СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бинарный урок "Достойный славы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бинарный урок русского языка, литературы и истории «Достойный славы», к 285-летию со дня рождения А.В. Суворова

 

Просмотр содержимого документа
«Бинарный урок "Достойный славы"»

Бинарный урок русского языка, литературы и истории «Достойный славы»,

к 285-летию со дня рождения А.В. Суворова



Учитель русского языка и литературы

Мелехина Татьяна Серафимовна,

Муниципальное бюджетное специальное

учебно-воспитательное учреждение открытого типа

«Специальная общеобразовательная школа № 14

«Подросток»,

г. Чусовой, Пермский край.





Тип урока: комбинированный.



Цели урока:

Образовательнаязакрепить умения и навыки работы с грамматической основой, однокоренными словами; научить разбираться в афоризмах.

Развивающаяразвитие познавательных умений при работе с раздаточным материалом, презентацией; развивать навыки выразительной речи.

Воспитательная формирование чувства гордости за Родину.



Формы обучения: групповая,  фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения:  словесный,  наглядно – иллюстративный, частично поисковый, проблемный.


Оборудование: портрет А.В.Суворова, документы с заданиями, мультимедийный проектор, компьютер.

Предварительная подготовка: несколько учащихся получают предварительные задания – подготовить презентацию «Достойный славы»; подготовить стихи о Суворове.


Ход урока:

Организационный момент: включение учащихся в деятельность, ученик читает стихотворение - определить задачу урока.


Стратег и тактик он в военном деле,

Учил солдат «науке побеждать».

Взял Рымник, Измаил и, в русских веря,

Он говорил: «Отчизна - нам, как мать!»

Ревнитель новизны в своём искусстве,

Осуществил Альпийский переход…

Великий полководец, граф, князь русский,

Удачливый в сражениях патриот.


На доске портрет А.В.Суворова.







Суворов – великий полководец, генералиссимус.



Учитель: закончите предложение «Генералиссимус - это…»


1 Задание: имея на столах набор слов, правильно выложите определение слова.


Генералиссимус

самый

главный

высшее

воинское

звание

воинская

должность

почётный

военный

титул



Генералиссимус — «самый главный», высшее воинское звание, воинская должность, почётный военный титул.


Учитель:

  • Какое это предложение - простое или сложное?

  • Чем являются в предложении слова: воинское, военный? (однокоренные слова)

  • Что такое однокоренные слова? (Слова, образованные от одного и того же корня).

  • Подберите однокоренные слова к слову воевать (война, воюют, воин, воевода, воинственный).


Презентация « Достойный славы»

2 Задание: Прочитайте текст, из каждого предложения выпишите грамматическую основу.

Самовоспитание, согласно статье  «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова, - это «воспитание самого себя». 

В тексте К. Осипова рассказывается, как Александр Суворов, знаменитый русский полководец,  сам  готовил себя к военной службе. Он много читал книг о войнах и сражениях, знал биографии видных военачальников, закалялся физически, разыгрывал у себя в комнате целые сражения.

Старший брат моей подруги тоже мечтал стать военным. С 7 класса он начал серьезно заниматься математикой и географией, ежедневно бегал кроссы, подтягивался, ходил на занятия школьного стрелкового кружка. Самовоспитание позволило Андрею успешно сдать все экзамены в военный институт. Сейчас он курсант престижного военного заведения.

Таким образом, самовоспитание – эта работа над собой – позволяет людям достичь исполнения своей мечты. 



Учитель: что такое афоризмы? (Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение – толковый словарь Ожегова).

А.В.Суворов прославился не только своими героическими подвигами, но и как человек, чьи выразительные изречения мы помним и любим.


Учитель: у вас на столах тексты с крылатыми выражениями.


Задачная формулировка: работая в группах, распределите афоризмы по трем составляющим – РОДИНА – СОЛДАТ – ПОБЕДА, и объясните свой выбор.


Высказывания о Родине.

  1. Крепость сильна, гарнизон - целая армия. Но ничто не устоит против русского оружия - мы сильны и уверенны в себе. 

  2. Мы русские, мы все одолеем. 

  3. Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству. 

  4. Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет.

  5. Попробуйте сдвинуть этот камень. Не можете? Так и русские не могут отступать.

  6. Покажи на деле, что ты русский! 

Высказывания о солдате.

  1. Кто удивил, тот победил.

  2. Дисциплина - мать победы.

  3. Ученье свет, а неученье - тьма.

  4. Сам погибай - товарища выручай.

  5. Кто напуган - наполовину побит

  6. Тяжело в учении — легко в походе, легко на учении — тяжело в походе


Высказывания о победе.

    1. Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость — победа.

    2. Не бойся смерти, тогда наверное победишь. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.




Ученик читает стихотворение В.А.Рождественского

Среди балтийских солнечных просторов,
Над широко распахнутой Невой,
Как бог войны, встал бронзовый Суворов
Виденьем русской славы боевой.

В его руке стремительная шпага,
Военный плащ клубится за плечом,
Пернатый шлем откинут, и отвага
Зажгла зрачки немеркнущим огнем.

Бежит трамвай по Кировскому мосту,
Кричат авто, прохожие спешат,
А он глядит на шпиль победный, острый,
На деловой военный Ленинград.

Держа в рядах уставное равненье,
Походный отчеканивая шаг,
С утра на фронт проходит пополненье
Пред гением стремительных атак.

И он - генералиссимус победы,
Приветствуя неведомую рать,
Как будто говорит: "Недаром деды
Учили нас науке побеждать".

Несокрушима воинская сила
Того, кто предан родине своей.
Она брала твердыни Измаила,
Рубила в клочья прусских усачей.

В Италии летела с гор лавиной,
Пред Фридрихом вставала в полный рост,
Полки средь туч вела тропой орлиной
В туман и снег на узкий Чертов мост.

Нам ведом враг, и наглый и лукавый,
Не в первый раз встречаемся мы с ним.
Под знаменем великой русской славы
Родной народ в боях непобедим.

Он прям и смел в грозе военных споров,
И равного ему на свете нет.
"Богатыри!" - так говорит Суворов,
Наш прадед в деле славы и побед.



Учитель: сейчас предлагаю вам коллективную творческую работу в группах – сделать коллаж «Достойный славы» (у каждой группы на столах картинки о Суворове А.В.)