ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
БИНАРНЫЙ УРОК
Тема: «Алгоритм построения технологической карты урока в начальной школе»
МДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания
МДК 01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания
специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах, IV курс
Преподаватели ОГАПОУ СПК:
Анисимова В.И., Макар Э.М.
г. Старый Оскол
2017 г.
ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования
МДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания,
МДК 01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах, группа 41-У
Тема: «Алгоритм построения технологической карты урока в начальной школе»
Преподаватели: Анисимова В.И., Макар Э.М.
Педагогическая технология:
тип – технология поэтапного формирования практических навыков;
отношение к студенту – технология сотрудничества;
по направлению модернизации обучения – педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности студентов.
Форма урока – практическое занятие.
Цель урока: создать условия для активизации практической деятельности, расширения и закрепления знаний студентов по теме «Разработка технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования»
Задачи деятельности преподавателя:
обучающие:
- организовать проверку знаний, умений и навыков студентов, полученных в ходе изучения тем: МДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных»
МДК 01.04 ТОНКМ с методикой преподавания «Таблица умножения на 3»
развивающие:
- развивать навыки проектирования урока путем составления технологической карты;
- развивать навыки владения ИКТ-технологией (ОК 3 – общая компетенция);
воспитательные:
- способствовать расширению общего кругозора студента;
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1 – общая компетенция);
- создать положительную мотивацию к изучению дисциплины. (ОК 9 – общая компетенция)
Задачи деятельности студентов:
систематизировать и закрепить полученные знания по данной теме;
развивать умения работы на занятии в группах;
воспитывать интерес к профессии «Учитель начальных классов».
Оснащение: компьютер, проектор, экран, презентация.
Прогнозируемый результат:
студенты демонстрируют освоение следующих компетенций:
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
Показатели:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, оценивать ее эффективность и качество.
Показатели:
Уметь
- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
- использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по математике и русскому языку, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
- анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;
Знать:
содержание предмета «Математика», «Русский язык» начального общего образования в объеме достаточном для осуществления профессиональной деятельности и методику преподавания начального курса математики и русского языка,
виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению
Показатели:
Ход занятия
1. Организационный момент. Приветствие.
- Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас, студенты и уважаемые гости, на нашем практическом занятии. Чтобы настроиться на работу, проведем маленькую разминку. Гости тоже могут присоединиться к нам.
Приветствие “Здравствуйте!” Студенты поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
- На каких уроках в начальной школе проводятся разминки для рук?
-Для чего мы должны проводить разминки перед началом урока? (на кончиках пальцев находятся рецепторы, их активизация приводит к улучшению умственной деятельности)
- Какие еще разминки можно проводить в начале урока? (постукивание кончиками пальцев по парте, побарабанить и т.д.)
2. Постановка цели и определение задач.
- На практическом занятии вы будете работать в группах. Для того, чтобы распределиться, вам необходимо выбрать карточку с названием МДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания или МДК 01.04 ТОНКМ с методикой преподавания. (Выбрали и пересели в свои группы)
- Можно ли этот прием использовать на уроках в начальных классах и в чем заключается суть этого приема? (дети ставятся в ситуацию выбора, выбирают то, что им легче, интереснее, у них появляется осознанная направленность на работу.
- У каждой группы на столе лежат высказывания известных людей. Я попрошу вас прочитать и прокомментировать каждое высказывание.
«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно... Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Выготский Л.С.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». К.Д. Ушинский.
- О чем идет речь в данных высказываниях? (об учебе, учении, обучении, о деятельности учителя и учащихся)
- Почему сегодня так много говорится о самостоятельности в работе учеников? (В соответствии с требованиями ФГОС мы должны не просто давать детям готовые знания, а научить их учиться, самостоятельно добывая знания и осваивая новые способы действий под руководством учителя.)
- Что же является основной формой организации обучения? (урок)
- Вы правы. Итак, тема нашего занятия – алгоритм построения технологической карты урока в начальной школе.
– Что такое технологическая карта урока?
- Какие умения и навыки вы сегодня на практическом занятии будете у себя формировать? (умение определять содержание урока, отбирать методы и приемы для включения детей в поисковую деятельность, подбирать задания для обучающихся, подбирать вопросы, прогнозировать результаты)
3. Актуализация знаний.
- Сейчас мы проведем экспресс-опрос и вспомним понятия, которые необходимы для проектирования урока. Внимание на экран.
На экране высвечиваются понятия: задачи обучения, результаты обучения, УУД, технологии, методы, приемы обучения. Студенты должны раскрыть содержание понятий.
Задачи обучения (познавательная, развивающая, воспитательная).
Заранее планируемый результат педагогической деятельности, достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения.
Результаты обучения:
- личностные - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению,
- предметные - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания,
-метапредметные - освоенные обучающимися универсальные учебные действия.
Универсальные учебные действия:
- личностные – это реализация у школьников задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...»,
- регулятивные - умения самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать, использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы, определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку,
- познавательные - ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала, самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др., представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты,
- коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, критично относиться к своему мнению, понимать точку зрения другого, участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
– Можно ли утверждать, что такие же УУД будут формироваться и у вас на занятии? И какие?
Технологии, методы, приемы обучения.
Педагогическая технология – это научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий: технологии групповой работы, проблемного обучения, мозгового штурма, ситуации успеха, личностного роста, кейс-технологии, информационно-коммуникационные технологии, рефлексивные технологии.
Методы – это способы совместной деятельности педагога и обучающихся, направленные на достижение образовательных целей.
Словесные: - рассказ педагога, - беседа, - чтение художественной литературы. | Наглядные: - наблюдение - демонстрация, рассматривание картины, репродукции. | Практические: - упражнение, - опыты и экспериментирование, моделирование. | Игровые: - дидактические игры, - воображаемая ситуация в развернутом виде. |
Приёмы обучения – это элементы методов, составная часть методов. Практическая реализация метода достигается с помощью приёмов. Так, в методе работы с книгой можно выделить приёмы: 1) чтение вслух; 2) составление плана текста; 3) заполнение таблицы по прочитанному материалу; 4) составление логической схемы прочитанного; 5) конспектирование; 6) подбор цитат.
4. Освоение новых знаний и способов действия.
1) Повторение
- Уважаемые студенты! На учебных занятиях по междисциплинарным курсам и на производственной практике вы сталкивались с необходимостью разработки технологической карты урока. Давайте повторим структуру технологической карты.
Студент выходит к доске и комментирует.
- В технологической карте выделяют следующие структурные блоки:
– блок целеполагания (то, что необходимо сделать, воплотить), который включает указание темы урока, его цели, задач, планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных) и инструментальный блок (какими средствами это достижимо), который содержит указания на тип урока, ресурсы, другие источники информации, используемые на уроке, оборудование.
(на слайде)
Тема урока: | |
Педагогическая цель урока: | |
Тип урока: | |
Планируемые результаты (предметные): | |
Личностные результаты | |
Метапредметные (универсальные учебные действия) | Регулятивные: Познавательные: Коммуникативные: |
Основное содержание темы, понятия и термины | |
Образовательные ресурсы | |
– организационно-деятельностный блок (план урока, детализированный до действий и операций, представленный в таблице-схеме)
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
2) Самостоятельная работа студентов в группах.
- На предыдущих занятиях по МДК 01.02 и МДК 01.04 мы с вами отработали первый и второй блоки технологических карт по русскому языку по теме «Собственные и нарицательные имена существительные» и математике «Таблица умножения на 3». Пользуясь технологической картой, составленной на предыдущих практических занятиях, вы должны продолжить ее заполнение. Сегодня вы разработаете этап освоения новых знаний и способов действий и продемонстрируете этот фрагмент урока.
Умение проводить уроки является главной компетенцией учителя начальных классов. Кроме того, задание по проведению фрагмента урока является конкурсным на чемпионате «Молодые профессионалы», участниками и победителями которого стали студенты нашего колледжа в прошедшем учебном году. В скором времени элементом квалификационного экзамена на вашей специальности будет демонстрация фрагмента урока.
- Работать вы будете в группах. У вас было задание опережающего характера: продумать, какие формы организации работы использовать, какие применить приемы, продумать, как подать новый материал. При составлении технологической карты вы можете пользоваться программой, учебниками, а также методическим пособием по составлению технологической карты. Обратите внимание на методическое пособие «Технология проектирования современного урока». На разработку вам дается 7-10 минут. Для демонстрации фрагмента должны подготовить небольшую презентацию в 2-3 слайда.
Вы работаете за компьютерами, по окончании работы переносите в главный компьютер и демонстрируете этот этап. Один выступает в роли учителя, остальные – в роли учеников.
3) Проверка опережающего задания.
- Пока группы работают над составлением технологической карты, студенты Филиппова О. и Чуркина А. представят нам дидактические игры, наглядный материал по русскому языку и математике для этапа закрепления. Потом этот материал вы отдадите в группы, его можно будет использовать при разработке следующего этапа урока.
5. Проверка выполнения работы.
- Итак, наши группы готовы. Обратите внимание, что при разработке технологической карты должны быть учтены следующие критерии, соответствующие ФГОС НОО:
- соответствие содержания этапа программе;
- соответствие выбранных форм и методов работы содержанию этапа;
- включение обучающихся в поисковую деятельность;
- дидактическая задача этапа должна быть реализована.
Фрагменты выводятся на слайд, студенты проводят фрагмент урока. (10 минут на оба фрагмента)
Выступают и оценивают студенты.
6. Подведение итогов и оценивание.
-Наше занятие подошло к концу. Как вы считаете, способствовало ли занятие формированию умений и навыков, о которых мы говорили в начале?
- В конце нашего занятия хочется обратиться к словам Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра»
- Нам бы хотелось, что бы эти слова пригодились уважаемые студенты, вам в дальнейшей педагогической деятельности.
- Хочу отметить, что все студенты старались развивать свои профессиональные компетенции. Надеюсь, что навыки самостоятельного проектирования технологической карты урока, полученные на занятии, вы примените в своей будущей профессиональной деятельности.
- Домашнее задание: завершить заполнение технологической карты уроков, при этом используете те материалы, которые были предложены вам на занятии.