Бинарный урок русского языка, литературы и истории «Достойный славы»,
к 285-летию со дня рождения А.В. Суворова
Учитель русского языка и литературы
Мелехина Татьяна Серафимовна,
Муниципальное бюджетное специальное
учебно-воспитательное учреждение открытого типа
«Специальная общеобразовательная школа № 14
«Подросток»,
г. Чусовой, Пермский край.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательная – закрепить умения и навыки работы с грамматической основой, однокоренными словами; научить разбираться в афоризмах.
Развивающая – развитие познавательных умений при работе с раздаточным материалом, презентацией; развивать навыки выразительной речи.
Воспитательная – формирование чувства гордости за Родину.
Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядно – иллюстративный, частично поисковый, проблемный.
Оборудование: портрет А.В.Суворова, документы с заданиями, мультимедийный проектор, компьютер.
Предварительная подготовка: несколько учащихся получают предварительные задания – подготовить презентацию «Достойный славы»; подготовить стихи о Суворове.
Ход урока:
Организационный момент: включение учащихся в деятельность, ученик читает стихотворение - определить задачу урока.
Стратег и тактик он в военном деле,
Учил солдат «науке побеждать».
Взял Рымник, Измаил и, в русских веря,
Он говорил: «Отчизна - нам, как мать!»
Ревнитель новизны в своём искусстве,
Осуществил Альпийский переход…
Великий полководец, граф, князь русский,
Удачливый в сражениях патриот.
На доске портрет А.В.Суворова.
Суворов – великий полководец, генералиссимус.
Учитель: закончите предложение «Генералиссимус - это…»
1 Задание: имея на столах набор слов, правильно выложите определение слова.
Генералиссимус | самый | главный | высшее | воинское | звание |
воинская | должность | почётный | военный | титул | |
Генералиссимус — «самый главный», высшее воинское звание, воинская должность, почётный военный титул.
Учитель:
Какое это предложение - простое или сложное?
Чем являются в предложении слова: воинское, военный? (однокоренные слова)
Что такое однокоренные слова? (Слова, образованные от одного и того же корня).
Подберите однокоренные слова к слову воевать (война, воюют, воин, воевода, воинственный).
Презентация « Достойный славы»
2 Задание: Прочитайте текст, из каждого предложения выпишите грамматическую основу.
Самовоспитание, согласно статье «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова, - это «воспитание самого себя».
В тексте К. Осипова рассказывается, как Александр Суворов, знаменитый русский полководец, сам готовил себя к военной службе. Он много читал книг о войнах и сражениях, знал биографии видных военачальников, закалялся физически, разыгрывал у себя в комнате целые сражения.
Старший брат моей подруги тоже мечтал стать военным. С 7 класса он начал серьезно заниматься математикой и географией, ежедневно бегал кроссы, подтягивался, ходил на занятия школьного стрелкового кружка. Самовоспитание позволило Андрею успешно сдать все экзамены в военный институт. Сейчас он курсант престижного военного заведения.
Таким образом, самовоспитание – эта работа над собой – позволяет людям достичь исполнения своей мечты.
Учитель: что такое афоризмы? (Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение – толковый словарь Ожегова).
А.В.Суворов прославился не только своими героическими подвигами, но и как человек, чьи выразительные изречения мы помним и любим.
Учитель: у вас на столах тексты с крылатыми выражениями.
Задачная формулировка: работая в группах, распределите афоризмы по трем составляющим – РОДИНА – СОЛДАТ – ПОБЕДА, и объясните свой выбор.
Высказывания о Родине.
Крепость сильна, гарнизон - целая армия. Но ничто не устоит против русского оружия - мы сильны и уверенны в себе.
Мы русские, мы все одолеем.
Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству.
Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет.
Попробуйте сдвинуть этот камень. Не можете? Так и русские не могут отступать.
Покажи на деле, что ты русский!
Высказывания о солдате.
Кто удивил, тот победил.
Дисциплина - мать победы.
Ученье свет, а неученье - тьма.
Сам погибай - товарища выручай.
Кто напуган - наполовину побит
Тяжело в учении — легко в походе, легко на учении — тяжело в походе
Высказывания о победе.
Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость — победа.
Не бойся смерти, тогда наверное победишь. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
Ученик читает стихотворение В.А.Рождественского
Среди балтийских солнечных просторов,
Над широко распахнутой Невой,
Как бог войны, встал бронзовый Суворов
Виденьем русской славы боевой.
В его руке стремительная шпага,
Военный плащ клубится за плечом,
Пернатый шлем откинут, и отвага
Зажгла зрачки немеркнущим огнем.
Бежит трамвай по Кировскому мосту,
Кричат авто, прохожие спешат,
А он глядит на шпиль победный, острый,
На деловой военный Ленинград.
Держа в рядах уставное равненье,
Походный отчеканивая шаг,
С утра на фронт проходит пополненье
Пред гением стремительных атак.
И он - генералиссимус победы,
Приветствуя неведомую рать,
Как будто говорит: "Недаром деды
Учили нас науке побеждать".
Несокрушима воинская сила
Того, кто предан родине своей.
Она брала твердыни Измаила,
Рубила в клочья прусских усачей.
В Италии летела с гор лавиной,
Пред Фридрихом вставала в полный рост,
Полки средь туч вела тропой орлиной
В туман и снег на узкий Чертов мост.
Нам ведом враг, и наглый и лукавый,
Не в первый раз встречаемся мы с ним.
Под знаменем великой русской славы
Родной народ в боях непобедим.
Он прям и смел в грозе военных споров,
И равного ему на свете нет.
"Богатыри!" - так говорит Суворов,
Наш прадед в деле славы и побед.
Учитель: сейчас предлагаю вам коллективную творческую работу в группах – сделать коллаж «Достойный славы» (у каждой группы на столах картинки о Суворове А.В.)