Класс 9 | № урока Раздел 4 урок № 6 | Дата | Примечания __________ |
Тема урока: Биогенетический закон Тип урока: Открытия нового знания. Место урока: Раздел 4 урок № 6 |
Планируемые результаты: Личностные - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; российский народ. - формирование уважительного отношения к иному мнению. - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. |
Метапредметные - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии |
Предметные - развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире - сформировать представление о биогенетическом законе и закономерностях индивидуального и исторического развития живых организмов. |
УУД: |
личностные: соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества. |
познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; |
регулятивные: умение ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. |
коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи, высказывать и аргументировать свою точку зрения по вопросу. |
Цель: формирование общих знаний о закономерностях развития и сути биогенетического закона. |
Задачи урока: 1. Образовательные: - актуализировать, расширить и обобщить знания о сущности и проявлениях биогенетического закона; - сформировать понятие об эмбриональной дивергенции как отражении эволюции систематической группы животных; - продолжить формирование представлений о материальном единстве живой природы. 2. Развивающие: - способствовать овладению культурой и способами взаимодействия в группе; - развивать умение высказывать оценочные суждения, аргументировать точку зрения; - формировать навыки самооценки и самоанализа учебной деятельности; - развивать способности к творческой поисковой деятельности. 3. Воспитательные: - воспитывать понимание взаимозависимости членов группы, ответственность за коллективное решение, партнерский стиль взаимодействия; - способствовать созданию системы научного мировоззрения ученика; - воспитывать деловитость, умение продуктивно действовать в условиях ограниченного времени. |
ИОР, проект «Вся биология». Режим доступа: http://www.sbio.info/materials/obbiology/obbevolut/44; Журнал «Биология» Режим доступа: http://bio.1september.ru/view_article.php?ID=200502403 ЭОР, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.scool-collection.edu.ru ЦОР, Единая коллекция ЦОР. Режим доступа: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ba537218-1ff4-b536-5bac-d696ac951bd8/1000308A.htm ТСО компьютер |
Предыдущее домашнее задание: параграф 33 с. 162-166; в рабочей тетради № 3, №7 (по выбору). |
Что проверить: понимание учебного материала, умение лаконично и четко формулировать ответ на вопрос в письменной форме, анализировать изученный материал. |
Не забыть:? |
Ход урока |
Деятельность учителя | Время от начала урока | Деятельность учащихся | Время, затраченное обучащимися | Ожидаемые результаты |
Организационный момент |
-приветствие; -проверка отсутствующих; -проверка готовности класса к уроку. | со звонком на урок | - приветствуют учителя -готовятся к уроку -занимают свои рабочие места | 1-2 мин | Метапредметные: Коммуникативные УУД 1. слушают и понимают речь учителя. Регулятивные УУД: 1. оценивают правильность поведения на уроке. Личностные УУД: 1. правильно идентифицируют себя с позицией учащегося. |
Актуализация опорных знаний, формулирование темы и задач урока, мотивация к изучению новой темы (работа с презентацией) |
-демонстрирует слайд 1 -задает вопросы -направляет ход мысли обучающихся -конкретизирует тему и задачи урока -мотивирует к открытию нового знания | 1-2 мин | -рассуждают, отвечают на вопросы -заносят схему в тетрадь -формулируют тему и задачи урока -настраиваются на открытие нового знания | 3-4 мин | Предметные: 1. умеют сравнивать и обобщать признаки живых организмов, выделять главные, классифицировать на группы. 2. умеют рассматривать биологические объекты и понятия с разных точек зрения. Метапредметные: Познавательные УУД: 1.осознанно строят речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД: 1.слушают и понимают речь учителя и одноклассников; Регулятивные УУД: 1.определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; Личностные: 1. руководствуются значимыми учебными мотивами; |
Этап открытия новых знаний (работа с презентацией) |
-демонстрирует, комментирует презентацию -задает вопросы -формулирует новые понятия -демонстрирует и комментирует видеофрагмент | 6 мин | -отвечают на вопросы -сравнивают, строят предположения -записывают термины в тетрадь | 10-12 мин | Предметные: 1. работают с презентацией и текстом с пониманием основного содержания. Метапредметные: Познавательные УУД: 1.осознанно строят речевое высказывание в устной форме; 2.сравнивают, строят предположения, аргументируют свое мнение. Коммуникативные УУД: 1.слушают и понимают речь учителя и одноклассников; 2.воспирнимают мнения одноклассников в соответствии с нормами общения, правилами поведения и этикета. Регулятивные УУД: 1. самостоятельно регулируют свою активность и поведение на уроке избегая конфликтов. Личностные: 1.правильно идентифицируют себя с позицией учащегося; руководствуются значимыми учебными мотивами. |
Первичная проверка понимания (2-3 мин.) упражнение «утверждения» |
-зачитывает биологические утверждения | 18 мин | -отвечают, объясняют свою точку зрения | 2-3 мин | Предметные: 1. работают с презентацией и текстом с пониманием основного содержания. Метапредметные: Познавательные УУД: 1.осознанно строят речевое высказывание в устной форме; 2.осознанно доказывают свою точку зрения. Коммуникативные УУД: 1.слушают и понимают речь учителя и одноклассников; 2. умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: 1. прогнозируют результат и уровень усвоения знаний. Личностные: 1. самостоятельно оценивают качество усваивания изучаемого материала. |
Динамическая пауза |
-ведет динамическую паузу | 21 мин | -выполняют необходимые упражнения | 1мин | Метапредметные: Регулятивные УУД 1.саморегулирую свою деятельность для мобилизации сил и энергии. |
Первичное закрепление нового знания (работа в парах или микрогруппах) |
-ставит проблему -координирует работу обучающихся | 22мин | - работают в парах - формулируют вопросы -разрабатывают рекомендации | 5-6 мин | Предметные: 1. осознанно работают с устным текстом с пониманием основного содержания. 2.умеют анализировать информацию и делать выводы. Метапредметные: Познавательные УУД: 1.осознанно строят речевое высказывание в устной форме, задают вопросы. 2.осознанно доказывают свою точку зрения. 3. самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: 1.слушают и понимают речь учителя и одноклассников; 2. умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: 1. само регулируют поведение для избегания конфликтных ситуаций. Личностные: 1. нравственно-этическая ориентация на здоровый образ жизни. |
Применения новых понятий (индивидуальная работа по разноуровневым карточкам) |
-объясняет, направляет | 28 | - работают с карточками -самопроверка | 5 мин | Предметные: 1. осознанно работают с текстом с пониманием основного содержания. 2.умеют анализировать информацию и делать выводы. Метапредметные: Познавательные УУД: 1. самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем. 2. структурируют знания. Коммуникативные УУД: 1.слушают и понимают речь учителя. Регулятивные УУД: 1. само регулируют способ деятельности при работе. |
Сообщение домашнего задания. |
-поясняет, дает рекомендации | 34 мин | -записывают в дневник, уточняют | 1-2 мин | Метапредметные Коммуникативные УУД: 1.слушают и понимают речь учителя. |
Рефлексия |
- слушает, делает выводы | 36 мин | - рефлексируют | 2-3 мин | Метапредметные: Познавательные УУД 1. выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
Подведение итогов урока. Выставление оценок. |
-подводит итоги урока -выставляет оценки | 38 мин | -слушают, делают выводы | 2 мин | Метапредметные Познавательные УУД 1.адекватно оцениваю результаты своей работы. |
Если осталось время: Новости науки. Краткая информация о последних открытиях или интересных фактах в области биологии. |
Домашнее задание: |
Первый уровень: 1. Параграф 34, с 166-169 – обязательное для всех |
Второй уровень: 2. Составьте 5 тестовых заданий по теме «Индивидуальное и историческое развитие организмов». |
Третий уровень: 3. По желанию: Нарисуйте комикс (серию рисунков с пояснениями) на тему «Онтогенез лягушки». |
Заметки: |
Тема урока: | биогенетический закон |
Тип урока | ОНЗ |
Цель: | формирование общих знаний о закономерностях развития и сути биогенетического закона. |
Педагогические задачи | 1. Образовательные: - актуализировать, расширить и обобщить знания о сущности и проявлениях биогенетического закона; - сформировать понятие об эмбриональной дивергенции как отражении эволюции систематической группы животных; - продолжить формирование представлений о материальном единстве живой природы. 2. Развивающие: - способствовать овладению культурой и способами взаимодействия в группе; - развивать умение высказывать оценочные суждения, аргументировать точку зрения; - формировать навыки самооценки и самоанализа учебной деятельности; - развивать способности к творческой поисковой деятельности. 3. Воспитательные: - воспитывать понимание взаимозависимости членов группы, ответственность за коллективное решение, партнерский стиль взаимодействия; - способствовать созданию системы научного мировоззрения ученика; - воспитывать деловитость, умение продуктивно действовать в условиях ограниченного времени. |
Коррекционные задачи | 1.Развивать умение логично и аргументированно высказывать свою точку зрения и задавать вопросы через беседу с учителем, выполнение групповой работы (упражнение «пресс-конференция»); 2. Развивать умение выделять главное в характеристике предметов и объединять их в группы при работе с фотографиями в презентации; 3.Развивать критическое мышление на основе упражнения «верно ли утверждение». |
Планируемые результаты: |
Личностные | - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; российский народ. - формирование уважительного отношения к иному мнению. - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. |
Метапредметные результаты / УУД | познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; регулятивные: умение ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи, высказывать и аргументировать свою точку зрения по вопросу, умение строить речевое высказывание. |
Предметные результаты | Знать: понятия онтогенез и филогенез, формулировку и суть биогенетического закона развития. |