Г
лавное управление образования и молодежной политики Алтайского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Егорьевский лицей профессионального образования»
Бинарный урок
по химии и биологии
«Вода. Строение, состав, нахождение в природе»
Сросты, 2016
Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Егорьевский лицей профессионального образования»
Методическая разработка
Бинарный урок по химии и биологии
«Вода. Строение, состав, нахождение
в природе »
Разработали и провели:
Преподаватель химии
Разноглядова Т.А.
Преподаватель биологии
Павлова Н.Н.
Сросты, 2016
Пояснительная записка
Урок- это система социальная, которая может существовать только за счет взаимодействия педагога с учащимся и учащихся друг с другом. Инновационный урок- это динамичная, вариативная модель организации обучения и учения учащихся на определенный период времени. Цель инновационного урока состоит в том, чтобы на основе новых теоретико-методических подходов, анализа практики педагогов, внедрить достигнутое и получить эффективный механизм обучения, взаимодействия взаимосвязанных образовательных процессов, представляющих собой, совокупность радикальных инноваций учебной деятельности. Бинарный урок-это одна из форм инновационного урока, но он ограничен: временем, содержанием, деятельностью, методами обучения, а значит, характер учебно-воспитательного процесса приобретает черты кратковременной деятельности. При проведении бинарного урока по теме: «Вода. Строение, свойства, нахождение в природе» педагогами химии и биологии ставились следующие образовательные, развивающие, воспитательные цели.
Образовательные цели:
- сформировать представление о воде, как о химическом веществе самом распространенном веществе на планете Земля;
- интегрировать знания о свойствах и значении воды в природе, полученные на уроках химии и биологии;
- закрепить и повторить знания о физических и химических свойствах воды, строении воды;
- раскрыть роль воды в зарождении жизни на Земле и развитии живых организмов на планете.
Развивающие цели:
- формировать умение выделять главное, находить ответы на поставленные вопросы, сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
- продолжить формировать умение работать с научной информацией, таблицами, рисунками, репродукциями;
-способствовать развитию умения обобщать и делать выводы, развитию мышления, внимания, памяти, культуры речи.
Воспитательные цели:
- продолжить воспитание бережного отношения к водным ресурсам, воспитанию чувства ответственности;
- продолжить формирование и развитие нравственных качеств личности, умения работать в команде.
Оборудование: презентация урока; опорный конспект; видеофильмы по теме «Вода»
Форма проведения: Бинарный урок
Тип урока: Комбинированный
Методы: Беседа, изложение материала с демонстрацией презентации,
выполнение тестовых заданий, выполнение практической работы (работа группами), сообщения учащихся о видах минеральных вод, производимых в Егорьевском районе, с презентацией и дегустацией образцов.
Ресурс урока: Компьютер, мультимедийный проектор, образцы минеральной воды- «Завьяловская», «Эйя», «Касмалинская».
Межпредметныесвязи: Экология – «Вода – основа жизненных процессов», биология – «Круговорот воды в природе», география – «Водные ресурсы Алтайского края», товароведение продовольственных товаров «Общие сведения о пищевых продуктах», физика – «Физические величины. Физические свойства воды».
Дополнительная литература:
Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Экология», 2005 г.
Учебник «Товароведение пищевых продуктов», М.,2004 г.
Проект урока по химии и биологии
Целевая группа: преподаватели общеобразовательных дисциплин
Профессия: «Повар, кондитер»
Учебная дисциплина: химия, биология
Преподаватель: Разноглядова Т.А., Павлова Н.Н.
Наименование ОУ: КГБПОУ «Егорьевский лицей профессионального образования»
Тема: «Вода. Строение, состав, нахождение в природе».
Тип урока: Бинарный комбинированный урок.
Методы обучения: словесный, наглядный.
Средства обучения: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, опорный конспект.
Время проведения – 1 час (60 мин)
Ход урока
1. Организационный момент.
Основная задача данного этапа:
- Настроить учащихся на плодотворную, творческую деятельность и доброжелательную, рабочую атмосферу на уроке
-Подготовить к восприятию знаний по теме
-Ознакомить с поставленной учебной целью.
Деятельность студентов | Деятельность преподавателей | Примечание |
Приветствуют преподавателей. Староста докладывает, кто и по какой причине отсутствует. Готовят тетради и ручки | Приветствуют студентов. Отмечает в журнале отсутствующих. Проверяет степень готовности студентов к уроку (наличие тетрадей и ручек) | |
2. Изучение нового учебного материала.
2.1. Целеполагание
- Создать положительную мотивацию к изучению предлагаемой темы.
-Сориентировать обучающихся на необходимость усвоения новых знаний по изучаемой теме.
2.2. Фронтальный опрос по изучаемой теме.
- Уточнить, знания учащихся по изучаемой теме.
- Активизировать опорные знания с целью их последующей систематизации.
-Способствовать организации студентов коллективной познавательной деятельности.
2.3. Экспозиция нового материала.
Целью данного этапа является создание наиболее благоприятных условий для усвоения нового учебного материала.
Для изучения нового материала используются следующие методы: объяснение, показ и самостоятельная работа студентов, в виде выполнения предварительного задания.Слуховое восприятие информации(лекция преподавателей) подкрепляется зрительным восприятием - используется презентация.
Деятельность студентов | Деятельность преподавателей | Примечание |
Слушают. Записывают тему урока. Совместно с преподавателями определяют цель урока. Отвечают на вопросы Студенты слушают и конспектируют. | Преподаватели химии и биологии читают высказывания великих людей о воде. Называют тему занятия. Стимулируют студентов к самостоятельному формулированию целей занятия. Преподаватель химии задаёт вопросы (фронтальный опрос): 1. Кто назовет формулу воды? 2.Какие вы знаете свойства воды? 3.Где применяется вода? Преподаватель биологии задаёт вопросы (фронтальный опрос): 4.Приведите примеры загрязнения водоёмов. 5. Какие способы очистки воды вы знаете? 6.Как вы считаете, необходимо ли экономить водные ресурсы? Лекция с конспектированием: А) Общий обзор (преподаватель биологии слайд № 7, 8,преподаватель химии слайд№ 7, 8 Б) Строение молекулы воды. Преподаватель химии разъясняет особенности строения молекулы воды(слайд № 8) В) Свойства воды Преподаватель химии перечисляет совокупность свойств воды (слайд№10). Г) Физические свойства воды. Преподаватель химии рассказывает о физических свойствах воды (слайд№11-14) , преподаватель биологии рассказывает о теплоёмкости воды и её влиянии на живые организмы(слайд№15), продолжает преподаватель химии (слайд№16-19), затем предлагает студентам списать в тетрадь информацию о физических свойствах воды(слайд№20). Обобщающую информацию по физическим свойствам произносят поочередно оба преподавателя. (слайд№21). Д) Химические свойства воды. Преподаватель химии рассказывает о химических свойствах воды(слайд№22-26),предлагает списать информацию в тетрадь (слайд№23, 24, 26). Е) Память воды Преподаватель химии рассказывает об уникальном свойстве воды -сохранять информацию (слайд№27), продолжает преподаватель биологии(слайд№28),затем преподаватель химии поясняет влияние различных факторов на структуру кристаллов воды (слайд№29, 30, 31). Ё) Круговорот воды в природе. Преподаватель биологии беседует со студентами о круговороте и нахождении воды в природе (слайд№32, 33) Ж) Значение воды для человека Преподаватель биологии (слайд№34-38) З) Потребление воды Преподаватель химии (слайд№39, 40) И) Загрязнение воды и методы её очистки Преподавательбиологии и химии (слайд№41-43) К) Способы экономии воды Преподаватель биологии(слайд№44, 45) | слайд 2,3 слайд 4, 5 слайд 6 слайд 6 слайд 7, 8 слайд 9 слайд 10 слайд 11-14 слайд 15 слайд 16-19 слайд 20 слайд 21 слайд 22-26 слайд 23, 24, 26 слайд 27, 28 слайд 29, 30, 31 слайд 32, 33 слайд 34-38 слайд 39-40 слайд 41, 42, 43 слайд 44, 45 |
3. Закрепление нового учебного материала
Цели и задачи:
-Закрепить те знания, которые необходимы студентам для самостоятельной теоретической и практической работы
-Добиться повышения уровня осмысления изученного материала
-Способствовать развитию самостоятельно добывать знания, работая с раздаточным материалом.
- Способствовать умению анализировать и грамотно преподносить информацию.
- Способствовать развитию творческого мышления у учащихся, работая в коллективе.
Цели и задачи этого этапа достигаются диагностированием прочности полученных знаний через тестирование с помощью интерактивнойдоски. Если во время тестирования большая часть ответов правильная, следовательно, материал усвоен хорошо в противном случае необходимо выявить слабые места и проработать их дополнительно.
Деятельность студентов | Деятельность преподавателей | Примечание |
Отвечают на вопросы теста делятся на три подгруппы, внимательно изучают задание и выполняют его, пользуясь дополнительными источниками и раздаточным материалом – этикетками от минеральных вод. (приложение 1). Защищают работу (слайд 49, 50, 51) | Преподаватели предлагают студентам ответить на вопросы теста. вопросы: 1)Перечислите физические свойства воды. 2)Каким типом химической связи обусловлено свойство воды воспринимать информацию? 3) Какие химические вещества не реагируют с водой? 4) Каково значение воды для человека? 5) Какие способы экономии воды вам известны? II. Выполнение практической работы (работа малыми группами). объясняют задание, знакомят с критериями оценивания Задание: проанализировать химический состав питьевых вод, выпускаемых в Алтайском крае и Егорьевском районе (Касмалинская, Завьяловская, Эйя) и дать заключение по одной из них (на выбор) по предложенному плану и записать в специальный бланк (приложение 2). Завод-изготовитель; Химический состав воды; Полезные свойства, применение; Особенности. | Слайд№46 слайд 47, 48 |
4.Рефлексия. Подведение итогов урока.
Цели и задачи:
-Способствовать развитию любознательности и стремления к познанию.
- Создать возможность каждому ученику почувствовать значимость собственного мнения.
- Способствовать развитию творческого мышления, памяти, внимания, наблюдательности у учащихся.
Деятельность студентов | Деятельность преподавателей | Примечание |
Отвечают на вопросы рефлексии. Записывают домашнее задание. | Объясняет условия выполнения рефлексии. вопросы: На уроке было над чем подумать На все возникшие у меня вопросы по теме я получил ответы На уроке я поработал добросовестно и цели урока достиг Я узнал много нового Мне это пригодится в жизни Ставит оценки. Подводит итоги урока. Сообщает домашнее задание | Слайд № 52 |
Приложение 1
Вода питьевая «Касмалинская»
Продукция Волчихинского пивоваренного завода с. Волчиха, пользуется широким спросом в Алтайском крае и за его пределами. Самой популярной маркой предприятия являюеся: природная минеральная вода «Касмалинская».
Химический состав, мг/л:
Гидрокарбонаты: 200 — 330
Хлориды: 30 — 170
Сульфаты: 50 — 200
Натрий+Калий: 20 — 200
Кальций: Магний: Серебро: Общая минерализация: 0,3 — 1,0 г/л
Вода минеральная «Касмалинская» питьевая столовая газированная обладает общеукрепляющими свойствами, характеризуется отсутствием нитратов (заключение Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии № 14/235 от 19.05.2005 г.). Добывается с глубины 230 метров на территории завода, где пройдя песочный фильтр и бактерицидную обработку поступает на розлив.
"Касмалинская" обладает отличными физико-химическими свойствами и не уступает по своим характеристикам всемирно известным брендам. На основе воды "Касмалинская" приготавливаются напитки и пиво. Вода является призёром международных и региональных выставок, награждена медалями и дипломами. Её уникальная особенность заключается в сверхнизком содержании нитратов (менее 0.5 при норме в 20). Благодаря этой особенности "Касмалинская" обладает мягким и легким вкусом и является незаменимой для приготовления пищи и повседневного потребления. Выпускается в ПЭТ-таре 0,5;1,0;1,5 - газированная, 0,5;1,5;6,0;10,0 - негазированная
Вода питьевая «Завьяловская»
Минеральная вода «Завьяловская» добывается и бутилируется ООО «Бочкаревский пивоваренный завод» с 2013 года.Глубина артезианской скважины 200 м. Высокое качество производимой продукции обусловлено использованием самого современного оборудования лучших мировых производителей (фирм KRONES и KHS Германия).
Минеральная вода «Завьяловская» – уникальная по составу, не имеющая аналогов, целебная вода Алтая. По химическому составу и лечебному действию не уступает знаменитым водам Кавказа.Питьевая лечебно – столовая вода «Завьяловская» Хлоридно-сульфатная кальциево-магниево- натриевая Химический состав HCO 3 – - 200-400 Сульфат SO 4 2 - 1600-2200 Хлорид Cl - 1300-1700 Кальций Ca 2+ - 300-500 Магний Mg 2+ - 300-500 Натрий + калий Na + +K + - 800-1400.
Уникальность этой воды в том, что она укрыта мощным слоем водонепроницаемых пород и хранится в своем первозданном виде в подземных кладовых тысячи лет. Завьяловское месторождения минеральных лечебно-столовых подземных вод рекомендуется для эксплуатации с целью бальнеолечения и промышленного розлива. Натуральная минеральная вода «Завьяловская», отличается своей экологической чистотой и высоким лечебным потенциалом и имеет многолетний опыт применения в санатории «Обь» г. Барнаул. Учитывая лечебное действие –вода «Завьяловская» рекомендуется для людей страдающих хроническими заболеваниями печени, почек, больных ожирением и сахарным диабетом.
Вода питьевая «Эйя»
Недра планеты долгие века копили кристально чистые подземные воды, словно нарочно вбирая в себя из толщи горных пород целебные микроэлементы и минералы. И сегодня в глубине ленточного бора вблизи речки Кормихи Егорьевского района (п. Новосоветский, ООО В. Катернюк.) в скважине № 174/09 добывается вода первой категории с первозданной силой - «ЭЙЯ».
Минеральный состав воды: мг/дм3
Сульфаты – не 30,
Хлориды – не 10,
Кальций СА2+ - 15-40,
Магний Mg2+ - 5-15,
Калий К2 – не 20,
Бикарбонат НСО3 – 100-200.
Ее структура, насыщенность кислородом, биологическая активность и чистота, а также минеральный состав максимально сбалансирован для организма человека, что позволяет употреблять воду без ограничений. Даже чайные, кофейные и другие напитки, приготовленные на основе «ЭЙЯ», отличаются особым вкусом и ароматом!
Источник, где добывается вода, имеет два радиуса защиты. Скважина находится в охранных зонах государственных заказников «Волчихинский» и «Егорьевский», что защищает природный источник от негативного антропогенного воздействия и дополнительно гарантирует качество воды.
Приложение 2
Практическая работа (отчет)
Наименование воды____________________________________________________________________________________________
Завод изготовитель | Химический состав | Применение, полезные свойства | Особенности |
| | | |
Приложение 3