ЧАЙКА Л.И., ПРИЛУЦКАЯ С.А.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА ПО БИОЛОГИИ НА ТЕМУ: «БИОПОЛИМЕРЫ (БЕЛКИ), ИХ СТРОЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА. РОЛЬ В ЖИВЫХ ОРГАНИЗМАХ».
10 класс, биология
Тема 2. Молекулярный уровень организации живой природы, органические вещества.
Тема урока: Биополимеры (белки), их строение и основные свойства. Роль в живых организмах.
С полным основанием можно утверждать,
что белки – самые важные из всех веществ,
входящих в состав организмов животных
и растений.
Л. Полинг
Проблема: ПОЧЕМУ?
Цель - ознакомить учащихся с природными полимерами - белками. Раскрыть биологическое значение в жизни человека. Дать характеристику как важнейшим составляющим частям пищи. Способствовать развитию познавательного интереса; формировать навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия.
Задачи урока:
а) обучающие:
б) развивающие:
развивать логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, развивать экспериментальные навыки, умение работать в малых группах,
продолжить формирование навыков самостоятельной работы учащихся, совершенствовать навыки работы учащихся в малых группах.
в) воспитывающие:
воспитать сознательное отношение к здоровому образу жизни,
совершенствовать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности.
Тип: урок изучения нового материала.
Вид: бинарный интегрированный урок, интерактивный
Методы: иллюстративный, проблемный, практический
Формы работы: работа в группах, лабораторный опыт.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, держатели, штатив с пробирками, песок, ступка, технологическая карта опыта, оценочный лист.
Реактивы: раствор белка куриного яйца, этанол; образцы растительной и животной пищи (картофель вареный, картофель сырой, мясо вареное, мясо сырое), пероксид водорода.
Структура урока:
| Этап урока | Время | Кто проводит |
-
| Оргмомент | 2 мин | Биолог |
-
| Мотивация | 2 мин | Биолог |
-
| Актуализация опорных знаний: | 5 мин | Биолог, Химик |
-
| Изучение нового материала: денатурация деструкция ренатурация ферментативная структурная, транспортная, регуляторная | 24 мин | Биолог Химик Химик Химик Биолог Химик |
-
| Контроль качества первичного усвоения знаний | 7 мин | Эксперт |
-
| Рефлексия | 1 мин | Биолог |
-
| Итог урока | 3 мин | Химик |
-
| Домашнее задание | 1 мин | Биолог |
Этап урока | Формы и методы работы | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Оргмомент | | Приветствие, проверка отсутствующих, объединение в группы, представление эксперта и лаборанта | Эксперт сообщает об отсутствующих и готовности к уроку, |
Мотивация | Проблемный, Объяснительно-иллюстративный | Биолог: Постановка проблемы, сообщение цели и задач урока, | Записывают тему урока в рабочую тетрадь, задумываются о проблеме |
Актуализация опорных знаний (полученных на уроках химии в 9 классе) | Фронтальный опрос | Биолог: задает вопросы: что такое белки что является мономерами белка какие функциональные группы входят в состав аминокислот что такие заменимые и незаменимые аминокислоты что такое полноценные и неполноценные белки с помощью каких связей молекулы аминокислот соединяются в макромолекулу белка какие вы знаете структуры белка охарактеризуйте первичную структуру белка охарактеризуйте вторичную структуру белка охарактеризуйте третичную структуру белка охарактеризуйте четвертичную структуру белка Биолог: меняет слайды Химик: подводит итог этапа | Отвечают с места, оценивают ответы цветными карточками, эксперты заносит оценки в оценочный лист |
Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный, лабораторный опыт, | Биолог: называет свойства (растворимость, денатурация, деструкция) белков. Химик: демонстрирует опыт по растворимости и химической деструкции белков. Биолог: перечисляет функции белков в клетке. Выводит на экран опорные схемы. Химик: Проводит инструктаж по безопасности перед проведением лабораторного опыта, следит за выполнением опыта, подсказывает при формировании выводов. | Записывают опорные схемы в тетрадь, Смотрят демонстрационный опыт Записывают опорные схемы в тетрадь Проводят лабораторный опыт, Заполняют инструктивную карту, делают вывод. Эксперты собирают карты, передают учителю для оценивания. |
Контроль качества первичного усвоения знаний | Работа с учебником | Раздает карточки, указывает параграф, который необходимо проработать | Читают учебник и заполняют таблицу на карточках |
Рефлексия | Голосование | Показывает картинки настроения, за которые необходимо проголосовать | Голосуют поднятием руки |
Итог урока | Проблемный | Корректирует ответы учащихся и окончательно формулирует вывод, сообщает оценки. | Формулируют ответ на проблемный вопрос, на основании полученных на уроке знаний |
Домашнее задание | | Сообщает домашнее задание: изучить параграф 4, упражнение 1-5 на с. 29 | Записывают задание в дневник |
Приложение 1.
ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ЛАБОРАТОРНОГО ОПЫТА:
1.В каких пробирках проявилась активность ферментов? Почему?
2.Как проявляется активность фермента в живых и мёртвых тканях?
3.Различается ли активность фермента в растительных и животных тканях?
4.Как влияет измельчение ткани на активность фермента? Практическое значение имеет этот опыт?
Приложение 2.
Журнал оценок за урок « Белки »
№ | Фамилия ученика | Балл за работу | Средний балл |
Актуализация (цветные карточки) | Лабораторный опыт | ответ на проблемный вопрос |
Приложение 3. Карточка контроля первичного усвоения знаний.
Тема: биополимеры – белки.
Найти и исправить 10 ошибок:
Первичная структура белка – это последовательность нуклеотидов.
Аминокислота состоит из радикала, аминогруппы и остатка фосфатной кислоты.
Первичная структура белка удерживается водородными связями.
Неполноценные белки содержат незаменимые аминокислоты.
Незаменимые кислоты синтезируются в организме человека
Источником полноценных белков являются орехи, соя, злаки.
Вторичная структура белка обеспечивается пептидными связями.
Дисульфидные связи – это связи между атомами водорода и кислорода
Пептидные связи возникают между молекулами цистеина
По вторичной структуре белки бывают фибриллярные и грануллярные
Приложение 4. Карточка контроля первичного усвоения знаний.
БИОПОЛИМЕРЫ – БЕЛКИ
_______________ структура белка – спиралька
Химические связи, обеспечивающие третичную структуру белка
Функция белков- антител
Химические связи, обеспечивающие вторичную структуру белка
Функции мышечных белков
Мономеры белков
Функции белка-кератина
______________ структура белка бывает фибриллярная и глобулярная
Структура белка – последовательность аминокислот.
Тип химической связи, с помощью которой сшиваются аминокислоты
Приложение 5. Карточка контроля первичного усвоения знаний.
УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ:
Функция | Белок |
гемоглобин | защитная |
пепсин | структурная |
кератин | двигательная |
антитела | транспортная |
актин и миозин | ферментативная |
Приложение 6.
Технологическая карта лабораторного опыта
Лабораторный опыт ________________________________________ (ФИО ученика).
Активность фермента каталазы в животных и растительных тканях
Цель опыта: сравнить активность каждой ткани при различных способах обработки (термической, механической)
Оборудование: 3 % раствор перекиси водорода, ткани растений (кусочки сырого и варёного картофеля) и животных (кусочки сырого и варёного мяса), песок, ступка и пестик, штатив с пробирками.
Инструкция по ТБ при работе со стеклянной посудой.
Запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
Первая помощь при порезах. Обратиться к лаборанту или учителю (остановить кровотечение; кожу вокруг раны обработать йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени; закрыть стерильной салфеткой, перебинтовать).
Задание №1. Поместить в пробирки исследуемый материал в соответствии с таблицей. В каждую пробирку добавить 0,5 мл перекиси водорода, наблюдать.
Задание №2. Заполнить результаты своих наблюдений в таблицу.
№ | Содержимое пробирки | Добавленный реактив | Наблюдения | Объяснение полученных результатов |
1 | Песок | H2O2 | | |
2 | Сырой картофель | H2O2 | | |
3 | Измельчённый с песком сырой картофель | H2O2 | | |
4. | Варёный картофель | H2O2 | | |
5. | Сырое мясо | H2O2 | | |
6. | Вареное мясо | H2O2 | | |
Обратите внимание на активность ферментов в растительных и животных тканях, в живых и мертвых тканях. Сделайте вывод.
Приложение 7. Презентацию к уроку по биологии на тему: «Биополимеры (белки), их строение и основные свойства. Роль в живых организмах» можно найти по ссылке:
https://vk.com/id286692405?w=wall286692405_526%2Fall
Список использованных источников:
Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень. Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М. 12-е изд. - М.: 2016. - 304 с.
Безрукова, В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. Книга 3: здоровьесберегающий урок / В.С. Безрукова. – М.: Сентябрь, 2006. – 176с.
Ибрагимов, Г.И. Концепция современного урока / Г.И. Ибрагимов // Школьные технологии. – 2008. – № 2. – С. 48 – 52
Семчук Н.М. Методика организации урока биологии с применением Интернет – ресурсов / Н.М. Семчук, З.З. Денишева // Школа будущего. – 2008. – № 6. – С. 46 – 52.