СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бинарный урок "Квартет"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бинарный урок музыки и литературы в 5 классе по теме " Квартет"

Просмотр содержимого документа
«Бинарный урок "Квартет"»

Бинарный урок музыки и литературы в 5-ом классе.

Тема: «Музыка и литература».


Цель урока:

• показать, как два самостоятельных искусства – литература и музыка –

дополняют друг друга, делая произведения более выразительными, красочными, интересными

• воспитание интереса и любви к классической музыке, формирование умения слышать музыку; развитие богатого воображения, образного мышления;

• познакомить с басней И.А. Крылова «Квартет»;

формирование умения анализировать, выделять главное, делать выводы (видеть мораль басни).


Оборудование:

• портреты И.А. Крылова и А.П. Бородина;

• иллюстрации к басням И.А.Крылова;

• музыкальные записи;

• раздаточный материал (на столах у детей отпечатанные понятия «прототип» и «квартет».


Ход урока.


Учитель музыки: Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок - урок музыки, и литературы, и вести его будем мы: Галина Николаевна и Ольга Юрьевна. Цель такого урока состоит в том, чтобы показать, как два самостоятельных искусства- литература и музыка- дополняют друг друга, делая произведения более выразительными, красочными, интересными.


- Посмотрите на доску. Прочтите эпиграф к нашему уроку.


На доске: «Музыка и литература не иллюстрируют одна другую, они дополняют, обогащают, усиливают наши переживания».


- Как вы понимаете эти слова? (объяснения учеников).

- Молодцы. А теперь распоёмся по голосам.

- Исполняем распевку «Не перебегали берега»

Дети исполняют.


Учитель музыки: Ребята! Вспомните тему1 четверти.


Дети вспоминают: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».

Учитель музыки: Вам на дом было задано подобрать басни, в которых звучит музыка или музыка является составной её частью. Какие же вы нашли басни ?

Ответы детей: «Осёл и соловей», «Скворец», «Кошка и

и соловей», «Кукушка и петух».


Учитель музыки:


Молодцы! Наша тема так и называется «Музыка – главный герой басни».


Учитель лит-ры:


- Басня – один из наиболее древних литературных жанров. Героями басни могут быть животные, растения, неодушевлённые предметы, люди. Иван Андреевич Крылов – известный русский баснописец. Его произведения, по мнению Н.В. Гоголя, «подлинная книга народной мудрости».

В своих баснях И. Крылов высмеивал человеческие пороки и недостатки. Сегодня мы с вами знакомимся с одной из его басен, в которой музыка является одним из действующих лиц. Она называется «Квартет». Но чтобы начать разговор об этой

басне, мы должны иметь представление о том, что такое КВАРТЕТ.

Посмотрите, пожалуйста, в свои листочки и прочтите определение.


Один из учеников читает определение слова «Квартет»

Ученик:

- Квартет – это муз. произведение, в исполнении которого участвуют 4 музыканта.


Учитель лит-ры:

- В басне, которую мы будем рассматривать речь идёт о 2-х скрипках, альте и виолончели.


Учитель лит-ры:- Откройте ваши учебники на стр.148. Слушайте басню.

По окончании чтения.


Учитель лит-ры:

- Как вы думаете, могли наши герои стать музыкантами?


Ответы.

Учитель музыки:

- А вот мне хочется вспомнить песенку, где главный герой всё-таки мог играть на скрипке. А ну-ка, ребята, напомните, что это за песня?


Все поют песню «Волшебный смычок».

Учитель лит-ры:

- Ребята! Как вы думаете, И. Крылов имел какое–нибудь отношение к музыке? Оказывается, он был хорошим музыкантом, больше всего он любил играть в квартете, Современники вспоминают, что он брал на себя партию альта и, хотя этот инструмент нельзя назвать главным, ведущим в этом составе, часто оказывался Иван Анд. Крылов, так как к его чутким и верным замечаниям нельзя было не прислушиваться.


Учитель музыки:

- Таким же замечательным музыкантом был русский композитор А.П. Бородин (1833-1887 г.). Хотя музыка не была его основной профессией, Бородин прославил и русскую музыку и русскую науку. Он был так же талантливым учёным-химиком.

Химия и музыка неразрывно господствовали в его душе. Неутомимый труженик, он не знал чётко отмеренного времени для работы и отдыха. Его можно было встретить в лаборатории, как утром. так и глубокой ночью. Музыка не покидала учёного – она звучала в его душе даже во время лекций, и тогда на доске вместе с формулами он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий. Склонившись над новой работой, он обязательно что – нибудь напевал. А иногда, покинув лабораторию, химик превращался в музыканта, и неслись по коридору стройные звуки его волшебной музыки.


-Сейчас мы послушаем их.

Звучит фрагмент из « КВАРТЕТА №2»


Учитель лит-ры:

- Какая замечательная музыка! А у наших музыкантов ничего не получилось. Почему? Давайте обратимся к самой басне, к первым её строчкам.


- Всего 9 строк, а понять из них можно очень много. Попробуйте найти отношение баснописца к своим героям.

- Верит ли он, что у них что-то получится?

-Какими словами он передаёт желание зверей сыграть

квартет? (Затеяли).

-Какими глаголами И.Крылов передаёт их игру? (Ударили в

смычки, дерут)

-А как сами звери относятся к тому, что они собираются

делать? (Пленять своим искусством свет, Запляшут

лес и горы).

- А кто же участники квартета? (Проказница Мартышка,

Осёл, Козёл, Косолапый Мишка)

- Как вы думаете, случайно ли подобрал И.Крылов именно этих

героев?

-Узнав участников квартета, можно ли сказать, какая

музыка у них получится?

- Для чего и зачем написана эта басня?

- Какой вывод делает И.Крылов? («Чтоб музыкантом быть…)

-В этих словах звучит мораль басни, а мораль – это и есть нравственный вывод. Как вы это понимаете эти строчки автора?

Дети объясняют.


Учитель лит-ры:

Басни писались не ради животных. Какие недостатки людей высмеиваются. Выставляются напоказ?

Ответы учеников.


Учитель лит-ры:

- Известно, что почти каждая басня написана автором на основе конкретного факта, события. Можно дать совершенно точный адрес любой басне И.Крылова, назвать её прототип. Посмотрите в ваши карточки объяснение этого слова.


Ученик:

- Прототип – реальная личность или литературный персонаж, послуживший основой для создания образа.

Учитель лит-ры: Не является исключением и басня «Квартет».


Слово ученику (историческая справка).


Ученик:

Впервые басня напечатана в 1811 году. В этой басне высмеян Государственный Совет, сформированный Александром 1. Царь разделил его на 4 отдела, во главе были поставлены высокие вельможи. Четыре департамента Совета должны были провести ряд реформ, однако всё свелось к пустым разговорам.


Учитель лит-ры:

- А сейчас мы посмотрим театральную постановку «Квартета», поставленную учениками нашего класса.


Учитель музыки:

- Да, ребята, прав Иван Андреевич Крылов: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…». Обратимся теперь к музыке. Послушаем игру настоящих профессионалов.


Звучит «Квартет» Бородина.


Учитель музыки:

-«Квартет» А.П.Бородина, который вы сейчас слышите, программное произведение, камерное.

Камерная музыка – музыка, предназначенная для небольшого количества исполнителей (от лат. слова «камера»).

-Она состоит из следующих 4-х частей:

1ч. – Allegro moderato ( не очень быстро)

2 ч. – скерцо (шутка)

3ч. – ноктюрн (образ ночи)

4ч. – финал

- Мы услышали фрагмент 3ч.

- Определите характер произведения, узнайте инструменты, какую картину вы себе представили?


Учитель лит-ры:

- Дайте, пожалуйста, словесное описание того, что вы сейчас слышите. Если это картина природы предстаёт перед вами, то какая именно,

А может это какое состояние души, нотки переживания, радости или ещё чего-то?


Ответы учеников.


Учитель музыки:

-Какое произведение С.В.Рахманинова похоже на него?

Ночь сменяет день и та красота, которая была скрыта, встаёт перед нами в песне «Далеко ли близко»(исполнение).


Учитель лит-ры:

-Попробуем подвести итог сегодняшнего урока. Вспомним, что мы слушали и пели.

Ответы учеников.


Учитель лит-ры:

- Спасибо! Существовали бы музыкальные басни, если бы не было музыки?


Учитель музыки:

- В баснях всегда главными героями становились звери. Давайте же мы исполним на шумовых инструментах песню «Как у наших у ворот», я думаю . своим исполнением мы не будем похожи на героев «Квартета».


Исполнение.


Учитель лит-ры:

-Завершая сегодняшний наш урок, хотелось бы вспомнить слова немецкого поэта Бертольда Брехта: «Все виды искусства служат главному искусству – искусству жить на земле».



Подведение итогов. Выставление оценок.


Домашнее задание. Выучить басню наизусть.