СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бинарный урок по теме: «Алгоритм построения технологической карты урока в начальной школе»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бинарный урок по теме: «Алгоритм построения технологической карты урока в начальной школе» с использованием технологии обучения в сотрудничестве со студентами по ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования  МДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания, МДК 01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания.

Просмотр содержимого документа
«Бинарный урок по теме: «Алгоритм построения технологической карты урока в начальной школе»»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»









БИНАРНЫЙ УРОК

Тема: «Алгоритм построения технологической карты урока в начальной школе»


МДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания

МДК 01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания


специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах, IV курс





Преподаватели ОГАПОУ СПК:

Анисимова В.И., Макар Э.М.










г. Старый Оскол

2017 г.

ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования

МДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания,

МДК 01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах, группа 41-У


Тема: «Алгоритм построения технологической карты урока в начальной школе»


Преподаватели: Анисимова В.И., Макар Э.М.


Педагогическая технология:

тип – технология поэтапного формирования практических навыков;

отношение к студенту – технология сотрудничества;

по направлению модернизации обучения – педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности студентов.


Форма урока – практическое занятие.

Цель урока: создать условия для активизации практической деятельности, расширения и закрепления знаний студентов по теме «Разработка технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования»

Задачи деятельности преподавателя:

  1. обучающие:

- организовать проверку знаний, умений и навыков студентов, полученных в ходе изучения тем: МДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных»

МДК 01.04 ТОНКМ с методикой преподавания «Таблица умножения на 3»

  1. развивающие:

- развивать навыки проектирования урока путем составления технологической карты;

- развивать навыки владения ИКТ-технологией (ОК 3 – общая компетенция);

  1. воспитательные:

- способствовать расширению общего кругозора студента;

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1 – общая компетенция);

- создать положительную мотивацию к изучению дисциплины. (ОК 9 – общая компетенция)


Задачи деятельности студентов:

  1. систематизировать и закрепить полученные знания по данной теме;

  2. развивать умения работы на занятии в группах;

  3. воспитывать интерес к профессии «Учитель начальных классов».


Оснащение: компьютер, проектор, экран, презентация.

Прогнозируемый результат:

студенты демонстрируют освоение следующих компетенций:

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.4. Анализировать уроки.

Показатели:

  • демонстрация владения терминологической базой, установление связи между теоретическими положениями и практическими заданиями.


ОК 2. Организовывать собственную деятельность, оценивать ее эффективность и качество.

Показатели:

  • выбор и применение методов и способов решения учебных задач;

  • объективная самооценка деятельности и ее результатов, соответствие рефлексивных высказываний реальным результатам и заданным критериям;


Уметь

- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;

определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

- использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по математике и русскому языку, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;

- анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;

Знать:

  • содержание предмета «Математика», «Русский язык» начального общего образования в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику преподавания начального курса математики и русского языка,

  • виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению

Показатели:

  • разработка технологической карты урока в соответствии с указанной темой.


Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие.

- Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас, студенты и уважаемые гости, на нашем практическом занятии. Чтобы настроиться на работу, проведем маленькую разминку. Гости тоже могут присоединиться к нам.

Приветствие “Здравствуйте!” Студенты поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и всегда (мизинцами);

  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

- На каких уроках в начальной школе проводятся разминки для рук?

-Для чего мы должны проводить разминки перед началом урока? (на кончиках пальцев находятся рецепторы, их активизация приводит к улучшению умственной деятельности)

- Какие еще разминки можно проводить в начале урока? (постукивание кончиками пальцев по парте, побарабанить и т.д.)


2. Постановка цели и определение задач.

- На практическом занятии вы будете работать в группах. Для того, чтобы распределиться, вам необходимо выбрать карточку с названием МДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания или МДК 01.04 ТОНКМ с методикой преподавания. (Выбрали и пересели в свои группы)

- Можно ли этот прием использовать на уроках в начальных классах и в чем заключается суть этого приема? (дети ставятся в ситуацию выбора, выбирают то, что им легче, интереснее, у них появляется осознанная направленность на работу.


- У каждой группы на столе лежат высказывания известных людей. Я попрошу вас прочитать и прокомментировать каждое высказывание.


«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно... Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Выготский Л.С.


«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». К.Д. Ушинский.

- О чем идет речь в данных высказываниях? (об учебе, учении, обучении, о деятельности учителя и учащихся)

- Почему сегодня так много говорится о самостоятельности в работе учеников? (В соответствии с требованиями ФГОС мы должны не просто давать детям готовые знания, а научить их учиться, самостоятельно добывая знания и осваивая новые способы действий под руководством учителя.)


- Что же является основной формой организации обучения? (урок)

- Вы правы. Итак, тема нашего занятия – алгоритм построения технологической карты урока в начальной школе.

– Что такое технологическая карта урока?

- Какие умения и навыки вы сегодня на практическом занятии будете у себя формировать? (умение определять содержание урока, отбирать методы и приемы для включения детей в поисковую деятельность, подбирать задания для обучающихся, подбирать вопросы, прогнозировать результаты)


3. Актуализация знаний.

- Сейчас мы проведем экспресс-опрос и вспомним понятия, которые необходимы для проектирования урока. Внимание на экран.

На экране высвечиваются понятия: задачи обучения, результаты обучения, УУД, технологии, методы, приемы обучения. Студенты должны раскрыть содержание понятий.


Задачи обучения (познавательная, развивающая, воспитательная).

Заранее планируемый результат педагогической деятельности, достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения.


Результаты обучения:

- личностные - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению,

- предметные - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания,

-метапредметные - освоенные обучающимися универсальные учебные действия.


Универсальные учебные действия:

- личностные – это реализация у школьников задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...»,

- регулятивные - умения самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать, использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы, определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку,

- познавательные - ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала, самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др., представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты,

- коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, критично относиться к своему мнению, понимать точку зрения другого, участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

– Можно ли утверждать, что такие же УУД будут формироваться и у вас на занятии? И какие?


Технологии, методы, приемы обучения.

Педагогическая технология – это научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий: технологии групповой работы, проблемного обучения, мозгового штурма, ситуации успеха, личностного роста, кейс-технологии, информационно-коммуникационные технологии, рефлексивные технологии.


Методы – это способы совместной деятельности педагога и обучающихся, направленные на достижение образовательных целей.

Словесные:

- рассказ педагога,

 - беседа,

 - чтение художественной литературы.

Наглядные:

 - наблюдение

 - демонстрация, рассматривание картины, репродукции.

Практические:

- упражнение,

 - опыты и экспериментирование,

моделирование.

Игровые:

 - дидактические игры,

 - воображаемая ситуация в развернутом виде.

 

Приёмы обучения – это элементы методов, составная часть методов. Практическая реализация метода достигается с помощью приёмов. Так, в методе работы с книгой можно выделить приёмы: 1) чтение вслух; 2) составление плана текста; 3) заполнение таблицы по прочитанному материалу; 4) составление логической схемы прочитанного; 5) конспектирование; 6) подбор цитат.



4. Освоение новых знаний и способов действия.


1) Повторение

- Уважаемые студенты! На учебных занятиях по междисциплинарным курсам и на производственной практике вы сталкивались с необходимостью разработки технологической карты урока. Давайте повторим структуру технологической карты.


Студент выходит к доске и комментирует.

- В технологической карте выделяют следующие структурные блоки:

– блок целеполагания (то, что необходимо сделать, воплотить), который включает указание темы урока, его цели, задач, планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных) и инструментальный блок (какими средствами это достижимо), который содержит указания на тип урока, ресурсы, другие источники информации, используемые на уроке, оборудование.

(на слайде)

Тема урока:


Педагогическая цель урока:


Тип урока:


Планируемые результаты (предметные):


Личностные результаты


Метапредметные

(универсальные учебные действия)

Регулятивные:

Познавательные:

Коммуникативные:

Основное содержание темы, понятия и термины


Образовательные ресурсы



– организационно-деятельностный блок (план урока, детализированный до действий и операций, представленный в таблице-схеме)

Этапы

урока

Формы, методы,

методические приемы

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые действия

формируемые умения


2) Самостоятельная работа студентов в группах.


- На предыдущих занятиях по МДК 01.02 и МДК 01.04 мы с вами отработали первый и второй блоки технологических карт по русскому языку по теме «Собственные и нарицательные имена существительные» и математике «Таблица умножения на 3». Пользуясь технологической картой, составленной на предыдущих практических занятиях, вы должны продолжить ее заполнение. Сегодня вы разработаете этап освоения новых знаний и способов действий и продемонстрируете этот фрагмент урока.

Умение проводить уроки является главной компетенцией учителя начальных классов. Кроме того, задание по проведению фрагмента урока является конкурсным на чемпионате «Молодые профессионалы», участниками и победителями которого стали студенты нашего колледжа в прошедшем учебном году. В скором времени элементом квалификационного экзамена на вашей специальности будет демонстрация фрагмента урока.


- Работать вы будете в группах. У вас было задание опережающего характера: продумать, какие формы организации работы использовать, какие применить приемы, продумать, как подать новый материал. При составлении технологической карты вы можете пользоваться программой, учебниками, а также методическим пособием по составлению технологической карты. Обратите внимание на методическое пособие «Технология проектирования современного урока». На разработку вам дается 7-10 минут. Для демонстрации фрагмента должны подготовить небольшую презентацию в 2-3 слайда.

Вы работаете за компьютерами, по окончании работы переносите в главный компьютер и демонстрируете этот этап. Один выступает в роли учителя, остальные – в роли учеников.


3) Проверка опережающего задания.

- Пока группы работают над составлением технологической карты, студенты Филиппова О. и Чуркина А. представят нам дидактические игры, наглядный материал по русскому языку и математике для этапа закрепления. Потом этот материал вы отдадите в группы, его можно будет использовать при разработке следующего этапа урока.


5. Проверка выполнения работы.

- Итак, наши группы готовы. Обратите внимание, что при разработке технологической карты должны быть учтены следующие критерии, соответствующие ФГОС НОО:

- соответствие содержания этапа программе;

- соответствие выбранных форм и методов работы содержанию этапа;

- включение обучающихся в поисковую деятельность;

- дидактическая задача этапа должна быть реализована.


Фрагменты выводятся на слайд, студенты проводят фрагмент урока. (10 минут на оба фрагмента)

Выступают и оценивают студенты.


6. Подведение итогов и оценивание.

-Наше занятие подошло к концу. Как вы считаете, способствовало ли занятие формированию умений и навыков, о которых мы говорили в начале?


- В конце нашего занятия хочется обратиться к словам Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра»

- Нам бы хотелось, что бы эти слова пригодились уважаемые студенты, вам в дальнейшей педагогической деятельности.

- Хочу отметить, что все студенты старались развивать свои профессиональные компетенции. Надеюсь, что навыки самостоятельного проектирования технологической карты урока, полученные на занятии, вы примените в своей будущей профессиональной деятельности.


- Домашнее задание: завершить заполнение технологической карты уроков, при этом используете те материалы, которые были предложены вам на занятии.