СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бинарный урок по информатике и черчению

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение графических команд при создании видов чертежа в прямоугольном проецировании.Бинарный урок по информатике и черчению. Использование графических возможностей яэыка программирования при создании прямоугольных проекций.

Просмотр содержимого документа
«Бинарный урок по информатике и черчению»

Бинарный урок по информатике и черчению

Применение графических команд при создании видов чертежа в прямоугольном проецировании.

Класс: 9 класс

Учитель: Смирнова С.Б., Василенок Г.В.


Цели урока:

Обучающие

Черчение

ознакомить учащихся с понятиями «стандарт», «шрифт», «линии», «размеры»;

рассмотреть способы прямоугольного проецирования на 1, 2 и 3 плоскости проекции;

сформировать первоначальное представление о понятии «вид»;


Информатика

ознакомить с командами языка программирования позволяющими изменять толщину и стиль линий;

закрепить полученные навыки работы с графическими командами языка программирования;

создать условия для применения программирования при решении практических задач;

Развивающие

Развивать внимание, логическое мышление, точность выполнения операций;

Формирование алгоритмического и логического мышления;

Воспитательные

Воспитывать бережное отношение к технике,

чувство уважения к партнеру при работе на компьютере (за одним компьютером работают 2 человека);

прививать информационную культуру.


Ход и содержание урока


I. Организационно-мотивирующий.

Запуск программ и файлов, необходимых во время работы на уроке

  • файл-презентация (приложение3),

  • файл-программа на языке Pascal (приложение 4, приложение 5);

  • карточки с заданиями (приложение 1, приложение 2).


Учитель информатики


При изучении графических возможностей языка программирования возникает необходимость использования знаний и навыков построения чертежа.

Поэтому сегодня не совсем обычный урок – это бинарный урок по двум предметам Черчение + Информатика.

Тема нашего занятия:

«Применение графических команд при создании видов чертежа в прямоугольном проецировании»

Проводить урок будет два учителя-предметника.

В той части урока, которая отведена информатике, вы

  • продолжите изучение графических команд языка программирования;

  • поучитесь читать программы и вносить в них изменения;

  • примените знания и умения программирования при решении практических задач.


Учитель черчения


Учебная дисциплина «Черчение» позволяет учащимся легче адаптироваться к продолжению обучения в средних специальных и высших учебных заведениях, к овладению в будущем инженерно-техническими, технологическими, экономическими и другими специальностями, к участию в практической работе.

В период вашего обучения происходили изменения в школьной программе, и, оказалось, что ваш выпуск не изучал предмет «Черчение».

Поэтому сегодня на занятии вы

  • познакомитесь с понятиями «стандарт», «шрифт», «линии», «размеры»;

  • узнаете о способах прямоугольного проецирования на 1, 2 и 3 плоскости проекции;

  • познакомитесь с понятием «вид»;


II. Изложение материала, организация процесса усвоения новых знаний.


Учитель черчения


Начнем с чертежа простой детали. Чертеж является основным документом любого производства. По чертежам изготавливают детали, собирают машины, строят дома, шьют одежду.

Рассмотрим рисунок, на котором дан чертеж детали (слайд 2).

Чертеж содержит изображение и различные надписи. По изображениям можно судить о геометрической форме данной детали и форме её отдельных частей. По надписям – о названии детали, масштабе, в котором выполнены изображения, материале, из которого изготавливают деталь. Размерные числа дают возможность судить о величине детали и другие условные знаки.


Таким образом, чертёж – это графический документ, определяющий конструкцию того или иного изделия и содержащий сведения, необходимые для его разработки, изготовления, контроля и эксплуатации (слайд3).

Остановимся на рассмотрении особенностей создания изображения на чертеже.

Чертежи выполняются по государственным стандартам Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) (основная надпись, чертёжный шрифт, линии, применяемые на чертежах, размеры, масштаб).


Изображения предметов на чертежах в соответствии с правилами госуд. стандарта выполняют по способу прямоугольного проецирования (слайд4).

Выберем некоторую вертикальную плоскость проекции П2 так, чтобы она была расположена перед зрителем. Такую плоскость называют фронтальной.


При выполнении чертежей (слайд5), применяют разные линии:

Штриховая-линия невидимого контура;

Сплошная толстая основная – линии видимого контура (обводка детали);

Штрихпунктирная тонкая – осевые и центровые линии;

Сплошная тонкая – размерные и выносные линии;


Сплошная волнистая – линия обрыва.




УПРАЖНЕНИЕ (слайд 6): Выбери для детали правильную фронтальную проекцию.

(Правильный ответ рис. 2)


Учитель информатики




На предыдущих занятиях по информатике мы познакомились с синтаксисом (правилами написания) графических команд в языке программирования Pascal. С помощью этих команд на экране монитора можно изобразить ЛИНИЮ, ПРЯМОУГОЛЬНИК, КРУГ, ЭЛИПС, ДУГУ И СЕКТОР.

Сегодня на занятии нам понадобиться команда LINE (слайд 7).

И две новые команды:

  • SetPenWidth(х) которая позволит изменять толщину пера (слайд8);

  • SetPenStyle (st) изменяет стиль (слайд 9).


Теперь сверните презентацию, восстановите окно с программой.

Сохраните файл под новым именем: Мои документы/ 11кл/фамилия_черчение

Сейчас мы обратимся к только что полученным вами знаниям по черчению.

На столах находятся карточки с изображением детали и вариантами проекций. Рассмотрите внимательно деталь и среди первых 4-х карточек выберите, с вашей точки зрения, правильную фронтальную проекцию (варианты карточек в приложении 1).

Задание: Внимательно просмотрите программу и ее результат.

Допишите команды, которые соответствуют выбранному вами варианту проекции.

Самостоятельно выполняют работу на компьютере. (5-7 мин).

Сверните окно с программой и восстановите окно с презентацией.

Учитель черчения

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


Рассмотрим более сложные варианты (слайд10).

На слайде представлены две детали. Их фронтальные проекции одинаковые и не отражают всей информации о деталях. Для полного выявления формы предмета на чертеже выполняют проекцию предмета в две и три плоскости:




Проекцию рассмотренную сверху называют горизонтальной П1 и располагают под фронтальной перпендикулярно.










Согласно стандарту ЕСКД изображения на технических чертежах, полученные по методу прямоугольного проецирования, называют видами (слайд 11).







Вид – это изображение обращённой к наблюдателю видимой части поверхности предмета (слайд 12).







УПРАЖНЕНИЕ (слайд 13): Выбери для детали правильную горизонтальную проекцию или вид сверху (правильный ответ рис. 3).





Учитель информатики

Прежде чем продолжить работу с программой, повторим синтаксис и особенности команды для построения прямоугольников (слайд 14)

В

Слайд 14

нимание! Все графические изображения, команды которых записаны ДО команды прямоугольника могут в итоговом окне частично перекрываться изображением прямоугольника (слайды 15-16).










Слайд 15

Слайд 16




Сверните презентацию и восстановите окно с программой.

Продолжим работу с изображением детали. Внимательно еще раз рассмотрите деталь и среди следующих 4-х карточек выберите правильную горизонтальную проекцию. А теперь, согласно выбранному вами варианту, внесите соответствующие дополнения в программу (5-7 мин).

Сверните окно с программой и восстановите окно с презентацией.


Учитель черчения

Слайд 17.

Третью плоскость проекций называют профильной П3 , (что означает «вид сбоку»).

Она перпендикулярна одновременно горизонтальной и фронтальной плоскостям проекций.







УПРАЖНЕНИЕ (слайд 18): Выбери для детали правильную горизонтальную проекцию или вид сверху. (правильный ответ рис. 3)




Учитель информатики

Сверните окно с программой и восстановите окно с презентацией.

Используйте полученную вами информацию о профильной проекции и выберите правильный вариант для вашей детали. Затем внесите дополнения в программу.(5-7 мин). Выполните сохранение программы.



III. Проверка степени понимания учащимися нового материала. Итог урока.


Учитель информатики

К следующему занятию ваши программы будут проверены и оценены двумя отметками.

По информатике: отметка обязательно будет выставлена всем учащимся и будут оценены знания и умения по работе с графическими командами.

По черчению: будет отражать, правильно ли вы выбрали проекции, и может быть выставлена по вашему желанию и.


Учитель черчения

Ответьте на вопросы: Сколько надо выполнять проекций для предмета?

Как называют эти проекции?

Расскажите, что такое «вид».

Зачем используют в чертежах штриховые линии (штрихпунктирные, волнистые, толстые и тонкие линии).


IV. Задание на дом:

Черчение – выполнить для детали построение трех проекций (в тетради);

Информатика - подготовить данные по проекциям для написания программы; повторить команду CIRCLE (детали и правильные проекции в приложении 2)