5» ставится, если ученик ответил на все вопросы билета и его ответ в целом соответствовал приведенным выше требованиям.
Отметка «4» ставится, если ученик полноценно ответил на один из двух предложенных вопросов, допускал ошибки при чтении наизусть.
Отметка «3» ставится, если ученик допускал ошибки при изложении материала, его ответ не соответствовал тем или иным приведенным выше требованиям.
Отметка «2» ставится, если ученик допускал грубые фактические ошибки или обнаружил незнание материала по двум вопросам билета.
Аттестационная отметка выводится как среднее арифметическое из оценок, определяемых отдельно по каждому из двух вопросов билета.
Билеты по литературе, 7 класс
Билет № 1 1. Роды и жанры литературы. 2.Чтение наизусть стихотворения Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». |
Билет № 2 1. Былина как жанр эпоса. «Святогор и Микула Селянинович» или «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (по выбору). 2. Лирика о Великой Отечественной войне. Чтение наизусть 1-го стихотворения.
|
Билет № 3 1. Древнерусская литература. Характеры главных героев «Повести о Петре и Февронии Муромских». 2. Мое любимое произведение современных писателей.
|
Билет № 4 1. Теория «трех штилей» М.В. Ломоносова. 2. Романтический герой в произведениях М. Горького (по «Легенде о Данко»).
|
Билет № 5 1. Признаки классицизма в «Недоросле» Д.И. Фонвизина. «Говорящие фамилии» в комедии. 2. Чтение наизусть стихотворения С.А. Есенина (по выбору).
|
Билет № 6 1. Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина. Чтение 1 стихотворения наизусть. 2. В.М. Шукшин о главных качествах личности. «Слово о малой родине», «Микроскоп» (по выбору).
|
Билет № 7 1. Историческая тема на страницах поэмы «Полтава» А.С. Пушкина. Образ Петра Первого. 2. А.И. Куприн «Куст сирени»: основная сюжетная линия рассказа и подтекст.
|
Билет № 8 1. А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Образы «могучего владыки» и «мудрого старца». 2. Становление характера главного героя повести «Детство» М. Горького.
|
Билет № 9 1. Черты классицизма в поэзии М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина (по выбору). 2. С. А. Есенин. Тематика лирических стихотворений. Чтение 1 стихотворения наизусть.
|
Билет № 10 1. Образ Ивана Грозного в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. 2. Мое любимое стихотворение о природе (по выбору).
|
Билет № 11 1. М. Ю. Лермонтов. «Родина». Образ России в стихотворении. 2. Обличение человеческих пороков в рассказах А.П. Чехова «Хамелеон», «Смерть чиновника» (по выбору).
|
Билет № 12 1. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель». 2. В.В. Маяковский: поэт, художник. Какая тема прозвучала в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
|
Билет № 13 1. Гимн русской женщине в поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины». 2. Чтение наизусть стихотворения А.Т. Твардовского (по выбору).
|
Билет № 14 1. Сатира на страницах «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина. 2. Особенности японской поэзии. Мацуо Басе.
|
Билет № 15 1. И.С. Тургенев. «Записки охотника». Основные темы рассказов, отношение автора к героям. 2. У. Шекспир. Темы и мотивы сонетов. Чтение наизусть 1 стихотворения.
|
Билет № 16 1. Л.Н. Толстой. Творческая история «Севастопольских рассказов». Основные темы рассказа «Севастополь в декабре месяце». 2. Русские поэты ХХ века о России (по выбору).
|
Билет № 17 1. Сказ Н.С. Лескова «Левша». Образный мир произведения. 2. Природа и родина в стихотворениях русских поэтов Х1Х – ХХ в (по выбору).
|
Билет № 18 1. Н.А. Некрасов. «Железная дорога». Основная проблематика стихотворения. 2.К.Г. Паустовский «Мещерская сторона». Человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
|
Билет № 19 1. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Приемы создания образа помещика. 2. А.Т. Твардовский. «Василий Теркин». Образ главного героя.
|
Билет № 20 1. Родина, человек и природа в рассказе М.М. Пришвина «Москва-река». 2. Стихотворения в прозе И.С. Тургенева (по выбору).
|
Билет № 21 1. И.А. Бунин. Основные образы в рассказе «Кукушка». Смысл названия и проблематика. 2. Чтение наизусть стихотворения о родной природе одного из поэтов ХХ в (по выбору).
|
Билет № 22 1. И.С. Шмелев. «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя. 2. Проблема истинного и ложного в рассказе Б.Л. Васильева «Экспонат №…».
|
Примерные ответы на билеты по литературе, 7 класс
Билет № 1
1. Роды и жанры литературы.
2.Чтение наизусть стихотворения Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».
1. Роды литературы А) 4 основные группы (эпос, драма, лирика, лироэпика), на которые подразделяются все произведения словесного искусства. Различия между родами состоят в характере отражения действительности, выражения авторской субъективности и читательского восприятия.
Эпос – 1) повествовательный род литературы, в отличие от лирики и драмы; 2) совокупность народных героических песен, былин, сказаний, поэм. Например, повесть «Левша» Н. Лескова
Драма – 1) род литературных произведений, построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене;
2) произведения подобного рода, серьезного, но не героического содержания (в отличие от комедии, трагедии).
Лирика – род литературы. Лирические произведения – те, в которых выражаются мысли и чувства автора, вызванные различными явлениями жизни. Основные лирические жанры: элегия, послание, ода, стихотворения, песни, сонеты и другие. Например, ода «На день восшествия на всероссийский престол Ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747» М. Ломосова.
Лироэпика – род литературы. Художественный мир лиро-эпических произведений читатель оценивает и наблюдает как бы со стороны, как сюжетное повествование (эпическое начало), но в то же время события и персонажи этого художественного мира получают эмоциональную оценку лирического героя (лирическое начало). Н-р: поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри», поэма А.Т. Твардовского «За далью – даль».
Б) Жанр – вид художественного произведения, например, басня, стихотворение, рассказ, поэма, повесть и другие.
Билет № 2
1. Былина как жанр эпоса. «Святогор и Микула Селянинович» или «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (по выбору).
1. Былина – эпическое произведение русского фольклора, название русских эпических песен. Былины отражают запечатленные в художественных образах представления народа о прошедших событиях и дают им свою нравственную оценку. «Былинная история – это век богатырства, время жизни, деяний, подвигов богатырей». Главная мысль былин – высокая ценность крестьянского труда. Былинами о труде пахарей и торговых делах предваряются повествования о воинской доблести и ратных подвигах.
Главные герои былин – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Герои былин – богатыри – бьются с врагами во имя спокойствия и благополучия Руси, за независимость и целостность Русской земли.
«Святогор и Микула Селянинович». Святогор – архаичный и наиболее загадочный былинный образ. Нет ему равных по силе, и в то же время эта сила не находит применения. Святогор не совершает воинских или каких-либо других подвигов. Не случайно сумочка, которую не мог поднять Святогор, принадлежит Микуле Селяниновичу, пахарю. То, что легко несет пахарь, губит богатыря, не связанного с земледельческим трудом или с защитой Родины.
Одним из наиболее характерных для былин художественных приемов является гипербола (художественный прием преувеличения, имеющий целью усиление выразительности речи).
2. Лирика о Великой Отечественной войне. Чтение наизусть 1-го стихотворения.
Билет № 3
1. Древнерусская литература. Характеры главных героев «Повести о Петре и Февронии Муромских».
1. С появлением письменности и принятия христианства на Руси началось распространения книги. Древнерусскую литературу отличали богатство и разнообразие жанров: летописи, поучения, «хожения», жития, «Слово…», «Повести…» и другие. В произведениях древнерусской литературы часто рассказывается о чудесах, происходящих с героями повествования.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Феврония совершает чудеса: исцеляет больного Петра, оживляет срубленные ветви. Феврония исполнена чувства собственного достоинства, женской гордости, необычайной силы ума и воли. Она обладает нежным, чутким сердцем, способностью любить и бороться за свою любовь. Петр выступает в роли борца за поруганную честь брата Павла. Но в некоторых моментах он проявляет слабость и нерешительность. Пример христианской любви, верности. Необычная смерть и посмертные чудеса. В 1547г канонизированы.
2. Мое любимое произведение современных писателей.
Например. Рассказ В. М. Шукшина «Чудик» поистине простой и трогательный, именно поэтому он очарует любого читателя. Рассказ о самом незаурядном добродушном деревенском человеке с большим и горячим добром сердцем. Главный герой рассказа— «Чудик», так его ласково называет жена (на самом деле его зовут Василием Егорычем). Чудик-самый обыкновенный житель деревни, с довольно необычной способностью попадать в довольно каверзные, порою невероятные ситуации. Однажды главный герой собирается поехать в гости на Урал к брату, с которым уже не виделся двенадцать лет. В течение всего путешествия он попадает в довольно неприятные ситуации, и по своей доброте душевной часто выходит из них довольно необычно.
Но как ни странно, Чудик продолжает открываться всему миру, прост в общении с незнакомцами, и искренне удивляется почему люди не понимают его и смотрят на него как на блаженного.
Приезжая домой, Василий снимает ботинки и бежит под парным дождиком домой…
Вот он шукшинский герой-деревенский мужичок, обладающий близким нам характером и отношением к жизни. Писатель рисует его портрет, как портрет человека с некоторыми «чудачествами», но доброго, застенчивого, самого простого.
Чудик совершает добрые поступки, не отвечает на зло злом, он хочет, чтобы всё было хорошо, все были счастливы. Он не обижается, не злопамятствует-он добр и честен перед собой и всеми людьми, и порою жутко раздражает их своей доверчивостью, желанием помочь и наивным пониманием всего происходящего.
Билет № 4
1. Теория «трех штилей» М.В. Ломоносова.
1. Поэтическое наследие Ломоносова достаточно разнообразно в жанровом отношении. В его творчестве можно найти произведения всех «трех штилей»: к низкому «штилю» относятся его сатирические и шуточные стихи, а также немногочисленные любовные песни и басни («притчи»); разговорная лексика, отсутствующая в «церковных книгах»; к среднему – «надписи» (преимущественно по поводу различных событий и эпизодов из государственной или придворной жизни). «Письмо о пользе стекла». К высокому – торжественные («похвальные») оды, прозаические «похвальные» или «благодарственные» речи относятся слова, находившиеся в употреблении «у древних славян и ныне у россиян».
2. Романтический герой в произведениях М. Горького (по «Легенде о Данко).
«Рассказ Старуха Изергиль» - романтическое произведение. Романтический герой – сильная личность, действующая в исключительных обстоятельствах. В центре легенды о Данко – необычный герой. Необычно его дело: спасение людей от гибели; необычен его трудный путь «к свободе, к свету»; необычна его судьба – жизнь, отданная во имя других. Данко – герой –романтик. Возвышенна и высока художественная идея легенды: человек, живущий для других, готовый отдать свою жизнь во имя спасения жизни и свободы других, достоин бессмертия и поклонения.
Автор поднимает в легенде и тему неблагодарной, капризной толпы, ведь люди, попав в самый густой мрак леса и топь болот, набросились на Данко с упреками и угрозами. Назвали его «ничтожным и вредным человеком», решили убить его. Однако юноша простил людям их гнев и несправедливые упреки. Он вырвал из груди сердце, которое горело ярким огнем любви к этим же людям, и осветил им путь: «Оно (сердце) пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…» Поступок Данко можно назвать подвигом, ибо подвиг для Горького – это высшая степень свободы от любви к себе. Герой погибает, но искры его горячего сердца и сегодня освещают путь к правде и добру.
Билет № 5
1. Признаки классицизма в «Недоросле» Д.И. Фонвизина. «Говорящие фамилии» в комедии.
1. В России это литературное направление начинает формироваться в конце 17 века. Произведения создавались в соответствии с культом разума. Основная идея:
конфликт разумного и неразумного начал, с обязательной победой разумного. В драме обязательным считалось соблюдение 3-х единств: единства времени (действие произведения должно происходить в течение 1-го дня), единства места (действие должно происходить в одном месте) и действия (сюжет не должен быть разветвленным, должна выделяться одна основная мысль). Все это было необходимо для достижения правдоподобия. Для классицизма характерно также резкое деление персонажей на «положительных» и «отрицательных». Часто главная черта персонажа закреплялась в его «говорящей» фамилии. Из 15 действующих лиц – 11 наделены значащими именами. Простаков – от слова «простак» - «малоумный». Его жена (урожденная Скотинина) не прочь прикинуться простодушной, но ее «простота хуже воровства». Сами за себя говорят и не нуждаются в объяснениях такие фамилии-характеристики, как Скотинин, Стародум, Правдин, Вральман. Кутейкин и Цифиркин отражают социальную суть персонажей. Неспроста недоросль назван Митрофаном («являющий свою мать», то есть подобный матери. Положительной героине пьесы Фонвизин дает имя Софья («мудрость»), ставшее в русской комедии традиционным. Особый смысл заключается в имени Милон, то есть Софье «мил он», этот честный и благородный офицер. Другие претенденты ей противны.
В классицизме жанры подразделяются на высокие и низкие. К высоким относятся те, что повествуют о выдающихся событиях и выдающихся людях - трагедия, ода, героическая песня. Герои высоких жанров - это видные деятели искусства и политики, монархи, исторические персонажи. О них говорят торжественным, величавым языком высокого стиля.
Низкие жанры рассказывают о частной жизни буржуа, третьего сословия. Это может быть комедия, сатира, басня, написанная в разговорном стиле.
2. Чтение наизусть стихотворения С.А. Есенина (по выбору).
Билет № 6
1. Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина. Чтение 1 стихотворения наизусть.
Тема «дружества» проходит через всю лирику А.С. Пушкина. Этой теме посвящены: цикл стихотворений о лицейском братстве («Воспоминания в Царском Селе»), послания друзьям («К Чаадаеву», «Дельвигу», «И.И. Пущину» и т. д. «Во глубине сибирских руд…» Долг, честь, свобода, верность лицейскому братству. Близкие друзья: Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер, Петр Чаадаев, Александр Горчаков и другие.
Лицей должен был готовить молодых людей для службы на благо России. Открытие Лицея, на котором присутствовали император Александр I и высокие государственные сановники, состоялось 19 октября 1811 года в Царском Селе, под Петербургом. Знаменитые строки Пушкина из «Евгения Онегина»: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь как-нибудь!» - очень хорошо отражают процесс учения в Лицее.
Лицей был изолирован от окружающей жизни, воспитанников выпускали за пределы его крайне неохотно и лишь в особых случаях, посещения родственников ограничивались.
Лицейская изоляция вызвала в поэзии Пушкина тех лет образы монастыря. Поэтическое любование лицейскими годами пришло позднее. Во время же пребывания в Лицее (1811-1817) господствующим настроением Пушкина было ожидание его окончания.
Лицейское воспитание Пушкина и его сверстников начиналось в предгрозовое время Отечественной войны 1812 г. Событие это оказало огромное воздействие на идейное и нравственное становление юношей. Лицеисты были захвачены патриотическим воодушевлением, гордились подвигами соотечественников, спорили о пожаре древней Москвы.
2. В.М. Шукшин о главных качествах личности. «Слово о малой родине», «Микроскоп» (по выбору).
Все творчество В. Шукшина – это трудный путь домой. Его герои уходят и возвращаются. Это дорога к себе, путь как образ мыслей и жизни. Дом – это и земля, и родина, и память, нравственные принципы человека. Дом для Шукшина – понятие коренное, священное. Рано уйдя из дома, писатель всю жизнь хранил его в душе. Всю жизнь мечтал обрести свой дом в полном смысле этого слова. Любимые герои Шукшина, натуры сильные, нравственно чуткие, пребывают в состоянии жестокого внутреннего разлада. Нереализованная душа, неосуществленная личность придумывает иллюзии, которыми пытается заполнить духовный вакуум, компенсировать свою человеческую недостаточность и тем самым утвердить себя в собственных глазах и в общем мнении. Шукшинский «чудик» жаждет творить добро, а приносит зло. Он стремится решить мировые проблемы, не имея ни малейшего представления об устройстве мира. Герой - человек из реальности, возжаждавший идеального и не знающий, где его искать, куда девать накопившуюся в душе силу. Герои – деревенские люди, живущие простой жизнью, но они красивы тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, они не живут отдельно.
«Слово о малой родине». Старинное сибирское село Сростки, анкетное «место рождения»
Василия Макаровича Шукшина. Весь творческий путь Шукшина, его удивительное обаяние, знания и жизненный опыт, его достижения глубоко связаны с любовью к Родине, к родной земле, к землякам, их радостям и горестям: «Мое ли это – моя Родина, где я родился и вырос? Мое. Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мою несу Родину в душе, люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько…»
«Малая родина» Шукшина стала живительным источником всех видов искусства, присущих его творчеству. Василий Макарович является настоящим патриотом. Это человек, который всю жизнь любил и помнил то место, где родился, где прошло становление его характера, знакомство с землей, крестьянской жизнью. Ценно то, что он не только пронес эту любовь к родным местам в своем сердце, но и поделился с нами – читателями.
Билет № 7
1. Историческая тема на страницах поэмы «Полтава» А.С. Пушкина. Образ Петра Первого.
Поэма «Полтава» написана осенью 1829 г. Это было новаторское произведение. Поэт объединил несколько важных политических и личных тем, волновавших его в ту эпоху. 1-я тема – судьба Русского государства. Героем, стоящим в центре этой темы в поэме, является Петр, а центральным эпизодом – Полтавский бой и пир после победы. Петр становится на защиту Родины вместе с народом, со всей страной. С Петром в поэме связаны ассоциации дня, солнечного света. Но ужасен он для тех, кто посягнул на захват Родины, на независимость страны и народа. Недаром это не мешает поэту тут же сказать о Петре, что он «прекрасен», и сравнить его образ с очистительной Божией грозой.
2-я тема – тема многонациональности Русского государства, в центре образ Мазепы. 3-я тема - тема человека, раздавленного колосом истории, Мария становится жертвой грандиозных и страшных исторических событий. Пушкин придавал большое значение исторической верности описания и освещения событий в поэме, так же, как и изображения исторических лиц в ней.
Существенно, что Пушкин в поэме провозглашает идею о единстве национальных и государственных интересов русского и украинского народов. Действие поэмы происходит на Украине. Естественно, что Пушкин стремится воссоздать национальный колорит и споем повествовании. С этой целью он насыщает текст этнографическими деталями, воссоздает пленительные картины украинской Природы, вводит в поэму ряд украинизмов: хата, кат, рада и т. д. Правдивое, конкретно-историческое изображение Полтавской битвы и событий, ей предшествовавших, сочетается в поэме с явно романтическими чертами. Резко выраженный конфликт сильных характеров, эффектные сцены столкновения Марии с матерью и ее безумие, некоторая загадочность персонажей — все эти романтические мотивы придавали повествованию о важнейших исторических событиях эмоциональную приподнятость и лирическую взволнованность.
2. А.И. Куприн «Куст сирени»: основная сюжетная линия рассказа и подтекст.
Куприн был великолепным знатоком нравов российского офицерства и казарменного солдатского быта. За ним навсегда упрочилась слава лучшего бытописателя армейской жизни и обличителя царской военщины. Молодой офицер Алмазов отличается малодушием и ограниченными способностями. Не обладая ни умом, ни военными познаниями, он пытается попасть в Академию Генерального штаба, но на экзаменах «торжественно проваливается», и только энергичная и умная Верочка не дает ему пасть духом, стараясь вывести бесталанного мужа «в люди». Вера – натура незаурядная. Она стремится вырваться из мещанского болота гарнизонной жизни, и поступление в академию – путь к достижению цели. Поэтому Верочка, несмотря на трудности, которые ей пришлось преодолевать, помогая мужу, сохраняет твердость духа и способность к решительным действиям. Супруги Алмазовы радуются, как дети, тому, что так ловко обманули профессора. И грустно, и весело наблюдать за этой сценой. Весело потому, что все закончилось; грустно оттого. Что герои не вполне разборчивы в средствах на пути к цели.
Билет № 8
1. А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Образы «могучего владыки» и «мудрого старца».
Баллада – лиро-эпическое произведение с фантастическим, сказочным или историческим сюжетом. Сюжет «Песни о вещем Олеге» взят Пушкиным из «Повести временных лет». В основе развития летописного сюжета лежит мотив роковой предопределенности. Князь Олег – это верховный правитель, предводитель дружины и одновременно – волхв, чародей. Он может предвидеть события. Это охраняет его от опасностей. На князе Олеге царьградская броня – знак победителя. Олег неуязвим. Он уверен в том, что все трепещут перед ним, боятся открыть ему неприятную для него правду. В ответе кудесника угадывается чувство собственного достоинства. Его не страшит могущество Олега, он отвергает дар и говорит князю, что всегда будет говорить свободно и правдиво. Обещание князем подарка волхву – важная деталь в сюжете баллады, отсутствующая в летописи.
Олег — разумный и справедливый владыка, «могущий воитель», славной победой прославивший свое имя. По преданию, князь Олег мужественно сражался с хазарами, овладел столицей Византийской империи — Константинополем (русские называли его Царьград). Уходя оттуда, в знак победы он прибил на воротах города свой щит.
В летописном рассказе Олег сразу отказывается от коня: «Не только чтоб ездить на нем, но даже видеть его не захочу». Пушкинский Олег человечнее, его любовь к коню сильнее. Герой Пушкина наделен душевной привязанностью к коню, над его чувствами не властны ни время, ни даже смерть коня. Князь хочет видеть хоть кости своего боевого товарища, прикоснуться к ним. Олег прямо называет коня другом и полон сожалений о том, что на тризне, погребальном обряде, где полагалось вместе с всадником хоронить и коня, не этот его любимец «жаркою кровью» напоит его прах. Но стоило Олегу пожалеть о том, что он разлучен с конем, как «вскрикнул внезапно ужаленный князь». Какое странное совпадение! События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не одна судьба. Олег показывается в «Песни… » как герой, который ничего не боится, совершает набеги, всегда побеждает. Но не все в жизни зависит от его таланта и силы. Правда заключается в том, что если что-то должно сбыться, то оно обязательно сбудется, от этого никуда не спрячешься. Именно этому предупреждению «мудрого
старца» и не поверил Олег.
Верность чувству может привести к смерти, но в верности человеческой памяти — залог бессмертия.
2. Становление характера главного героя повести «Детство» М. Горького.
К созданию художественного произведения на биографическом материале Горький обращается не случайно. Историю своего тяжелого детства он воспринимал как явление глубоко типическое и поучительное. В поле наблюдения Алеши Пешкова попадают многообразные впечатления бытия с их суровой, обнаженной правдой. Развитие ребенка происходит в сложном взаимодействии различных воспитательных влияний (семьи, улицы, жизни со всеми ее острыми социальными противоречиями). В становлении юного героя повести как личности деятельной, ищущей, дерзающей, страстно любящей жизнь и творца ее – человека, совершенно исключительная роль принадлежит бабушке Акулине Ивановне Кашириной. Поддерживая в мальчике веру в человека, она сыграла огромную роль в формировании его нравственных идеалов. Жизнеутверждающее звучание этого произведения неотделимо от той силы сопротивления обстоятельствам, от того непримиримого отношения к несправедливости, от того внутреннего протеста, которые уже в детстве становятся определяющей чертой характера нового человека – завтрашнего хозяина жизни.
Билет № 9
1. Черты классицизма в поэзии М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина (по выбору).
Русский классицизм возник во 2-й четверти 18 века и был связан с просветительской идеологией. Разные аспекты классицизма отразились в одах М.В. Ломоносова (высокий гражданский пафос, научная и философская тематика, патриотическая направленность). Центральной в одах Ломоносова была тема Родины. Для процветания и благополучия России необходим напряженный труд всех слоев населения, установление мира между народами.
М. В.Ломоносов написал 20 торжественных од. Они положили начало поэзии государственного служения. Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия, а идеальным героем – Петр 1.
"Ода на день восшествия на престол Ея императорского величества Елизаветы Петровны…" – типичное произведение в духе классицизма. Написана она по поводу 5 годовщины воцарения Елизаветы, а также еще по одному конкретному поводу: РАН был дарован новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.
Главной для оды явилась тема России, ее процветание. Мир – основное условие для процветания и просвещения государства. Петр 1 для Ломоносова - национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознававший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия русского государства.
Гражданственному содержанию оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная композиция.
1 часть. Вступление. Мир – основа блага государства.
2 часть. Прославление величия России, ее процветания:
– хвала щедротам Елизаветы
– прославление заслуги Петра перед народами России
– восхищение неисчерпаемыми богатствами России
– призыв к российской молодежи овладевать науками
3. Заключение: традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.
Высокий торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов (Отечество сей, оный, токмо). В тексте оды яркие метафоры (недра Отечества), архаические слова и выражения (дерзайте, ныне ободрены), олицетворения (Отечество к себе зовет), гиперболы (воззри на горы превысоки…), риторические вопросы и восклицания, характерные для стиля классической оды.
2. С. А. Есенин. Тематика лирических стихотворений. Чтение 1 стихотворения наизусть.
Сила поэтического дара Есенина в том, что самые сокровенные чувства он мог выразить в словах обыденных, неброских, но пронизанных истинным трепетом души и потому безраздельно покоряющих читательское сердце. «Моя лирика жива одной большой любовью к Родине, чувство Родины – основное в моем творчестве»,- писал С. Есенин. Мотивы русской природы, любовь к родному краю, проникновенность лирики, напевность стиха – все это присуще его произведениям. Поэт воспринимает природу не как нечто отделенное от людей, а как состоящее в прямом родстве, живущее одной жизнью с ними. Он тонко чувствовал психологию «братьев наших меньших». Лирический герой есенинских стихотворений воспринимает переломные моменты своей жизни как смену времен года, признания совершаются не только от его имени. Его устами говорит природа. Россия была его главной любовью, его философией, мировоззрением, сосредоточением всех упований. Вне России не было ничего: ни жизни, ни любви, ни славы. «Какой чистый и какой русский поэт», писал о нем М. Горький.
Билет № 10
1. Образ Ивана Грозного в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.
Действие поэмы относится к русскому Средневековью, эпохе Ивана Грозного. Лермонтов в поступках Грозного отражает столкновение условий исторического развития России и нереализованных возможностей русского царя как исторического деятеля. Роль Ивана Грозного в поэме значительна. В атмосфере пира Грозного проступают реально-исторические жестокого быта московского царя, который в темном разгуле топил свои муки совести, свои тяжелые думы и страшные воспоминания.
В “Песне про купца Калашникова” М.Ю.Лермонтов очень скупо описал Грозного, всего в двух главках.
Зорко смотрит он по сторонам, не затаил ли кто измену, не завидует ли кто его славе. Грозный был настолько подозрителен, что всех бояр и князей посадил впереди себя, а опричников поставил по бокам, чтобы охранять себя, даже своего любимого Кирибеевича он подозревает в
неверности.
После того, как Калашников убил в кулачном бою Кирибеевича, Грозный приказал казнить молодого купца. Он не посчитался с тем, что Калашников выиграл бой честным путем. Он хотел отомстить за смерть любимца.
В поэме Лермонтова Грозный убежден в своей власти не только над жизнью и смертью, но и над душами своих подданных. Воля царя считалась проявлением воли Бога на земле, царь стоял выше всякого суда и следствия. Но царская милость проявляется в том, что, казнив Калашникова, царь жалует его семью и освобождает его братьев от уплаты налогов в царскую казну.
Он казнит Калашникова и по неведению, и потому, что тот прямо отказался открыть причину убийства; об этом он скажет "только Богу единому".
2. Мое любимое стихотворение о природе (по выбору).
Билет № 11
1. М. Ю. Лермонтов. «Родина». Образ России в стихотворении.
«Родина» - итог многолетних раздумий Лермонтова и одновременно поэтическая реплика в идеологических спорах о судьбах России. Уже первые строки: «Люблю отчизну я, но странною любовью!.. содержат определение любви «странная». Поэт перечисляет те формы патриотизма, которые отдалены от него печатью официальности, за ними следует общее изображение русской природы, мир России. В финале появляется картина сельского праздника, на которую поэт «смотреть до полночи готов». В «Родине» даны пейзажные и бытовые картины, и все-таки они имеют символический смысл, а за ними стоят вполне определенные жизненные ценности. Поэт закрепляет за образом березы один из символов всей России. В «Родине» деревня является поэтическим воплощением отчизны, ее символом, средоточием патриотического чувства автора. Лермонтов понимает любовь к отечеству «истинно, свято и разумно» Связь любви к родине с желанием ее благоденствия – важнейшая особенность лермонтовского стихотворения.
2. Обличение человеческих пороков в рассказах А.П. Чехова «Хамелеон», «Смерть чиновника» (по выбору).
Рассказ «Хамелеон» был впервые напечатан в журнале «Осколки» в 1884 г. Комедийную основу рассказа составляет несоответствие: незначительность важного для героев вопроса (кому принадлежит собака) и серьезный, страстный тон его обсуждения. Комический элемент заключен также в самой конструкции центрального эпизода, состоящей из ряда «превращений». В основе всех изменений поведения Очумелова незыблемая уверенность в превосходстве «генеральского» над «прочим» и убеждение, что отношение низших к «персонам» должно основываться на почтительности и подобострастии. Шинель Очумелова – символ власти. Человеческое оказывается не главным, не решающим в человеке, оно сразу же отступает перед его положением в обществе, рангом, служебным весом. Хамелеонство не просто черта характера героев. Это черта типичная, социальная, порожденная строем жизни с его неравенством, делением людей на сословия, на «высших» и «низших».
Антон Павлович убежден, что каждый человек несет ответственность за свою судьбу и; никакие жизненные обстоятельства не должны влиять на его выбор. Писатель был уверен, что человек станет лучше, когда ему покажут, каков он.
Мир чеховских героев сегодня учит нас думать, чувствовать, смотреть на себя со стороны, жить с людьми и для людей, делать добро, быть полезным, уметь постоять за себя, видеть в каждом человеке хорошее, радоваться и смеяться так, как это делал сам Чехов.
Вот они, герои Чехова. Да только можно ли назвать их героями?
Чиновник по фамилии Червяков — человек, привыкший пресмыкаться перед вышестоящими, готовый исполнить любые причуды хозяина. В театре он нечаянно чихнул на лысину сидевшего впереди него генерала Бризжалова и умер от страха.
Полицейский надзиратель Очумелов из рассказа «Хамелеон», как флюгер, меняет свои решения в зависимости от того, кто является хозяином собачонки, укусившей за палец Хрюкина. Чехов высмеивает в этих героях угодничество, подхалимство, лакейство, страх перед сильными мира сего.
Билет № 12
1. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель».
Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Писатель открывает читателю мир «маленьких людей» и ненавистный ему мир чиновников. Он, вслед за другими писателями, выступил на защиту «маленького человека» — запуганного, бесправного, жалкого чиновника, представителем которого в повести является Акакий Акакиевич. Все в нем было заурядно: и его внешность, и его внутренняя духовная приниженность. Гоголь правдиво изобразил своего героя как жертву несправедливой действительности, он видит несостоятельность своего героя, но дает ему возможность противостоять. Однако Акакий Акакиевич бессилен перед лицом бездушной бюрократической машины и в конце концов погибает так же незаметно, как и жил. Гоголь не заканчивает на этом повесть. Он показывает нам финал истории о мертвом Акакие Акакиевиче, который при жизни был безропотным и смиренным, а после смерти стаскивает шинели не только с титулярных, но и с надворных советников. Гоголь говорит финалом повести, что в том мире, в котором жил Акакий Акакиевич, его герой, как человек, как личность, бросающая вызов всему обществу, может существовать только после смерти. В «Шинели» повествуется о самом заурядном и ничтожном человеке, о самых обыденных событиях в его жизни. Повесть оказала большое влияние на дальнейшее развитие русской литературы: тема «маленького человека» стала на многие годы одной из самых важных.
2. В.В. Маяковский: поэт, художник. Какая тема прозвучала в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
В. В. Маяковский — поэт, драматург, публицист; актер, критик кино. Родился в Грузии, в селе Багдади Кутаисской губернии в семье лесничего. Учился в Кутаисской гимназии, а после смерти отца и переезда семьи в Москву в Московской гимназии. Принимал участие в революционном движении, был арестован, помещен в Бутырки, освобожден как несовершеннолетний. Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Первые стихотворные опыты, по свидетельству самого Маяковского, носили подражательный характер. Основная тема стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» - назначение поэта и поэзии, поэта и общества.
Поэт был требователен к себе и относился к своему призванию как к очень тяжелому труду. Роль поэта в жизни общества, предназначение его поэзии – вопрос, волновавший множество писателей в разные времена. Автор хотел сказать своим стихотворением, что профессия поэта – тяжелый и нужный труд. Превозмогая трудности необходимо выполнять дело, за которое ты отвечаешь, тем более, что дело это важное и нужное.
Билет № 13
1. Гимн русской женщине в поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины».
Поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины» - это гимн женской преданности, мужеству и самопожертвованию. После поражения восстания 1825 года многие декабристы были сосланы в Сибирь, а вскоре за ними последовали и их жены, добровольно отказавшиеся от своих дворянских привилегий, обрекшие себя на страдания и нищету. Многие из них расставались со своими детьми, оставляя их на попечение своих родственников и не надеясь уже вновь когда-нибудь с ними встретиться. Не все поддерживали женщин в этом решении, многие просто не понимали и даже упрекали в необдуманности их поступка.
Поэма «Русские женщины» поражает читателя рассказом о мужестве, благородстве и силе духа жен декабристов. Первая часть поэмы повествует о княгине Трубецкой, вторая - о княгине Волконской. Они оставляют привычную жизнь, своих родных и друзей ради далекой и пугающей поездки в Сибирь к своим мужьям.
В дороге их поджидает множество трудностей, которые, тем не менее, не способны остановить их и заставить повернуть назад. Решившись уехать вслед за своими мужьями, знатные дамы теряли все преимущества своего положения. Они теряли право на наследство, не могли рассчитывать на благополучную жизнь. Но даже это не пугало бесстрашных женщин.
Подвиг жен декабристов - это подвиг во имя любви, чести и долга. Далеко не каждая женщина способна решиться на такой шаг, именно поэтому этими отважными и благородными женщинами восхищаются даже спустя века.
Чтение наизусть стихотворения А.Т. Твардовского (по выбору).
Билет № 14
1. Сатира на страницах «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
М. Е. Салтыков-Щедрин является прямым последователем литературных традиций Н. В. Гоголя. Сатира великого писателя нашла продолжение в произведениях С-Щедрина, она обрела новую форму, но не потеряла своей остроты и актуальности. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» сарказм писателя достигает вершины. Читатель смеется над беспомощными генералами, способными умереть от голода среди обилия пищи, и лишь появившийся невесть откуда «лежебока-мужик» спасает их от неминуемой гибели. Наивность генералов фантастична. «Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? — сказал один генерал». Мужик же ловок и сноровист, достиг того, что варит суп в пригоршне. Он способен к любому делу, но не одно восхищение автора и читателей вызывает этот персонаж. Вместе с С-Щедриным нас печалимся о горькой судьбе народа, вынужденного взваливать на свои плечи заботу о дармоедах-помещиках, лодырях и бездельниках, способных лишь помыкать другими, заставлять работать на себя. Писатель постепенно подводит своих читателей к мысли о необходимости решительных перемен в обществе. Уничтожение крепостного права Салтыков-Щедрин ставил основным условием нормальной жизни общества. Конец «Повести... » удивительно созвучен некрасовской «Железной дороге», когда вместо благодарности герою высылают «рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!». По свидетельству современников, С-Щедрин ненавидел самодовольных и равнодушных, основным злом считал насилие и грубость. Всем своим творчеством писатель бескомпромиссно боролся против названных пороков, стараясь искоренить их в России.
2. Особенности японской поэзии. Мацуо Басе.
Японская поэзия удивительно музыкальна, каждая ее строчка околдовывает своеобразной мелодией, наделена особым ритмическим узором. Музыкант, читающий трехстишия японских поэтов классиков, слышит в сердце музыку, которая то льется протяжно, как вечерний колокол в полях, то упорно ведет по лесным тропам на вершину Фудзи, то приглашает полюбоваться цветущей вишней.
Пейзажная лирика поэта XVII века Мацуо Басе словно пропитана музыкой:
«Колокол смолк вдалеке,
Но ароматом вечерних цветов
Отзвук его плывет».
Многие русские поэты и русская литературная критика, говоря об особенностях японской поэзии, акцентируют внимание на форме японских трехстиший. Подсчитывая количество слогов, следят, как слоги распределяются по строчкам, иные поэты отодвигают на задний план самое ценное – музыку стиха, его содержание.
Жанр хокку – это не «5–7–5», это, по выражению известного музыкального критика А.Н. Серова, «великая мудрость простоты».
Важнейшая особенность хокку – не число слогов в строчках, а соблюдение принципа «большое в малом», умение многое выразить малым количеством слов.
Билет № 15
1. И.С. Тургенев. «Записки охотника». Основные темы рассказов, отношение автора к героям.
Цикл состоит из 25 рассказов, которые представляют собой зарисовки из жизни помещиков и мелкого дворянства 1 половины 19 века. Основная тема «Записок охотника» - изображение простого русского народа, крепостных крестьян. Оценка их высоких духовных и нравственных качеств; показ нравственного оскудения русского дворянства, а идея - протест против крепостного права. Когда произошла отмена крепостного права, император Александр II “просил передать Тургеневу, что “Записки.” сыграли большую роль в его решении освободить крестьян”, а в народной среде эта книга была признана лучшей. Здесь представлена целостная картина России, освещенная любовным, поэтическим отношением автора к родной земле, размышлениями о настоящем и будущем ее талантливого народа. Тут нет сцен истязаний, но именно обыденные картины крепостнической жизни свидетельствуют об античеловеческой сущности всего общественного строя. Герои по-разному смотрят на жизнь, воспринимают различные ситуации, даже манеры их абсолютно противоположны. Автор не идеализирует крестьян. Тургенев увидел в народных типажах людей здравого смысла, трагедия которых состоит в том, что они не могут реализовать свои таланты и возможности.
Заканчиваются «Записки охотника» очерком «Лес и степь». Здесь нет героев, но есть тонкое лирическое описание природной стихии, красоты природы и бытия человека в ней. Эти две противоположности не теснят, не мешают, а взаимно дополняют друг друга. И лес, и степь вызывают восторг у путешественника, они ему одновременно нравятся. Человек должен тоже гармонически вписаться в природу. Очерк проникнут жизнеутверждающим оптимистическим настроением, так как все это важно для здорового существования людей.
2. У. Шекспир. Темы и мотивы сонетов. Чтение наизусть 1 стихотворения.
"Сонеты" Шекспира – подлинный шедевр английской лирики эпохи Возрождения. В них показаны подлинные человеческие чувства, большие страсти и гуманные мысли. «Сонеты» были созданы между 1592-1598 годами. Основная тема сонетов – тема дружбы и любви. Шекспир расширяет наш духовный горизонт. Мы познаем жизнь более драматически напряженную, чем наше повседневное бытие, выходим за рамки своего мирка и попадаем в большой мир. В сонетах Шекспира всегда сильны социальные мотивы: общественная несправедливость, неравенство сословий. Вместе с другими гуманистами он видел в человеке «венец природы», богоподобное существо. Чем больше Шекспир познавал жизнь, тем очевиднее становилось для него, что человек далек от совершенства.
Билет № 16
1. Л.Н. Толстой. Творческая история «Севастопольских рассказов». Основные темы рассказа «Севастополь в декабре месяце».
«Севастопольские рассказы» создавались Толстым по свежим следам событий. В Севастополе Толстой оказался впервые в самом конце 1854 г., через несколько месяцев после начала осады города англо-французскими войсками. В январе 1852 г. Толстой определился на военную службу, в артиллерию. В течение двух лет он служил на Кавказе, и эти годы - годы, связанные у него с сильными новыми впечатлениями и началом серьезной литературной работы,- оставили в нем лучшие воспоминания. В марте 1855 г. часть, в которой служит Толстой, переводится в Севастополь.
Эти дневниковые записи Толстого - свидетельства весьма существенные и важные для понимания жизненной и художественной природы «Севастопольских рассказов». Да и не только их одних. То, о чем пишет Толстой в своих военных рассказах, он пишет не понаслышке, не со стороны, а как человек, сам все переживший и по собственному опыту все знающий. Основные темы рассказа: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества;
2. Русские поэты ХХ века о России (по выбору).
Поэтическое произведения С.А. Есенина отражают трагическое мироощущение начала ХХ века. Сложная социальная ситуация в России, неразбериха – все это создает впечатление перепутья, поиска чего-то нового, стремление к настоящему. Тематика стихотворений Сергея Александровича Есенина многообразна: поэт пишет о родине, природе и любви к женщине; размышляет о сути человеческого бытия, о проблемах добра и зла. В произведениях Есенина звучит голос человека, стремящегося понять смысл существующей жизни. Обратимся к стихотворению «Отговорила роща золотая…», написанного поэтом в сложное для себя и России время, в двадцатые годы двадцатого века.
Тематика этого стихотворения многолика: здесь переплетаются ощущения лирического героя, полного «дум о юности веселой» с описанием тех изменений, которые происходят в природе поздней осенью, когда «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», когда «дерево роняет тихо листья». Сквозным является образ лирического героя, одинокого, забытого всеми, уставшего от жизни. Особую роль в стихотворении играет мотив странничества – герой ощущает себя как «каждый в мире странник», которого никто не жалеет. В настоящем лирический герой одинок, хотя в прошлом была веселая юность, мечты, о которой «не жаль», но все куда-то исчезло, и человек больше никому не нужен. Состояние человека сравнивается поэтом с увяданием природы поздней осенью, когда еще «в саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть». Стихотворение философично и лирично одновременно. Особый лиризм ему придают цветовые эпитеты: «роща золотая», «над голубым прудом», «сиреневую цветь», «костер рябины красной»; метафоры: «среди равнины голой», «костер рябины»; олицетворения: «отговорила роща», «журавли не жалеют», «грезит конопляник». Поэтический язык стихотворения красочен и живописен: у поэта природа говорит с человеком – и этот диалог еще больше подчеркивает одиночество человека, невозможность обретения счастья в общении с людьми. После прочтения стихотворения у читателя остается ощущения тихой грусти, невыразимой тоски. Но, несмотря на это впечатление, читать поэтический текст хочется вновь и вновь, чтобы еще раз пережить ту гамму чувств, которую передал С.А. Есенин в своем произведении.
Здесь также важен для поэта образ времени, которое пройдет, но никогда ничего не изменит. Поэт не боится времени, а наоборот, вступает с ним в дискуссию, ведь ему: «…Не жаль…лет, растраченных напрасно, не жаль души сиреневую цветь».
Билет № 17
1. Сказ Н.С. Лескова «Левша». Образный мир произведения.
Самым известным произведением писателя стала повесть о народном умельце Левше.
Это история о небывалом мастерстве тульских оружейников, о простом русском народе, который верует в Бога и с усердием делает свою работу не ради денег и славы, а ради процветания своего Отечества. Лесков показывает разные русские характеры, достойные всяческого уважения. Многие действующие лица сказа реальны, но описаны с точки зрения простолюдина. Например, генерал Платов представлен донским казаком. Он противопоставлен царю. Левша - тульский оружейник, неприметной наружности человек, наделенный огромным талантом и мастерством, терпимый к окружающим и благодарный. Он не прельстился заманчивыми предложениями англичан, вернулся на родину, а там оказался никому не нужным и умер в больнице для бедных. Лесков восхищается левшой, любуется его талантом и душевной красотой, сочувствует его тяжёлой судьбе. Образ, нарисованный писателем, — символ русского народа, сильного, талантливого, но ненужного собственному правительству.
Образ Левши: тульский мастер, в произведении про него говорится: «косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны» . Он один из трёх мастеров, которым поручили создать изделие более удивительное, чем английская блоха. Образ Левши неоднозначный: он и положительный, и иронический, и негативный. С одной стороны, он искусный мастер с золотыми руками, умелец. А с другой стороны, он очень забит. Левша считает себя абсолютно незначительным существом. Он позволяет другим людям избивать его, таскать за волосы - делать что угодно. Англичане предлагали Левше остаться у них, но он не остаётся. И здесь он не остался, потому что патриот, но и ещё потому, что он не верил в возможность жить лучше. Ещё можно заметить, что в описании Левши много комического. Например: этот мастер был не только левшой, но ещё и косым. Но это не помешало ему сделать тонкую работу, не заметную человеческому глазу. Он был патриотом. Когда он понял, что умирает, ему было не жалко себя, перед смертью он думал только о том, чтобы рассказать военный секрет англичан. Жизнь этого умельца кончается трагично. Он заболевает и умирает никому ненужным. Мне очень жалко Левшу. Погиб человек из народа, редкостный умелец, некому ненужным, лишённый всякой заботы.
2. Природа и родина в стихотворениях русских поэтов Х1Х – ХХ в (по выбору).
Поэтическое произведения С.А. Есенина отражают трагическое мироощущение начала ХХ века. Сложная социальная ситуация в России, неразбериха – все это создает впечатление перепутья, поиска чего-то нового, стремление к настоящему. Тематика стихотворений Сергея Александровича Есенина многообразна: поэт пишет о родине, природе и любви к женщине; размышляет о сути человеческого бытия, о проблемах добра и зла. В произведениях Есенина звучит голос человека, стремящегося понять смысл существующей жизни. Обратимся к стихотворению «Отговорила роща золотая…», написанного поэтом в сложное для себя и России время, в двадцатые годы двадцатого века.
Тематика этого стихотворения многолика: здесь переплетаются ощущения лирического героя, полного «дум о юности веселой» с описанием тех изменений, которые происходят в природе поздней осенью, когда «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», когда «дерево роняет тихо листья». Сквозным является образ лирического героя, одинокого, забытого всеми, уставшего от жизни. Особую роль в стихотворении играет мотив странничества – герой ощущает себя как «каждый в мире странник», которого никто не жалеет. В настоящем лирический герой одинок, хотя в прошлом была веселая юность, мечты, о которой «не жаль», но все куда-то исчезло, и человек больше никому не нужен. Состояние человека сравнивается поэтом с увяданием природы поздней осенью, когда еще «в саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть». Стихотворение философично и лирично одновременно. Особый лиризм ему придают цветовые эпитеты: «роща золотая», «над голубым прудом», «сиреневую цветь», «костер рябины красной»; метафоры: «среди равнины голой», «костер рябины»; олицетворения: «отговорила роща», «журавли не жалеют», «грезит конопляник». Поэтический язык стихотворения красочен и живописен: у поэта природа говорит с человеком – и этот диалог еще больше подчеркивает одиночество человека, невозможность обретения счастья в общении с людьми. После прочтения стихотворения у читателя остается ощущения тихой грусти, невыразимой тоски. Но, несмотря на это впечатление, читать поэтический текст хочется вновь и вновь, чтобы еще раз пережить ту гамму чувств, которую передал С.А. Есенин в своем произведении.
Здесь также важен для поэта образ времени, которое пройдет, но никогда ничего не изменит. Поэт не боится времени, а наоборот, вступает с ним в дискуссию, ведь ему: «…Не жаль…лет, растраченных напрасно, не жаль души сиреневую цветь».
Билет № 18
1. Н.А. Некрасов. «Железная дорога». Основная проблематика стихотворения.
Стихотворение «Железная дорога» было написано Н.А. Некрасовым в 1864 году. В основу произведения легли исторические факты. Основная тема – раздумья о тяжелой, трагической судьбе русского народа. Событие, подсказавшее сюжет стихотворения, - строительство железной дороги между Петербургом и Москвой, законченное в 1851 году. Однако стихотворение отразило более широкую картину бессовестной и бесчеловечной эксплуатации народа. Граф Клейнмихель, главноуправляющий путями сообщения, не задумываясь, губил крестьянские жизни, чтобы быстрее закончить строительство Николаевской железной дороги. Такое отношение к народу было свойственно огромному числу дельцов- промышленников и царских чиновников.
Ведущим становится мотив народа – творца, народа-созидателя.
В этом произведении поэт показывает, кто и как на самом деле строил железную дорогу. Голод и «царь беспощадный» согнал сюда народ. И очень многие, «к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе».
Поэт считает, что именно народ - творец всех материальных и духовных ценностей. Труд народа, построившего в невыносимых условиях величайшее по тому времени техническое сооружение - железную дорогу протяженностью в сотни верст,- свидетельство неиссякаемых его духовных сил.
К.Г. Паустовский «Мещерская сторона». Человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении. Повесть состоит из 15 глав, очерков, каждый из которых представляет самостоятельное произведение, они не соединены общим сюжетом, но все- таки представляют собой единое целое, они объединены общим героем. Лирический герой здесь обобщен: это — автор-рассказчик, но это и читатель.
Природа и человек у Паустовского не разделимы, не могут существовать друг без друга. И рисуя эти прекрасные картины, автор не обходится без людей, которые живут на этой земле. Любить природу – значит жить среди нее, разумно пользоваться ее дарами.
В рассказе «Мещерская сторона» автор описывает один из многих уголков необъятной России, тем самым показывая, какую красоту, какое естественное красочное наполнение остается незамеченным людскому глазу. Даже обычный дождь благодаря философскому тонкому взгляду Паустовского перестает быть обычным природным явлением, приобретая некую очаровывающую силу и магические свойства. Он становится живим существом, своей мелодичностью звучанья и благодатной влагой дополняя первозданность природы. Даже такие обыденные на первый взгляд вещи как пение птиц и шум листвы, преображаются у Паустовского в необыкновенное симфоническое действо. Лирика, которой щедро наполнена повесть, воспринимается скорее, как стихотворение, что говорит о непревзойденном литературном даре автора. Паустовский не преследует цели алчного использования красот Мещерского края, он просит разрешение у самой природы любоваться ею, и воспевать ее. На своем примере, автор показывает нам как нужно любить природу, ведь именно в ней заложены те истоки духовных ценностей, которые делают человека внутренне богатым. Рязанская область, в которой и находится мещерская сторона, не была родным краем Паустовского. Но тепло и необыкновенные чувства, которые он ощутил здесь, делают писателя настоящим сыном этой земли.
Билет № 19
1. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Приемы создания образа помещика.
В сказках Щедрина нашла правдивое отражение борьба нарождающегося и умирающего, прогрессивного и реакционного. Острые непримиримые противоречия между крепостниками – «дикими помещиками» - и трудовым народом раскрыты Щедриным в этой сказке. В годы Великих реформ «освобожденные» крестьяне ограблены и обездолены. «И земля, и вода, и воздух» - все это собственность барина. Впервые сказка была напечатана в журнале «Отечественные записки» в 1869 г. (Подпись: Н. Щедрин). Нежелание «поступиться принципами» во вред себе, во вред государству определяется как дикость, дикость политическая, гражданская, интеллектуальная. Неприятие новых форм жизни, обусловленных временем, - нравственное одичание. Физическое одичание подчеркивает одичание моральное. Автор использует гротеск – изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде. Жестоким помещикам грозит одичание и разорение, если они и впредь будут тиранить народ. Народ-труженик – создатель всех благ на земле, он единственный источник жизненного благополучия и достатка – такова идея сказки.
2. А.Т. Твардовский. «Василий Теркин». Образ главного героя.
В самый разгар Великой Отечественной войны, когда вся наша страна защищала родину, в печати появляются первые главы поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин», где в образе главного героя был выведен простой русский солдат, «парень обыкновенный». С одной стороны, Василий Теркин непохож на остальных солдат в роте: он весельчак, его отличает своеобразное чувство юмора, он не боится опасности, но в то же время Твардовский, создавая своего героя, не брал какого-то конкретного человека за образец, поэтому у писателя получился собирательный образ солдата, защитника Русской земли, готового в любой момент отразить нападение врага.
Василий Теркин стал любимейшим героем; он раньше автора, создавшего его, был воплощен в скульптуру, установленную на Смоленщине. Образ главного героя Василия Теркина, простого русского солдата, является образцом человеческого достоинства, мужества, любви к Родине, честности и бескорыстия.
Главный герой поэмы – простой русский человек, рядовой солдат, настоящий защитник своей Родины, чьи смелость, сила духа, живость ума и искрометное чувство юмора не могут не вызвать симпатии у читателя. Этим и объясняется огромная популярность в народе образа Василия Теркина. Многие даже узнавали в нем реальных конкретных людей – своих друзей, боевых товарищей.
Основной подход к обрисовке событий и участников войны, который прямо декларируется поэтом во вступлении к поэме, – предельная искренность и достоверность повествования.
Особая черта характера Теркина – сильно развитое чувство национального самосознания: ощущение своей сопричастности с народом, близости его мировоззрению, традициям. Это отчетливо проявляется в главе «Два солдата», в которой герой быстро находит общий язык со старым солдатом-участником Первой мировой войны, особо отмечая свое продолжение ратного дела отцов. В развернутых лирических отступлениях Твардовский подчеркивает особую личную значимость образа Теркина, свою духовную близость герою поэмы, неразрывную общность взглядов. Полноту и достоверность образу Теркина придает также его колоритный и, одновременно, простой язык, изобилующий разговорными выражениями, народными присказками, прибаутками, веселыми шутками.
Таким образом, в поэме отразились наиболее яркие черты русского национального характера в годы Великой Отечественной войны. Именно поэтому произведение не утрачивает с годами своей художественной силы и глубины воздействия на читателя.
Билет № 20
1. Родина, человек и природа в рассказе М.М. Пришвина «Москва-река».
Москва-река — центральный образ рассказа, в котором описываются заповедные места звенигородского края, река Москва в селе Дунино. Метафора «закованная в камень река» дважды звучит из уст рассказчика. Описание реки в городе Москве противопоставлено маленькой, зеленой, живой реке в деревне Дунино. Одним из первых Пришвин осознал, что бурное развитие промышленности, издержки урбанизации могут нанести природе непоправимый вред, и встал на ее защиту. В его произведениях мы постоянно встречаемся с мыслью о необходимости бережного отношения к природе, вреде ее бездумной эксплуатации, о ее нравственной ценности, способности облагораживающе действовать на душу человека, формировать его нравственный мир. Писатель не пытается очеловечить природу, уподобить ее жизнь жизни людей. Он изображает ее такой, какова она есть, в ее собственном развитии. Природа в произведениях Пришвина взаимодействует с человеческой душой.
2. Стихотворения в прозе И.С. Тургенева (по выбору).
«Стихотворения в прозе» принято считать циклом (создавались на протяжении 1877-1882 гг.) В цикле непременно ставится и разрешается какая-либо проблема. Два мотива – жизнь и смерть – проходят по всему циклу, развиваясь, обогащаясь оттенками, борясь и тесня друг друга. Единство цикла проявляется в аллегоричности, присущей всем его фрагментам, особой романтической приподнятости, исключительности или необычности повествования, нравоучительности. Лирический герой – единственный герой цикла, на которого неотрывно обращено внимание писателя. Его личность необычайно широка и богата. Человек сложный, мятущийся, он силен своим искренним интересом к самым различным сторонам жизни во всех ее проявлениях – прекрасных и безобразных. Ничто человеческое ему не чуждо. Стихотворение «Нищий» - это призыв к уважению достоинства человека, к осмыслению идеи братства всех людей и значимости каждого человека.
РУССКИЙ ЯЗЫК (наизусть)
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Июнь, 1882
В стихотворении Тургенева "Русский язык" говорится о всей силе русского языка, о том, что этот язык самый могучий и богатый. Прочитав его, хочется тут же прочитать миллионы книг, ведь в стихотворении русский язык так красочно описывается, что нельзя остаться равнодушным.
Композиция в этом стихотворении двухчастная. В первой части автор восхваляет наш Великий язык. А во второй части уже рассуждает, что бы было, если бы не было русского языка.
Тургенев не забывает про художественные средства. Яркость этому стихотворному произведению дают эпитеты "тягостных", "великий", "могучий". Автор написал это произведение, дабы мы - его читатели - ценили и уважали Русский язык.
Во время прочтения, я размышлял о многом - о книгах, о том, как писатели стараются, чтобы произведение было вне конкуренции. У Тургенева это безусловно получилось.
Билет № 21
1. И.А. Бунин. Основные образы рассказе «Кукушка». Смысл названия и проблематика.
В ранних рассказах Бунина пейзаж выступает не только как фон для событий или средство передачи мыслей, чувств и переживаний персонажа, но и как один из важнейших компонентов повествования. Серый цвет – свидетельство бесприютности героя; метель, стучащая в окна караулки, - символ окончательного запустения и одиночества. Кукушка рисуется как бы с двух точек зрения: с авторской и своей собственной, снаружи и изнутри. Бунин открывает сокровенный смысл однообразного бытия. В изображении внешне скудной жизни проявляется ее истинное, внутреннее содержание. Кукушка живет в гармонии с окружающим его миром природы. В лесу, к которому шел Кукушка, стоял его Дом, который он безвозвратно потерял. Человек, лишенный Дома, теряет целый Мир, Вселенную, что неизбежно приводит его к гибели. В рассказе живут и действуют три группы образов: образы-персонажи, образы животных и пейзаж. Автор видит все не со стороны, а изнутри, с «внутренней точки зрения».
Старый солдат Кукушка потерял дом в миг, который он осознал намного позже. Кукушка жил и не тужил в барском лесу, он любил лес и всегда внутри себя чувствовал страх потерять свое место, которое незаметно для него стало его настоящим домом. Когда приказчик ударил солдата, он понял, что дома как такового нет, он никто. Это сломало старика. А когда вернулась Кукушка и увидел, что стало с волчатами, он осознал, насколько его жизнь бесценна, потому что никому не нужна и ничего не стоит. Поэтому он сравнил свою жизнь с жизнью пойманного волчонка.
В чем смысл названия рассказа «кукушка» И А Бунина?
А смысл простой: отставной солдат - старик без жилья, без родных, без еды; что кукушка - простой бедняк, который ничего не имел, который сам ходил с протянутой рукой.
Явный конфликт рассказа происходит между Кукушкой и приказчиком.
Скрытый конфликт в душе Кукушки, он знал, но не хотел верить, а когда "прозрел", душа его сломалась.
Чтение наизусть стихотворения о родной природе одного из поэтов ХХ в (по выбору).
Билет № 22
1. И.С. Шмелев. «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя.
Шмелев – удивительный писатель, замечателен оригинальный язык его прозы. Он любил Россию всегда. Эта любовь проявилась и в рассказе «Русская песня». В совокупности все подробности, детали, мелочи объединяются внутренним художественным миросозерцанием Шмелева, достигая размаха эпоса, мифа, яви-сказки. Это позволяет автору в поэтических обобщениях отображать уже такие высокие категории, как нация, народ, Россия. Конец рассказа звучит почти гимном русской народной песне. А восприятие ребенка, доброго и наивного, чистого и доверчивого, близко восприятию народному. И.С.Шмелев показывает старую патриархальную Россию, восхищается простым русским человеком, щедростью его простотой, пишет о широте русской души, о любви и надежде, таящейся в душе каждого русского человека.
2. Проблема истинного и ложного в рассказе Б.Л. Васильева «Экспонат №…»
Б.Л. Васильев считает решающим влияние семейных нравственно-философских традиций на формирование своего мировоззрения. Несколько страниц рассказа вбирают четыре десятилетия одинокой, тоскливой, по-своему героической жизни Анны Федотовны. В рассказе Б. Васильев обличает бесчеловечную, разлагающую силу формализма. Для Анны Федотовны письма – это память о сыне, целая жизнь, а для юных пионеров всего лишь забытый экспонат. Писатель предъявляет суровый моральный счет современной школе. Бюрократический стиль мышления показывает, что в условиях господства формы и растут глухие, слепые, бесчеловечные функционеры. Вот почему название рассказа звучит с иронией и усмешкой.
В рассказе Б. Л. Васильева "Экспонат №..." речь идет о женщине Анне Федотовне, потерявшей на войне единственного сына и жившей только благодаря единственному письму с фронта. И это письмо у неё украли пионеры из соседней школы. На первый взгляд дети относятся ответственно к порученному заданию. Им "предстоит жить и воспитываться на примерах", вот они и переживают, что эти примеры "могут пропасть". Дети у Бориса Васильева отнюдь не стандартные отрицательные герои современной прозы: они не стяжатели или эгоисты, не инфантильные иждивенцы или агрессивные вещепоклонники. Пионеры у Васильева убеждённо выполняют свой долг. В этом и заключается парадокс: из благих побуждений, из-за бескомпромиссной дисциплинированности они совершают злое, страшное дело.
В эпилоге раскрывается конфликт рассказа и с пугающей чёткостью выражена его проблема. Активность пионеров не вдохновлена никакой высокой целью. У них есть конкретное задание, но нет гуманистической направленности, во имя которой следует это задание выполнить. У них есть энергия, желание, но нет души.
В рассказе "Экспонат №..." Борис Васильев обличает бесчеловечную разлагающую силу формализма. Для Анны Федотовны письма -- это память о сыне, целая жизнь, а для юных пионеров всего лишь забытый экспонат.