СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биографии Отцов церкви

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по дисциплине "Основы философии"

Просмотр содержимого документа
«Биографии Отцов церкви»

Биография отцов церкви: Фома Аквинский и Августин Блаженный. Подготовила студентка группы К-141 Николаева Лена

Биография отцов церкви: Фома Аквинский и Августин Блаженный.

Подготовила студентка группы К-141

Николаева Лена

Августин Блаженный Аврелий Августин (354-430) – христианский философ и теолог, представитель латинской патристики. Родился в Тагасте, Северная Африка. Сын язычника и христианки, получил риторическое образование. Августин прошёл сложный путь исканий от язычества, стоицизма до христианства, что нашло отражение в его «Исповеди». 

Августин Блаженный

  • Аврелий Августин (354-430) – христианский философ и теолог, представитель латинской патристики. Родился в Тагасте, Северная Африка. Сын язычника и христианки, получил риторическое образование. Августин прошёл сложный путь исканий от язычества, стоицизма до христианства, что нашло отражение в его «Исповеди». 
Труды Августина Главный представитель западной патристики. Родоначальник философии истории. Развивает теологическое учение об обществе. Сформулировал три основных принципа философии истории, ставших классическими Главные произведения «Исповедь», «О Троице», «О граде Божьем».

Труды Августина

  • Главный представитель западной патристики. Родоначальник философии истории.
  • Развивает теологическое учение об обществе.
  • Сформулировал три основных принципа философии истории, ставших классическими
  • Главные произведения «Исповедь», «О Троице», «О граде Божьем».
ПЛАТОНОВСКИЕ «ИДЕИ» – МЫСЛИ БОГА  В своих философских исканиях Августин опирается на философию Платона. Августин перемещает платоновские идеи в божественный ум: они теперь – предвечные мысли Бога - отца, не нуждающегося в материи. Таким образом, все природно-человеческие события становятся полностью зависимыми от единой внеприродной причины (Бога). 

ПЛАТОНОВСКИЕ «ИДЕИ» – МЫСЛИ БОГА 

  • В своих философских исканиях Августин опирается на философию Платона.
  • Августин перемещает платоновские идеи в божественный ум: они теперь – предвечные мысли Бога - отца, не нуждающегося в материи.
  • Таким образом, все природно-человеческие события становятся полностью зависимыми от единой внеприродной причины (Бога). 
ДИАЛЕКТИКА ИСТОРИИ Августин – родоначальник теологически осмысленной ДИАЛЕКТИКИ ИСТОРИИ.  Динамике общечеловеческой истории посвящён трактат Августина «О граде Божием» (написанном под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410 г. н.э.).

ДИАЛЕКТИКА ИСТОРИИ

  • Августин – родоначальник теологически осмысленной ДИАЛЕКТИКИ ИСТОРИИ.
  • Динамике общечеловеческой истории посвящён трактат Августина «О граде Божием» (написанном под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410 г. н.э.).
СУЩНОСТЬ ИСТОРИИ Вся история слагается из ШЕСТИ периодов земных обществ по аналогии с шестью днями творения. 1-й период: от Адама до потопа (младенчество чел-ва);  2-й период: от потопа до Авраама (детство); 3-период: от Авраама до царя Давида (оторочество); 4-период: от царя Давида до Вавилонского пленения (молодость); 5-период: от пленения до Христа (зрелость); 6-период: от Христа до конца света, «Страшного суда» (старость). 7-й период: «Страшный суд», новое пришествие Мессии, когда души грешников сгорают в Гиене огненной, а души праведников соединяются с телами, которые воскрешаются Богом. Наступает царство праведников, правителем которых является сам Бог, или «Царство Божие на земле». Это период возрожденного человечества. У Августина впервые мы видим «стрелу времени», которая свидетельствует о том, что процесс истории идет в сторону прогресса (правда духовно-религиозного) и является необратимым.

СУЩНОСТЬ ИСТОРИИ

  • Вся история слагается из ШЕСТИ периодов земных обществ по аналогии с шестью днями творения.
  • 1-й период: от Адама до потопа (младенчество чел-ва);
  • 2-й период: от потопа до Авраама (детство);
  • 3-период: от Авраама до царя Давида (оторочество);
  • 4-период: от царя Давида до Вавилонского пленения (молодость);
  • 5-период: от пленения до Христа (зрелость);
  • 6-период: от Христа до конца света, «Страшного суда» (старость).
  • 7-й период: «Страшный суд», новое пришествие Мессии, когда души грешников сгорают в Гиене огненной, а души праведников соединяются с телами, которые воскрешаются Богом. Наступает царство праведников, правителем которых является сам Бог, или «Царство Божие на земле». Это период возрожденного человечества.
  • У Августина впервые мы видим «стрелу времени», которая свидетельствует о том, что процесс истории идет в сторону прогресса (правда духовно-религиозного) и является необратимым.
Рассуждения о времени и вечности Августин рассматривает сложный вопрос: почему мир не был сотворен раньше, или позже? Его ответ гласит: время было сотворено вместе с миром (материей). 

Рассуждения о времени и вечности

  • Августин рассматривает сложный вопрос: почему мир не был сотворен раньше, или позже? Его ответ гласит: время было сотворено вместе с миром (материей). 
Фома Аквинский Фома Аквинский (Томмазо д`Аквино) (1225-1274). Основные работы: «О спорных вопросах истины», «О Троице», «Сумма против язычников» и незавершенная «Сумма теологии». Аристократ, родственник германского императора, становится рядовым нищенского ордена доминиканцев = «псы господни». В 1323г. решением римской курии Фома Аквинский причислен к лику святых. Основоположник современной римско-католической церкви и ее официальной философии – неотомизма (с конца 19в.).

Фома Аквинский

  • Фома Аквинский (Томмазо д`Аквино) (1225-1274).
  • Основные работы: «О спорных вопросах истины», «О Троице», «Сумма против язычников» и незавершенная «Сумма теологии».
  • Аристократ, родственник германского императора, становится рядовым нищенского ордена доминиканцев = «псы господни».
  • В 1323г. решением римской курии Фома Аквинский причислен к лику святых. Основоположник современной римско-католической церкви и ее официальной философии – неотомизма (с конца 19в.).
Фома Аквинский Фома Аквинский – крупнейший представитель западной схоластики. Схоластика - тип религиозной философии, стремящийся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов и доказательств. Для него характерно обращение к Библии как к основному источнику знания.

Фома Аквинский

  • Фома Аквинский – крупнейший представитель западной схоластики.
  • Схоластика - тип религиозной философии, стремящийся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов и доказательств. Для него характерно обращение к Библии как к основному источнику знания.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА Фома, как и Аристотель, пытается вывести бытие Бога из бытия вещей с помощью формальной логики (разума).  Доказательства бытия Бога: 1) Аргумент первопричины: все, что мы видим в мире, имеет причину. Идя по причинной цепи все дальше и дальше, мы непременно должны придти к Первопричине – к Богу; 2) Аргумент естественного закона: закономерность, скажем, движения космических тел трактуется Фомой так, Бог велел им двигаться именно таким образом, а не иначе; 3) Аргумент целесообразности: все в мире устроено так, чтобы мы могли в нем жить, а если бы мир был устроен иначе, мы не моги бы в нем жить;

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА

  • Фома, как и Аристотель, пытается вывести бытие Бога из бытия вещей с помощью формальной логики (разума).
  • Доказательства бытия Бога:
  • 1) Аргумент первопричины: все, что мы видим в мире, имеет причину. Идя по причинной цепи все дальше и дальше, мы непременно должны придти к Первопричине – к Богу;
  • 2) Аргумент естественного закона: закономерность, скажем, движения космических тел трактуется Фомой так, Бог велел им двигаться именно таким образом, а не иначе;
  • 3) Аргумент целесообразности: все в мире устроено так, чтобы мы могли в нем жить, а если бы мир был устроен иначе, мы не моги бы в нем жить;
4) Аргумент движения: всякая вещь движется под воздействием чего-то иного, что движется опять же иным предметом. Но цепь движений не может быть бесконечной, т.к. тогда не было бы первого «двигателя», а, следовательно, и второго, и вообще не было бы движения. Нам остается дойти до первой причины движения как чистого акта, а это – Бог; 5) Аргумент сущности: всякая вещь имеет предел своего совершенства, есть, следовательно, некая сущность, являющаяся для всех сущностей причиной совершенства, а это есть Бог. «Доказательства» бытия Бога имеют у Фомы космологический характер, т.е. исходят из определенных явлений материального мира.
  • 4) Аргумент движения: всякая вещь движется под воздействием чего-то иного, что движется опять же иным предметом. Но цепь движений не может быть бесконечной, т.к. тогда не было бы первого «двигателя», а, следовательно, и второго, и вообще не было бы движения. Нам остается дойти до первой причины движения как чистого акта, а это – Бог;
  • 5) Аргумент сущности: всякая вещь имеет предел своего совершенства, есть, следовательно, некая сущность, являющаяся для всех сущностей причиной совершенства, а это есть Бог.
  • «Доказательства» бытия Бога имеют у Фомы космологический характер, т.е. исходят из определенных явлений материального мира.
Фома Аквинский о человеке и свободе. В противоположность Августину, Фома считает, что человек является единством, compositum тела и души. А потому тело не является оковами души, напротив, их соединение – благо для души. Тело – основа для ее (души) индивидуальности и бессмертия.  Тем самым подчеркивалось некоторое значение телесности и земных целей человека в противоположность идеалам аскетизма.

Фома Аквинский о человеке и свободе.

  • В противоположность Августину, Фома считает, что человек является единством, compositum тела и души. А потому тело не является оковами души, напротив, их соединение – благо для души. Тело – основа для ее (души) индивидуальности и бессмертия.
  • Тем самым подчеркивалось некоторое значение телесности и земных целей человека в противоположность идеалам аскетизма.
ФОМА О СВОБОДЕ Возникает проблема свободы в форме дилеммы: обладать свободой или быть свободным? Согласно Фоме, можно говорить о двух свободах – свободе ценностно-ориентированной и свободе безразличной к ценностям (греховная свобода). Теолог, естественно, понятие свободы сопрягает с ценностной ориентацией. Человек по естеству склонен к добру и нарушает эту склонность именно в силу своей несвободы. Отсюда СВОБОДА – это свобода от давления дурного выбора, это свобода, прежде всего, ОТ ЗЛА.

ФОМА О СВОБОДЕ

  • Возникает проблема свободы в форме дилеммы: обладать свободой или быть свободным? Согласно Фоме, можно говорить о двух свободах – свободе ценностно-ориентированной и свободе безразличной к ценностям (греховная свобода). Теолог, естественно, понятие свободы сопрягает с ценностной ориентацией.
  • Человек по естеству склонен к добру и нарушает эту склонность именно в силу своей несвободы. Отсюда СВОБОДА – это свобода от давления дурного выбора, это свобода, прежде всего, ОТ ЗЛА.